ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Объяснение нового материала.Урок русского языка в 5 классе. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Тип урока: Объяснение нового материала. Цели урока: - актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его признаках; - дать понятие одушевленности и неодушевленности имен существительных; - развить творческую, речевую и мыслительную активность учащихся, интерес к предмету на основе языковых впечатлений. Оборудование: раздаточный материал: таблица определения «одушевленности-неодушевленности», перфокарты (Приложение); на доске: круг с надписью «колесо» Ход урока Организационный момент. -Здравствуйте, ребята! Садитесь. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату урока: 11 марта. А место для темы урока оставьте пока свободным. -Чем необычен сегодняшний день? Какой сегодня праздник? (Учащиеся высказывают свои предположения). - Сегодня Масленица. (запись учениками слова в тетрадь) - Это древний славянский праздник с многочисленными обычаями, через века дошедший до наших дней. Празднуется он весной, когда зима уже заканчивается. Но мы ещё ощущаем её холод. Вот и сейчас, несмотря на март, она здесь. А к вам зима пришла к нам не с пустыми руками, а приготовила задания.
Опрос. Итак, первое задание, которое приготовила для вас зима- это снежный ком. Но он необычный, внутри него располагаются буквы. Ваша задача составить как можно больше слов, используя каждую букву всего один раз. Пятиклассники составляют и зачитывают получившиеся слова (осел, кол, колес, село, сел, лоск, сок). - Слова какой части речи вы составили больше? (Существительные) - Дайте определение имени существительному? - А какие признаки существительного спрятала зима в стихотворении: Интересная часть речи В русском языке живет: Существительным зовется, Всех по имени зовет. Знает, кто - она, кто - он, И число покажет, Кто – живой, кто – неживой Быстренько нам скажет. Может измениться вдруг, Обозначит все вокруг, Будет в предложении Главным, без сомнения. Учащиеся находят признаки имени существительного. - Распределим составленные вами слова по данным признакам: род, число, живой – неживой. Школьники обозначают над словами род, число - Остановимся на последнем признаке существительного: КТО? ЧТО? (на доске прикреплены карточки с вопросами) -Имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО?, называются одушевленными. - Имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? – неодушевленными. ЗАПИСЬ ТЕМЫ УРОКА: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Объяснение нового материала. - Обратимся к учебнику и прочитаем материал рубрики «Обрати внимание!» на странице 68 (1 абзац). - Для того чтобы проверить, как вы поняли информацию, зима приготовила задание: Распределите словарные слова, которые я вам прочитаю, по принципу: одушевленные – отвечающие на вопрос КТО?, неодушевленные – отвечающие на вопрос ЧТО? Шофёр, апельсин, вокзал, тренер, космонавт, гербарий, здороье, герой, офицер, костюм. (Ученики работают у доски по цепочке, распределяют слова по группам; остальные делают записи в тетради). Словарная работа КТО? ЧТО? Шофер апельсин тренер вокзал космонавт гербарий герой здоровье офицер костюм
- Молодцы! - Но не всегда так просто бывает определить, одушевленный или неодушевленный это предмет. - Зима и здесь постаралась. Она записала вам на доске слова и определила их в группу одушевлённых. А как думаете вы? - КУКЛА – это одушевленное или неодушевленное существительное? - А карты ВАЛЕТ, ТУЗ, КОЗЫРЬ? - А слова МЕРТВЕЦ, ПОКОЙНИК? - Продолжим работу с учебником, стр.68-69 (читаем до конца). Права зима? - Оказывается, это одушевленные имена существительные. - А слова молодежь, стая, группа, детвора, крестьянство, народ? - Это неодушевленные существительные. - Но чтобы вы всегда могли правильно определить, одушевленное или неодушевленное перед вами имя существительное, зима приготовила вам на память таблицу (у каждого ученика на парте находится таблица).
Работа по таблице. - Давайте проверим: КУКЛА - мн.ч. КУКЛЫ Р.- нет кукол В.- вижу кукол Р =В – одушевленное Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|