Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Последний из великих 6 страница




Иными путями повел Жених Невесту Свою — Церковь, Сам испивший чашу смерти, Он и ей предлагает очистительные крестные муки».

Смертью своей на Голгофе Иисус Христос указал нам единственный «выход», единственное искупление «разложения и распада» нашего времени. Он предлагает: «Приходи, последуй за мною, взяв Крест» (Мк. 10:21). И мы должны следовать Его путем, путем страждущего Православия, если хотим стяжать Его Царствие, что не от мира сего. И пусть прибавит нам мужества память об одном из нас, сыне сегодняшней Америки — он уже прошел этим путем.

Отче Серафиме, моли Бога о нас!

(обратно) (обратно)

Примечания

1

Эти и последующие цитаты из блаж. Августина были подчеркнуты Евгением в его собственном экземпляре «Исповеди» в те годы, когда он уже принял монашество.

(обратно)

2

Он как бы полемизировал с Альбертом Камю, определившим абсурдное как попытку человека найти опору для разума в безумном мире.

(обратно)

3

Евгений не знал тогда, что икона эта называется «Троеручицей» и история ее удивительна. Написана в VIII веке великим богословом и песнописцем св. Иоанном Дамаскином. Иконоборцы отсекли ему руку. Он молился перед иконой об исцелении, и рука приросла. В благодарность за чудо он приложил к иконе Божией Матери изображение руки, т. е. «третью руку». Замечательно, что Евгений, не зная истории иконы, пришел к ней, когда сам нуждался в исцелении.

(обратно)

4

Первая дата дана по православному церковному календарю, вторая — по новому гражданскому стилю. Здесь и далее две даты даются только в связи с церковными праздниками. Когда присутствует только одно число — подразумевается новый стиль.

(обратно)

5

Вплоть до 1990 года Глеб не знал точно, что его отец умер, в душе еще теплилась надежда, что он жив и находится где?то в России.

(обратно)

6

В православной вечерне Иисус Христос воспевается как «Свете Тихий. Отца Небесного».

(обратно)

7

Первый в православной жизни Евгения иерарх, архиеп. Тихон являлся учеником старца Гавриила Казанского, насельника Оптиной и ученика старца Амвросия. Жизнеописание старца Гавриила составил новомученик Симеон Холмогоров.

(обратно)

8

Издано сначало по–русски в 1952 году, а в 1988 году Братство преп. Германа опубликовало английский перевод.

(обратно)

9

Позднее Евгений так объяснял понятие хилиазма: «Это еретическое учение святые отцы Церкви осудили еще на заре христианства. Свои истоки оно берет из неправильного толкования Книги Откровения (Апокалипсис). Православная Церковь учит, что период царствования Христа со святыми, когда дьявол «связан» на тысячу лет (Откр. 20:3) есть само наше время, между первым и вторым пришествием Христа (1000 — число, символизирующее полноту). Святые уже царствуют со Христом в Его Церкви, но всё это тайнозрительная область, и она никогда не облечется в грубые земные политические одежды, как тому учат хилиасты. Дьявол действительно «связан» на это время, ограничен в своих действиях против человечества, и верующие, истинно живущие во Христе, причащающиеся Святых Тайн, ведут благословенную жизнь уже сейчас, готовят себя для вечного Царствия Божия. Неправославные, лишенные Таинств Церкви, не могут вкусить истинной ее жизни, не могут тайнозреть нынешнее Христово Царство и потому ищут царства политического, внешнего».

(обратно)

10

Имя изменено.

(обратно)

11

В Православии для принятия сана нужно быть либо женатым, либо монахом.

(обратно)

12

Это был о. Григорий Кравчина, о котором Евгений писал Глебу в 1962 году, называя «очень чувствительным и умным человеком. искренне смиренным и простым».

(обратно)

13

Одна из самых фешенебельных гостиниц Сан–Франциско, в районе Ноб Хилл.

(обратно)

14

Несколько времени спустя то же Общество обратилось с просьбой к одному греческому священнику, в результате чего возникло Православное конфирмационное движение. Евгений впоследствии написал о нем в книге «Православие и религия будущего».

(обратно)

15

После смерти еп. Иоанна–Нектария (1970) вышеупомянутый еп. Феофил (Ионеску) собрал румынских епископов и рукоположил нового иерарха Французской Православной Церкви, еп. Германа Сен–Денийского.

(обратно)

16

В список входило 20 имен западных святых во главе со св. Аншаром, еп. Гамбургским, просветителем Дании и Швеции. См.: Иером. Серафим (Роуз) и игум. Герман (Подмошенский). Блаженный Иоанн чудотворец. М.: Изд. «Русский паломник», 1993, с. 65–68.

(обратно)

17

Он умер 19–го июня 1966 г. по церковному календарю, коему он неукоснительно следовал, не обращая внимания на новый стиль (по новому мирскому календарю это 2–ое июля).

(обратно)

18

День в день, пять лет спустя, обрел вечный покой и сам архиеп. Леонтий, тоже изведавший гонения и угрозу отлучения.

(обратно)

19

Любимая книга проф. Концевича. Он, бывало, открывал ее наугад и всякий раз чудом попадал на нужные слова, находил ответы на мучившие вопросы. Глеб следовал примеру профессора.

(обратно)

20

Тот, кто читает во время службы на клиросе.

(обратно)

21

Имя изменено.

(обратно)

22

6/19 мая. В другой день памяти св. Иова (28–го авг./10–го сент.) блаж. Иоанн благословил некогда основание Братства.

(обратно)

23

Эта черта русского характера уходит корнями ко временам реформ Петра Первого, пытавшегося «озападнить» русскую жизнь, что привило русским чувство стыда за собственную культуру.

(обратно)

24

Русская Православная Церковь прославила этого святого в 1988 году.

(обратно)

25

Любопытно: преп. Герман скончался в тот же день, что и преп. Паисий (15/28–го ноября), только 42–мя годами позже.

(обратно)

26

Как же глубоко распространилось и укоренилось это понятие с годами, по сравнению с 1970 годом, когда Евгений писал об этом.

(обратно)

27

Здесь Евгений приводит слова вышеупомянутого священника из статьи в «Православном обозрении».

(обратно)

28

Константинова эра окончилась в 1917 году с падением Российской православной монархии, Москвы — «Третьего Рима» — преемницы Константинополя.

(обратно)

29

На 1–ом Вселенском Соборе, в 316 году созванном Императором Константином, святые Отцы осудили ересь хилиазма. Они намеренно поместили в православный Символ веры слова: «Царствию Его не будет конца», в противодействие ложному учению о политическом царствовании Христа на земле в течение 1000 лет. Можно также отметить, что протестантские церкви, отвергшие христианство Константиновой эпохи (предшествующей Реформации), почти все приняли учение хилиазма. Эти взгляды могут вовлечь их в опасное следование за антихристом, который станет земным царем, провозгласив себя Христом.

(обратно)

30

Два журнала, издаваемые Митрополией для детей и молодежи. Евгений находил их очень обмирщенными.

(обратно)

31

Собор назван в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Некогда о. Герасим прислал такую икону братии. Он нашел ее на берегу океана, и очевидно, она принадлежала самому преп. Герману.

(обратно)

32

«Оптинская» пятисотница включает 50 молитв всем святым.

(обратно)

33

Несколько месяцев спустя Митрополия в свою очередь поблагодарила Братство за помощь в прославлении преп. Германа. Аляскинский епископ переслал в дар Братству частичку мощей святого (кусочек левого ребра).

(обратно)

34

По предположению братии, журнальная страница была послана архим. Герасимом его другу, архиеп. Тихону, и выпала из служебных книг ныне покойного иерарха, которыми пользовались на утренних службах. Братия перепечатали это письмо в очередном номере «Православного Слова» (№ 32, 1970), поместив на обложке изображение землянки преп. Германа и его портрет.

(обратно)

35

Любопытно, что имя монаха, при постриге которого присутствовал Глеб впервые в Свято–Троицком монастыре в 1954 году, тоже было Герман (в честь преподобного Германа Валаамского), а имя первого монаха, принявшего постриг на глазах Евгения в часовне Курской иконы Божией Матери от еп. Нектария в 1964 году, — Серафим.

(обратно)

36

14/27–ое октября — день поминовения мучеников Назария, Герасима, Протасия и Цельсия Миланских.

(обратно)

37

Дело происходило в Приюте свят. Тихона, внизу находилась часовня, где молился сам Владыка Иоанн.

(обратно)

38

Текст Устава приведен выше. См.: «Цели Братства».

(обратно)

39

Иван Михайлович Концевич говорит здесь о духовном наставничестве, полученном им от оптинского старца Нектария.

(обратно)

40

Чудотворная икона, перед которой получил исцеление преп. Серафим Саровский.

(обратно)

41

Речь идет об архиеп. Виталии Джорданвилльском (+1960), не путать с ныне здравствующим архиеп. Виталием Канадским из Русской Зарубежной Церкви.

(обратно)

42

В Польше.

(обратно)

43

В Чехословакии архиеп. Виталий создал монашеско–миссионерское Братство преп. Иова Почаевского, о котором упоминалось выше. В 50–е годы оно переехало в Джорданвилль и продолжал там свою издательскую деятельность.

(обратно)

44

Независимое от епархиального епископа.

(обратно)

45

Старый священник из Австралии, чью книгу «Богопознание» Братство преп. Германа опубликовало на русском языке в 1975 году. Отдельные главы, переведенные о. Серафимом, печатались в «Православном Слове» № 69.

(обратно)

46

Оба причислены к лику святых в 1988 году.

(обратно)

47

К примеру, в книге «Церковь, Мир, Миссия» он закладывает основание для «взаимообмена» идеями между обмирщенным христианством папы Павла VI и православным «литургическим движением».

(обратно)

48

Так называлась одна из книг о. Александра Шмемана.

(обратно)

49

Лучшей в этом отношении является его книга «Великий пост», если исключить Приложение, в котором автор выступает против обязательности исповеди перед причастием.

(обратно)

50

Отец Адриан, архиеп. Аверкий, архим Герасим и множество других Божьих угодников были наряду с Серафимом Саровским духовными преемниками преп. Паисия Величковского.

(обратно)

51

Примирился о. Герман и со сподвижником Шмемана, о. Иоанном Мейендорфом, за год до смерти последнего. Промысел Божий свел обоих на всенощной в канун Преображения в 1991 году. Служба проводилась в Донском монастыре в Москве впервые за 70 лет с той поры, когда монастырь был закрыт. Отцы Герман и Иоанн вместе подошли к елепомазанию, поцеловали друг другу руки, и о. Герман попросил прощения.

(обратно)

52

Супруги–мученики за Христа, жившие в Никомидии в III веке. Алексея столь воодушевил пример о. Адриана, что он выбрал св. Адриана в покровители часовни.

(обратно)

53

Духовного отца о. Адриана.

(обратно)

54

Из воспоминаний еп. Нектария.

(обратно)

55

Опубликован в виде приложения к книге прот. Михаила Помазанского «Догматическое Богословие». 1992, с. 275283.

(обратно)

56

Архиеп. Серафим (Соболев). По поводу статьи «Догмат искупления». В кн.: Святитель Серафим (Соболев). М., 1992.

(обратно)

57

Архиеп. Феофан (Быстрое). Об искуплении. В кн.: Духовник Царской семьи, святитель Феофан Полтавский. М., 1994.

(обратно)

58

В приведенных отрывках из писем о. Серафима имена некоторых людей изъяты.

(обратно)

59

Сегодня на Руси, к примеру, эту традицию поддерживает песнопевец и сочинитель иером. Роман (Матюшин).

(обратно)

60

Признавая достоинства Солженицына, о. Серафим делал следующую оговорку: «Солженицын важен для нас как моральная сила, бесстрашно противостоящая тирании и призывающая перестать наконец лгать. Это хорошо, но не достаточно. Очевидно, что ему недостает глубины церковного сознания. Это исповедник своего рода, но не как Максим Исповедник или Марк Эфесский. Он хочет объединить русских, но, похоже, не видит, что Истина должна предварить такой союз. (Письмо о. Серафима о. Валерию Лукьянову от 14–го февр. 1975 г.).

(обратно)

61

Заметим, что о. Серафим предварил слова «взошел еси. к вершинам молитвы» словами «облекшись смирением». Человек, воображавший, что он взошел к вершинам молитвы, может быть на самом деле в состоянии прелести, питаемой тщеславием.

(обратно)

62

Святые отцы видят в «жене облеченной в солнце», убежавшей в пустыню, символ Церкви последних времен.

(обратно)

63

Отец Серафим уподоблял архиеп. Аверкия свят. Иоанну Златоусту.

(обратно)

64

Текст был составлен самими отцами.

(обратно)

65

Во 2–ой главе Деяний апостолов видим аналогичную картину. Апостолы исполнились Святого Духа, а многие говорили, что они напились вина.

(обратно)

66

Это был любимый русский святой о. Серафима. Житие преп. Кирилла Белозерского вошло в книгу «Северная Фиваида».

(обратно)

67

В то время о. Серафим начал переводить самую известную работу свят. Феофана Затворника «Путь ко спасению». Она выходила частями в «Православной Америке», позднее предполагалось опубликовать книгу полностью. Но смерть помешала завершить перевод. Отец Серафим закончил только треть.

(обратно)

68

Отец Серафим указывал в «Ответе критику», что многие святые Отцы в «Добротолюбии» писали о мытарствах: св. Исихий пресвитер, св. Диадох Фотикийский, св. Иоанн Кронштадтский, св. авва Дорофей, св. Феогност, св. Петр Дамаскин.

(обратно)

69

В то время Царь Николай II еще не был прославлен как святой ни в России, ни за рубежом.

(обратно)

70

Уже после смерти о. Серафима о. Герман, будучи в России, узнал, что о. Димитрий «покаялся» ради спасения своих молодых духовных чад, которым тоже грозила судебная расправа.

(обратно)

71

Иоанн Дамаскин. Пасхальный канон. Песнь 8.

(обратно)

72

В другой лекции о. Серафим указал, что старец Макарий Оптинский (1860) до пострига играл на скрипке. В те времена (начало XIX века) на Западе играли Паганини, Моцарта, Боккерини.

(обратно)

73

Ветхий и Новый Завет по книгам архиеп. Аверкия, Апологетика по книге И. М. Андреева, Церковная история по книге Николая Тальберга, Патрологии, Догматическое богословие по книге прот. Михаила Помазанского, Гомилетики по книге архиеп. Аверкия, Церковные каноны, Литургика, Пастырское богословие, Нравственное богословие и т. д.

(обратно)

74

Отец упомянутого семинариста Георгия.

(обратно)

75

Ныне Алисон живет недалеко от места упокоения о. Серафима. После его смерти она помогла Братству подготовить к публикации его рукописи.

(обратно)

76

Сегодня приход этот объединяет общины евангельских христиан и православных. До слияния общины находились в одном районе и поддерживали тесные связи.

(обратно)

77

Владыка Марк Ладожский некогда был келейником валаамского игумена Харитона. Будучи епископом Московской Патриархии, он служил в течение 30–ти лет в Никольском соборе Сан–Франциско. Скончался в Финляндии 22–го января 1989 года.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных