Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Средства адаптивной физической культуры




К средствам АФК относятся физические упражнения, естественно-средовые (природные) и гигиенические факторы. Физическое упражне­ние является основным специфическим средством, с помощью которого достигается направленное воздействие на занимающегося, решаются коррекционно-развивающие, компенсаторные, лечебные и профилак­тические, образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи.

Физические упражнения оказывают положительное влияние на организм человека с ограниченными возможностями в любом возра­сте, особенно на растущий организм с нарушениями в развитии. Они положительно влияют на опорно-двигательный аппарат, системы кровообращения и дыхания, обмен веществ, ЦНС, улучшают функции сенсорных систем. Физические упражнения, будучи связанными с целым рядом психических процессов (внима­нием, памятью, речью и др.), с мыс­лительной работой, эмоциями и переживаниями и т. п., формируют волю, характер, поведение и являются, таким образом, одним из средств духовного раз­вития человека; т. е. влияют одновременно на организм и личность.

Эффективность физических упражнений на организм и личность определяется влиянием, ряда факторов: во-первых, особенностями са­мих упражнений, их сложностью, новизной, эмоциональностью, вели­чиной нагрузки и т. п.;

во-вторых, индивидуальными особенностями занимающихся; возрастом, полом, состоянием здоровья, двигательных возможностей, ограниченных дефектом, сопутствующими заболевани­ями и вторичными нарушениями, состоянием сохранных функций, личной заинтересованностью;

в-третьих, внешними условиями - психологическим климатом на за­нятии, гигиенической обеспеченностью мест занятий, ос­нащением оборудованием и инвентарем.

Все упражнения делятся на группы по определенным признакам. Единой классификации не суще­ствует, наиболее распро­страненными являются следующие:

1) по целевой направленности: упражнения общеразвивающие, спортивные, рекреационные, лечебные, профилактические, коррекционные, профессионально-подготовительные;

2) по преимущественному воздействию на развитие тех или иных фи­зических качеств: упражнения на развитие силовых, скоростных качеств, выносливости, гибкости и т. п.;

3) по преимущественному воздействию на определенные мышечные группы: упражнения на мышцы спины, брюшного пресса, плеча, пред­плечья, голени, бедра, мимические мышцы и т. п.;

4) по координационной направленности: упражнения на ориентиров­ку в пространстве, равновесие, точность, дифференцировку усилий, расслабление, ритмичность движений и др,;

5) по биомеханической структуре движений: циклические (ходьба, бег, плавание, передвижение в коляске, на лыжах, гребля, и др.), ацикли­ческие (метание спортивных снарядов, гимнастические упражнения, упражнения на тренажерах и др.), смешанные (прыжки в длину с раз­бега, подвижные и спортивные игры и др.);

6) по интенсивности выполнения заданий, отражающей степень напря­женности физиологических функций: упражнения низкой интенсивности (ЧСС - до 100 уд./мин), умеренной (ЧСС - до 120 уд./мин), тонизиру­ющей (до 140 уд./мин). тренирующей (до 160 уд./мин и больше);

7) по видам спорта для разных нозологических групп инвалидов: уп­ражнения и виды спорта для инвалидов по зрению, слуху, интеллекту, с поражениями опорно-двигательного аппарата, рекомендованных на основе медицинских показаний и противопоказаний и соответствую­щих программ Паралимпийских игр;

8) по лечебному воздействию: упражнения на восстановление функ­ций паретичных мышц, опорности, подвижности в суставах, упражне­ния, стимулирующие установочные рефлексы, трофические процессы, функции дыхания, кровообращения и др.;

9) по исходному положению: упражнения, выполняемые в положе­нии лежа на животе, на спине, на боку, сидя, стоя, на коленях, при­сев, на четвереньках и др.;

10) по степени самостоятельности выполнения упражнений: активное самостоятельное, с поддержкой, помощью, страховкой, тактильным сопровождением движений, с опорой на костыли, палку, с помощью протезов и технических устройств, в ходунках, ко­ляске, условиях разгрузки (на подвеске), в форме пассивных упражнений и др.

11) по интеграции междисциплинарных связей: художественно-музы­кальные, хореографические танцевальные упражнения, упражнения формокоррекционной ритмопластики (работа с глиной), рисование, упражнения, связанные с ролевыми двигательными функциями в сказко-, драмо-, игротерапии, тематических игровых композициях и др., активизирующих мышление, речь, внимание, память, элементарные математические способности.

К естественно-средовым факторам относятся использование воды, воздушных и солнечных ванн в целях укрепления здоровья, закалива­ния организма. Естественные силы природы усиливают положительный эффект физических упражнений. Для инвалидов купание, плавание, ходь­ба босиком по траве, песку, гальке, туризм, рыбалка, прогулки на лыжах, на велосипеде, на лодке, подвижные и спортивные игры на открытых площадках и другие виды рекреативной деятельности не только эмоциональны по содержанию, но и оказывают тренирующее и зака­ливающее действие, повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, снижают частоту простуд­ных заболеваний.

Для детей-инвалидов плавание с первых недель и месяцев жизни оказывает благотворное влияние на развитие организма. Массирующие действие воды, разгрузка позвоночника, свобода движений в безопор­ной среде укрепляют мышцы, связки, суставы, усиливают обменные процессы, периферическое кровообращение, глубину дыхания, улуч­шают сон, аппетит, настроение ребенка.

К гигиеническим факторам относятся правила и нормы обществен­ной и личной гигиены: быта, труда, отдыха, питания, окружающей среды, одежды, обуви, спортивного инвентаря и оборудования. Для инвалидов они имеют первостепенное значение.

Так, для людей с нарушением зрения площадки для занятий на воздухе должны быть заранее подготовлены: определены ее размеры, по периметру установлены ограничительные ориентиры, исключены помехи из кустарника, ям, камней и т. п.; для слабовидящих важно иметь яркий инвентарь и оборудование красного, оранжевого, желтого и зеленого цветов, озвученную атрибутику - мячи, мишени, метроно­мы, свистки и др.

Для инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата при проведении, например, волейбола сидя во избежание микротравм тща­тельно готовится и полируется поверхность пола. Для лиц, передвигаю­щихся в колясках, должен быть обеспечен свободный проезд к душе­вым, раздевалкам, туалетам. Особого внимания требует техническое оснащение, пригодность спортивного инвентаря и оборудования, на­дежность страховки, помощь в случае необходимости и безопасность.

Для разных нозологических групп инвалидов в качестве дополни­тельных используются средства медицинской и психологической реа­билитации, которые не относятся к средствам адаптивной физической культуры, но их сочетание с занятиями физическими упражнениями усиливают эффект комплексного воздействия на организм человека. К этим средствам относятся: аппаратная физиотерапия, электростиму­ляция, массаж, мануальная терапия, иглорефлексотерапия, фитотерапия, души (пылевой, дождевой, игольчатый, Шарко, подводный и др.), водолечебные ванны (минеральные, радоновые, грязевые, углекислые, кислородные и др.), бани (парные и сауны), средства психологическо­го воздействия: электросон, гипноз, психотерапия, психокоррекция, психоконсультирование, психотренинги и др. Однакоих применение для разных лиц имеет множество индивиду­альных противопоказаний, поэтому назначение физиотерапевтических процедур должно осуществляться врачами и строго ими контролиро­ваться.

Вопросы для самопроверки

1. Какие две группы задач решаются в адаптивной физической куль­туре?

2. Перечислите наиболее важные общие задача адаптивной физи­ческой культуры.

3. Какие виды коррекционно-развивающих задач вам известны?

4. Что относится к средствам адаптивной физической культуры?

5. Какое влияние оказывают упражнения на организм лиц с откло­нениями в состоянии здоровья?

6. Приведите примеры классификации физических упражнений по 3-4 классификационным признакам.

7. Какие факторы относятся к естественно-средовым?

8. Раскройте значение гигиенических факторов в адаптивной физи­ческой культуре.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных