Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Объяснение нового материала.




Урок русского языка в 5 классе.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Цели урока: - актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его признаках;

- дать понятие одушевленности и неодушевленности имен существительных;

- развить творческую, речевую и мыслительную активность учащихся, интерес к предмету на основе языковых впечатлений.

Оборудование: раздаточный материал: таблица определения «одушевленности-неодушевленности», перфокарты (Приложение);

на доске: круг с надписью «колесо»

Ход урока

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату урока: 11 марта. А место для темы урока оставьте пока свободным.

-Чем необычен сегодняшний день? Какой сегодня праздник?

(Учащиеся высказывают свои предположения).

- Сегодня Масленица. (запись учениками слова в тетрадь)

- Это древний славянский праздник с многочисленными обычаями, через века дошедший до наших дней. Празднуется он весной, когда зима уже заканчивается. Но мы ещё ощущаем её холод. Вот и сейчас, несмотря на март, она здесь. А к вам зима пришла к нам не с пустыми руками, а приготовила задания.

 

Опрос.

Итак, первое задание, которое приготовила для вас зима- это снежный ком. Но он необычный, внутри него располагаются буквы. Ваша задача составить как можно больше слов, используя каждую букву всего один раз.

Пятиклассники составляют и зачитывают получившиеся слова (осел, кол, колес, село, сел, лоск, сок).

- Слова какой части речи вы составили больше? (Существительные)

- Дайте определение имени существительному?

- А какие признаки существительного спрятала зима в стихотворении:

Интересная часть речи

В русском языке живет:

Существительным зовется,

Всех по имени зовет.

Знает, кто - она, кто - он,

И число покажет,

Кто – живой, кто – неживой

Быстренько нам скажет.

Может измениться вдруг,

Обозначит все вокруг,

Будет в предложении

Главным, без сомнения.

Учащиеся находят признаки имени существительного.

- Распределим составленные вами слова по данным признакам: род, число, живой – неживой.

Школьники обозначают над словами род, число

- Остановимся на последнем признаке существительного:

КТО? ЧТО?

(на доске прикреплены карточки с вопросами)

-Имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО?, называются одушевленными.

- Имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? – неодушевленными.

ЗАПИСЬ ТЕМЫ УРОКА: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

 

Объяснение нового материала.

- Обратимся к учебнику и прочитаем материал рубрики «Обрати внимание!» на странице 68 (1 абзац).

- Для того чтобы проверить, как вы поняли информацию, зима приготовила задание: Распределите словарные слова, которые я вам прочитаю, по принципу: одушевленные – отвечающие на вопрос КТО?, неодушевленные – отвечающие на вопрос ЧТО? Шофёр, апельсин, вокзал, тренер, космонавт, гербарий, здороье, герой, офицер, костюм.

(Ученики работают у доски по цепочке, распределяют слова по группам; остальные делают записи в тетради).

Словарная работа

КТО? ЧТО?

Шофер апельсин

тренер вокзал

космонавт гербарий

герой здоровье

офицер костюм

 

- Молодцы!

- Но не всегда так просто бывает определить, одушевленный или неодушевленный это предмет.

- Зима и здесь постаралась. Она записала вам на доске слова и определила их в группу одушевлённых. А как думаете вы?

- КУКЛА – это одушевленное или неодушевленное существительное?

- А карты ВАЛЕТ, ТУЗ, КОЗЫРЬ?

- А слова МЕРТВЕЦ, ПОКОЙНИК?

- Продолжим работу с учебником, стр.68-69 (читаем до конца). Права зима?

- Оказывается, это одушевленные имена существительные.

- А слова молодежь, стая, группа, детвора, крестьянство, народ?

- Это неодушевленные существительные.

- Но чтобы вы всегда могли правильно определить, одушевленное или неодушевленное перед вами имя существительное, зима приготовила вам на память таблицу (у каждого ученика на парте находится таблица).

Имена существительные
одушевленные неодушевленные
мн. число
И. братья сестры Р. братьев сестер В. братьев сестер И. камни доски Р. камней досок В. камни доски
В. = Р. В. = И.  

 

 

Работа по таблице.

- Давайте проверим: КУКЛА - мн.ч. КУКЛЫ

Р.- нет кукол

В.- вижу кукол Р =В – одушевленное






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных