Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КАК ВЗВЕСИТЬ СТРАНУ




Несколько слов о том, допускают ли задачи на развитие воображения иные решения, не те, что даются в контрольных ответах. С таким вопросом ко мне часто обращаются люди, изучающие РТВ и недовольные тем, что их мысли далеко не всегда совпадают с моими.

Конечно, могут быть и другие решения! Ведь задачи на воображение это не математика, где дважды два всегда равно четырем. К примеру, украсть из музея картину можно сотней разных способов, а не только с помощью приема объединения. Но в решении задачи я указал лишь на этот прием по одной причине: этот способ отвечает критерию, который как-то однажды предложил великий Эйнштейн для определения правильности физической теории. Теория должна быть красивой, простой и практичной. Так вот, предложенный способ - самый практичный, простой и… красивый. В задачах на воображение это, пожалуй, самое главное.

Вспомните задачу о беге наперегонки с чемпионом. Да, вам вряд ли удастся уговорить не то, что чемпиона мира, но даже мастера спорта бегать с вами по утрам. Как же быть? В РТВ на этот случай есть простой способ: если вы не можете использовать оригинал, используйте копию!

Копию чемпиона мира? Конечно. Я не имею в виду, естественно, копию во плоти, нас ведь интересует не чемпион как таковой, а его способность быстро бегать. Прибор, сконструированный новосибирским изобретателем Ладошкиным, предназначен для тренировок в домашних условиях на так называемой кольцевой дорожке: вы бежите, оставаясь на месте, а дорожка под вами бежит с нужной скоростью. Пусть она движется со скоростью чемпиона!

Другой вариант: вы бежите по естественной дорожке, а рядом с чемпионской скоростью бежит отраженный прибором… солнечный зайчик.

Вторая задача заключалась в том, что нужно было точно определить площадь страны на карте. Границы страны очень сложно запутаны, как бы вы ни делили территорию на мелкие квадратики, все равно точность окажется невелика. Как быть? Выйдите за пределы задачи! Вам нужно определить площадь? Замечательно - определите сначала не площадь, а… вес. Иными словами, вырежьте точно по контурам границ карту страны и взвесьте на точных весах. А потом взвесьте, скажем, одну сотню квадратных километров - ведь вырезать из бумаги квадратик нужного размера можно без проблем. Взвесили? Отлично, теперь разделите "вес страны" на "вес единицы площади", и вы совершенно точно определите нужную площадь. Площадь, с позволения сказать, с точностью до… миллиграмма.

Красота решения очевидна - РТВ всегда советует искать нетривиальные подходы. В данном случае, это отделение функции от объекта. Нужно определить площадь, а это трудно. Давайте отделим функцию от объекта, пусть страна площадью не обладает вовсе. Но ведь речь идет о карте, чем еще обладает бумага, кроме площади? Толщиной, плотностью, весом… Толщина и плотность вам в данном случае не помогут, а вес - пожалуйста.

Третья задача - о футболистах "Атлетикоса", ставших неожиданно асами футбола, - решается с помощью вепольного анализа. Вепольный анализ очень полезен во всех случаях, когда объект в задаче не один, а два или больше. Вот и в данном случае у нас два объекта: мяч и нога футболиста. С чего бы это футболист стал бить точнее и лучше, чем прежде? Свяжем два объекта друг с другом каким-нибудь полем. Каким? Механическое-то поле было всегда - это обычный удар ногой. Значит, нужно другое поле. Какое? Проще всего использовать электрическое или магнитное. На самом деле все так и происходило: тренеры "Атлетикоса" вшивали металлические полоски внутрь футбольной камеры, а на бутсы футболистов нашивали сильные магниты. Достаточно было футболисту коснуться мяча, и мяч будто приклеивался к ноге.

Разумеется, это был незаконный способ, и, когда афера была обнаружена, тренеры "Атлетикоса" были отстранены от должностей. Но, согласитесь, с точки зрения РТВ идея была безупречна. Для развития футбола она не годилась, но для развития фантазии - вполне…

Последняя задача - задача о следственном эксперименте: как избавиться от грохота в замкнутом пространстве тира. Честно говоря, я не знаю, как именно поступил реальный следователь, проводя реальный следственный эксперимент. Но я знаю, какое решение предложили почти полвека спустя слушатели курсов РТВ в городе Баку: нужно погрузить дуло ружья или пистолета в слой пены и стрелять через нее. Свое предложение ребята проверили в "боевых" условиях тира, и оказалось, что пена, действительно, замечательно заглушает звук выстрела! Разумеется, это решение не единственно возможное, вряд ли ленинградский следователь придумал именно такой способ. Что ж, попробуйте предложить другой - столь же простой и красивый…

ОГОНЬ ПРОТИВ ОГНЯ

Вот еще одна "порция" задач.

Задача первая - цитата из романа Фенимора Купера "Прерия".

"- Огонь в полумиле от нас, и ветер несет его в нашу сторону со страшной быстротой!

- Что там огонь!.. По-вашему, это огонь? Ну, молодцы, за работу. Беритесь-ка за эту низкую, вялую траву и выдергивайте ее вон.

Старик прошел в противоположную сторону и, выбрав пук самых сухих стеблей, положил их на полку своего ружья. Они мгновенно вспыхнули от искры…

- Теперь, - сказал старик, - вы увидите, как огонь дерется с огнем".

Вопрос: как же именно "огонь дерется с огнем"? Что сделал старик? Конечно, вы можете перечитать роман и найти описание, сделанное Купером. Но не интереснее ли проявить собственную фантазию?

Задача вторая - сугубо научная. Предлагаю читателям стать коллегами великого русского физика П.Н.Лебедева, который сто лет назад проводил опыты по измерению давления света на твердые тела.

Весной 1997 года в вечернем небе появилась яркая комета, и каждый мог убедиться: хвост кометы направлен в сторону, противоположную Солнцу. Почему? Потому, что солнечный свет "давит" на пылинки в кометных хвостах и "сдувает" их подобно ветру. Это и есть давление света, впервые обнаруженное Лебедевым.

Но давление это ничтожно! Лебедев измерял, как "давит" свет сильной лампы на тоненькое крылышко. И даже малейшее движение ветерка в комнате давило на поверхность крылышка куда больше, чем свет. Что делать? Лебедев поместил крылышко под герметичный колпак и начал выкачивать воздух. Но с помощью насоса так и не удалось выкачать воздух полностью. Что делать теперь? Физик придумал: он пустил под колпак пары ртути. Ртуть вытеснила весь воздух, какой еще оставался. Ну, а теперь-то как быть? Ведь теперь нужно избавиться и от паров ртути!

Вот мы и добрались до вопроса этой задачи: как избавиться от паров ртути под герметическим колпаком. Насос, как вы видели, помочь не в состоянии. Как быть? Не думайте, что задача очень уж сложна. Для решения нужно знание физики на уровне средней школы и… немного воображения.

Третья задача тоже взята из жизни, только на этот раз из жизни не физиков, а металлургов. Рабочие в горячих цехах любят ошарашивать новичков. Представьте себе картину: по желобу течет расплавленный металл, рабочий на мгновение опускает в него кисть руки и сразу же выдергивает. Ни следа ожога! А ведь температура - около тысячи градусов, это вам не кипяток.

Не советую никому, не зная решения, повторять опыт на практике. Но поставить себя на место металлурга рекомендую: попробуйте понять, как удается опустить руку в кипящий металл, не получив ни единого волдыря?

РУКА В ПЛАМЕНИ

Задачи, предложенные выше, не очень трудны. Особенно первая, о том, как герой романа Фенимора Купера "Прерия" боролся с огнем. Думаю, что многие просто вспомнили решение, о котором слышали с детства. Но дело в том, что нужно не только "вспомнить" решение или догадаться о нем, нужно сказать - какой именно прием РТВ использовал Купер.

Герой Купера приказал вырвать из почвы полосу сухой травы, создав между собой и огнем пространство, по которому огонь пройти не сможет, а затем поджег траву за этой полосой. Одна стена огня начала наступать на другую, и, когда огонь встретился с огнем, пламя погасло, потому что выжженную полосу огонь уже не преодолеет.

Какой прием был использован? Два приема: удвоения и "наоборот". Если дан объект, создадим его копию (еще один пожар) и сделаем "наоборот" (пошлем второй пожар навстречу первому). Кстати говоря, тот же результат можно получить и с помощью другой комбинации приемов. Подумайте - какие еще приемы развития фантазии можно использовать для решения этой задачи?

Вторую задачу в свое время решал русский физик П.Н.Лебедев. У него был запаянный сосуд, в котором находились пары ртути. А Лебедеву нужно было получить в сосуде полный вакуум. Как избавиться от паров ртути? Эта задача тоже не сложна, но отличается от первой тем, что для ее решения недостаточно одних лишь приемов РТВ, которые мы уже изучали. Нужен еще прием, используемый в ТРИЗ. Надо сказать, что это нередкий случай, и, если мы хотим развивать фантазию, то нужно нам познакомиться и с основами этой новой науки. Очень простой прием, которым часто пользуются изобретатели: изменить агрегатное состояние. Если у вас что-то не получается с жидкостью, попробуйте испарить ее. Или наоборот - сделайте, чтобы ваша жидкость затвердела. Может, тогда решение окажется очень простым?

А в опыте Лебедева нужно было избавиться от газа. Как? Превратить его в жидкость. Лебедев погрузил свой сосуд в жидкий гелий, температура быстро упала, и ртуть в сосуде сконденсировалась на дне. Жидкость физику не мешала, а газ… исчез. В сосуде оказался глубокий вакуум, что и было нужно.

Вспомните теперь нашу третью задачу: о металлурге, который погрузил ладонь в расплавленный металл. На мгновение всего лишь, но ведь температура металла - почти тысяча градусов!

Наверное, вы уже догадались, что прием нужно использовать тот же самый: изменение агрегатного состояния. Но тут есть своя тонкость. Наши объекты - рука и металл. Так чье же состояние менять? Не руку же металлурга, на самом деле, превращать в жидкость! И металл тоже не испаришь и в твердое тело не обратишь - об этом и намека нет в условии задачи.

Что ж, если нет объекта, чье состояние можно было изменить, так давайте этот объект создадим! Вот и решение: человек погружает руку в бак с водой, а затем мокрую руку на мгновение - в кипящий металл. Вода, естественно, мгновенно испаряется, и на этот процесс уходит все тепло от жидкого металла. Тут важно не упустить момент: достаточно задержать руку в жидком металле на малейшую долю секунды после того, как вода полностью испарится, и… Остальное можете себе представить.

Наверняка решение и этой задачи было уже известно многим читателям, даже тем, кто никогда в жизни не бывал в горячих цехах. Ведь нечто подобное можно проделать и на кухне - если, к примеру, почему-то нужно взять рукой раскаленную сковороду. Смочите руку водой и - вперед. Только побыстрее, пожалуйта, если, конечно, не хотите заработать ожог.

Запомните этот прием, который наверняка пригодится в дальнейшем, когда вам захочется решать задачи на развитие фантазии: если у вас есть твердый предмет, попробуйте сделать его жидким или газообразным. А газ - превратите в жидкость. А жидкость…

Ну, это понятно.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных