Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Потребности, их классификация




Потребность можно определить как нужду в объектах, необходимых для существования и развития организма, потребности являются основным источником поведенческой активности. Она может быть направлена на достижение одних объектов (например, пищи, одежды, денег, карьерного роста и т.д.) или на избегание других объектов, представляющих опасность для существования человека, причиняющих боль или страдание. При одновременном возникновении нескольких потребностей, что чаще всего происходит в обычной жизни, человек вынужден удовлетворять их последовательно, переключая для этого направление своих действий с одной цели на другую. Этот процесс осуществляется на протяжении всей жизни и завершается с её прекращением.

Избираемый человеком порядок действий определяется на основе оценки биологической или социальной значимости той или иной потребности, среди которых различают: 1) витальные или биологические; 2) социальные и 3) идеальные. К биологическим принадлежат потребности в кислороде, пище, воде, температурном комфорте, сне, безопасности. Изменения оптимального баланса между потреблением и расходом кислорода, питательных веществ, воды и солей, образованием и выделением тепла вызывают потребность восстановить нарушенное равновесие и заставляют человека действовать так, чтобы важнейшие гомеостатические параметры возвратились к обычному значению. Реальная или воображаемая опасность служит поводом к запуску реакций борьбы или бегства. Половые потребности и родительские инстинкты принадлежат к биологическим, хотя жизнь человека непосредственно и не зависит от их удовлетворения, однако они определяют существование вида.

П. В. Симонов относит к биологическим потребностям ещё и потребность в экономии сил, заставляющую человека «искать наиболее короткий, лёгкий и простой путь к достижению своих целей. Принцип экономии сил лежит в основе изобретательства и совершенствования навыков, но может приобрести и в самодовлеющее значение, трансформировавшись в лень».[4] Наряду с этим человеку свойственна врождённая потребность в двигательной активности вообще, а не обязательно направленной на добывание пищи или избегание неприятностей. Реализация этой потребности у детей способствует приобретению поведенческого опыта, необходимого для познания окружающего мира и приспособления к нему. Поэтому дети с трудом выдерживают временное ограничение своей двигательной активности, да и для взрослых людей вынужденная неподвижность является стрессом (например, неизменная поза во время длительных поездок в автомобиле или автобусе).

Социализация биологических потребностей у человека превращает их во вторичные материальные или квазипотребности. Так, например, человек не просто утоляет голод, но выбирает пищу по своему вкусу, защищается от холода с помощью одежды, выбранной в соответствии с существующей модой и т.п. Социальные потребности определяются характером отношений человека с другими людьми (в семье, коллективе, социальной системе). Они проявляются в стремлении принадлежать к определённой социальной группе (профессиональной, этнической, конфессиональной и т.п.), добиваться уважения к себе, симпатии или любви, общественного признания своей деятельности, власти над другими людьми и т.д. Удовлетворение социальных потребностей обычно представляет компромисс между двумя целями: быть частью общества и сохранить свою индивидуальность. Надлежащее воспитание формирует потребность следовать нравственным, этическим или правовым нормам поведения в обществе.

Идеальные потребности можно назвать когнитивными (от лат. cognitio - познание). К ним относится стремление познать окружающий мир и своё место в нём, приобщиться к существующим культурным ценностям и самому попытаться создать что-то новое. Истоки когнитивных способностей человека просматриваются в универсальной для всего живого потребности в информации. Легко заметить, что информация о путях и способах достижения цели необходима для удовлетворения практически любой потребности.

Потребности можно подразделить на две разновидности в зависимости от того, как оценивать их удовлетворение: 1) потребности сохранения (или нужды) и 2) потребности роста (или развития). Потребности сохранения связаны с выживанием, поддержанием простого равновесия со средой. Например, в социальной сфере они удовлетворяются достижением принятой нормы ("чтобы всё было, как у людей"), а в идеальной сфере - достижением существующих знаний. Потребности развития этим не удовлетворяются, они связаны с улучшением условий обитания, в социальной сфере - с совершенствованием существующих норм, а в идеальной - с добыванием новых, не известных прежде знаний или созданием новых культурных ценностей.

А. Маслоу (Maslow A. H.) выстроил потребности человека по принципу иерархической пирамиды, определяющей очерёдность удовлетворения потребности в зависимости от её места в указанной иерархии (Рис. 11.1). Сначала удовлетворяются базовые физиологические потребности, обусловленные необходимостью сохранения гомеостаза (дышать, есть, пить, спать, сохранять постоянную температуру тела.), в противном случае потребности следующего иерархического уровня не актуальны. Например, человек, длительно испытывающий голод и одновременно недостаток любви или уважения, в первую очередь добывает пищу, а не уважение или любовь. Если физиологические потребности удовлетворены, то наиболее актуальной становится потребность в безопасности, то есть в стабильности и предсказуемости жизни, защите от страха, тревоги. Когда удовлетворяется и она, наступает очередь социальных и идеальных потребностей, а на самой вершине иерархической пирамиды располагается потребность самосовершенствования. Маслоу не абсолютизировал иерархический порядок удовлетворения потребностей, он лишь утверждал, что низшие потребности чаще всего удовлетворяются раньше, чем высшие (Справка 11.1.).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных