Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ




Лекция № 1

 

Тема :

Вопросы лекции:

1. Государство в экономической системе национального хозяйства.

2. Функциональная система государственного регулирования экономики.

 

 


Вопрос 1. Государство в экономической системе национального хозяйства.

Исторически государственное регулирование экономики является объективным специфическим этапом развития взаимоотношений государства и хозяйства общества, экономической функции государства.

Экономика при этом рассматривается, с одной стороны, как национальное хозяйство, т.е. совокупность отраслей производства материальных благ и услуг, в процессе функционирования которых реализуются экономические ресурсы общества, производятся, распределяются и потребляются продукты, что обеспечивает жизнедеятельность и развитие общества и его отдельных членов. Посредством своей хозяйственной системы общество в процессе производства взаимодействует с природой, подготавливая её предметы и явления к потреблению. С другой стороны, экономика выступает как система экономических отношений, опосредующих хозяйственную деятельность людей в условиях ограниченности используемых ресурсов для производства материальных благ и услуг.

Таким образом, в экономическом устройстве общества различаются:

- во-первых, хозяйственная система, т. е. система реализации его производительного потенциала, воплощенного в экономических ресурсах (материально-технических, природных, трудовых);

- во-вторых, экономическая система, т.е. система ощественно-экономических отношений, основу которой образуют отношения собственности и которая оказывает регулирующее воздействие на процессы производственного потребления ресурсов, производства, распределения и конечного потребления продуктов.

Хозяйственная система получает своё развитие под воздействием прежде всего технологического прогресса. Экономическая система претерпевает эволюцию под воздействием потребностей, стимулируемых технологическим прогрессом и развитием системы хозяйствования, на основе развития образующих её экономических отношений и, прежде всего отношений собственности.

Экономическая система образует форму, в рамках которой реализуются и развиваются хозяйственные процессы, обеспечивающие удовлетворение потребностей общества и отдельных людей в материальных благах и услугах. Данная взаимосвязь выступает базой воздействия экономической системы на содержание, характер и направленность хозяйственных процессов в обществе.

 

Экономическая система общества дополняется его политической системой, т.е. системой общественных институтов, в рамках которой реализуются социально-политические отношения и развивается политическая жизнь общества. Важнейшим институтом данной системы выступает государство – организация политической власти, регулирующая и координирующая функционирование и развитие общества. Реализация данного регулирования осуществляется в процессе разработки и проведения соответствующей политики, т.е. деятельности в сфере отношений между социальными слоями и группами, нациями и другими государствами, в ходе которой затрагиваются их интересы, в том числе и прежде всего – экономические.

Государство как институт политической системы оказывает воздействие на экономическую систему общества, а через неё на функционирование хозяйственной системы, на процессы распределения и производственного потребления экономических ресурсов, производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в обществе.

Политическая сущность государства проявляется в его функциях, механизме, формах.

Функциями государства выступают основные направления его деятельности, в которых реализуется социальное назначение этого института политической системы. По характеру этих направлений различаются социальные, экономические, политические, военные, культурно-просветительские функции. По сферам деятельности выделяются внутренние и внешние функции.

Механизм государства представляет собой комплекс специальных органов учреждений, создаваемых для выполнения его функций.

Под формой государства подразумевается его структура, которая включает в себя форму правления, государственное устройство, политический режим. Форма правления представляет собой способ организации верховной государственной власти, процедуру образования её институтов и норм их взаимоотношений с населением. По форме правления государства делятся на монархии и республики. Государственное устройство является способом административно-территориальной организации государства. По характеру такого устройства различаются унитарные, федеративные и конфедеративные государства. Политический режим представляет собой совокупность приёмов и средств, с помощью которых реализуется политическая власть государства в обществе. Выделяются два основных типа политического режима: авторитарный и демократический.

Государственное регулирование экономики объективно является специфической формой реализации экономической функции государства. Возникновение этой формы исторически обусловлено соответствующим развитием экономики, с одной стороны, и государства – с другой стороны.

Государственное регулирование экономики – система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями, нацеленная на повышение эффективности общественного воспроизводства и удовлетворение потребностей общества.

Государственное регулирование экономики имеет объективную основу:

· обобщение производства как в границах национальной экономики, так и в международном масштабе;

· развитие НТР, требующего громадных трудовых и финансовых ресурсов, которыми не располагают частные предприниматели;

· неспособность рынка решить экологические, социальные проблемы;

· неспособность рынка обеспечить удовлетворение потребностей в общественных товарах.

Рынок определяет равновесную цену, производство во многих сферах, в то время как государство регулирует рынок посредством налогообложения, инвестиций, субсидий. Поььри этом обе стороны – рынок и государство – существенны.

Роль государства в экономике проявляется в его целях

Главной целью государственного регулирования экономики является повышение эффективности использования производственного потенциала страны.

Основной производной целью государственного регулирования экономики выступает - обеспечениеустойчивостиэкономического роста и социального развития национального хозяйства и повышения на этой основе уровня жизни населения страны.

В перечень конкретных задач государственного регулирования входит набор целевых установок, стоящих перед органами власти при регулировании экономических отношений. К их числу относятся следующие:

· экономический рост и экономическое развитие;

· полная и эффективная занятость;

· ориентация на достижение экономической эффективности;

· стабильный уровень цен; • экономическая свобода;

· справедливое распределение доходов;

· сбалансированность внешнеторгового баланса страны.

Выработка и обоснование взаимосвязанной совокупности целевых установок на каждом этапе социально-экономического развития и составляет искусство руководства страной.

Многоугольники целей государственного регулирования. Сложные и противоречивые взаимоотношения целей социально-экономического развития, их взаимопереплетение и возникающие побочные желательные и нежелательные последствия заставляют государственные регулирующие органы разрабатывать и осуществлять цели развития не по отдельности, а только в увязке друг с другом. Именно поэтому в современных правительственных и партийных программах задачи государственного регулирования формулируются в виде набора важнейших целевых установок (многоугольников целей).

Наиболее распространен так называемый магический четырехугольник, т.е. четыре взаимосвязанные цели, за реализацию которых государство несет ответственность. Это следующие целевые установки развития страны:

• экономический рост;

• высокий уровень занятости;

•стабильность цен (устойчивость денег);

• внешнеэкономическое равновесие.

Глобальной целью государственного регулирования экономики является достижение экономической и социальной стабильности, укрепление и совершенствование 'существующего строя, адаптация его к изменяющимся условиям.

Многогранность целевых установок социально-экономического развития и государственного регулирования – основная черта современной экономической системы.

Для большинства развитых стран мира характерно расширяющееся и усиливающееся вмешательство государства в различные сферы экономической жизни. Разница состоит лишь в степени этого вмешательства: в США оно меньше, в Швеции больше. Но даже в Соединенных Штатах Америки государственное регулирование уже давно стало неотъемлемой составной частью хозяйственного механизма.

Основными инструментами государственного регулирования являются бюджетно-налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. Осуществляя это воздействие, государство, как правило, ставит следующие цели:

• достижение постоянного устойчивого экономического роста;

• обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;

обеспечение полной занятости трудоспособного населения;

• обеспечение определенного минимального уровня доходов населения;

• создание системы социальной защищенности граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;

• равновесие во внешнеэкономической деятельности.

Необходимость государственного воздействия на рыночную экономику связана со следующим:

Наличие сбоев в механизме функционирования рыночного хозяйства, в качестве которых можно назвать:

– долгосрочное равновесие при неполной занятости, опираясь на которое, Дж. Кейнс сделал вывод о необходимости государственных мер по обеспечению занятости;

– классическая теория рынка утверждает, что после любого нарушения равновесия начинают действовать механизмы приспособления к новым условиям, в результате чего устанавливается новое равновесие. Однако в действительности в процессе приспособления могут устанавливаться такие соотношения между ценами и количеством производимых товаров и услуг, что возникает порочный круг, т.е. воспроизводство кризиса. В итоге нарушенное общехозяйственное равновесие может быть усугублено кумулятивными процессами;

– хозяйственный рост неразрывно связан с изменениями в отраслевой структуре. Когда сокращается производство, то происходит отмирание старых отраслей, возникают новые отрасли – носители НТП. Рыночный механизм способствует этим изменениям. Однако их осуществление может затянуться и надолго нарушить равновесие, вызвать серьезные проблемы с занятостью, платежным балансом. И здесь без эффективной государственной политики могут -возникнуть кризисные явления с кумулятивным, эффектом;

– одно из слабых мест механизма рыночной экономики – обеспечение рациональных территориальных пропорций размещения производства, капиталовложений, дохода и занятости. Постоянный процесс концентрации производства, капитала и рабочей силы на небольших территориях (развитие хозяйственных агломераций) за счет других районов основывается в значительной степени на рыночных механизмах. В относительно слаборазвитых регионах хуже условия заработка и инвестиций. Платежеспособный спрос в этих регионах сокращается, а вместе с ним уменьшается стимул к капиталовложениям, несмотря на относительно низкие заработную плату и цену на землю. Концентрация производства, услуг, капитала и населения в городских агломерациях выгодна с частнохозяйственной точки зрения, но для народного хозяйства в целом не всегда целесообразна. Разрешение или смягчение этого противоречия без государственных регулирующих мер едва ли возможно;

– количественный рост во многих сферах промышленности и строительства связан с безвозвратным расходованием невоспроизводимых ресурсов и растущей нагрузкой на окружающую среду. В интересах будущих поколений может быть целесообразна переориентация хозяйственного развития на качественные показатели. Рыночный механизм без среднесрочного государственного программирования не в состоянии обеспечить такую переориентацию.

«Провалы» рынка в регулировании экономических отношений состоят также в том, что рынок «не видит» социальных проблем как таковых, он не приспособлен для их решения.

Еще одной проблемой является наличие естественных монополий и необходимость воздействия на их поведение.

Необходимость эффективного удовлетворения потребностей в общественных благах – одна из причин государственного регулирования экономики. Существует целая категория благ, которые, на первый взгляд, являются доступными, так как они удовлетворяют определенные потребности и бесплатны для населения. Это – внешняя и внутренняя безопасность, функционирование центральных, муниципальных управленческих, судебных органов, получение среднего и высшего образования, проезд по автомобильным дорогам, мостам, тоннелям (не во всех странах). Однако эти блага не имеют ничего общего с природными свободно доступными благами. В условиях идеального рыночного хозяйства они имели бы цену, в реальных условиях - их производит государство и они называются общественными благами.

Необходимость выравнивания внешних эффектов. Рациональные народнохозяйственные решения должны приниматься исходя из учета общей пользы и общих затрат для всего народного хозяйства. Решения отдельных хозяйственных субъектов, как правило, учитывают лишь не- посредственно касающиеся их (внутренние) выгоды и затраты.

Одной из причин, обусловливающих необходимость государственного регулирования экономики; является неспособность рыночного хозяйства в определенных ситуациях решать задачи развития экономики и ее составляющих: инфраструктуры, реконструкции некоторых отраслей промышленности, обеспечения народного хозяйства дешевыми электроэнергией и сырьем, финансирования и организации в общегосударственных масштабах научно-исследовательских, экспериментальных и опытно-конструкторских работ. Решение этих задач вынужден взять на себя государственный сектор экономики.

Значительная часть государственного сектора – это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть – государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Как правило, рентабельность государственных фирм ниже, чем частных.

Существование в условиях рыночного хозяйства сектора, который в своей деятельности руководствуется принципами, частично отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, для создания условий повышения рентабельности частного сектора. Поэтому государственный сектор является основным поставщиком дешевых услуг, в частности транспортных, почтово-телеграфных, электроэнергии и сырья, снижая таким образом издержки в частном секторе.

Можно сказать, что государственный сектор служит дополнением частного хозяйства там и в такой мере, где и поскольку мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате он служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения чистого национального продукта.

Размеры государственного сектора (его доля в национальной экономике) изменяются не только в результате создания новых объектов, но и вследствие изменения формы собственности: приватизации (продажи государственных объектов частному капиталу) или национализации (покупки государством частных объектов в свою собственность).

Вопрос 3. Функциональная система государственного регулирования экономики.

Цели государственного регулирования экономики тесно связаны с его субъектами и объектами

Субъектом г осударственного регулирования национальной экономики выступает государство, его центральный аппарат и региональные администрации, а также администрации муниципальных образований, наделённые в касающейся их части государственными функциями.

При этом государство тесно взаимодействует с различными слоями населения – носителями экономических интересов и общественными организациями, выступающими выразителями этих экономических интересов.

В связи с этим различается система государственного регулирования экономики, которая включает: носителей, выразителей и исполнителей хозяйственных интересов.

К носителям хозяйственных интересов относятся социальные группы, отличающиеся друг от друга с позиции их имущественного состояния, доходов и видов деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Выразителями хозяйственных интересов являются объединения носителей экономических интересов в различные союзы и ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, торговцев, студентов, маклеров и т. д.

К исполнителям хозяйственных интересов относятся исполнительные органы хозяйственных интересов, организованные по подчиненности и включающие органы власти и Центральный национальный банк. Органы государственной власти, ответственные за ход экономического развития

Структура органов государственной власти, ответственных за экономическое развитие, включает: законодательную власть, исполнительную власть, судебную власть, Каждая из этих ветвей власти выполняет конституционно установленные функции.

Законодательная власть представлена Федеральным Собранием, которое вырабатывает и принимает законодательные акты, являющиеся основой механизма управления экономикой.

Исполнительная власть носит многоуровневый характер и включает в себя федеральный, региональный (субъектов Федерации) и муниципальный (местный) уровни. На федеральном уровне исполнительная власть представлена Президентом страны и Правительством Российской Федерации. Задача Правительства в сфере регулирования экономики – создание условий для эффективного и бескризисного развития экономики на благо всех граждан страны.

Судебная власть призвана следить за строгим соблюдением за- конов, принятых законодательными органами власти.

К числу важнейших органов, ответственных за экономическую ситуацию в стране и ход экономического развития, относятся: Министерство экономики, Министерство финансов, Центральный банк Российской Федерации.

На Министерство экономики возложена функция по разработке документов, обосновывающих экономическое развитие страны, таких, как прогноз, индикативный план (комплексная народно- хозяйственная программа развития), целевые программы по развитию отдельных важнейших направлений экономики.

Министерство финансов отвечает за разработку и реализацию государственного бюджета страны в различных его видах: консолидированный бюджет, федеральный бюджет, бюджет развития. В структуре Министерства финансов создано Федеральное казначейство, которое призвано аккумулировать и фактически распределять бюджетные средства государства.

Центральный банк Российской Федерации несет ответственность за состояние денежно-кредитной системы в стране, в частности за курс рубля по отношению к другим валютам мира, за его устойчивость и наполнение. Проблема инфляции также находится в сфере компетенции Центрального банка и Министерства финансов.

Одна из главных проблем – установление рациональных связей между Федерацией и ее субъектами. Эффективное хозяйствование на основе рыночных отношений требует разделения власти по вертикали на федеральную, региональную и местное самоуправление. Другой не менее важной проблемой является установление отношений между самими субъектами Федерации, а также между администрацией субъекта Федерации и органами местного самоуправления. Соответственно выделяются национальная (федеральная) система государственного регулирования экономики, а также региональные (субфедеральные) и местные (муниципальные) системы, которые выступают подсистемами общефедерального государственного регулирования национального хозяйства.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных