Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Искусство Римской империи




В конце I в. до н. э. Римское государство, раздираемое борьбой сословий, гражданскими войнами, сотрясаемое восстаниями рабов, приходит к военной диктатуре, превращается из Республики в Империю. Первым императором Рима был Октавиан, (27 г. до н. э.—14 г. н. э.). Его прославляла римская литература, римская поэзия и, конечно, изобразительное искусство. Беря за образец греческое искусство, стали изображать Октавиана и многих других императоров в бесчисленных идеализированных статуях (так называемый августовский классицизм в период правления Октавиана). Полуобнаженная фигура напоминала греческих атлетов V в. до н. э., но всему был придан внешний пафос, модель была явно героизирована. Иногда император изображался в образе бога, чаще всего Юпитера.


Римляне явились создателями так называемого исторического рельефа. Стена Алтаря мира (13—9 гг. до н. э.), установленного на Марсовом поле в Риме, украшена рельефами с изображением жертвоприношений богине Мира. В торжественной процессии принимают участие Август и его семья, его приближенные и сенаторы.

 

Каждый император в поисках славы сооружал новые площади, административные здания, зрелищные сооружения. Октавиану. Прежде всего он расширил Форум, восстановил на нем некоторые здания (Базилику Юлия, например), построил так называемый театр Марцелла (14 г. до н. э.).

При Флавиях, императорах Веспасиане и Тите, в 75—82 гг. н. э. был построен огромный амфитеатр для гладиаторских боев Колизей (72г н.э) (от латинского слова «колоссеум» — колоссальный, по мнению же некоторых исследователей, слово «Колизей» возникло потому, что у амфитеатра Флавиев была поставлена статуя Нерона в 39 м высотой, позже переделанная в фигуру Гелиоса на манер Колосса Родосского), по типу которого и по сей день сооружаются стадионы. В плане Колизей представляет собой эллипс, его длина 188 м, ширина 156 м. Стена высотой 50 м состоит из трех ярусов сводчатых арок, четвертый (последний) —глухой, разделенный лишь окнами. Первый ярус украшен полуколоннами дорического ордера, второй —ионического, третий—коринфского, а верхний —коринфскими пилястрами. Верхний ярус сохранил кронштейны для натягивания тента в случае непогоды и от солнца. В нишах второго и третьего ярусов стояли статуи. Под ареной Колизея, на которой, кстати, могло сражаться сразу до 3000 пар гладиаторов, были размещены помещения гладиаторов, клетки для зверей и система водоснабжения. Арену можно было затопить водой и разыгрывать в Колизее морские бои. Арка и свод, как цилиндрический, так и крестовый (основные конструкции Колизея), а также бетон в сочетании с кирпичом и мрамором — травертином, примененные в строительстве, стали вкладом римлян в мировое зодчество. Плохая сохранность Колизея объясняется тем, что в средние века и вплоть до XVIII в. он служил каменоломней.

 

Римлянам принадлежит и тип триумфальной арки, одно-, трех-и пятипролетной, в честь того или иного императора. Так, в 81 г. в честь императора Тита и его победы над Иудеей была возведена однопролетная, шириной 5,33м, Триумфальная арка на священной дороге, ведущей через римский Форум к Капитолийскому холму. Мраморная арка высотой около 20 м служила, по сути, постаментом для скульптуры Тита. В аттике над пролетом была высечена посвятительная надпись, арку украшали рельефы с изображением победного шествия римлян, решенные пространственно, в сложных ракурсах и движении.

 

В 79 г. от извержения Везувия погибли несколько городов недалеко от Неаполя —Помпеи, Стабии и Геркуланум. Начатые в XVIII в. раскопки Помпеи показали изумленной Европе жизнь римского города с 20 000 населения, его планировку, устройство жилищ, их убранство. В результате многолетних раскопок, не прекращающихся и по сей день, открылись улицы, довольно широкие, торговая площадь, административные здания, храмы, мастерские ремесленников, гладиаторская школа, жилые дома — одно- или двухэтажные, из кирпича или бетона, с черепичными крышами. Дом делился на две части. Официальным центром был атриум с бассейном посередине. Крыша над бассейном, поддерживаемая 4 колоннами, имела отверстие — для наполнения бассейна дождевой водой и для освещения.
Этот принцип заимствован римлянами у этрусков. В центре бассейна помещался фонтан, украшенный статуей. В другой части дома, частной, где проходила жизнь семьи, обязательным был перистиль — внутренний двор прямоугольной формы, заимствованный римлянами от греков, любимое место отдыха семьи. Фонтаны, ниши, статуи обильно украшали перистиль. Вокруг атриума и перистиля группировались также хозяйственные и жилые помещения.

 

Полы в богатых домах украшались мозаикой — наборной живописью из естественных горных пород или цветных морских камешков —гальки, а также из цветной стеклянной пасты (смальты). В доме Фавна в Помпеях (название возникло от бронзовой фигурки фавна, найденной в доме) раскрыли мозаику площадью в 15 кв. м, изображавшую битву Александра Македонского с персидским царем Дарием. Прекрасно передано возбуждение битвы, даны портретные характеристики греческого полководца и воинов, изображены их одежды и оружие. Мастерству композиции соответствует красота колорита, построенного на сочетании черного, белого, красного, желтого цветов.
Стены дома расписывались фресками. Во II в. до н. э. чаще всего фреска подражала цветному мрамору и разным породам камня, чему римляне тоже научились от греков (так называемый инкрустационный стиль). В I в. до н. э., еще в период Республики, стиль росписей несколько изменился. Росписи стали включать разные архитектурные детали — колонны, карнизы, пилястры, капители, иногда это большие многофигурные композиции, как, например, сцена мистерии, посвященной культу Диониса, на красном фоне стены в Вилле мистерий близ Помпеи. Фигуры Диониса, его жены Ариадны, участников мистерии, танцовщиц поражают гармонией, пластикой движений. Колорит изыскан и сложен: золотисто-желтое, золотисто-розовое сочетается с сиреневым, пурпурным, лиловым (так называемый архитектурный стиль). Позднее уже в период Империи, создается третий стиль, который часто называют «египтизирующим» или «канделябрным» (по египетским мотивам и по мотиву, более всего напоминающему канделябр).
В I в. н. э., особенно во второй половине, росписи наполняются изображением фантастической архитектуры, иллюзорно раздвигающей пространство комнат, предметом изображения становятся сады и парки, долины, реки, холмы и площади, жанровые сцены, натюрморты (дома в Геркулануме). В центре изображения как самостоятельная картина пишется сцена на мифологический сюжет (так называемый фантастический стиль).
Во II в. н. э., в период наивысшего могущества, Римская держава простиралась от Испании и Галлии на западе до Египта и Сирии на востоке.
Каждый из императоров старался украсить Римский Форум. Наиболее грандиозным был Форум императора Траяна (109— 113 гг.), построенный архитектором Аполлодором. Его площадь — 116х95 м. К площади примыкали две библиотеки с латинскими и греческими рукописями, на площади стояла колонна Траяна и храм в его честь. До наших дней сохранилась лишь колонна Траяна, ствол которой более 30 м высотой сложен из 17 барабанов каррарского мрамора. Внутри колонны проходит винтовая лестница. Колонна завершалась бронзовой фигурой Траяна, которую в XVI в. заменили статуей апостола Петра. После смерти императора урну с его прахом поместили в пьедестал колонны. Колонна облицована плитами мрамора, по которым спиралью в 200 м длиной тянется барельеф, в исторической последовательности изображающий главные события похода Траяна против даков (101—103 и 106—107 гг.): сооружение моста через Дунай, переправу, битву с даками, их лагерь, осаду крепости, самоубийство вождя даков, шествие пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рим. В рельефах 2500 фигур, 90 раз повторяется изображение Траяна — все трактовано глубоко реалистически, но пронизано пафосом прославления победителя.


При императоре Адриане (117—138 гг.) был возведен и другой знаменитейший памятник римской архитектуры — Пантеон, «Храм всех богов», построенный из камня, кирпича и бетона в 118—125 гг., круглое в плане здание высотой в 42,7 м, перекрытое куполом 43,2 м в диаметре. Экстерьер Пантеона очень скромен: его украшает лишь портик с коринфскими колоннами из темно-красного гранита; основное внимание уделено интерьеру. Пантеон являет собой образец технического совершенства римского зодчества. Отделка интерьера относится к III в. Пол храма выложен мраморными плитами. Стена разделена на два яруса. Нижний имеет глубокие ниши, где ранее стояли статуи богов (в одной из ниш сейчас могила Рафаэля), а верхний расчленен пилястрами из цветного мрамора. Интерьер Пантеона огромен, но гармоничен и соразмерен: диаметр равен высоте храма, высота стен, на которые опирается купол, составляет половину высоты всего здания. Сокращающиеся в перспективе кессоны (углубления) купола иллюзорно делают его еще более высоким. Освещение интерьера решено отверстием, «окном» в куполе (диаметр его 9 м, так называемый глаз Пантеона). Пол под «окном» имеет незаметный скат для стока воды. Сложнейший комплекс представляет Вилла Адриана в Тибуре (Тиволи). По типу этрусского тумулуса был начат мавзолей Адриана в Риме, в средние века переделанный в замок св. Ангела.
II век — время наивысшего могущества Римской империи. Ее легионы стояли в Британии и Египте, в Северном Причерноморье и Малой Азии. И везде римляне приносили свой образ жизни, свои вкусы и художественный опыт.
Римлянами был создан еще один тип сооружения — термы, общественные бани. Термы — это не просто бани в современном понятии слова, это целый комплекс сооружений, служащих не только для омовения, но и местом отдыха и развлечения. До нашего времени сохранились руины терм Каракаллы (211—216) площадью более чем 11 гектаров.
Римское зодчество в эпоху Империи достигло очень высокого технического и художественного совершенства и послужило образцом для многих последующих веков.
Портретная пластика периода Римской империи характерна своей яркой реалистичностью. В портретах этого времени мы «читаем» всю жестокую историю Рима: произвол ее правителей, праздный быт утратившей интерес к общественной деятельности римской знати, о которой Ювенал писал: «Свирепей войн налегла на нас роскошь». Развитие скульптурного портрета эпохи Империи прошло несколько стадий: глубокий интерес к человеческой личности и тонкую характеристику человеческих чувств или их трезвую реалистическую оценку (I в., вторая половина, например, портреты Веспасиана, Вителлия), стремление создать идеал, подобный греческому (II в.— эпоха Адриана, например, изображения любимца императора Антиноя), и сатирический, обличительный пафос портретов последних веков существования Рима (III—IV вв.). Менялся и выразительный язык скульптуры. Зрачок, окрашиваемый в портретах I в., со II в. стали намечать пластически; употреблялась полировка мрамора. В III—IV вв. появляется техника насечки, подчеркивающая шероховатость мрамора, упрощается скульптурная моделировка. Географическая пестрота римского мира, варваризация армии, особенно усилившаяся после эдикта Каракаллы о распространении прав римского гражданства (212 г.), породила много портретов людей неримского происхождения. Глубокой тонкой психологичностью, элегической грустью поражает высокоодухотворенный образ женщины в портрете, условно называемом портретом сириянки.

 

Около 170 г. была отлита конная статуя императора Марка Аврелия, послужившая образцом для последующих европейских монументов. В XVI в. Микеланджело поставил ее в центре площади на Капитолии. «Философ на троне», стоик, Марк Аврелий изображен как бы в глубоком раздумье. В своем дневнике он писал: «Время человеческой жизни — миг, ее сущность — вечное течение, ощущение —смутно, строение всего тела —бренно, душа —неустойчива, судьба — загадочна, слава — недостоверна».
Со второй половины II в. глубокий экономический и социально-политический кризис, в который вступает Римская империя, порождает среди прочих и конфликт между индивидом и обществом. И это находит отражение в портрете.
III век — период кровавых гражданских войн в истории Рима. Рабовладельческий способ производства (а с ним и рабовладельческое мировоззрение) исчерпывает себя, идет бурное расслоение в рабовладельческом классе, появляются свободные арендаторы — колоны, складываются элементы новых форм существования, предвосхищающие феодализм, но развитие их тормозится рабовладельческими отношениями.
В середине III в. варвары вторглись в римские провинции, с востока наступали персы. Города гибли от эпидемий, голода, землетрясений. Скульптурный портрет этого времени полон жестокими и грубыми образами, навеянными самой жизнью. Императоры, поднятые на щит копьями солдат, «фракийцы» и «аравитяне», не жили интересами государства, они проводили время в походах и редко умирали своей смертью.

 

Их скульптурные изображения глубоко правдивы, жизненны и беспощадно разоблачительны. Это исторические документы эпохи, выраженные языком искусства. Мучительное раздумье, страх, неуверенность, отчаяние на лицах в этих портретах отражают трагические противоречия века (портрет Филиппа Аравитянина). Несомненно, огромные пространства античного мира дали возможность развиться разным школам. Но в целом римская скульптура с конца III в. теряет чувство гармонии, столь свойственное античному мировосприятию. Рельефы триумфальных арок, саркофагов, алтарей беспокойны по настроению, перегружены деталями, в них отсутствует ясность композиции, фигуры деформированы, сами формы измельчены.
Античность погибала. Мистические восточные культы, сложные теологические учения, распространявшиеся как в провинциях, так и в самом Риме, также нашли отражение в искусстве. Но главное изменение приносила новая религия — христианство, возникшее в I в. и до 313 г. бывшее религией неофициальной. Согласно античному мировоззрению, человек — игрушка рока, игрушка в руках богов, но он же и мера всех вещей, достойный предмет искусства. Христианство проповедует презрение к земной жизни, к человеческому телу как сосуду греха и соблазна. Это был разрыв с античностью, античным мировоззрением, античным эстетическим идеалом. Искусство приходило к победе символичности, к более условному, «графическому» языку. Приближались средние века.
В 395 г. произошел раздел Римской империи на Западную и Восточную. В 476 г. Западная Римская империя пала. Рим был захвачен и разгромлен варварами. И искусству новой эпохи — средневековья — предстояло уже очень сложным путем развивать черты позднеантичного мира.

 

 

КУЛЬТУРА ЦАРСКОГО РИМА

 

Важная роль в становлении римской государственности и культуры принадлежала этрускам. Этруски и их культура Из многочисленных племен, населявших древнюю Италию, высококультурным народом были этруски. Расцвет этрусской культуры в Италии приходится на VI-V вв. до н.э., после чего под ударами все усиливающегося Рима она постепенно приходит в упадок, а этруски ассимилируются латинянами. Они производили своеобразную керамику «буккеро»: сосуды обжигались до черного цвета, затем полировались и украшались рельефными изображениями животных и птиц.

Знаменитым было также этрусское художественное бронзовое литье. Этрусская керамика и разнообразные изделия из металла находили широкий сбыт в самой Италии, Греции, Карфагене и других местах. Этруски оставили после себя множество памятников культуры — остатки городов, которые имели регулярную планировку и мощеные улицы, инженерных сооружений (мосты, дороги, каналы и пр.), некрополей, гробниц, храмов на каменных фундаментах и др. Римляне многое переняли у этрусков: и мастерство художественной металлообработки, и искусство скульптурного портрета, и приемы строительной техники. Но, несмотря на многочисленные влияния и заимствования, ранняя римская культура выросла на местной, италийской почве и была в достаточной степени самобытной.

 

РИМСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ЦАРЕЙ

 

Особое место в истории раннего Рима и его культуры занимает время правления трех последних римских царей, которые, происходили из этрусков. При этрусской династии Рим стал преображаться. Были произведены работы по осушению некогда болотистого Форума, там были построены торговые ряды и портики. На Капитолийском холме был воздвигнут мастерами из Этрурии храм Юпитера с фронтоном, украшенным квадригой. Рим превратился в большой многолюдный город с мощными крепостными стенами, красивыми храмами и домами на каменном фундаменте.

При последнем царе — ТАРКВИНИЙ ГОРДОМ — в Риме была сооружена главная подземная канализационная труба — Великая клоака (с1оаса maxima), которая служит «вечному городу» и поныне. в 510 г. до н.э. произошло изгнание из Рима Тарквиния Гордого, а управление было объявлено «общенародным делом» - республика.

 

КУЛЬТУРА РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

 

Архитектура.

 

Зодчество было важнейшим видом искусства республиканского Рима. Хотя они и были связаны с этрусками (у которых римляне позаимствовали арку) и с греками (подарившими Риму ордера). Тем не менее, римская архитектура во многом отличалась от греческой. Опорой стала не колонна, как у греков а стена. Колонну рассматривали как часть декора. В строительстве римляне применяли в основном четыре архитектурных ордера: тосканский (заимствованный у этрусков), дорический, ионический и коринфский, причем последнему, как наиболее декоративному и зрелищному, они отдавали явное предпочтение. Римские храмы напоминали греческие своей прямоугольной формой и использованием портиков, но в отличие от греческих были грандиознее и, как правило, воздвигались на высоких подиумах (прямоугольные платформы с лестницей).

Во II в. до н.э. римскими строителями был изобретен бетон, что вызвало повсеместное распространение арочно-сводчатых конструкций, преобразовавших всю античную архитектуру. Кроме периптера в римском храмовом зодчестве применялся также тип ротонды, т.е. круглого храма. Таким был один из древнейших римских храмов — храм Весты (или Геркулеса), находившийся на Форуме. широкое применение арочных и сводчатых конструкций, колоннами украшались общественные здания, например, театр Помпея. Весьма популярными в римской архитектуре были отдельно стоящие колонны, воздвигавшиеся в честь военных побед. Очень характерным типом римских сооружений являлись аркады — ряд арок, опирающихся на столбы или колонны. Аркады применялись при устройстве открытых галерей, идущих вдоль стены здания, например театра, а также в акведуках — многоярусных каменных мостах, внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Арочные и сводчатые конструкции использовались также при строительстве амфитеатров.

Специфически римским типом сооружения была триумфальная арка, получившая наиболее широкое распространение в эпоху Империи как памятник военной и императорской славы. В середине I в. до н.э. в Риме появились первые величественные мраморные постройки. Юлий Цезарь приказал построить в Риме новый Форум. Там была сооружена базилика Цезаря — трехнефное здание прямоугольной формы. На Форуме также был возведен храм в честь Венеры. В архитектурном облике Рима и городов провинций важнейшую роль играли сооружения общественного назначения: храмы, цирки, ипподромы, амфитеатры, бани (термы), базилики и пр.

 

Скульптура.

 

В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах имеется индивидуальность и попытка передать конкретный образ. В то же время римской скульптуре республиканского периода свойственны некоторая упрощенность и угловатость форм. Памятники римской скульптуры 11—1 вв. до н.э. весьма немногочисленны. Это, например, так называемый «Брут», выполненный из бронзы. Главные улицы и площади города Рима в позднереспубликанский период украсились великолепными мраморными статуями, в основном копиями греческих мастеров.

Благодаря этому до нас дошли произведения знаменитых греческих скульпторов: Мирона, Поликлета, Праксителя, Лисиппа. приобрело широкий размах копирование греческих статуй. Важное место занимала и монументально-декоративная живопись, доведённая римлянами до высокого совершенства. Если для росписей так называемого первого, или "инкрустационного стиля" (2-я половина 2 - нач. 1 вв. до н.э.) характерна имитация кладки стены, то в так называемом втором, или "архитектурно-перспективном" стиле (80 - 30-е гг. до н.э.) в центре стены располагалась эдикула, служившая архитектурным обрамлением пейзажа, жанровая или мифологическая сцены. Эволюцию стенных росписей отражают сохранившиеся дома в Помпеях и Геркулануме. Развивалось также искусство мозаики из цветного камня и глиптики (геммы из твёрдых пород полудрагоценных камней). РИМСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ РАННЕЙ ИМПЕРИИ В конце I в. до н.э. римская аристократическая республика уступила свое место монархии, императорской эпохе, искусство которой главную свою задачу видело в прославлении римских цезарей (императоров).

 

5. Искусство Византии IV–VIII вв.

Периодизация:

- 30 – 313г. – раннехристианский культ;

- 313 – 842г. – ранневизантийское искусство, «золотой век» императора Юстиниана I, архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик

726 – 842г. – иконоборческий период;

- 843-1204 – средневизантийский период

886-1056 – македонский ренессанс

1056 – 1204 – комнинское искусство;

- 1204-1453 поздневизантийский период

1261-1453 –династия Палеологов.

 

Ранневизантийское искусство (IV - VIII вв.)

Византийское искусство IV - V вв. очень тесно переплетено с раннехристианским искусством и явлеется его существенной частью.

11 мая 330 года император Константин основал новую столицу - Константинополь. Этот город строился как церковный центр с сильной императорской властью и гибким аппаратом управления.

Основание нового Рима ознаменовало новый этап в истории человечества. Угасал старый, языческий Рим, где наблюдался упадок экономики и политической жизни. Они все еще продолжали поклоняться языческим богам, были приверженцами безупречной логики классической философии. Земной мир уже не мог предложить надежной опоры. Вполне естественно было искать ее в другом месте — например, на небесах. Наиболее остро общее неблагополучие ощущали самые бедные и бесправные слои населения. Именно они стали первыми сторонниками новой религии — христианства.

Главным въездом в Константинополь служили Золотые ворота. Этот огромный массив каменной кладки с громадными проемами мыслился не как простые ворота, а как подобие триумфальной арки — памятника славы и побед Константинополя. Император Константин велел выстроить множество домов для желающих переселиться в новую столицу. Появились также общественные здания, храмы, театры, пекарни, бани, водопроводы, фонтаны и подземные цистерны для хранения воды. Любой константинопольский ребенок мог ходить в школу, а в 425 г. в городе основали университет. Центром города стал Большой императорский дворец, выходивший на обширную площадь — Августейон. От дворца начиналась широкая главная улица, обрамленная рядами арок, — Меса, в которую втягивался веер боковых улиц.

Константин не стал провозглашать христианство единственной государственной религией, однако отдавал ему предпочтение перед другими вероучениями и даже принял крещение на смертном одре. Теперь христиане могли иметь свои храмы и открыто проводить богослужения. Однако постройки, посвященные античным богам, плохо подходили для нового культа. Античный храм был вместилищем статуи божества, а не местом для моления. У христиан же само слово «церковь» означало не здание, а собрание верующих. Храм должен был служить помещением для такого собрания.

Уже в IV в. в культовой архитектуре Византии возникают новые типы храмов, принципиально отличающиеся от своих античных предшественников, — церковные базилики и центрические купольные здания. Скупость и простота их наружного облика контрастируют с богатством и великолепием интерьеров, связанных с нуждами христианского богослужения. Внутри храма создаётся особая, отделённая от внешнего мира среда. В архитектуре церковных интерьеров выражается ощущение бескрайности и многосложности мироздания, неподвластного в своём развитии человеческой воле.

Центрические здания, восходящие к античным мавзолеям, были небольшими и служили крещальнями (баптистериями) или мартириями (поминальными храмами над могилами мучеников). В плане они представляли квадрат, круг, восьмиугольник или равноконечный (греческий) крест. В маленьком итальянском городе Равенне до наших дней сохранились крестообразная в плане церковь (мавзолей Галлы Плацидии- 5 в) и восьмигранный баптистерий-крещальня (баптистерий Православных). В центрическом храме стены купольного барабана покоились на внутреннем кольце колонн, свободно стоящих в пространстве. Барабан прорезан окнами, дающими сильный свет, сконцентрированный в подкупольном прострнстве. Круговая обходная галерея, идущая между колоннадой и наружными стенами, остаётся при этом полутёмной. Такой световой контраст создавал ощущение идеального покоя в особом замкнутом мире.

Другим типом ранневизантийского храма является базилика. Базилика представляет собой прямоугольное в плане здание. Большие базилики внутри делились столбами или колоннами на три продольных прохода-нефа. Иногда таких нефов было пять, реже — семь или девять. Центральная часть в многонефной базилике обычно делалась высокой и перекрывалась двускатной кровлей; к ней примыкали более низкие боковые, образуя ступенчатый силуэт. Окна в верхней, возвышающейся части центрального нефа обеспечивали хорошую и равномерную освещенность пространства цетрального нефа, оставляя боковые нефы в сумраке. продольные нефы в западной части храма пересекались поперечными - нартексом. Все храмы ориентировались на восток, где находился центр мира - Иерусалим. С восточной стороны центральный неф замыкался полукруглой апсидой, там располагался алтарь. Между апсидой и продольными нефами находился поперечный неф - трансепт. Он образовывал пространство, предназначенное для служителей культа. Перед входом в здание обычно располагался двор - атриум, окружёный крытой колоннадой. Примером базилики такого типа является базилика Святого Петра. Ярким своеобразием отличаются базилики итальянского города Равенны — Сант-Аполлинаре Нуово (5-6 в) и Сант-Аполлинаре ин Классе (6 в).

Храмовым постройкам требовалось декоративное оформление интерьеров. Таким оформлением стала мозаика, технику которой средневековые художники переняли у античных. Однако, если в античную эпоху мозаикой чаще всего украшали пол здания, то теперь мозаичные композиции разместились на стенах. Кроме того, мозаику стали ывкладывать не из гальки, а из смальты - стекла, окрашенного окисью металлов в различные цвета.

В первые века существования христианства на Востоке было распространено абстрактное орнаментальное искусство, пейзажи с животными и растениями. Храмы здесь были лишены фигурных изображений. В некоторых мотивах нет ничего христианского: это вазы, цветы, плоды, птицы, звери, амуры. Однако существует предположение, что наиболее часто встречавшиеся фигуры языческих персонажей могли приобрести иной смысл, например, чудесный песнопевец Орфей, которому внимало все живое, возможно, стал обозначать Христа.

Вполне понятно, что у верующих была потребность в изображениях тех, кому они поклонялись. Однако прижизненных портретов Христа, Богоматери и апостолов, скорее всего, не существовало. Поэтому их стали изображать отвлеченно, символически — чтобы вообще не возникало вопросов о портретном сходстве. Так возникло символическое изображение Христа в виде юноши-пастуха (так называемый «Христос Добрый пастырь»). Постепенно формировалась и сугубо христианская символика. Например, пальмовая ветвь — атрибут императорских триумфов — означала райское блаженство, голубка с оливковой веткой стала символом души.

Еще более важным был вопрос о назначении изображений. Римляне создавали статуи своих богов, чтобы поклоняться им. Они считали, что бог может вселиться в собственное изваяние. Христиане же считали, что бога нельзя представлять в виде человека, и уничтожали статуи богов, называя их идолами. Изображение бога должно было лишь напоминать об оригинале, но ни в коем случае не замещать его. Таким напоминанием могли быть изображения Богоматери с Младенцем на руках или сцены евангельских чудес. Сами молящиеся представали в росписях в виде фигур с воздетыми к небу руками.

Античный культ был абсолютно чужд христианам. Они поклонялись страдающему Богу и чтили внутреннюю, душевную красоту, оставляя в стороне красоту телесную. Однако приверженцы нового учения Христа не могли совсем отказаться от изображения человеческой фигуры. Необходимо было найти такой способ изображения, который стал бы окончательной победой духа над плотью. Тогда-то христианство и обратилось к надгробному портрету, который в то время существовал как в живописной, так и в скульптурной формах. Много таких живописных портретов было обнаружено в египетском оазисе Эль-Фаюм, отчего они и получили название «фаюмских». Изображенные на портретах лица умерших лишены выражения, взгляд огромных глаз, устремленный мимо зрителя, как будто видит нечто, недоступное живым. Отрешенность персонажей подчеркивается плоскостью и схематичностью форм.

Утверждаются антропоидные основы религиозных и художественных воззрений, изображение бога в человеческом образе становится обязательным. на смену декоративным мотивам приходят сюжеты из Старого завета и Евангелий. Священные события изображаются в героическом стиле римских триумфальных повествований, а священные персонажи понимаются во многом по законам языческой культовой мысли, которая как бы применена к христианскии потребностям.

Однако уже в V веке слишком прозрачная символика христианских фресок становится многосложной, вместо буквальной иллюстрации изображения символически и дидактически истолковывают события. Язык символов оказался универсальным. С его помощью можно было выразить глубокий смысл.

Желая подчеркнуть значение изображаемых персонажей, средневековые художники создают симметричные композиции. кроме симметрии появляются фронтальность постановки торса, портрете, плоскостность фигуры и даже нимб - символ святости, атрибут всех христианских персонажей.

Можно сказать, что в период IV - V вв. появились первые признаки византийского стиля с его линейной манерой рисования, символикой и канонизацией сюжетов, композиций, типов фигур, лиц, атрибутов святых.

Византийские произведения пластики выполнены в традициях античности. Серебряные блюда IV—VII вв. изображают пляшущих легендарных персонажей Древней Греции — Силена и Менаду, Аякса и Одиссея, пастуха с козами и собакой, резвящихся дельфинов, языческих богов и библейских персонажей («Давид и Голиаф». Серебряное блюдо). Эти образы настолько напоминают памятники классической древности, что дать верную датировку можно только по византийскому клейму на серебре. Эти предметы получили в науке название «византийский антик» (от слова «античность»).

Византийская скульптура первоначально была ограничена светской тематикой. На одном из константинопольских форумов была установлена статуя Константина. Основным же видом скульптуры становится рельеф. Уже в рельефе IV века проявилась одна из основных особенностей средневекового искусства - разномасштабность, заимствованная из искусства Древнего востока. Размер фигуры зависел от её значимости: чем важнее персона, тем крупнее её изображение. Кроме разномасштабности рельефам присущи неподвижность и фронтальность центральных персонажей, плоскостность и симметрия в построении композиций.

Первый период развития византийской культуры примечателен также формированием новых видов искусств. Появилась миниатюра - книжная иллюстрация (илюминация), которой не было до сих пор, так как книга имела другую форму и создавалась из иного писчего материала. До этого был свиток.

Материалом для рукописей стал пергамен - обработанная особым образом кожа телят и ягнят. пергамен был более прочным материалом, чем хрупкий папирус, который к IV веку окончательно вышел из употребления. На смену неудобному для хранения и чтения папирусному свитку пришёл пергаменный кодекс - книга, состоявшая из сшитых между собой отдельных тетрадей. Оказалось, что пергамен в отличие от папируса легко принимает краску. Листы рукописе стали вместе с писцом оформлять живописцы. Так появились первые книжные миниатюры. Они располагались на отдельном оисте и занимали бОльшую его часть. В них особенно часто художники использовали красную краску, называемую по латыни "миниум". От названия краски и возникло название "миниатюра".






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных