Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Реабилитация инвалидов




Реабилитация является важным элементом социального обслуживания инвалидов, правовое регулирование которого требует отдельного рассмотрения. Помимо положений международных актов необходимость развития и совершенствования реабилитации инвалидов диктуют экономические соображения.

В России количество инвалидов ежегодно увеличивается на 8–9%.

По данным одних прогнозов в 2015 г. оно может колебаться от 15,3 млн. до 24,1 млн. человек, по другим прогнозам – составит 21,1 млн. человек (15,6% общей численности населения страны) [17].

Как указывает Н.В. Мюллер, согласно приведенным расчетам в 2015 г. боле 14% трудоспособного населения в связи с установлением инвалидности прекратят работу или будут нуждаться в изменении условий и характера труда, а государство будет обязано назначить им различные виды государственного социального обеспечения [18]. Это повлечет за собой снижение ВВП. В связи с нехваткой трудовых ресурсов может стать проблематичным развитие серьезных отраслей промышленности. Затраты государства на социальную помощь могут быть огромны, но бедность инвалидов будет расти, поскольку невозможно будет гарантировать всем уровень жизни, сравнимый с уровнем жизни здоровых людей. Бедность и незанятость могут

провоцировать асоциальное поведение и иждивенческие настроения части инвалидов. В целом возрастет социальная напряженность.

В связи с вышеизложенным представляется обоснованным утверждение И.Н. Ясыревой о том, что рост уровня инвалидности приобретает характер национальной катастрофы и поэтому одним из возможных путей выхода из сложившейся ситуации должно стать развитие системы комплексной реабилитации инвалидов [19].

По расчетам Управления реабилитационного обслуживания США на

каждую 1000 долл., вложенную в реабилитацию, обществу возвращается 35 000 долл. в последующей трудовой деятельности инвалида.611Исследования российских специалистов показали, что затраты на прохождение реабилитации (с учетом повторных курсов) в Реабилитационном центре 73 детей-инвалидов, которым в 2001–2007 г. была снята инвалидность, в ценах 2008 г. составили 1 272 000 руб. Это в 2,4 раза ниже расходов государства на пенсию, которую эти дети должны были бы получить в 2008 г. (3 279 744 руб.).

На наш взгляд, можно с уверенностью констатировать, что грамотно организованная и квалифицированно проводимая реабилитация позволит значительно сократить социально-экономический ущерб, наносимый российскому обществу инвалидизацией населения.

В целях исследования проблем правового регулирования реабилитации инвалидов необходимо определить, в чем заключается данная деятельность, с целью выделения связанных с ней общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования.

Термин «реабилитация» впервые упоминается в католической церковной литературе в 1439 г. и означает восстановление всех прав в

обществе. Применительно к медицинским проблемам данный термин впервые был использован Иозефом Риттер фон Вусом в 1903 г. в монографии «Система общего попечительства над больными». В отношении инвалидов

термин «реабилитация» впервые был официально применен в 1946 г. в Вашингтоне на конгрессе по реабилитации больных туберкулезом.

Изначально концепция реабилитации больных и инвалидов базировалась на идеях физической медицины, что отражалось на смысле термина «реабилитация». Во второй половине ХХ в. понимание реабилитации постепенно изменилось от сугубо медицинского до более широкого процесса, затрагивающего психологические, педагогические, социальные аспекты и имеющего целью интеграцию инвалидов в общество. Это отразилось в определениях реабилитации, которые были последовательно даны ВОЗ (1963 г.), Совещанием министров здравоохранения стран Совета экономической взаимопомощи (1967 г.), ВОЗ (1969 г.), Симпозиумом социалистических стран по реабилитации инвалидов (1974 г.), во Всемирной программе действий в отношении инвалидов (1982 г.), в Стандартных правилах обеспечения равных возможностей в отношении

инвалидов (1993 г.).

Согласно ст. 9 Закона о социальной защите инвалидов реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Следует согласиться с И.Н. Ясыревой, указывающей на ряд недостатков приведенного понятия и предлагающей более корректное определение: «реабилитация инвалидов – процесс и совокупность согласованных между собой мероприятий, носящих сложный системный характер, определяемый исходя из объективных потребностей гражданина с учетом возможности их реализации, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма с целью социальной адаптации инвалидов, интеграции их в общество» [20]. В марте 2014 г. был подготовлен законопроект, согласно которому наравне с термином «реабилитация инвалидов» в Закон о социальной защите инвалидов предполагается ввести новый термин – «абилитация инвалидов». Под абилитацией инвалидов понимается система и процесс формирования отсутствовавших способностей инвалидов к образовательной, профессиональной, бытовой, общественной, досугово-игровой и иной деятельности. Введение нового термина направлено на приведение российского законодательства в соответствие с Конвенцией о правах инвалидов, в ст. 26 которой данный термин употребляется наравне с термином «реабилитация». Отличие абилитации от реабилитации заключается в том, что в процессе указанной деятельности не восстанавливаются утраченные способности инвалида, а формируются новые способности. Введение термина «абилитация» необходимо для более точного описания процесса устранения ограничений жизнедеятельности инвалида. Различие между реабилитацией и абилитацией не имеет принципиального значения для правового регулирования оказания данных услуг.

Наиболее распространенным в научной литературе является выделение трех видов реабилитации – медицинской, профессиональной и социальной. Указанные виды реабилитации закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (п. 3 ч.1 ст. 8). Также они были закреплены в ст. 9 Закона о социальной защите инвалидов до внесения в нее изменений Федеральным законом от 23 октября 2003 г. № 132-ФЗ, который вместо трех видов реабилитации ввел четыре основных направлениях реабилитации инвалидов, включающих в себя: восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально- психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Таким образом, в плане применяемой терминологии существует коллизия между двумя федеральными законами.

Существует также коллизия между Законом о социальной защите инвалидов и подзаконными актами. Так, Форма индивидуальной программы реабилитации инвалида, утвержденная Приказом Минздравсоцразвития России от 4 августа 2008 г. № 379н, содержит разделы медицинской, профессиональной, социальной реабилитации. Форма индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, утвержденная тем же Приказом, содержит разделы медицинской, психолого-педагогической, социальной реабилитации. В ГОСТе Р 53874- 2010 «Реабилитация инвалидов.

Основные виды реабилитационных услуг» и в ГОСТе Р 52876-2007 «Услуги организаций реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы» говорится об услугах по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации. Также существует ряд ГОСТов, посвященных отдельным видам реабилитации. Следовательно, в подзаконных актах используются термины, которых нет в Законе о социальной защите инвалидов.

Снять указанные противоречия возможно путем возвращения в Закон о социальной защите инвалидов правовых норм, устанавливающих виды реабилитации.

На некорректность существующей редакции ст. 9 данного Закона обращает внимание Я.Н. Ясырева, указывая, что вид – это подразделение в систематике, входящее в состав высшего раздела, а направление – это путь развития, т.е. своего рода процесс, в связи с чем наиболее верной была бы градация комплексной реабилитации на виды.

Содержание видов реабилитации инвалидов в настоящее время установлено нормативными актами: ГОСТ Р 52877-2007 «Услуги по медицинской реабилитации инвалидов. Основные положения»; ГОСТ Р 53873-2010 «Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов»; ГОСТ, касающийся социальной реабилитации инвалидов, аналогичный двум приведенным выше, не разработан. Поэтому следует руководствоваться ГОСТом Р 53874-2010 «Реабилитация инвалидов. Основные виды реабилитационных услуг», ГОСТом Р 52876-2007 «Услуги организаций реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы» и ГОСТом Р 53872-2010 «Реабилитация инвалидов. Услуги по психологической реабилитации инвалидов», в которых дается их описание [21].

В нормативных документах в отношении детей-инвалидов вместо профессиональной реабилитации выделяется психолого-педагогическая реабилитация.

Из Формы индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида следует, что данный вид реабилитации включает в себя дошкольное воспитание и обучение, общее образование, профессиональное образование, психолого-педагогическую коррекцию.

Выделение данного вида применительно к детям-инвалидам представляется обоснованным. Ранее дошкольное, общее и профессиональное образование детей-инвалидов

рассматривалось как составная часть профессиональной реабилитации.

Таким образом, в отношении взрослых инвалидов нормативные документы закрепляют медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию, а в отношении детей-инвалидов – медицинскую, психолого-педагогическую и социальную реабилитацию. Данные виды реабилитации должны быть четко обозначены в Законе о социальной защите инвалидов.

Из ст. 10 и ст. 11 Закона о социальной защите инвалидов следует, что осуществление реабилитации заключается в проведении реабилитационных мероприятий, получении технических средств и услуг. Из ст. 14 Закона об основах социального обслуживания следует, что социальные службы оказывают инвалидам услуги по профессиональной, социальной, психологической реабилитации.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 2347-р, к

реабилитационным мероприятиям относит восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов, обеспечение профессиональной ориентации инвалидов. К услугам относятся: ремонт технических средств реабилитации, содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, услуги по сурдопереводу.

Во всех ГОСТах, касающихся реабилитации инвалидов, речь идет о реабилитационных услугах. При этом большинство действий, именующихся в Федеральном перечне реабилитационными мероприятиями (например, восстановительная терапия, реконструктивная хирургия и т.д.), в ГОСТах называются услугами.

В Формах индивидуальной программы реабилитации инвалида и ребенка-инвалида все действия по реабилитации (восстановительное лечение, профессиональная ориентация, социально-средовая реабилитация и т.д.) именуются мероприятиями.

В связи с вышеизложенным возникает проблема согласования употребляемой в различных нормативных актах терминологии. С юридической точки зрения материальные блага существуют в виде вещей, результатов выполнения работ и оказания услуг.

Следовательно, передача вещей, работы и услуги являются теми действиями, при помощи которых осуществляется предоставление одними лицами материальных благ другим лицам. С этой точки зрения, на наш взгляд, применительно к реабилитации корректнее использовать термины «услуга», а не «мероприятие». Такой подход позволит обеспечить единообразное понимание содержания нормативных актов.

С научной и практической точек зрения актуальным является определение отраслевой принадлежности правовых норм, регулирующих реабилитацию инвалидов.

На основе сложившегося подхода к распределению регулирования отношений по социальному обеспечению между отраслями права можно указать на то, что отношения по управлению системой органов, осуществляющих реабилитацию, регулируются административным правом, отношения по формированию и распределению фондов, за счет которых финансируется реабилитация, регулируются финансовым правом.

Отношения по бесплатной медицинской реабилитации регулируются правом социального обеспечения, а платной – гражданским правом, поскольку именно по критериям «платность»-«бесплатность» распределяется между указанными отраслями права регулирование оказания медицинской помощи.

Исходя из того, что право социального обеспечения регулирует отношения по распределению части внутреннего валового продукта с целью выравнивания личных доходов граждан в связи с наступлением социальных рисков, отношения по бесплатной социальной реабилитации регулируются данной отраслью права. Отношения, возникающие при оказании платных услуг по социальной реабилитации, регулируются гражданским правом [22].

Оказание услуг по психолого-педагогической реабилитации инвалидов регулируется несколькими отраслями права. Следует согласиться с авторами, относящими регулирование бесплатных образовательных услуг к административному праву, а платных – к административному и гражданскому праву. Отношения, связанные с обеспечением доступности образования для инвалидов на наш взгляд, следует отнести к праву социального обеспечения, которое заключается в предоставлении льгот, выплате специальных стипендий, бесплатном психолого-педагогическом и

медико-социальном сопровождении учебного процесса, предоставлении необходимых для образовательного процесса технических средств.

Сложнее решается задача определения отраслевой принадлежности правовых норм, регулирующих отношения по профессиональной реабилитации. А.Л. Благодир предлагает относить к предмету права социального обеспечения отношения по обучению и трудоустройству инвалидов, поскольку государство устанавливает для них более высокий уровень гарантий в этой сфере. На наш взгляд, данная точка зрения не совсем корректна. Как указывалось выше, к праву социального обеспечения могут быть отнесены только отношения, связанные с обеспечением доступности образования для инвалидов, а не с образовательным процессом (установлением государственных образовательных стандартов, учебных планов и т.п.), который подразумевает неравенство отношений между учебным заведением и учащимся, и, следовательно, применение метода императивного регулирования.

Заключение

Подводя итог исследования, ниже в соответствие со структурой работы кратко формулируются основные теоретические выводы, рекомендации и предложения по совершенствованию законодательства и иных нормативно- правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере труда и социального обеспечения инвалидов.

В российском законодательстве определение инвалидности дается исходя из признанной государством модели инвалидности. После принятия Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» было введено новое определение понятия «инвалидность», содержавшееся в принятых в 1997 году Классификациях и временных критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы. Согласно п. 1.1.2. данных Классификаций инвалидность - это социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты. Определение понятия инвалидности в современном законодательстве можно выявить только путем последовательного анализа правовых норм..

Термин «инвалид» наиболее четко по сравнению с другими терминами в русском языке передает суть явления. Поэтому его замена особенно недопустима в законодательстве, поскольку юридическая техника требует четкости и единообразия используемой терминологии.

Представляется необоснованным предложение Ю.В. Иванчиной исключить из оборота Трудового кодекса РФ термин «инвалид» и заменить его терминами «трудоспособность» и «нетрудоспособность».Во-первых, такое нововведение будет противоречить правилу об использовании в трудовом праве понятий иных отраслей права в том же значении, которое им придается «материнскими» отраслями. Во-вторых, понятие «нетрудоспособный» шире, чем понятие «инвалид», поскольку оно охватывает как временно нетрудоспособных лиц, так и лиц со стойкой нетрудоспособностью. Непосредственно для инвалидов в Трудовом кодексе РФ171 (ТК РФ) предусмотрен ряд льгот. Использование общего понятия «нетрудоспособный» не позволит выделить данную категорию и придется вводить дополнительные дефиниции.

В Классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, установлены три степени ограничения способности к трудовой деятельности (пп. «ж» п. 6):

4. степень – способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;

5. степень – способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств;

6. степень – способность к выполнению трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися ограничениями жизнедеятельности. Таким образом, трудовое законодательство должно содержать специальные правовые нормы, обеспечивающие реализацию инвалидами их права на труд. Исходя из проведенного анализа, не представляется возможным осуществлять дифференциацию правого регулирования труда инвалидов без употребления термина «инвалид». Понятия - «инвалид» и «инвалидность» нельзя расценивать как равнозначные в связи с тем, что «одно из них характеризует субъект, личность, а второе – особое состояние здоровья или даже социальную категорию». Таким образом в законодательстве должны быть определены оба понятия. В Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ст. 2 указывает, что «социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества». Инвалидность как юридическая категория вытекает из дефиниции ст. 1 указанного Закона, дающей определение понятия «инвалид» и основания установления группы инвалидности. Инвалид - это лицо, которое имеет определенное нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, которое обусловлено заболеваниями или последствиями травм, дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость помощи со стороны государства. Поэтому задача государства состоит в том, чтобы гарантировать каждому нуждающемуся минимальный уровень социальной защиты, т. е. соответствующий уровень предоставления социального обеспечения, в том числе инвалидам. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в соответствии с порядком и условиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке и условиях признания лица инвалидом», в котором говорится, что признание гражданина инвалидом осуществляется исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и на основе классификации критериев, утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Под инвалидностью понимается состояние лица, при котором оно имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, что приводит к ограничению его жизнедеятельности и вызывает необходимость получения помощи от социальной защиты. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по инвалидности. Поскольку элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение, из приведенной конституционной нормы следует, что оно должно предоставляться в случае инвалидности. Таким образом, установление статуса «инвалид» влечет возникновение права инвалида на пенсионное обеспечение, т.е. исключена ситуация, при которой человек, признанный инвалидом, не имеет права на какую-либо пенсию. Поэтому данное право является абсолютным, принадлежащим всем инвалидам. Следовательно, не предоставление в связи с наступлением инвалидности пенсионного обеспечения будет являться нарушением Конституции РФ.

Система пенсионного обеспечения в связи с инвалидностью, установленная российским законодательством с 2002 г., включает в себя социальную пенсию, пенсию по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению, трудовую пенсию по инвалидности.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № ФЗ-166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» единственным основанием, порождающим право инвалида на социальную пенсию, является признание лица инвалидом. Исходя из того, что каждый инвалид имеет право на пенсионное обеспечение, социальная пенсия должна назначаться тем инвалидам, которые не приобрели право на другие виды пенсий.

 

 

Список используемых источников

I Нормативно-правовые акты:

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с измен. и доп. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 2009, 26 января,№ 4.

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета, 1998, 10 декабря.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ, 1994, № 12.

Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»(с измен. и доп. от 22 декабря 2014 г. № 425-ФЗ) // Собрание законодательства РФ,1996, 22 апреля, № 17, ст. 1915.

Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с измен. и доп. от 6 апреля 2015 г. № 68-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РСФС, 1991, № 21, - ст. 699.

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»(с измен. и доп. от 5 мая 2014 г. № 112-ФЗ)// Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, 9 апреля, № 15. - ст. 766.

Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с измен. и доп. от 6 апреля 2015 г. № 82-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 1994, 5 декабря, № 32. - ст. 3301.

Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (с измен. и доп. от 6 апреля 2015 г. № 68-ФЗ) // Собрание законодательства РФ,1995, 16 января, № 3. - ст. 168.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с измен. и доп. от 6 апреля 2015 г. № 68-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 1995, 22 мая, № 21. - ст. 1929.

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (с измен. и доп. от 5 мая 2014 г. № 103-ФЗ)// Собрание законодательства РФ,1995,14 августа, № 33,- ст. 3340.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (с измен. и доп. от 6 апреля 2015 г. № 68-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 1995, 27 ноября, № 48. - ст. 4563.

.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ(с измен. и доп. от 30 марта 2015 г. № 67-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 1996, 17 июня,№ 25. - ст. 2954.

Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном

минимуме в Российской Федерации» (с измен. и доп. от 3 декабря 2012 г. № 233-ФЗ) // Собрание законодательства РФ,1997, 27 октября, № 43. - ст. 4904.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с измен. и доп. от 1 декабря 2014 г. № 406-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 1998, 3 августа, № 31. - ст. 3803.

Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (с измен. и доп. от 6 апреля 2015 г. № 68-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 1998, 30 ноября, № 48. - ст. 5850.

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»(с измен. и доп. от 1 декабря 2014 г. № 407-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 1999, 19 июля, № 29. - ст. 3686.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с измен. и доп. от 21 июля 2014 г. № 216-ФЗ)// Собрание законодательства РФ, 1999,19 июля, № 29. - ст. 3699.

Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»(с измен. и доп. от 1 декабря 2014 г. № 408-ФЗ) // Собрание законодательства РФ,2000, 26 июня, № 26. - ст. 2729.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с измен. и доп. от 21 июля 2014 г. № 216-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 2001, 17 декабря., № 51. - ст. 4831.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»(с измен. и доп. от 31 декабря 2014 г. № 519-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 2001, 17 декабря., № 51. - ст. 4832.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»(с измен. и доп. от 4 июня 2014 г. № 145-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 2001, 24декабря, № 52 (1 ч.). - ст. 4920.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г.№ 197-ФЗ (с измен. и доп. от 6 апреля 2015 г. № 82-ФЗ) //Собрание законодательства РФ,2002,7 января,№ 1(ч.1),ст. 3.

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г.№ 188-ФЗ(с измен. и доп. от 31 декабря 2014 г. № 499-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 2005, 3 января, № 1, - ст. 14.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (с измен. и доп. от 31 декабря 2014 г. № 495-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 2007,1 января, № 1, - ст. 18.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (с измен. и доп. от 31 декабря 2014 г. № 519-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 2009, 27июля, № 30, ст. 3738.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Российская газета, 2013, 30 декабря, № 295.

Указ Президента РФ от 26 декабря 2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» (с измен. и доп. от 31 декабря 2014 г. № 835) // Собрание законодательства РФ, 2007, 1 января, № 1 (1 ч.). - ст. 201.

Указ Президента РФ от 6 мая 2008 г. № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» // Собрание законодательства РФ, 2008, 12 мая, № 19, ст. 2115.

Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (с измен. и доп. от 1 июля 2014 г. № 483) // Собрание законодательства РФ, 2009,18 мая,№ 20. - Ст. 2444.

Указ Президента РФ от 26 февраля 2013 г. № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми- инвалидами и инвалидами с детства I группы» // Собрание законодательства РФ,2013, 4 марта, № 9. - ст. 938.

Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (с измен. и доп. от 4 сентября 2012 № 882) // Собрание законодательства РФ, 2006, 2 февраля,№ 40. - ст. 938.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 г. № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации» (с измен. и доп. от 3 июня 2013 № 237н) // Российская газета, 2008, № 190.

 

II.Акты судебных органов:

Определение Конституционного Суда РФ от 15 февраля 2005 г.№ 17-О «По жалобе гражданки борисовой Прасковьи Федоровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. № 5.

Определение Конституционного Суда РФ от 15 мая 2007 г. № 378-О-П «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Амурского городского суда Хабаровского края о проверке конституционности положения статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. № 6.

Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрение судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. сентябрь. № 9.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. № 3.

 

.Литература:

Азарова Е.Г., Кондратьева З.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: Издательский Дом «ИНФРА-М», 2013.

Акопов В.И. Медицинское право: современное здравоохранение и право граждан на охрану здоровья. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012

Александров Н.Г. Трудовое правоотношение. - М., 2012.

Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. – М.: Юрид. лит., 1980.

Аракчеев В.С. Пенсионное право России. - СПб: Издательство «Юридический центр Пресс», 2013.

Бегичев Б.К. Трудовая правоспособность. М., 2013.

Беседкина Н.И., Дмитриев Ю.А., Иваева Э.А., Шленева Е.В. Медицинское право. М.; Элит, 2014.

Благодир А.Л. Право социального обеспечения: система отрасли: монография. – Киров: ГОУ ВПО Институт (филиал) МГЮА имени О.Е. Кутафина в г. Кирове, 2014.

Булаев В.М., Старицына В.В. Социально-экономическое исследование определенных групп населения региона (Инструментарий. Анализ. Проблемы). – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2014.

Васильева Ю.В. Кодификациция российского законодательства о социальном обеспечении: монография. - Пермь: Перм. гос. ун-т, 2014.

Васильева Ю.В. Пенсионное право Российской Федерации. – Пермь: Перм. Ун-т, 2014.

Воронцова М.В, Дубровская Т.А., Коротенко Н.Ф. Социальная работа с пожилыми людьми и инвалидами: учебное пособие. – Таганрог: Издатель Ступин А.Н., 2014.

Воронцова М.В., Коротенко Н.С., Морозова И.И. Механизмы реабилитации граждан с ограниченными возможностями (региональный опыт): монография. – Таганрог: Издатель А.Н. Ступин, 2013.

Гражданское право. В 4 т. Т. 1: общая часть: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению 521400 «Юриспруденция» и по специальности 021100 «Юриспруденция» / [Ем В.С. и др.]; отв. ред. – Е.А. Суханов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2014.

Гусева Т.С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и практические проблемы: монография. – Пенза: Пенз. гос. пед. ун-т., 2011.

Гусов К.Н., Лютов Н.Л. Международное трудовое право: учебник. - M.: Проспект, 2013.

Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. - М.: ООО «ТК Велби», Изд-во «Проспект», 2013

Дерягин Г.В., Кича Д.И., Коновалов О.Е. Медицинское право. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

Дмитриева И.К. Принципы российского трудового права: монография. – М.: Российская правовая академия, 2014.

Догадов В.М. Очерки трудового права. Л.: Рабочее изд-во «Прибой», 1927.

Ершова Е.А. Трудовое право в России / Рос. акад. правосудия. – М.: Статут, 2013.

Жаворонков Р.Н. Сравнительно-правовой анализ федерального законодательства РФ в области реабилитации и социальной защиты инвалидов и Конвенции ООН о правах инвалидов: научно- практическое пособие. – М.: Издательство «Папирус», 2014.

Жигарева Н.П. Комплексная реабилитация инвалидов в учреждениях социальной защиты: учебно-практическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014.

Захаров М.Л., Савостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к пенсионному законодательству. – М.: ООО «ТК Велби», 2014.

Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Пенсионная реформа в России. – М.: Р. Валент, 2014.

Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2014.

Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Практический и научный комментарий к Закону Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». – М.: Издательство БЕК, 2011.

Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке / 2-е изд., доп. – М.: Норма, 2013.

Зорькин В.Д. Справедливость и социальные права: проблема реализации // Конституционный принцип социального государства и его применение конституционными судами. Сборник докладов. – М.: Ин-т права и публ. политики, 2012.

Лушников A.M., Лушникова М.В. Курс трудового права: учебник: В

2 т. - 2-е изд., перераб. и доп. - M.: Статут, 2013.

Диссертации и авторефераты диссертаций:

Бодров Ю.В. Занятость пенсионеров по инвалидности: социально- экономический аспект (по материалам предприятий торговли, массового питания и бытового обслуживания): дис. … канд. экон. наук. – М., 2014.

Бризецкий С.Н. Законодательное обеспечение конституционных прав инвалидов в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук.– М., 2012.

Гашенина Н.В. Регулирование занятости инвалидов в регионе: дис.

… канд. экон. наук. - Орел, 2011.

Гусов А.Ю. Правовое регулирование обеспечения трудовой занятости (некоторые вопросы теории и практики): дис. … канд. юрид. наук. – М., 2011.

Мюллер Н.В. Реформирование управления услугам реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: дис. … канд. экон. наук. – СПб., 2014.

Ясырева И.Н. Право социального обеспечения о комплексной реабилитации инвалидов: дис. … канд. юрид. наук. - Пермь, 2015.

Электронные ресурсы:

Гонтмахер Е.Ш., Клепиков А.В., Рысев О.Н., Шаталова Е.Ю., Новиков М.Л. Трудовая активность инвалидов: состояние и перспективы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rabota.perspektiva-inva.ru/?491#top (дата обращения 05.03.2014).

Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ombudsmanrf.org/doklady/718-2010 (дата обращения 10.12.2013).

Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2011 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ombudsmanrf.org/doklady/717-2011 (дата обращения 10.12.2013).

 

 

 

 


[1] См.: Александров Н.Г. Трудовое правоотношение. - М., 2012.С.156.

[2] См.: Аракчеев В.С. Пенсионное право России. - СПб: Издательство «Юридический центр Пресс», 2013.С.167.

[3] См.: Аракчеев В.С. Пенсионное право России. - СПб: Издательство «Юридический центр Пресс», 2013.С.123.

[4] Благодир А.Л. Право социального обеспечения: система отрасли: монография. – Киров: ГОУ ВПО Институт (филиал) МГЮА имени О.Е. Кутафина в г. Кирове, 2014. С.138.

[5] См.: Воронцова М.В., Коротенко Н.С., Морозова И.И. Механизмы реабилитации граждан с ограниченными возможностями (региональный опыт): монография. – Таганрог: Издатель А.Н. Ступин, 2013. С.189.

[6] Воронцова М.В., Коротенко Н.С., Морозова И.И. Механизмы реабилитации граждан с ограниченными возможностями (региональный опыт): монография. – Таганрог: Издатель А.Н. Ступин, 2013. С.214.

[7] См.: Гусева Т.С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и практические проблемы: монография. – Пенза: Пенз. гос. пед. ун-т., 2011.С.189.

[8] См.: Гусева Т.С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и практические проблемы: монография. – Пенза: Пенз. гос. пед. ун-т., 2011.С.213.

[9] Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. - М.: ООО «ТК Велби», Изд-во «Проспект», 2013.С.149.

[10] См.: Васильева Ю.В. Пенсионное право Российской Федерации. – Пермь: Перм. Ун-т, 2014.С.139.

[11] См.: Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Пенсионная реформа в России. – М.: Р. Валент, 2014.С.118.

[12] См.: Жигарева Н.П. Комплексная реабилитация инвалидов в учреждениях социальной защиты: учебно-практическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014.С.179.

[13] Ершова Е.А. Трудовое право в России / Рос. акад. правосудия. – М.: Статут, 2013.С.194.

[14] См.:Захаров М.Л., Савостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к пенсионному законодательству. – М.: ООО «ТК Велби», 2014. С.194.

[15] См.: Васильева Ю.В. Кодификациция российского законодательства о социальном обеспечении: монография. - Пермь: Перм. гос. ун-т, 2014.С.217.

[16] См.: Благодир А.Л. Право социального обеспечения: система отрасли: монография. – Киров: ГОУ ВПО Институт (филиал) МГЮА имени О.Е. Кутафина в г. Кирове, 2014. С.149.

[17] См.: Гонтмахер Е.Ш., Клепиков А.В., Рысев О.Н., Шаталова Е.Ю., Новиков М.Л. Трудовая активность инвалидов: состояние и перспективы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rabota.perspektiva-inva.ru/?491#top (дата обращения 05.03.2014).

[18]См.:Мюллер Н.В. Реформирование управления услугам реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: дис. … канд. экон. наук. – СПб., 2014.С.178.

 

[19]См.:Ясырева И.Н. Право социального обеспечения о комплексной реабилитации инвалидов: дис. … канд. юрид. наук. - Пермь, 2015.C.138.

[20] См.:Ясырева И.Н. Право социального обеспечения о комплексной реабилитации инвалидов: дис. … канд. юрид. наук. - Пермь, 2015.C.156.

[21] См.: Захаров М.Л., Савостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к пенсионному законодательству. – М.: ООО «ТК Велби», 2014.С.215.

[22] См.: Жаворонков Р.Н. Сравнительно-правовой анализ федерального законодательства РФ в области реабилитации и социальной защиты инвалидов и Конвенции ООН о правах инвалидов: научно- практическое пособие. – М.: Издательство «Папирус», 2014.С.245.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных