Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Послевоенное переустройство Германии.




Германия 1945 – 2010

План:

Послевоенное переустройство Германии.

Германская Демократическая Республика.

Федеративная Республика Германия.

Объединение Германии.

Современная Германия.

 

Послевоенное переустройство Германии.

Предвидя безоговорочную капитуляцию Третьего рейха, Великобритания, США и Советский Союз разрабатывали планы послевоенного управления Германией. В ходе войны состоялось несколько встреч в верхах, кульминационной стала Крымская (Ялтинская) конференция (4 – 11 февраля 1945), в которой участвовали президент США Франклин Д. Рузвельт, премьер-министр Великобритании У. Черчилль и советский лидер И.В. Сталин в сопровождении министров иностранных дел и военачальников. В Ялте союзники договорились о том, что каждая страна-член Большой тройки, а также Франция получат в управление отдельную оккупационную зону в Германии. Аналогично, на четыре сектора, предполагалось разделить и Берлин. Союзные державы провозгласили свою непреклонную волю осуществить меры, которые позднее получили название «пяти Д»: денацификацию, демилитаризацию, демократизацию, децентрализацию и демонтирование определенных отраслей промышленности. В принципе было одобрено присоединение ряда территорий Восточной Германии к Польше и СССР, а также выплата Германией репараций странам, пострадавшим от нацистской агрессии.

Новый президент США Г.Трумэн, председатель Совнаркома СССР Сталин, британский премьер-министр Черчилль (а позднее новый премьер-министр К. Эттли) встретились в Потсдаме на первой послевоенной конференции (Потсдамская, или Берлинская конференция, 17 июля — 2 августа 1945). Согласно Потсдамскому соглашению, Советскому Союзу передавались во временное управление Кенигсберг и прилегающие к нему территории Восточной Пруссии, а Польше — все германские земли вплоть до новой польско-германской границы по Одеру — Нейсе. На западе Саарская область была выведена из состава Германии и приобрела полуавтономный статус как регион, экономически объединенный с Францией. Польша и Чехословакия получили право выселить этнических немцев со своих территорий, в результате чего в Германию хлынул поток беженцев (к концу 1946 г. их число составило ок. 9 млн. человек).

Труднее было достичь согласия по вопросам экономического восстановления Германии и репарационных выплат. США и Великобритания ставили во главу угла создание условий для экономической независимости Германии, тогда как Советский Союз настаивал в первую очередь на получении репараций. Принятию окончательного соглашения о послевоенном устройстве Германии мешало отсутствие официального мирного договора. Мирные договоры с СССР и Польшей были заключены только в 1990, а до этого, в течение почти полстолетия, ключевую роль в германских делах играли Потсдамские соглашения.

Разделенная Германия. Через шесть месяцев после окончания Потсдамской конференции стало ясно, что военный союз против Германии близок к распаду. Отсутствие твердых соглашений привело к тому, что администрации оккупационных зон применяли принципы Потсдама по своему разумению. Проявления радикальных различий в оккупационной политике не заставили себя ждать, особенно в сфере экономики. В Потсдаме Большая тройка постановила, что около 15% капитального оборудования металлургической, химической и машиностроительной промышленности отойдет к Советскому Союзу. В дополнение к этому СССР должен был получить 10% промышленного оборудования, находившегося в западных зонах. Ожидалось, что в обмен на это советская зона будет снабжать западные зоны сельскохозяйственными, химическими продуктами и нефтепродуктами. Вскоре Великобритания и США обвинили СССР и Францию в нарушении Потсдамских соглашений, проявлявшемся в изъятии имущества в количествах, значительно превышавших согласованные.

После войны большинство немецких городов лежа­ло в руинах. В Кёльне было разрушено две трети жилого фонда, в Дортмунде, Дуйсбурге, Касселе - более 60%, в Киле - 58, в Гамбурге - 55%. Всего за два налета, 14 и 15 февраля 1945 г., был стерт с лица земли почти весь Дрезден, где погибло более 35 тыс. жителей.

Люди ютились в подвалах, бараках и развалинах, страну охватил голод, потребление продуктов пита­ния составляло от одной до двух третей необходимо­го минимума. Это приводило как к вспышкам эпиде­мий, так и к разгулу преступности, поскольку в обста­новке хаоса и стремления выжить граница между дозволенным и недозволенным почти исчезла.

Положение осложнялось и огромным притоком беженцев, а затем - изгнанных из Польши, Венгрии и Чехии этнических немцев. Их число превысило 12 млн. человек, не считая 2 млн. погибших во время этого беспримерного исхода женщин, детей, стари­ков. К материальным лишениям добавлялась и мо­ральная опустошенность, вызванная страшным про­шлым и беспросветным будущим. Большая часть на­селения была озабочена прежде всего проблемой выживания и не думала о том - существует ли еще немецкое государство? Этот политический вакуум за­кончился 5 июня 1945 г., когда четыре оккупацион­ные державы в «Берлинской декларации» заявили, что верховная власть в Германии принадлежит их представителям и исполняется ими совместно.

Советская оккупационная зона. По мере ухудшения отношений между Советским Союзом и западными державами-победителями (что привело в конечном счете к «холодной войне») на Западе разгорались споры о намерениях СССР относительно будущего Европы и Германии. Ряд политиков утверждали, что Сталин всегда хотел разделить Германию и включить советскую зону оккупации в возникающую систему восточноевропейских стран-сателлитов. Другие сомневались, что у Сталина есть четкие представления о будущем Германии.

Руководство Советской военной администрации в Германии (СВАГ) немедленно предприняло меры для установления послушного им режима в советской зоне. Стихийно созданные антифашистами местные комитеты были распущены. Еще до окончания боев за Берлин, 30 апреля 1945 г., десять коммунистов («группа Ульбрихта») были доставлены в Германию из Москвы. Глава группы, Вальтер Ульбрихт, сын лейпцигского портного и бывший депутат рейхстага, выжил и при гитлеровском терроре, и в ходе сталинских чисток и считался несгибаемым сталинистом. К 1950 г. он достиг вершины своего могущества в Восточной Германии. Группа Ульбрихта должна была слепо выполнять приказы Москвы. Первой поставленной перед ней задачей была помощь советским войскам в восстановлении основных городских служб в Берлине и в советской оккупационной зоне. В июле — августе 1945 г. советские оккупационные власти сформировали немецкие центральные управления, занимавшиеся широким спектром управленческих и экономических вопросов. Пять управлений возглавлялись коммунистами, три — социал-демократами, два — членами партий среднего класса и одно — беспартийным техническим специалистом.

Одновременно советские оккупационные власти заявили о своей решимости восстановить деятельность демократических политических институтов. Летом 1945 г. были выданы разрешения четырем политическим партиям — Коммунистической партии Германии (КПГ), Социал-демократической партии (СДПГ), Христианско-демократическому союзу Германии (ХДСГ) и Либерально-демократической партии Германии (ЛДПГ). Все они имели антифашистскую ориентацию. ХДСГ и ЛДПГ были умеренными партиями среднего класса, опиравшимися на традиции веймарской демократии. СДПГ выражала интересы рабочих и отстаивала демократический вариант перехода к социализму. КПГ уже давно была лояльна по отношению к Москве. Теоретически все разрешенные партии пользовались равными правами, но на практике советские власти отдавали явное предпочтение КПГ.

Исходя из представления о том, что нацизм был порождением капитализма и что денацификация подразумевает борьбу против капиталистического влияния в немецком обществе, советские власти в течение первых месяцев оккупации захватили «командные высоты» в экономике. Множество крупных предприятий было национализировано на основании того, что они принадлежали нацистам или их попутчикам. Эти предприятия либо демонтировались и отправлялись в Советский Союз в рамках репарационного процесса, либо продолжали действовать как советская собственность в советской зоне оккупации. В то же время были конфискованы частные банковские вклады, превышавшие 5000 рейхсмарок, поскольку, как объяснялось, такое богатство было нажито при нацистском режиме. В сентябре 1945 г. была проведена земельная реформа. Свои владения потеряли более 7000 землевладельцев, обвиненных в симпатиях к нацистам. Их земли были распределены между 500 000 крестьянскими хозяйствами. В советской зоне были уволены все учителя и судьи, бывшие членами нацистской партии, а также все служащие, которых подозревали в реакционных взглядах. В категорию «реакционеров» попадало множество консервативно, либерально или демократически настроенных людей.

Понимая, что КПГ в одиночку проиграет любые свободные выборы, советские власти принудили СДПГ и КПГ объединиться в новую партию, получившую название Социалистической единой партии Германии (СЕПГ). Многие социалисты и большинство коммунистов одобряли идею объединения, поскольку полагали, что раскол в 1933 г. помог Гитлеру прийти к власти, но насильственное слияние не получило поддержки СДПГ. Там, где у социал-демократов была возможность отказаться от объединения, как это было в западных зонах и западном секторе Берлина, они в подавляющем большинстве противились союзу с коммунистами.

На местных и региональных выборах в советской зоне в 1946 боролись СЕПГ, ХДС и ЛДПГ. В некоторых местах были кандидаты от общественных организаций, контролируемых коммунистами, например от «Свободной немецкой молодежи» и Всеобщего объединения немецких профсоюзов. На выборах СЕПГ получила почти половину голосов, но выборы нельзя было считать свободными. Советская администрация не допустила до выборов некоторых кандидатов, представлявших средний класс, кроме того, при распределении советской бумаги и бензина (столь необходимых в предвыборной кампании) львиную долю получали кандидаты от СЕПГ. Реальную картину влияния коммунистов дали выборы в Берлине. СДПГ, выступавшая как отдельная партия, а не как часть СЕПГ (поскольку город обладал особым статусом), получила 48,7% голосов; на втором месте оказались христианские демократы, СЕПГ же удалось собрать только 19,8% голосов.

В последующие годы контроль со стороны коммунистов становилась все более жестким. В январе 1949 конференция СЕПГ постановила, что партия должна стать ленинской «партией нового типа» по образцу компартии Советского Союза. Тысячи социалистов и коммунистов, не согласных с этой линией, были исключены из партии в ходе чистки, многие оказались в тюрьме. Были созданы две контролируемых СЕПГ партии либерального типа — Демократическая крестьянская партия Германии и Национал-демократическая партия Германии. Все партии были объединены в Антифашистский демократический блок. В целом в советской зоне оккупации использовалась та же модель, что и в других восточноевропейских странах. Она подразумевала сталинизацию марксистской партии, лишение независимости партий среднего класса, дальнейшую национализацию, полицейские меры и фактическую ликвидацию соревновательной избирательной системы.

Суд над военными преступниками. Четыре державы, бывшие союзниками во время войны и пока еще действовавшие совместно, созвали в октябре 1945 г. Международный военный трибунал для суда над 24 ведущими нацистами. Трибунал заседал главным образом в Нюрнберге, некогда центре нацистского движения. Согласно приговору Нюрнбергского суда (октябрь 1946 г.), 12 обвиняемых были приговорены к смертной казни, 3 — к пожизненному заключению, 4 — к меньшим срокам и 3 были оправданы (Г. Круппа, неизлечимо больного, не стали судить, а М. Бормана судили заочно).

Денацификация, охватившая всех взрослых нем­цев и немок, в каждой из зон имела свои особеннос­ти. Наиболее основательно, и в то же время фор­мально провели ее американцы. В их зоне 13 млн. людей были обязаны заполнить анкету из 131 вопро­са, что порождало многочисленные ошибки. А ко­миссии по денацификации, заваленные этими анке­тами, откладывали более сложные и тяжкие случаи на будущее, а пока занимались самыми легкими делами. В итоге мелкие нацисты были наказаны, а круп­ные - спокойно дождались того времени, когда в об­становке начавшейся «холодной войны» денацификация прекратилась.

В советской зоне чистка проводилась гораздо глубже. К 1947 г. из органов государственной службы было уволено более 500 тыс. бывших членов нацист­ской партии, многих из них судили и приговорили к суровым наказаниям вплоть до смертной казни. Правда, еще одной целью этих чисток было стремле­ние поставить коммунистов на важные посты в орга­нах управления, прежде всего в полиции и юстиции.

Довольно бессистемная в целом денацификация оказала немцам медвежью услугу и скорее затрудни­ла их врастание в демократию, ибо десятки тысяч лю­дей считали, что были наказаны несправедливо.

Нечто подобное происходило при взимании ре­параций и демонтаже в их счет промышленных пред­приятий, что воспринималось отчаявшимся населе­нием как ликвидация рабочих мест в период тяжелой экономической ситуации.

Западные оккупационные зоны. Западные союзники, как и советская администрация, в своих зонах оккупации проводили жесткую политику денацификации. Военная администрация включила много немцев (особенно тех, кто занимал высокие посты в Третьем рейхе) в список лиц, подлежащих аресту. В отличие от советской администрации западные союзники ставили своей целью начать демократизацию в Германии с низового уровня. Они выдавали разрешения на деятельность политических партий на местном уровне до регистрации их на земельном уровне или уровне оккупационной зоны. Оформились земельные и зональные организации христианских демократов, социал-демократов, либералов и т.д. Позднее они объединились соответственно в ХДС, СДПГ, СвДП и КПГ.

Западные державы поступали в Германии столь же авторитарно, как советская администрация в своей зоне. Антифашистские комитеты и здесь были распущены. Назначения на посты в западных зонах также осуществлялись волевым решением оккупационных властей. Ф.Шеффер, назначенный американской администрацией 28 мая 1945 г. главой Временного правительства Баварии, вспоминал позднее, что его назначение было проведено «без всякого предварительного выяснения, без того, чтобы спросить, согласен ли я с этим; оно было совершено в форме простого распоряжения оккупационных властей». Его просто вызвали на церемонию представления правительства. В американской зоне земельные правительства были созданы в течение 1945 г., в британской и французской — в 1946 г.

Вскоре США и Великобритания пришли к убеждению, что для восстановления Западной Европы жизненно необходимо возрождение экономики Германии. Осознав провал сотрудничества между державами-победительницами, американцы и британцы приступили к согласованным действиям, причем их сотрудничество укреплялась по мере того, как все более очевидными становились планы СССР в Восточной Германии. Первые зримые шаги к объединению западных зон были предприняты во второй половине 1946 г, когда американские и британские администрации договорились объединить экономическое управление своими зонами с 1 января 1947 г. Французы вначале отказались присоединиться к англо-американскому начинанию, но собственные экономические проблемы побудили их присоединить свою зону в 1948 г.

Эти административные новшества сопровождались смягчением западной оккупационной политики. В 1946 – 1947 гг. списки заводов и фабрик, подлежащих демонтажу, постепенно сокращались, а нехватка экспертов в различных областях привела к ослаблению и частичному прекращению усилий по денацификации. В результате солидное число бывших нацистов сохранили свои посты, в некоторых случаях весьма высокие.

В июне 1948 г. рейхсмарка была заменена новой «немецкой маркой». Здоровый налоговый базис, созданный новой денежной единицей, помог Германии присоединиться в 1948 г. к Программе восстановления и развития Европы (т.н. плану Маршалла).

Денежная реформа, сочетавшаяся с нажимом западных союзников на немцев с целью объединить управление трех западных зон, привела к первому столкновению в начинавшейся «холодной войне» между Западом и Востоком. Стремясь изолировать свою оккупационную зону от влияния западной экономики, советское руководство отвергло и помощь в рамках плана Маршалла, и введение новой денежной единицы в своей зоне. Оно противилось также введению немецкой марки в Берлине, но западные союзники настояли на том, чтобы новая денежная единица стала законным платежным средством в западных секторах города. Чтобы не допустить проникновения в Берлин новой марки, советская администрация чинила препятствия грузоперевозкам с запада в Берлин по железным и шоссейным дорогам. 23 июня 1948 г. снабжение Берлина железнодорожным и автомобильным транспортом было полностью блокировано. Перед западными державами встала альтернатива, либо отказаться от Берлина, либо начать военные действия. Вместо этого они организовали интенсивное воздушное снабжение, которое обеспечило всем необходимым не только военные гарнизоны, но и гражданское население («воздушный мост»). 11 мая 1949 г. советская сторона признала свое поражение и прекратила блокаду.

Расхождения между советской и западными зона­ми наметились по целому ряду вопросов. Обе сторо­ны обвиняли друг друга в нарушении Потсдамских соглашений. Это была бессмысленная полемика, по­скольку различное развитие восточной и западных зон было единственным решением и неизбежным следствием растущего противоречия между СССР и Западом, которое отошло на второй план только перед лицом общего врага - германского нацизма.

Нигде «холодная война» не проявлялась с такой отчетливостью, как в оккупированной Германии. Когда в июле 1946 г. США потребовали экономиче­ского объединения всех зон для улучшения снабже­ния голодающего населения, советская сторона от­клонила это предложение, расценив его как стрем­ление американского империализма экономически закрепиться в восточной зоне. В Вашингтоне же гер­манскую политику СССР рассматривали как намере­ние включить всю Германию в сферу своего влия­ния. Поэтому США, игнорируя опасность раскола Германии, решили форсировать процесс объедине­ния западных зон. Этот поворот в американской по­литике отразился в штутгартской речи госсекретаря США Джеймса Бирнса 6 сентября 1946 г., в которой он призвал немцев к скорейшему созданию своего демократического государства. 1 января 1947 г. аме­риканская и британская зоны образовали единую Бизонию, к которой французская зона присоедини­лась только 8 апреля 1949 г.

Чтобы остановить уже наметившийся раскол, правительство Баварии 6 июня 1947 г. пригласило в Мюнхен премьер-министров всех земель. Прибыв­шие с опозданием премьеры из советской зоны узнали, что повестка дня уже принята. Поскольку их пред­ложения об изменениях были приняты лишь частич­но, они покинули Мюнхен еще до начала заседаний. Причина краха этой попытки воспрепятствовать расколу состояла в том, что руководители западных зе­мель имели полномочия обсуждать лишь экономи­ческие проблемы, а их восточные коллеги получили строгое указание Ульбрихта поставить вопрос о со­здании единое государства, а в случае отказа - не­медленно покинуть Мюнхен.

Но это были проблемы большой политики. Про­стых немцев волновали иные заботы. Поскольку про­дуктов и товаров крайне не хватало, а в обороте на­ходилась огромная масса обесценившихся денег, то возник бурно растущий черный рынок, самой на­дежной валютой на котором стали американские си­гареты. У кого иx не было, тому оставалось надеяться на продуктовые пакеты американских благотворительных организаций, которые с 1946 г. широким по­током шли в Германию и спасли от голодной смерти сотни тысяч людей.

Американское руководство беспокоила эконо­мическая разруха, охватившая почти всю Европу. Оно опасалось, что в этих труднейших условиях массы повернут к коммунистам. Поэтому новый гос­секретарь Джордж Маршалл 5 июня 1947 г. предло­жил всем европейским странам программу помощи в виде кредитов, продовольствия и сырья, которую тотчас резко отвергли Советский Союз и страны, на­ходившиеся под его контролем. Но для Западной Европы план Маршалла стал спасательным кругом, брошенным в самый нужный момент. Для западных зон Германии его принятие означало необходи­мость проведения денежной реформы. Она была осуществлена 20 июня 1948 г. Все немцы могли об­менять 40 старых рейхсмарок на новые немецкие марки по курсу 1:1. Однако существенный ущерб понесли мелкие вкладчики, так как для них обмен производился из расчета 6,5 новых марок за 100 старых. А в выигрыше остались владельцы недви­жимости и предприятий, ибо их стоимость осталась прежней.

На другой день директор бизонального Эконо­мического совета Людвиг Эрхард (1897-1977) объявил об отмене контроля за ценами и администра­тивного распределения товаров. Когда раздраженный американский военный губернатор Льюис Клей потребовал от Эрхарда объяснений, как осмелился он самовольно изменить распоряжения союзников, тот ответил, что он не изменял этих распоряжений, а просто отменил их. После реформы сразу исчез черный рынок, витрины магазинов были завалены ранее припрятанными товарами, о которых немцы уже давно забыли, а деньги опять стали ценностью. Но реформа подтвердила, что раскол стал не только политической, но и экономической реальностью. В восточной зоне была введена своя марка, которая должна была иметь хождение и в Западном Берли­не. Однако западные державы включили свои сек­торы в сферу обращения немецкой марки, а Сталин ответил на это установлением 24 июня 1948 г. то­тальной блокады Западного Берлина.

По словам британского министра иностранных дел Эрнеста Бевина, «сдача Берлина означала бы потерю Западной Европы». Поэтому в ответ на бло­каду был установлен невиданный воздушный мост для снабжения западноберлинского населения, проявившего стойкое мужество в нежелании по­пасть под власть коммунистов. Мост действовал 11 месяцев, за которые было совершено 195 тыс. вы­летов, а город получил 1,5 млн. т продовольствия, угля и других материалов. Каждые две-три минуты на западноберлинских аэродромах приземлялись транспортные самолеты. Установлением блокады СССР надеялся предотвратить включение Бизоний и Западного Берлина в западную систему, фактиче­ски же блокада только ускорила этот процесс. Убедившись в том, что союзники и не собираются поки­дать Берлин, Сталин 12 мая 1949 г. приказал снять блокаду.

В это время завершился и политический раскол немецкой столицы. Свободно избранный берлинский магистрат во главе с социал-демократом Эрн­стом Рейтером был изгнан коммунистами из город­ской ратуши и перебрался в западную часть города. В Восточном Берлине советская военная администра­ция учредила собственный магистрат.

Политическая и человеческая драма берлинской блокады на время отвлекла внимание общественно­сти оттого, что раскол Германии семимильными ша­гами приближался к финишу. 1 июля 1948 г. военные губернаторы западных зон вручили премьерам земель «Франкфуртские документы», которые давали им полномочия созвать до 1 сентября Учредительное национальное собрание для выработки конституции.

Однако западногерманские политики не хотели своими руками раскалывать страну и заявили, что новое государство может быть только временным, поскольку составляет лишь часть Германии. Поэтому и конституцию, которая должна называться Основ­ным законом, следует обсуждать не на Учредитель­ном собрании, а на Парламентском Совете, состоя­щем из делегаций земельных ландтагов. Совет со­брался 1 сентября в Боннском зоологическом музее под присмотром стеклянных глаз двух чучел жирафов стоявших в зале заседаний. Председателем Со­вета был избран Аденауэр, который, таким образом, сразу стал ведущим представителем создаваемого государства.

На обсуждение Основного закона потребовалось чуть более полугода. 23 мая 1949 г. он был провозгла­шен официально, после того как его приняли земель­ные ландтаги. Только Бавария, считая, что в нем не­достаточно учтены федералистские интересы, отка­залась его одобрить, но обязалась его признавать и соблюдать. 14 августа состоялись выборы в первый германский бундестаг. А Немецкий народный совет в Восточной зоне одобрил конституцию Германской Демократической Республики, официально провоз­глашенной 7 октября 1949 г.

Так произошел раскол Германии, ставший неиз­бежным из-за противоположных интересов запад­ных держав и СССР. Обе стороны представляли себе единую Германию в виде только своей собственной

политической системы. Что же касается ведущих западногермакких политиков, то у них не было насто­ящего выбора. Если они хотели оградить страну от сталинского тоталитаризма и одновременно полу­чить хотя бы минимум суверенитета, то им остава­лась только одна возможность - создать свое госу­дарство в союзе с западными державами и, разу­меется, в духе их социально-политической системы.

Разделенная Германия: 1949 – 1990. История Германии и история «холодной войны» в период 1949-1990 тесно связаны друг с другом. Разделение страны было одним из важнейших результатов соперничества двух сверхдержав — США и СССР. Воссоединение Германии стало возможным в 1990 г., после краха коммунистической системы и в результате существенного улучшения отношений между Востоком и Западом.

Создание в 1949 г. независимых германских государств (Федеральной Республики Германия и Германской Демократической Республики) закрепило разделение страны на два враждебных общества. При правлении СЕПГ Восточная Германия превратилась в страну с диктаторской однопартийной системой, централизованной экономикой и тотальным государственным контролем. Напротив, Западная Германия стала демократическим государством с рыночной экономикой.

По мере углубления «холодной войны» отношения между двумя Германиями все более обострялись, хотя никогда не прерывались полностью. Начиная с 1960-х годов было достигнуто заметное увеличение объема товарооборота, а многочисленные личные контакты между жителями разделенной Германии свидетельствовали, что граждане обеих стран никогда не смогут стать совершенно чужими друг для друга. Кроме того, ФРГ была прибежищем для миллионов немцев, бежавших из ГДР (преимущественно в 1940-х и 1950-х годах).

Тем не менее развитие ГДР и ФРГ протекало по расходящимся направлениям. Возведение Берлинской стены (1961 г.) в сочетании с другими методами охраны границы прочно изолировало ГДР. В 1968 г. правительство Восточной Германии объявило, что ГДР и ФРГ не имеют ничего общего, кроме языка. Новая доктрина отрицала даже историческую общность: ГДР олицетворяла все благородное и прогрессивное в немецкой истории, ФРГ — все отсталое и реакционное.

2. Создание Германской Демократической Республики. В советской оккупационной зоне создание Германской Демократической Республики было узаконено институтами Народных конгрессов. 1-й Немецкий народный конгресс собрался в декабре 1947 г., в нем участвовали СЕПГ, ЛДПГ, ряд общественных организаций и КПГ из западных зон (ХДС отказался принять участие в конгрессе). Делегаты прибыли со всех концов Германии, но 80% из них представляли жителей советской зоны оккупации. 2-й Конгресс был созван в марте 1948 г., в нем приняли участие делегаты только из Восточной Германии. На нем был избран Немецкий народный совет, в задачу которого входило выработка конституции новой демократической Германии. Совет принял конституцию в марте 1949 г., а в мае того же года состоялись выборы делегатов на 3-й Немецкий народный конгресс, которые проводились по модели, ставшие нормой в советском блоке: избиратели могли голосовать только за единственный список кандидатов, подавляющее большинство которых были членами СЕПГ. На конгрессе был избран 2-й Немецкий народный совет. Хотя делегаты от СЕПГ не составляли большинства в этом совете, партия обеспечила себе доминирующее положение благодаря партийному руководству делегатами от общественных организаций (молодежного движения, профсоюзов, женской организации, культурной лиги). 7 октября 1949 г. Немецкий народный совет провозгласил создание Германской Демократической Республики. Первым президентом ГДР стал Вильгельм Пик, а главой Временного правительства — Отто Гротеволь. За пять месяцев до принятия конституции и провозглашения ГДР в Западной Германии была провозглашена Федеративная Республика Германия. Поскольку официальное создание ГДР произошло после создания ФРГ, восточногерманские лидеры получили повод обвинить Запад в расколе Германии.

Экономические трудности и недовольство рабочих в ГДР. На протяжении всего своего существования ГДР постоянно переживала экономические трудности. Некоторые из них были результатом скудости природных ресурсов и слабого развития экономической инфраструктуры, но большинство явилось следствием политики, проводимой Советским Союзом и властями Восточной Германии. На территории ГДР отсутствовали месторождения таких важных ископаемых, как каменный уголь и железная руда. Сказывался и недостаток управленцев и инженеров высокого класса, которые бежали на Запад.

Генеральным секретарем ГДР с 1950 по 1953 гг. становится Вальтер Ульбрихт. В 1953 – 1971 гг. занимал пост 1-й секретаря ЦК Социалистической единой партии Германии, в связи с переименование должности генерального секретаря ГДР. Был ключевой фигурой на политической арене того времени.

В 1952 г. СЕПГ провозгласила, что в ГДР будет построен социализм. Следуя сталинской модели, лидеры ГДР навязывали жесткую экономическую систему с централизованным планированием и государственным контролем. Преимущественному развитию подлежала тяжелая индустрия. Не обращая внимания на недовольство граждан, вызванное дефицитом потребительских товаров, власти всеми способами пытались заставить трудящихся повышать производительность труда.

После смерти Сталина положение рабочих не улучшилось, и они ответили восстанием 16 – 17 июня 1953 г. Выступление началось как забастовка строительных рабочих Восточного Берлина. Волнения сразу же перекинулись на другие отрасли промышленности в столице, а затем и на всю ГДР. Забастовщики требовали не только улучшения своего экономического положения, но и проведения свободных выборов. Власти были охвачены паникой. Военизированная «Народная полиция» утратила контроль за ситуацией, и советская военная администрация ввела танки.

После событий июня 1953 г. правительство перешло к политике кнута и пряника. Более мягкая экономическая политика («новый курс») предусматривала снижение норм выработки для рабочих и увеличение производства некоторых потребительских товаров. В то же время проводились широкомасштабные репрессии в отношении зачинщиков волнений и нелояльных функционеров СЕПГ. Около 20 демонстрантов было казнено, многие были брошены в тюрьмы, почти треть партийных чиновников либо сместили со своих постов, либо перевели на другую работу с официальной мотивировкой «за утрату связи с народом». Тем не менее режиму удалось преодолеть кризис. Через два года СССР официально признал суверенитет ГДР, а в 1956 г. Восточная Германия сформировала вооруженные силы и стала полноправным участником Организации Варшавского договора.

Еще одним потрясением для стран советского блока стал 20-й съезд КПСС (1956 г.), на котором председатель Совета министров Н.С.Хрущев выступил с разоблачением сталинских репрессий. Откровения лидера СССР вызвали волнения в Польше и Венгрии, но в ГДР ситуация осталась спокойной. Улучшение экономического положения, вызванное новым курсом, а также возможность для недовольных граждан «голосовать ногами», т.е. эмигрировать через открытую границу в Берлине, помогли предотвратить повторение событий 1953 г.

Некоторое смягчение советской политики после 20-го съезда КПСС воодушевило тех членов СЕПГ, которые не были согласны с позицией Вальтера Ульбрихта, ключевой политической фигуры в стране, и других сторонников жесткого курса. Реформаторы, во главе которых стоял Вольфганг Харих, преподаватель университета им. Гумбольдта в Восточном Берлине, выступали за демократические выборы, рабочий контроль на производстве и «социалистическое объединение» Германии. Ульбрихт сумел преодолеть и эту оппозицию «ревизионистов-уклонистов». Харих был посажен в тюрьму, где пробыл с 1957 по 1964 гг.

Берлинская стена. Разгромив сторонников реформ в своих рядах, руководство Восточной Германии приступило к ускоренной национализации. В 1959 г. началась массовая коллективизация сельского хозяйства и огосударствление многочисленных мелких предприятий. В 1958 г. около 52% земельных угодий приходилось на частный сектор, к 1960 г. он был доведен до 8%.

Демонстрируя поддержку ГДР, Хрущев занял жесткую позицию в отношении Берлина. Он потребовал от западных держав фактического признания ГДР, угрожая закрыть доступ в Западный Берлин. (До 1970-х годов западные державы отказывались признать ГДР как независимое государство, настаивая на том, что Германия должна быть объединена в соответствии с послевоенными договоренностями.) В очередной раз масштабы начавшегося исхода населения из ГДР приобрели устрашающие для правительства масштабы. В 1961 г. ГДР покинули более 207 тыс. граждан (всего с 1945 г. на запад перебралось более 3 млн. человек). В августе 1961 г. восточногерманское правительство блокировало поток беженцев, отдав распоряжение о возведении бетонной стены и заграждений из колючей проволоки между Восточным и Западным Берлином. В течение нескольких месяцев была оборудована граница между ГДР и Западной Германией.

Стабильность и процветание ГДР. Исход населения прекратился, специалисты оставались в стране. Появилась возможность осуществлять более эффективное государственное планирование. В результате в 1960-е и 1970-е годы стране удалось достичь уровня скромного благосостояния. Повышение уровня жизни не сопровождалось политической либерализацией или ослаблением зависимости от СССР. СЕПГ продолжала жестко контролировать сферы искусства и интеллектуальной деятельности. Восточногерманские интеллектуалы испытывали в своем творчестве значительно большие ограничения, чем их венгерские или польские коллеги. Известный культурный престиж нации опирался в основном на отличавшихся левыми взглядами писателей старшего поколения, таких, как Бертольт Брехт (вместе со своей женой, Еленой Вайгель, руководивший знаменитым театральным коллективом «Берлинер ансамбль»), Анна Зегерс, Арнольд Цвейг, Вилли Бредель и Людвиг Ренн. Но появилось и несколько новых значительных имен, среди них — Криста Вольф и Стефан Гейм. Следует отметить и восточногерманских историков, таких, как Хорст Дрекслер и другие исследователи германской колониальной политики 1880 – 1918 гг., в работах которых была осуществлена переоценка отдельных событий недавней немецкой истории. Но успешнее всего ГДР повышала свой международный престиж в области спорта. Развитая система государственных спортивных клубов и тренировочных лагерей воспитывала высококлассных атлетов, добивавшихся поразительных успехов на летних и зимних Олимпийских играх начиная с 1972 г.

Изменения в руководстве ГДР. К концу 1960-х годов Советский Союз, все еще жестко контролировавший Восточную Германию, стал проявлять недовольство политикой Вальтера Ульбрихта. Лидер СЕПГ активно противился новой политике западногерманского правительства во главе с Вилли Брандтом, направленной на улучшение отношений между Западной Германией и советским блоком. Недовольные попытками Ульбрихта саботировать восточную политику Брандта, советское руководство добилось его отставки с партийных постов. Ульбрихт сохранил малозначащий пост главы государства до своей смерти в 1973.

Преемником Ульбрихта на посту первого секретаря СЕПГ стал Эрих Хонеккер. Уроженец Саарской области, он рано вступил в коммунистическую партию, а после освобождения из заключения в конце Второй мировой войны стал профессиональным функционером СЕПГ. В течение многих лет он возглавлял молодежную организацию «Свободная немецкая молодежь». Хонеккер намеревался укрепить то, что он называл «реальным социализмом». При Хонеккере ГДР начала играть известную роль в международной политике, особенно в отношениях со странами «третьего мира». После подписания Основного договора с Западной Германией (1972 г.) ГДР была признана большинством стран мирового сообщества и в 1973 г., как и ФРГ, стала членом ООН.

Крах ГДР. Хотя до конца 1980-х годов никаких массовых выступлений больше не было, восточногерманское население так полностью и не адаптировалось к режиму СЕПГ. В 1985 г. около 400 тыс. граждан ГДР подали заявление о выдаче постоянной выездной визы. Многие представители интеллигенции и церковные деятели открыто критиковали режим за отсутствие политических и культурных свобод. Правительство ответило усилением цензуры и изгнанием из страны некоторых видных диссидентов. Рядовые граждане высказывали возмущение системой тотальной слежки, осуществляемой армией информаторов, которые состояли на службе тайной полиции «штази». К 1980-м годам «штази» превратилась в своего рода коррумпированное государство в государстве, она контролировала свои собственные промышленные предприятия и даже осуществляла спекулятивные операции на международном валютном рынке.

Приход к власти в СССР М.С. Горбачева и его политика перестройки и гласности подорвали основу существования правящего режима СЕПГ. Восточногерманские лидеры рано осознали потенциальную опасность и отказались от перестройки в Восточной Германии. Но СЕПГ не могла утаить от граждан ГДР информацию об изменениях в других странах советского блока. Передачи западногерманского телевидения, которые жители ГДР смотрели значительно чаще, чем восточногерманскую телепродукцию, широко освещали ход реформ в Восточной Европе.

Недовольство большинства восточногерманских граждан своим правительством достигло кульминации в 1989. В то время как соседние восточноевропейские государства быстро либерализовали свои режимы, СЕПГ приветствовала жестокое подавление демонстрации китайских студентов в июне 1989 г. на площади Тяньаньмэнь. Но сдержать вал надвигающихся изменений в ГДР было уже невозможно. В августе Венгрия открыла свою границу с Австрией, что дало возможность тысячам восточногерманских отпускников эмигрировать на запад.

В конце 1989 г. народное недовольство вылилось в колоссальные демонстрации протеста в самой ГДР. «Демонстрации по понедельникам» быстро стали традиционными; сотни тысяч людей выходили на улицы крупных городов ГДР (наиболее массовые выступления состоялись в Лейпциге) с требованиями политической либерализации. Руководство ГДР разделилось по вопросу о том, как поступать с недовольными, кроме того, стало ясно, что оно теперь предоставлено само себе. В начале октября в Восточную Германию на празднование 40-летия ГДР прибыл М.С. Горбачев, который дал понять, что Советский Союз уже не станет вмешиваться в дела ГДР для спасения правящего режима.

Хонеккер, только что оправившийся от серьезной операции, выступил за применение силовых методов в отношении протестующих. Но большинство членов политбюро СЕПГ не согласилось с его мнением, и в середине октября Хонеккер и его главные союзники были вынуждены уйти в отставку. Новым генеральным секретарем СЕПГ стал Эгон Кренц, как и Хонеккер, бывший руководитель молодежной организации. Правительство возглавил Ханс Модров, секретарь Дрезденского окружного комитета СЕПГ, слывший сторонником экономических и политических реформ.

Новое руководство попыталось стабилизировать ситуацию, пойдя навстречу некоторым особенно распространенным требованиям демонстрантов: было предоставлено право на свободный выезд из страны (Берлинская стена была открыта 9 ноября 1989 г.) и провозглашены свободные выборы. Эти шаги оказались недостаточными, и Кренц, пробыв на посту главы партии 46 дней, ушел в отставку. На спешно созванном съезде в январе 1990 г. СЕПГ была переименована в Партию демократического социализма (ПДС), был принят действительно демократический партийный устав. Председателем обновленной партии стал Грегор Гизи, юрист по профессии, защищавший в эпоху Хонеккера нескольких восточногерманских диссидентов.

В марте 1990 г. граждане ГДР участвовали в первых за последние 58 лет свободных выборах. Их результаты сильно разочаровали тех, кто надеялся на сохранение либерализованной, но по-прежнему независимой и социалистической ГДР. Хотя несколько недавно возникших партий выступали за «третий путь», отличный от советского коммунизма и западногерманского капитализма, убедительную победу одержал блок партий, выступавших в союзе с западногерманским Христианским демократическим союзом (ХДС). Этот избирательный блок требовал объединения с Западной Германией.

Лотар де Мезьер, лидер восточногерманского ХДС, стал первым (и последним) свободно избранным премьер-министром ГДР. Короткий период его правления ознаменовался большими переменами. Под руководством де Мезьера был осуществлен быстрый демонтаж прежнего аппарата управления. В августе 1990 г. были восстановлены пять земель, упраздненных в ГДР в 1952 г. (Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония, Саксония-Анхальт, Тюрингия). 3 октября 1990 г. ГДР перестала существовать, объединившись с Федеративной Республикой Германия.

3. Создание Федеративной Республики Германия. Американские оккупационные власти с 1947 г. оказывали давление на западногерманских политических лидеров, добиваясь создания объединенных государственных структур для западных оккупационных зон. Немцы, опасаясь, что подобные действия закрепят разделение страны, не спешили с конкретными шагами. Тем не менее Лондонская конференция (трех западных стран-победительниц) весной 1948 г. дала официальную санкцию на созыв учредительного собрания (Парламентского совета) для разработки конституции Западной Германии. Блокада Берлина 1948 – 1949 гг. позволила преодолеть сопротивление немцев. Бургомистр Берлина Эрнст Ройтер убеждал западногерманских политиков пойти навстречу пожеланиям союзников, утверждая, что действия советской администрации уже привели к разделению Германии.

1 сентября 1948 г. Парламентский совет, в который вошли представители парламентов (ландтагов) земель западных зон и Западного Берлина, собрались в Бонне для выработки Основного закона. Наиболее крупными были фракции двух партий — ХДС и СДПГ (по 27 делегатов). Свободная демократическая партия (СвДП) получила 5 мест, коммунисты, консервативная Немецкая партия (НП) и партия «Центр» — по 2 места.

Принятие Основного закона оказалось нелегкой задачей. Парламентский совет подвергался давлению с двух сторон. Западные союзники настаивали на сохранении своего контроля над страной даже после вступления в силу конституции, немцы добивались максимально возможного суверенитета. Сама немецкая сторона была расколота в вопросе о государственном устройстве. Большинство делегатов поддерживали идею федерализма в той или иной форме, но СДПГ, СвДП и левое крыло ХДС выступали за сильное центральное правительство, а правое крыло ХДС, включая его баварского партнера — Христианско-социальный союз (ХСС), настаивало на более свободной федеральной структуре. Парламентский совет работал быстро и эффективно под руководством своего президента Конрада Аденауэра (ХДС) и председателя редакционной комиссии Карло Шмида (СДПГ). В мае 1949 г. был одобрен компромиссный документ. Он предусматривал введение постов федерального канцлера (премьер-министра) с широкими полномочиями и федерального президента с ограниченными полномочиями. Создавалась двухпалатная система из избранного на всеобщих выборах бундестага и имеющего широкие права бундесрата (федерального совета) для представления интересов федеральных земель. Документ был назван «Основным законом», чтобы подчеркнуть, что его создатели сознают его временный характер, поскольку конституция должна быть написана для всей послевоенной Германии.

Эра Аденауэра: 1949 – 1963. Первые выборы в бундестаг были проведены в августе 1949 г. Большинство мест в парламенте получила коалиция ХДС/ХСС (139 мест), за ней следовала СДПГ (131 место). СвДП получила 52 места, коммунисты — 15, оставшиеся 65 мест поделили более мелкие партии. В рядах ХДС и СДПГ было много политиков, выступавших за создание правительства «большой коалиции» ХДС и СДПГ, но лидеры христианских демократов и СДПГ Аденауэр и Курт Шумахер отвергли этот план. Вместо этого Аденауэр организовал правоцентристскую коалицию в составе ХДС/ХСС, СвДП Немецкой партии. В 1953 г. к ней примкнула партия, созданная немецкими переселенцами из Восточной Европы (до 1955 г.). Коалиция продержалась у власти до 1950 г., когда ее покинула СвДП. Ей на смену пришел кабинет ХДС/ХСС и Немецкой партии.

Аденауэр, который вошел в политику уже в начале столетия и был активным противником нацистского режима (за что попал в тюрьму), оставался на посту канцлера до 1963 г. Хотя «Старик», как называли его немцы, сосредоточил свои усилия на внешнеполитических делах, своим успехом он обязан в первую очередь западногерманскому «экономическому чуду». В 1949 г. пострадавшее от войны народное хозяйство страны производило всего 89% от продукции 1936 г., но умелая экономическая политика позволила вывести Западную Германию на беспрецедентно высокий уровень благосостояния.

Основы теории социального рыночного хозяйства были изложены Аденауэром и его единомышленниками в Дюссельдорфских тезисах ХДС/ХСС в 1949 году. Основной посыл тезисов Аденауэр сформулировал так: «Капиталистическая система экономики не соответствует жизненным политическим и социальным интересам немецкого народа. Новая структура немецкой экономики должна основываться на учете того факта, что время безграничного господства капитализма ушло». Речь шла об увеличении доли рабочих и других лиц наемного труда в «общем пироге», «депролетаризации» трудящихся путем «образования имущества» в руках наемных работников, а также о достойном уровне жизни для безработных и нетрудоспособных. В частности, шагом к этому стало «социальное» жилищное строительство — относительно дешевые дома и квартиры для рабочих за счет бюджета. Следующим — «динамичная» пенсия, которая не только зависела от пенсионного вклада, а возрастала пропорционально увеличению ВВП, социальное страхование по болезни и помощь на детей. Аденауэр поощрял сбережения, предоставляя налоговые льготы вкладчикам сберкасс, повышая процентные ставки по вкладам и выплачивая специальные государственные премии на сбережения. Производилось «рассеяние» акционерного капитала — путем выпуска «народных акций», продаваемых лицам наемного труда по льготному курсу. Для этого были частично приватизированы государственные концерны «Пройссаг», «Фольксваген» и ФЕА. Также поощрялось вложение рабочими части заработной платы в инвестиционные фонды предприятий, на которых они работали.

Достижения Аденауэра в промышленном восстановлении послевоенной Германии получили название «экономическое чудо». В момент когда экономика Германии которой была разрушена, он начинает радикальные реформы, привлекая в правительство экономиста, почетного профессора Мюнхенского университета Людвига Эрхарда, который впоследствии сменит его на посту федерального канцлера. Заслугой Эрхарда явились ведение новой «дойчмарки» и проведение денежной реформы. Своим единоличным распоряжением он отменил контроль над ценами. Одним из главных достижений Аденауэра на посту канцлера стала финансовая реформа 1948 г. Для оздоровления инфлированной германской денежной системы Аденауэр пошёл на жёсткие меры. Сроки и лимиты сумм обмена денег были весьма сжатыми, зато эффект — почти мгновенным. После реформы подпольная торговля, натуробмен, чёрный рынок и хождение иностранной валюты в ФРГ стремительно снизились, собственная индустрия пошла в гору. Реальные достижения реальных денег в 1953 г. позволили заявить о восстановлении довоенного уровня благосостояния. Этого удалось достичь в основном благодаря введению свободных рыночных отношений и того, что получило название «стального душа свободных цен».

В производственной сфере профсоюзы добились принятия в 1951 – 1952 гг. законов об участии рабочих в управлении предприятиями (в сталелитейной и угольной промышленности). В дальнейшем законодательство было распространено на предприятия, на которых работало более 2000 работников.

К 1953 г. индекс валового национального продукта превысил на 48% уровень 1948 г., безработица снизилась до уровня 6% трудоспособного населения. На 20% выросло производство сельскохозяйственной продукции. Реальная заработная плата выросла на 80%. Была удовлетворительно решена проблема 12 миллионов беженцев из Восточной Пруссии, Силезии и Судетов.

В 1957 г. западногерманская промышленность удвоила производство по сравнению с 1936 г., и ФРГ встала в ряд ведущих промышленных держав мира. Экономический рост позволял справляться с непрекращавшимся потоком беженцев из Восточной Германии, причем число безработных постоянно сокращалось. К началу 1960-х годов Западная Германия вынуждена была пойти на массовое привлечение иностранных рабочих (гастарбайтеров) из Южной Европы, Турции и Северной Африки.

Период с 1949 до середины 1960-х годов можно назвать эрой Аденауэра. Рост престижа ФРГ на Западе и благосостояния внутри страны, а также страх перед коммунистической угрозой— все это способствовало триумфу ХДС на выборах. Блок ХДС/ХСС стал ведущей политической силой на всех выборах в бундестаг с 1949 по 1969 гг. На руку ХДС/ХСС сыграли подавление советскими войсками выступления рабочих в Берлине в 1953 г. и советское вторжение в Венгрию для усмирения восстания в 1956 г. В то же время прогрессивные социальные реформы не дали возможность социал-демократам увеличить число своих сторонников.

В области внешней политики Аденауэр твердо стремился к достижению двух взаимосвязанных целей — восстановлению полного суверенитета Западной Германии и интеграции страны в сообщество западных стран. Для этого Западной Германии необходимо было завоевать доверие американцев и французов. Аденауэр с самого начала был сторонником европейской интеграции. Важным шагом в этом направлении было вступление Западной Германии в созданное в 1951 г. Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), членами которого стали Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург (договор о ЕОУС был ратифицирован бундестагом в январе 1952 г.). На отношение к Аденауэру повлияло и согласие Западной Германии выплачивать компенсации Израилю и частным лицам — жертвам нацистских преступлений против евреев. Важной вехой в политике примирения с Францией, проводимой Аденауэром, оказалось заключение франко-германского договора о сотрудничестве (1963 г.), ставшее результатом переговоров с президентом Франции Шарлем де Голлем.

Благотворные результаты политики, направленной на союз с западными странами, вскоре дали о себе знать. В 1951 г. западные союзники согласились изменить оккупационный статус, а 26 мая 1952 г. представители США, Великобритании и Франции вместе с западногерманским канцлером подписали Боннское соглашение, согласно которому прекращалась военная оккупация и восстанавливался суверенитет страны. Практически все государства, не входившие в советский блок, признали Западную Германию как независимое государство. В 1957 г. был сделан молниеносный шаг в сторону объединения Германии: Саарская область, которая с 1945 г. управлялась французской администрацией, вошла в состав Западной Германии.

Некоторые шаги, предпринятые Аденауэром в области внешней политики, носили весьма противоречивый характер. Несмотря на наличие в стране значительных сил, выступавших против ремилитаризации Западной Германии, правительство Аденауэра одобрило американские планы по превращению Западной Германии в своего военного партнера и политического протеже. Находясь под впечатлением от разразившейся в 1950 г. Корейской войны, американские военачальники утверждали, что только в союзе с западногерманской армией Европу можно будет защитить от возможной советской агрессии. После того как в 1954 г. французский парламент отверг план создания объединенной европейской армии (Европейского оборонительного сообщества), Западная Германия создала собственные вооруженные силы, бундесвер. В 1954 г. Западная Германия стала 15-м членом Организации североатлантического договора (НАТО).

Поскольку при Аденауэре Западная Германия стала полноправным членом сообщества западных держав, правительству не удалось достичь провозглашенной цели объединения с Восточной Германией.

Аденауэр, поддерживаемый госсекретарем США Джоном Фостером Даллесом, был уверен в том, что только жесткая политика может убедить Советский Союз выпустить ГДР из своих железных объятий. Западная Германия делала попытки изолировать ГДР в международных делах и не признавала Восточную Германию как независимое государство. (Восточного соседа стало принято называть «так называемой ГДР» и «советской зоной»). В соответствии с «доктриной Хальштейна» (по имени Вальтера Хальштейна, советника Аденауэра по внешней политике), Западная Германия шла на разрыв дипломатических отношений с любой страной, признавшей ГДР.

Теодор Хейс (1884 – 1963), первый президент Западной Германии (1949 – 1959), содействовал Аденауэру в деле создания стабильного государства, пользующегося уважением в мировом сообществе. Хейс, лидер СвДП, был известным либеральным политиком и писателем в 1920-е годы. В 1959 – 1969 гг. его преемником на посту президента стал Генрих Любке (1894 – 1972), представитель ХДС.

Подъем социал-демократии. Отсутствие популярных альтернатив политике христианских демократов оказалось на руку СДПГ. Партия во главе с Куртом Шумахером продолжала настаивать на национализации основных отраслей промышленности, выступала против ©односторонней ориентации на Запад и играла на немецких национальных струнах. Некоторые влиятельные региональные лидеры партии (например, Вилли Брандт в Берлине, Вильгельм Кайзен в Бремене, Карло Шмид в Баден-Вюртемберге и Макс Брауэр в Гамбурге) критиковали отсутствие гибкости в программе СДПГ. До самой смерти (1952) Шумахеру удавалось переигрывать своих соперников, претендующих на лидерство в партии.

Преемником Шумахера стал Эрих Олленхауэр, партийный функционер, который, однако, пошел на изменение партийной политики. С молчаливого одобрения Олленхауэра реформаторы во главе с Карло Шмидом и Гербертом Венером, жестким политиком из бывших коммунистов, самым активным представителем партии в бундестаге, побудили партию расстаться с марксистскими догмами. Им удалось добиться успеха в 1959 г., когда СДПГ на съезде в Бад-Годесберге приняла программу, обозначившую отказ от марксизма. СДПГ провозгласила поддержку частной инициативы и ориентацию на скандинавскую модель государства всеобщего благосостояния. Партия выступила также за выработку тремя главными партиями общего подхода к национальной оборонительной политике.

По удачному совпадению СДПГ изменила свою программу как раз в тот момент, когда ХДС стал терять поддержку общества. На выборы 1961 г. СДПГ шла под руководством Вилли Брандта, энергичного и популярного в обществе политика, правящего бургомистра Западного Берлина. Часть избирателей разочаровалась в неповоротливости ХДС и желала отставки Аденауэра. Блок ХДС/ХСС терял голоса избирателей, СДПГ их набирала, но сместить Аденауэра ей не удалось. Свободная демократическая партия (СвДП), которая также критиковала Аденауэра, выиграла больше всех. Несмотря на свою критическую позицию, СвДП вошла в коалиционное правительство вместе с ХДС/ХСС. Аденауэр обещал через два года уйти в отставку. Но до этого настоящую бурю вызвало т.н. дело журнала «Шпигель». Влиятельный еженедельник «Шпигель» уже давно выступал с критикой главы ХСС Франца Йозефа Штрауса, исповедовавшего крайне правые взгляды и с 1956 г. занимавшего пост министра обороны. В 1962 г. журнал опубликовал статью, освещавшую неблагополучное положение в вооруженных силах Западной Германии. Обвинив журнал в раскрытии сведений, составлявших предмет военной тайны, Штраус распорядился провести обыски в редакционных помещениях и арестовать сотрудников по обвинению в государственной измене. Пять министров — членов СвДП в знак протеста подали в отставку, а Штраус был смещен со своего поста.

В 1963 г. Аденауэр ушел с поста федерального канцлера в возрасте 87 лет, сохранив за собой председательское кресло в партии. Канцлером коалиции ХДС/ХСС и СвДП стал Людвиг Эрхард, получивший известность как «отец немецкого экономического чуда» за свою роль стратега в экономической политике после 1949 г. Его пребывание на этому посту, которого он добивался долгие годы, нельзя назвать удачным: Эрхард отличался нерешительностью, за что и получил прозвище «резинового льва». Впервые с начала 1950-х годов в германской экономике появились тревожные симптомы. Производство сокращалось, темпы роста снижались, появился дефицит платежного баланса. Крестьяне были недовольны политикой правительства, в горнодобывающей, кораблестроительной и текстильной отраслях промышленности сокращались рабочие места. В 1965 – 1966 гг. в Западной Германии начался общий экономический спад. В 1966 – 1969 гг. страну потрясли забастовки, особенно в металлургической промышленности; мирный период развития подходил к концу. Аденауэр резко критиковал своего преемника, утверждая, что тот не справляется с обязанностями канцлера.

Несмотря на экономический спад, Эрхард избежал поражения на выборах в бундестаг в 1965 г. Блок ХДС/ХСС даже увеличил свое представительство в парламенте, но победа не решала стоявших перед Эрхардом проблем. Ему с трудом удалось возобновить коалицию со свободными демократами Враждебность к нему демонстрировали представители правого крыла собственного блока во главе со Штраусом и земельные лидеры ХДС. Влияние последних возросло в результате разделения обязанностей между Эрхардом (федеральный канцлер) и Аденауэром (председатель ХДС). Региональные лидеры критиковали Эрхарда, связывая неудачи ХДС в ходе ряда земельных выборов с вялой политикой канцлера. В декабре 1966 г. СвДП, неудобный партнер по коалиции, отказалась поддержать законопроект об увеличении налогов, и Эрхард был вынужден уйти в отставку.

Большая коалиция в ФРГ. Чтобы преодолеть зависимость от свободных демократов, блок ХДС/ХСС решил теперь войти в «большую коалицию» с социал-демократами. Лидеры СДПГ не раздумывая присоединились к своим соперникам, претендуя на 9 министерских портфелей против 11 у ХДС/ХСС; Вилли Брандт стал министром иностранных дел и вице-канцлером. Многим социал-демократам была не по душе перспектива работы в правительстве, в которое вошел Франц Йозеф Штраус (на чем настаивал ХСС), вызывала сомнение и кандидатура Курта Георга Кизингера, выдвинутого ХДС на пост бундесканцлера. Кизингер возглавлял отделение ХДС в Баден-Вюртемберге, считался уважаемым депутатом бундестага, но в свое время состоял в нацистской партии.

Большая коалиция, хотя и не принесла радикальных перемен в политике, изменила западногерманскую политику в ряде важных аспектов. СДПГ получила возможность продемонстрировать западным немцам свои способности в качестве правящей партии. Но при этом некоторые избиратели восприняли факт объединения самых крупных партий и неспособность СвДП сыграть роль эффективной оппозиционной партии как показатель того, что господствующая политическая верхушка объединилась против простого народа. В результате избиратели поддержали новые политические группировки, не имевшие ранее депутатов в бундестаге. К праворадикальному крылу относилась Национал-демократическая партия Германии (НДПГ), образовавшая в 1964 г. Ее программа имела некоторое сходство с программой нацистской партии, нацистами в прошлом были и многие ее лидеры. НДПГ объединила электорат протеста, умело используя чувства национальной ущемленности и обиды на обе сверхдержавы, недовольство продолжающимся преследованием нацистских преступников, враждебное отношение к мнимой моральной вседозволенности и замешанные на расистских предрассудках опасения в связи с притоком иностранных рабочих. Партия пользовалась поддержкой среди жителей небольших городов и представителей экономически слабых мелких предпринимателей. Ей удалось провести своих депутатов в некоторые земельные парламенты (ландтаги). Но опасения в связи с возрождением нацизма оказались беспочвенными. Против партии сыграло отсутствие у нее сильного лидера, а также улучшение экономического положения в стране. В итоге она проиграла выборы в бундестаг 1969 г., набрав только 4,3% голосов.

Левая оппозиция опиралась в основном на студенческое движение под руководством Социалистического союза немецких студентов (СДС), который был исключен из СДПГ за отказ принять Бад-Годесбергскую программу. В программе Союза студентов сочетались требования реформы образования и протест против международной политики США. В конце 1960-х годов страну потрясали массовые студенческие протесты и движение «внепарламентской оппозиции».

Канцлер Вилли Брандт. В 1969 г. радикалы переживали спад популярности. Многие студенты приветствовали начало реформ университетского образования, другие выступали за то, чтобы дать возможность социал-демократам проявить себя в управлении страной. К 1969 г. команда социал-демократических политиков была хорошо известна. СДПГ выступала за «современную Германию», олицетворением которой был Вилли Брандт, обвиняя ХДС в отсталости. Кроме того, социал-демократы извлекли выгоду из альянса с СвДП. Депутаты от свободных демократов помогли избрать Густава Хайнемана, кандидата от СДПГ, на пост президента ФРГ. В 1949 – 1950 гг. Хайнеман был министром внутренних дел в правительстве Аденауэра, но подал в отставку, не согласившись с планами Аденауэра по ремилитаризации страны. В 1952 г. он вышел из ХДС, а в 1957 г. вступил в СДПГ. На выборах в бундестаг 1969 г. блок ХДС/ХСС как и прежде образовал в бундестаге самую многочисленную фракцию (242 депутата), однако коалиционное правительство сформировали СДПГ (224 депутата) и СвДП (30 депутатов). Канцлером стал Вилли Брандт.

Хотя коалиция СДПГ — СвДП приступила к осуществлению программы далеко идущих реформ внутри страны, особенно в сфере образования, она запомнилась прежде всего благодаря своим внешнеполитическим инициативам. Главной задачей, которую ставил перед собой Вилли Брандт, можно сформулировать двумя словами — «восточная политика». Отказавшись от доктрины Хальштейна, следуя которой Западная Германия пыталась изолировать ГДР и отказывалась признать границу с Польшей по Одеру — Нейсе, а также недействительность Мюнхенского соглашения (1938) в отношении Чехословакии, правительство Брандта стремилось нормализовать отношения Западной Германии с ее восточноевропейскими соседями, в том числе с ГДР.

Отношения со странами Восточной Европы сдвинулись с мертвой точки еще во время Большой коалиции, но после 1969 г. процесс нормализации значительно ускорился. Причин тому было несколько: беженцы из Восточной Германии постепенно интегрировались в западногерманское общество; США в этот период были заинтересованы скорее в разрядке, чем в конфронтации с Советским Союзом; крупный западногерманский бизнес стремился к ликвидации препятствий в торговле с Востоком; кроме того последствия возведения Берлинской стены продемонстрировали, что ГДР далека от крушения. Брандт, работавший в тесном сотрудничестве с министром иностранных дел Вальтером Шеелем (СвДП) и своим ближайшим советником Эгоном Баром (СДПГ), заключил договоры, в соответствии с которыми ФРГ признала существующие границы:

— с Советским Союзом и Польшей в 1971 г., с Чехословакией в 1973 г. В 1971 г. было подписано четырехстороннее соглашение по Берлину: Советский Союз признавал принадлежность Западного Берлина к Западу, гарантировал свободный доступ из Западной Германии в Западный Берлин и признавал право жителей Западного Берлина посещать Восточный Берлин. 8 ноября 1972 г. Восточная и Западная Германия официально признали суверенитет друг друга и согласились обменяться дипломатическими представительствами.

Подобно тому как усилиями Аденауэра были улучшены отношения между Западной Германией и западными союзниками, «Восточные договоры» помогли улучшить отношения со странами советского блока. Однако по одному ключевому вопросу Западная Германия и Советский Союз так и не смогли достичь согласия. Если СССР настаивал на том, что новые договоры закрепили разделение Германии и Европы на Восточную и Западную, то правительство Брандта утверждало, что «Восточные договоры» не отменяют возможности мирного объединения Германии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных