Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Quot;ТИТАН" ПОДНИМАЕТ ЯКОРЬ




Все в природе закономерно. Есть законы физики, есть законы развития техники, есть законы фантазирования. Бывает, так хочется наплевать на все законы и нафантазировать что-то этакое… А потом перечитываешь и видишь: эта идея получена с помощью приема увеличения, а эта - с помощью приема "наоборот". Скучно? Нет, как раз наоборот - очень увлекательное это дело: пользуясь "элементарными" законами природы, техники и фантазии предвидеть будущее получше всяких пифий, экстрасенсов и астрологов. Хотите примеры?

Летом 1944 года к не очень-то процветавшему американскому писателю-фантасту Л.Картмиллу нагрянули агенты ФБР и устроили обыск. Действуя в лучших традициях своих коллег из КГБ, они так и не объяснили изумленному писателю, что им, собственно, было нужно. На следующий день обыск произвели у Д.Кемпбелла, фантаста, куда более известного, но главное - издателя того самого журнала "Удивительная научная фантастика", где публиковал свои рассказы Л.Картмилл. Потом был допрос. У писателя спросили: кто и когда передал ему совершенно секретные сведения, которые легли в основу рассказа "Крайняя черта", незадолго до того опубликованного в журнале? Никто и никогда,- отвечал автор,- все это плод творческой фантазии. Не может того быть,- утверждали агенты и повторяли свое: кто и когда…

Напомню - шел 1944 год, до первого испытания атомной бомбы оставалось несколько месяцев, до первого ее "публичного представления" - больше года. Работы над "Манхэттэнским проектом" велись в обстановке жесточайшей секретности, в печати запрещено было всякое упоминание слов "тяжелая вода", "уран". А некий фантаст Л.Картмилл в своем рассказе очень подробно описал не только процесс деления урана, но и "раскрыл секрет" критической массы, рассказал об устройстве атомной бомбы… Думаю, что, произойди нечто подобное в СССР, не только автор, но вся редакция журнала на следующий же день оказалась бы либо на Колыме, либо гораздо дальше. ФБР ограничилось взбучкой - может, действительно поверило в творческое воображение фантаста?

Не знаю, что в действительности думали агенты ФБР, но точно знаю, что никакими парапсихологическими способностями Л.Картмилл не обладал, никакие пришельцы из будущего его не посещали, и к общему информационно-энергетическому полю планеты он тоже не был подключен. Загадка разрешалась просто - Л.Картмилл писал так называемую "жесткую" научную фантастику. Он знал о первых, не засекреченных еще работах в области ядерного распада. Он знал об идеях своего предшественника Герберта Уэллса, еще в 1913 году описавшего в романе "Освобожденный мир" первую войну с применением атомного оружия. И плюс воображение… Именно оно помогло связать в цепь разрозненные факты, найти ненайденные закономерности.

История с Л.Картмиллом показывает, насколько важны в предсказаниях точность деталей и знание законов развития природы, техники, общества - именно то, чего всячески избегают многочисленные экстрасенсы-прорицатели. Во всяком случае, когда экстрасенс утверждает, что 1999 год будет для России трудным, пенсии не выплатят, а промышленность не станет работать лучше, вряд ли такое предсказание говорит о богатом воображении.

Но история с Л.Картмиллом говорит и о другом. Опубликуй он свой рассказ на семь лет раньше - и все прошло бы тихо и незаметно: ученые тогда еще только приступали к экспериментам, которые привели к открытию цепной ядерной реакции, о критической массе никто слыхом не слыхивал, а фантаст… ну, мало ли о чем они там пишут? На предсказание фантаста никто бы не обратил внимания. И лишнее тому подтверждение - другая история.

…В Англии построен огромный пассажирский лайнер "Титан". Самый большой, быстроходный и роскошный. Билеты на первый трансатлантический рейс доступны только очень богатым людям. На борту "Титана" собирается высшее общество, корабль должен поставить рекорд скорости и завоевать приз самому быстроходному лайнеру. В Северной Атлантике поздняя и холодная весна, но, стремясь в кратчайший срок преодолеть расстояние до берегов Америки, "Титан" идет полным ходом - и темной апрельской ночью сталкивается с айсбергом. Насосы не успевают откачивать воду, спасательных шлюпок не хватает, большая часть пассажиров и команды обречена на гибель…

Уверен, что вы сейчас обвиняете меня в неточности - название лайнера приведено не совсем правильно: он назывался ведь не "Титан", а "Титаник", и история его гибели известна всем. Но я описал здесь вовсе не реальную историю гибели "Титаника" в 1912 году! Это - сюжет романа "Тщетность" английского автора М.Робертсона. Роман был опубликован в 1898 году…

Точность предсказания не ограничилась сюжетом трагедии и названием лайнера. Сравните числа. "Титан" М.Робертсона: длина 260 метров, водоизмещение 70 тысяч тонн, мощность двигателей 50 тысяч лошадиных сил, скорость 25 узлов, четыре трубы, три винта. А вот характеристики реального "Титаника": 268 метров, 66 тысяч тонн, 55 тысяч лошадиных сил, 25 узлов, четыре трубы, три винта. Если бы роман "Тщетность" вышел из печати этак за неделю до отплытия "Титаника", какая была бы сенсация! Но он был опубликован "слишком рано", и в 1912 году о нем давно успели забыть, тем более, что М.Робертсон не обладал литературным талантом Г.Уэллса.

ВСЕГО ЛИШЬ "ЛЕТАЮЩИЕ ТАРЕЛКИ"

История с "Тщетностью" Робертсона и "Крайней чертой" Картмилла показывает: мало владеть приемами фантазирования, чтобы делать правильные предсказания будущего. Естественно, нужно знать историю науки, техники, общества. И тогда не нужны окажутся "связи с космической энергией", "экстрасенсорные способности" и астрологические таблицы.

Древнегреческая Кассандра была, прежде всего, умной женщиной и видела куда что идет. Она была дочерью Приама, царя Трои, знала все дворцовые тайны и могла себе представить, чем все кончится. Она видела тенденции там, где остальные не видели ничего, кроме хаоса фактов! Человек с тренированным воображением умеет не только пользоваться приемами фантазирования, но еще и знает, какой именно из реальных фактов нужно изменить, чтобы получить с помощью нужного приема правильное предсказание будущего события.

Л.Картмилл вовсе не был допущен к секретам "Манхэттэнского проекта", а М.Робертсон не был профессиональным корабелом. Но есть законы природы. Законы физики, химии. Есть закономерности в истории развития обществ. Знающий эти законы имеет массу преимуществ перед незнающими, он может даже представить себя богом. Любимый, кстати, прием фантастов: герой попадает в плен к аборигенам, его приговаривают к смерти, вот-вот начнется казнь, и тут герой вспоминает, что именно сейчас должно начаться солнечное затмение. "Остановитесь, - кричит он, - или я сейчас уничтожу солнце!" Прием безошибочный - герой знает то, чего не знают другие.

Так вот, кроме законов природы и общества, есть и законы развития технических систем. Зная их, не так уж трудно представить, как пойдет в ближайшие десять-двадцать лет развитие, скажем, кораблестроения или ракетостроения. Инженеры-изобретатели стали серьезно изучать эти законы в пятидесятых годах. Советский изобретатель и писатель-фантаст Г.С.Альтшуллер (любители фантастики знают его литературный псевдоним - Генрих Альтов) создал, объединив эти законы, новую науку - теорию творческого мышления.

Собственно, любой серьезный фантаст, пишущий о будущем, о грядущих научных открытиях или изобретениях, даже если он незнаком с теорией развития технических систем, вынужден сопоставлять факты. И он чаще прочих (и порой - чаще ученых!) приходит к верным выводам, потому что, кроме знания и интуиции, обладает редким, к сожалению, даром - богатым воображением.

Именно оно позволило фантастам описать все варианты встреч с пришельцами за многие годы до того, как такие (в точности!) описания заполнили страницы журналов и газет. Когда я читаю очередное сообщение о "летающей тарелке в Бразилии" или о том, как "пришельцы производят сексуальный эксперимент с тетей Машей", я удивляюсь вовсе не воображению "очевидцев", но как раз - полному отсутствию воображения! Ведь все это уже приходило в голову фантастам, и все это они уже описали на страницах своих произведений. Но одно дело, когда читаешь нечто в книге с грифом "НФ", и совсем другое, когда то же самое описано со слов некоего очевидца с указанием точной даты и места!

Историю, придуманную профессионалом-фантастом, всегда можно отличить от аналогичной байки, рассказанной человеком с небогатым воображением. У фантаста - точность деталей. У экстрасенсов, "общающихся с космосом", деталей обычно мало - нехватает воображения…

Итак, знание законов природы, техники и общества плюс богатое воображение - вот причина успеха прогнозов фантастов. Может, это менее романтично и загадочно, чем "поглощение космической энергии"?

Не знаю, как вам, но мне лично больше по душе идея о том, что человек сам способен выдумать нечто, совершенно новое и необычное, нежели идея о том, будто это новое подсказано космическими силами, пришельцами или "единым информационным полем". Тем более, что и космические силы, и пришельцы, и единое поле информации уже были в фантастике…

Часть 4.

ЗВЕЗДЫ И ТЕРНИИ

Чтобы хорошо фантазировать, нужно знать правила. Чтобы сделать изобретение, нужно знать методы теории творчества. Чтобы написать хороший фантастический роман, нужно ко всему этому добавить еще литературные способности. Но скажите мне: если вы прекрасно усвоили все приемы фантазирования и все изобретательства, о которых было рассказано в нашей рубрике, достаточно ли этого, чтобы стать настоящей творческой личностью? Неужели нужно всего лишь знать правила и…

Вы прекрасно знаете, что ответом может быть только "нет, этого мало". А что нужно еще? Чем творческий человек отличается от человека, вызубрившего правила теории творчества? =Вопрос, между прочим, очень непростой. Не нужно, к примеру, говорить о вдохновении, которое посещает творческого человека. У меня есть знакомый, который работает на конвейере, потому что на большее он просто не способен, не в обиду ему будь сказано. Так вот, этот человек постоянно находится в состоянии вдохновения - он выдает идею за идеей, а приемы фантазирования давно выучил наизусть. И что же? Да ничего. Дубель-пусто, как говорят доминошники…

Еще в те годы, когда разрабатывались основы теории решения изобретательских задач, Г.С.Альтшуллер и И.М.Верткин попытались ответить на вопрос: по каким качествам можно распознать творческую личность? Речь не о подсчете уровня интеллекта - для этого есть множество тестов. Можно, кстати, иметь очень высокий коэффициент интеллектуальности и быть совершенно нетворческим человеком! Альтшуллер с Верткиным захотели ответить на вопрос: какими качествами должна обладать творческая личность? Они собрали и систематизировали биографии известных ученых, изобретателей, философов, даже политиков - всех людей творчества. Что, - спросили они, - общего было в жизни этих людей? Так возникла интереснейшая часть теории творчества, названная ЖСТЛ, - жизненная стратегия творческой личности.

Очень любопытная наука. Наука? Нет, больше, чем просто наука - это пособие для творческого человека: как ему нужно поступать в каждом конкретном случае, чтобы не делать жизненных ошибок. Ведь наша жизнь - это не только решение головоломок. Это необходимость зарабатывать на пропитание, это споры с хозяином квартиры, который опять повышает плату, это тысячи и тысячи крупных и мелких проблем, которые напрямую к творчеству не имеют отношения, мешают ему, но эти проблемы нужно преодолевать, и творческая личность преодолевает жизненные невзгоды, оказывается, немного не так, как все прочие смертные.

Таким человеком был Бен-Иегуда, вернувший еврейскому народу его язык. Простое, казалось бы, желание - заставить говорить на иврите хотя бы свою семью: жену, детей, родственников. А как сложно - у Бен-Иегуды ушла на это жизнь. Впрочем, попробуйте сами испытать себя в роли Бен-Иегуды: начните сами не только говорить, но думать на иврите, и всех своих домашних заставьте сделать то же самое. Вот тогда вы поймете, что такое творческая личность, одержимая достойной целью!

Подумайте, способны ли вы на такую жизнь, какую прожил некий Уилсон Бентли - его биография есть в коллекции Альтшуллера и Верткина. В 1885 году, в десятилетнем возрасте, Бентли засмотрелся на игру снежинок и задал себе вопрос: а есть ли среди них хотя бы две одинаковые? Все они отличаются друг от друга величиной, формой, рисунком и числом молекул воды. Молодой Бентли решил посвятить жизнь снежинкам. Он их ловил, фотографировал, классифицировал. Он занимался этим пятьдесят лет. И лишь в 1935 году опубликовал свой атлас с приложением двух тысяч снимков. Книга Бентли и сейчас является главным источником знаний о снежинках. Представьте себе, сколько пришлось вынести этому человеку! Ему, между прочим, не давали ни стипендии Шапиро, ни грантов министерства науки, а британские университеты не хотели брать его на работу - никого не интересовали снежинки…

Еще один пример жизни творческой личности - немецкий ученый Швабе, открывший одиннадцатилетний цикл солнечной активности. Вот, что сказал о Швабе президент Королевского астрономического общества Великобритании, когда в 1857 году вручал немецкому астроному золотую медаль: "Двенадцать лет он потратил на удовлетворение своих собственных интересов, шесть следующих лет - на удовлетворение интересов человечества, и, наконец, еще тринадцать лет - на убеждение человечества. В течение тридцати лет Солнце никогда не появлялось над Дессау без того, чтобы Швабе не направил на него свой телескоп… Настойчивость одного человека привела его к открытию явления, о существовании которого никто из астрономов даже не подозревал".

Вы обратили внимание на противоречие, содержащееся в этих примерах? Подумайте о нем.

ОДА ДОСТОЙНОЙ ЦЕЛИ

Итак, Бен-Иегуда вернул евреям язык, Бентли изучал снежинки, а Швабе открыл цикличность солечного излучения. Все трое выбрали себе простые цели. Не нужно быть творческой личностью, чтобы сказать "а ну-ка, займусь я снежинками". Но никто, не будучи настоящей творческой личностью, не прошел бы по этому пути до конца. Большинство и половины не осилили бы. Простота цели и сложность ее достижения - вот, в чем противоречие. Подумайте и попробуйте ответить: смогли бы вы, выбрав однажды цель, никогда не отказаться от ее достижения? Если вы честно ответите "нет", значит, вы еще не истинно творческая личность.

Герман (не Пушкина, а Чайковского), решив поставить все на карту, заявил: "Что наша жизнь? Игра!" И был-таки прав. Наша жизнь (тем более - жизнь человека творческого) действительно подобна игре, в которой личность играет против обстоятельств. У личности, далекой от творчества, и игра получается скучноватой - чем-то вроде домино. Творческий же человек проживает жизнь как сложнейшую шахматную партию, просчитывая на несколько ходов вперед. Учебники шахматной игры существуют давно. А учебник, которым может воспользоваться каждый для того, чтобы выработать верную жизненную стратегию, создан несколько лет назад. Его авторы - Г.С.Альтшуллер и И.М.Верткин. Название - "Жизненная стратегия творческой личности".

В каждой игре нужно прежде всего обозначить цель. Достойная цель нужна творческой личности - иначе за что ж бороться и как играть? Бен-Иегуда поставил себе цель - заставить евреев говорить на иврите. Достойная цель? Безусловно. Гитлер поставил себе цель - отхватить весь мир. Достойная цель? Понятно, что нет. И потому, кстати, если следовать "учебнику жизни" Альтшуллера и Верткина, Гитлера нельзя творческой личностью. Ба-а-альшой негодяй - это да. Но не творец, в отличие от Бен-Иегуды.

Какая же цель может называться достойной? Посадить дерево - достойная цель? А изобрести вечный двигатель, чтобы все перестали платить за электричество? Вопрос далеко не так прост, каким может показаться. Альтшуллер и Верткин исследовали сотни биографий великих творцов и вывели семь основных свойств, какими должна обладать поистине достойная цель жизни творческой личности. Если вы уже выбрали себе цель в жизни, проверьте-ка, соответствует ли она критериям Альтшуллера и Верткина.

Во-первых, цель должна быть новой. Цель Теодора Герцля создать еврейское государство была новой? В конце прошлого века - безусловно. А была ли новой цель Гитлера или Сталина завоевать весь мир? Нет - ведь десятки диктаторов и прежде хотели того же…

Во-вторых, цель должна быть общественно полезной, доброй, направленной на развитие жизни. Отвечали этим критериям цели Герцля, Бен-Иегуды? Хотел бы я посмотреть на еврея, который сказал бы "нет". А цели Гитлера и Сталина? Хотел бы я посмотреть на того, кто скажет "да".

Третий критерий - конкретность. Это должны быть не просто благие намерения, но четкий комплекс задач, к решению которых можно приступить хоть сейчас. С Бен-Иегудой все ясно - решил и тут же сам заговорил исключительно на иврите.

Критерий номер четыре - значительность. Посадить дерево - это значительная цель? Добрая, да, но, извините, не значительная. Жизнь этой цели не посвятишь. Иное дело, если вы поставите себе цель - засадить лесами всю пустыню Негев. Это будет значительная цель, на ее достижение может уйти жизнь, но… Как быть со вторым критерием? Экологи наверняка скажут, что эта цель при всей ее значительности, к сожалению, вредна для природы и, следовательно, для общества. Цель Бен-Иегуды - да, это значительная цель.

В-пятых, цель должна быть еретичной. Согласитесь, великая достойная цель непременно должна опережать свою эпоху. Значит, хочешь-не хочешь, но современники будут воспринимать ее как ересь, как нечто неосуществимое.

Вспомните того же еретика Бен-Иегуду - кто из современников считал его идею осуществимой? Если даже родная жена крутила поначалу пальцем у виска…

Шестой признак достойной цели - практичность. Двигаясь даже к далекой цели, вы должны получать по дороге какие-то конкретные результаты. Самая недостижимая цель должна приносить пользу. В этом смысле с Бен-Иегудой и Герцлем все ясно, не правда ли? Вполне практичные цели.

Седьмой признак достойной цели очень прост: цель должна быть независимой. Работу над истинно достойной целью всегда начинает одиночка. Одинок был Бен-Иегуда.

Почти не было сначала сторонников у Герцля. Это уже потом, когда цель частично достигнута, когда она перестала быть ересью и современники перестали встречать ее в штыки - тогда можно уже и коллективы создавать. Например, ульпаны по изучению иврита. А первым учителем был Бен-Иегуда лично. Один.

Кстати, Г.С.Альтшуллер, автор теории изобретательства, тоже был в свое время еретиком и одиночкой. Он и его друг Рафаил Шапиро (ставший много лет спустя известным в Израиле журналистом) были первыми, кто поставил цель: научить изобретать каждого желающего, каждого желающего сделать творческой личностью. Институтов ТРИЗ тогда не было, институтами Альтшуллера и Шапиро были сталинские лагеря. А сейчас, сорок лет спустя, в десятках стран мира действуют фирмы, использующие ТРИЗ.

Жизненная стратегия творческой личности - это записанная по ходам (как нотация шахматной партии!) игра между человеком и миром. Первый ход в этой игре - выбор достойной цели. Сделали ли вы этот ход в своей жизни?

Итак, вы сделали первый ход - выбрали себе в жизни достойную цель. Многие, между прочим, на этом и останавливаются. Вам такие люди не знакомы? "Я поставил себе целью сделать Израиль поистине демократическим государством," - говорит такой человек. "А что ты делаешь, чтобы достичь этой цели?" - спрашивают его. "Я думаю!" - говорит он гордо, считая свою жизненную миссию исчерпаной. Если среди ваших знакомых есть такая личность, будьте уверены - ей далеко до творчества. Творческий человек, поставив цель, бросается играть в сложную игру между собой и жизнью. И чаще всего проигрывает, потому что не знает правил. Среди новых олим наверняка много людей творческих, людей, в жизни которых есть достойные цели, но многие ли могут сказать: "я достиг желаемого?"

Генрих Альтшуллер и Игорь Верткин изучили игру, называемую "жизнь творческого человека", нашли правила этой игры и опубликовали их в книге "Жизненная стратегия творческой личности". В этой книге - ход за ходом - описана как бы стандартная "партия", как в шахматах. От дебюта до эндшпиля. От момента, когда человек выбирает достойную цель, до момента, когда он может сказать: "я достиг!" По сути, ЖСТЛ - это пример так называемой "деловой игры", очень популярной в наши дни среди психологов и специалистов по управлению коллективами. Для развития воображения очень полезно играть в "деловые игры", а самой полезной является предложенная Альтшуллером и Верткиным игра творческой личности против жизненных обстоятельств.

Играют в "деловые игры" во всем мире, об этом знает каждый, посещавший курсы менеджмента. Ему говорят, что родиной "деловых игр" являются Соединенные Штаты, а время рождения - шестидесятые годы. Не верьте. Первая "деловая игра" появилась в 1930 году в Ленинграде, когда в этом городе была создана "группа пуска новостроек". Изобретатель Л.Б.Наумов потом вспоминал: "У нас возникла заманчивая идея - найти способ хоть частично приобрести опыт пуска завода еще до его пуска"…

"Деловая игра", которая зовется "жизнь", как и шахматная партия, условно делится на дебют, миттельшпиль, эндшпиль и постэндшпиль.

Дебют - это выбор достойной цели и преодоление "молодежных" соблазнов, тщательная подготовка "упреждающих" ходов для проведения "жизненной игры" на высоком уровне - потом будет некогда. Вот, что любопытно: первый ход в игре делает не сама творческая личность, а… ее родители. Именно они должны с самого раннего детства развивать фантазию у будущего творца. Как? Для начала - побольше сказок. Сказки - великолепный инструмент для развития творческого воображения. Первый ход сделан. Теперь очередь за "жизненными обстоятельствами". Как поступает этот "достойный противник"? Стандартный ход: отчуждение детским или юношеским коллективом "не-своего", ситуация "все против одного". Не нужно обижаться на "коллектив". Это нормальный ход вашего противника, ведь в шахматах, играя белыми, вы не обижаетесь, что черные сразу повели атаку на вашего короля!






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных