Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГЛАВА 3 О том, что если кто медлит причащаться, то доставляет себе этим большой вред. 4 страница




Ах, братья мои, боюсь, не о нас ли это Господь сказал: "Никто из тех званых не вкусит моего ужина" (Лк.14,24)? А кроме этого - не накажет ли Он нас строжайшим образом, если не покаемся и не исправим себя?

Я хочу вас спросить вот о чем: если бы во время Тайной Вечери кто-нибудь из апостолов сказал: "Я сегодня не причащаюсь", интересно, что бы тогда сказал Господь? Безусловно, кажется мне, Он сказал бы то, что сказал и Петру во время священного умовения ног: "Если не умою тебя, не имеешь части со Мною" (Ин.13,8). Непременно, Он и на Тайной Вечери сказал бы непричащающемуся: "Если не будешь есть Мое Тело и пить Моей Крови, не имеешь части со Мною".

То же самое Господь и теперь говорит нам, возлюбленные, на каждой Литургии: "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Ин.6,53), если только кто-то лишает себя такой небесной благодати не потому, что имеет препятствие по своим грехам и отлучен от Причащения своим духовником, а по одному лишь дурному обычаю.

О лукавый обычай! Этот злейший обычай так укоренился, что мы не только не причащаемся сами, но и если каких-нибудь других людей увидим, что они часто приступают к Божественному Приобщению, то мы их порицаем, осуждая их как якобы неблагоговейных и не уважающих Божественные Тайны, тогда как нам следовало бы брать с них пример.

Итак, справедливо на нас исполнилось пророчество Исаии: "Слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули" (Ис.6,9-10). Ибо воистину все мы сделались как будто бесчувственными и не понимаем ни того, что говорим, ни того, что слышим, ни того, что видим.

И я знаю, что по причине такого жалкого нашего состояния, сколько бы я ни говорил об этом предмете, прислушаются немногие. Ибо у многих отяжелел слух, так что не могут они слышать, как сказал Исаия.

А для этих немногих я хочу привести один пример и закончу. Представим себе, что некий царь сидит на высоком троне, пребывая вне дворца, на некоей равнине, а перед ним стоят все князья, и офицеры, и все воинские отряды с великим страхом и трепетом. И вот если бы тот царь повелел одному из них выйти вперед и подойти к себе, чтобы дать ему некое поручение, а какие-нибудь другие, позавидовав его близости к царю, попытались бы его отговорить от выполнения царского приказа, то, скажите мне, послушал ли бы он их, выразил ли бы он пренебрежение по отношению к царю? Я думаю, что он не обратил бы на этих людей ни малейшего внимания и с великой готовностью побежал бы к царю, считая для себя великой честью и славой исполнить его приказ.

Итак, если в отношении смертного царя мы хотим показать, что мы столь послушны, почему не делаемся мы еще более послушными в отношении Царя Небесного и нашего Владыки? Земной царь способен, может быть, лишить нас чести, славы и имущества - всего того, что сегодня или завтра уничтожит смерть. А Бога, способного осудить нас на вечную смерть, кто тогда сможет умолить?

Что мы тогда, несчастные, будем делать - те из нас, которые преступают Владычние заповеди, - когда начнется Великий Суд? Разве мы сможем тогда найти оправдание перед Богом, по отношению к Которому мы сейчас выказываем пренебрежение, оправдываясь тем, что, дескать, "такой-то человек нам воспрепятствовал, и мы поэтому не исполнили Твое повеление"? Наверное, многие из нас это скажут тогда, по никакой пользы это нам не принесет.

Поэтому должны мы сейчас покаяться, прежде чем придет тот час. Должны отказаться от пожеланий диавольских и обычаев человеческих. Должны исполнять заповеди Божии и, подготавливаясь необходимой подготовкой, часто причащаться Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, чтобы укрепляться в благодати Божией, благодаря Божественному Приобщению. И таким образом укрепляемые, да творим каждый день на земле волю Божию, благую, и благоугодную, и совершенную, как ее творят на Небе ангелы. А если кто-то нам будет в этом препятствовать, тогда мы имеем по отношению к ним, как к духовным отцам, долг уговаривать их, с горячими слезами в глазах, до тех пор, пока любым возможным способом не убедим их дать нам позволение, чтобы удостоиться получить нам обручение Духа в наших сердцах с совершенным чувством и осознанием этого. И здесь и там да удостоимся мы славить вместе с ангелами и всеми святыми Отца, и Сына, и Святого Духа - в Троице Единицу и в Единице Троицу, беспредельно совершенного Бога, в нескончаемые веки веков. Аминь.

Примечания

 

1. См. "Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего" (2Кор.5:15). - Прим. пер.

 

2. 8-е Правило святых апостолов.

 

3. 9-е Правило святых апостолов.

 

4. 2-е правило.

 

5. То есть после преложения Святых Даров. - Прим. пер.

 

6. Так в греческом чине Литургии. - Прим. пер.

 

7. Беседы на Послание к Ефесянам. Беседа 3. См.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т.11. Кн. 1. СПб., 1905, с.29-32. - Здесь и далее все святоотеческие цитаты даются в нашем переводе. Преп. Никодим эти цитаты приводит сначала в оригинале, а затем дает свой перевод-толкование. В нашем переводе мы руководствуемся тем, как понимает текст святого отца преподобный Никодим.

 

8. Правило 80.

 

9. При сем воспомяните, что в предшествовавшее время отцы наши определили: аще кто мирянин, пребывая во граде, в три воскресные дни, в продолжение трех седмиц, не приидет в собрание, да будет удален от общения церковного.

 

10. Толкование Литургии, гл.1.

 

11. В своем истолковании Никодим прибавляет: "Но, будучи в состоянии пойти, пренебрег и вознерадел, и поэтому не пошел".

 

12. Нравственные правила, 21, 1. См.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч.3. М., 1993, с.391.

 

13. О Крещении слово 3. PG 31, 1573.

 

14. Послание 93, 1. См.: Правила православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Долматинско-Истрийского. Т.2. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1996, с.612.

 

15. Беседа о Таинственном Теле Христовом.

 

16. Беседа 82 на Евангелие от Матфея. См.: Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея. М., 1993, с.827.

 

17. Слово 45, на святую Пасху. См.: Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Собрание сочинений в 2-х томах. Т.1. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1994, с.671.

 

18. См. слав. "в напутие живота вечного" из молитвы ко Святому Причащению,

 

19. Огласительное поучение 107. В русском "Добротолюбии" - поучение 309. Добротолюбие. Т.4, с.581-582.

 

20. Беседа 43 на Евангелие от Иоанна. См.: Св. Иоанн Златоуст. Избранные творения. Книга 1. М., 1993, с.304-305.

 

21. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах, 2. См.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Часть 5. М., б.г., с.82.

 

22. То есть па Евхаристическом собрании, на Литургии. - Прим. пер.

 

23. Против иудеев. Слово 3, См.; Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.1. Кн.2. М., 1991, с.673-675.

 

24. О священстве. Слово 6. См.: Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.1. Кн.2. М., 1991, с.471.

 

25. Имеется в виду, если эти грехи мы не исповедуем. - Прим. пер.

 

26. Кн.8, гл.14.

 

27. Литургия св. Василия Великого, молитва священника на "Главы ваша Господеви приклоните".

 

28. Литургия св. Иоанна Златоуста, молитва священника после преложения Святых Даров.

 

29. Молитва 2-я ко Святому Причащению.

 

30. Буквально - "обнаженным от благодати". - Прим. пер.

 

31. См. Лавсаик Палладия, епископа Еленопольского. М., 1992, с.37-38. Гл.18. О Макарии Египетском.

 

32. Беседа 32 на Евангелие от Матфея. См.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т.7. Кн.1. СПб., 1901, с.359-360.

 

33. Толкование на Второе Послание апостола Павла к Коринфянам. Беседа 18. См.: Указ. издание. Т.10. Кн.1. СПб., 1904, с.632.

 

34. См.: Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. М., 1994, с.93.

 

35. Гл. 13.

 

36. Против иудеев. Слово 3. См.: Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.1. Кн.2. М., 1991, с.674.

 

37. Слово 2. На сотворение мира.

 

38. Слово 28.

 

39. Против иудеев. Слово 3. См.: Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.1. Кн.2. М., 1991, с.673-676.

 

40. Беседа о Крещении Господа и о Богоявлении. См; Указ. изд. Т.2. Кн.1. М., 1993, с.406.

 

41. Слово о серафимах. См.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т.6. Кн.1. СПб., 1900, с.427.

 

42. Кн.4, гл.2. На Евангелие от Иоанна.

 

43. "Все входящие в церковь и слушающие священные писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом или отвращающиеся от Причащения святой Евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния и будут просить прощения, и таким образом возмогут получить оное".

 

44. Ср.: "То были исключительные случаи, не всем общие; но что бывает исключительно для некоторых, только немногих, того не признает общим для всех законом святая Церковь". Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993, с.204. Слово 22. - Прим. переводчика.

 

45. Слово 56.

 

46. "Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Ин.6,53).

 

47. Ср. "Святая - святым" в Литургии Иоанна Златоуста.

 

48. Слово 26.

 

49 Ср.: "Что же говорит Бог у пророка? "И пусть едят козла, приносимого в день поста за все грехи" - замечайте внимательно - "и пусть только жрецы, все, едят внутренности неомытые с уксусом". Почему? - "Поелику Меня, сказал Господь, когда Я некогда принесу в жертву плоть Мою за грехи нового народа, будете поить желчью с уксусом: то и едите вы одни, тогда как народ будет поститься и сетовать, покрывшись власяницею и пеплом", А чтобы показать, что Ему должно пострадать за них, послушайте, какую дал Он заповедь. "Возьмите двух козлов, хороших и одинаковых, и принесите их в жертву: пусть одного из них жрец возьмет во всесожжение". А с другим что должны они сделать? "Другой", сказано, "да будет проклят". Замечайте, как открывается здесь преобразование об Иисусе. "Плюньте на него все, и поразите его, и возложите волну червленую около головы его, и пусть он так будет изгнан в пустыню". По совершении этого действия носильщик относит козла в пустыню, снимает с него червленую волну и возлагает ее на кустарник, называемый шиповником, коего ростки обыкновенно едим, находя на поле, и который один между кустарниками имеет сладкие плоды. А к чему и то, заметьте, что один козел возлагается на жертвенник, а другой делается проклятым, и почему проклятый увенчивается? Потому, что иудеи увидят Его в тот день в длинной червленой одежде вокруг тела и будут говорить: "Не тот ли это, которого мы некогда уничижили, пронзили, подвергли осмеянию и распяли? Поистине это Тот, Который тогда называл Себя Сыном Божиим". Равным образом для чего и то, что козлы должны быть одинаковые, хорошие и равные? Для того, чтобы иудеи, увидев Его тогда грядущего, поразились сходством козла. Вот прообраз Иисуса, имевшего пострадать". Послание апостола Варнавы. Гл. VII. - Прим. пер.

 

50. Слово 8. О Крещении.

 

51. Слово 71. На св. Филолога.

 

52. Толкование на Первое Послание к Тимофею. Беседа 5. См.: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т.11. Кн.1. СПб., 1905, с.656-657.

 

53. Беседы на Послание к Евреям. См.: Указ. изд. Т.12. СПб., 1905, с.153-154.

 

54. Беседа 75 на Евангелие от Иоанна. См.: Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна. Кн.2. М., 1993, с.504.

 

55. Слово 4. На сотворение мира.

 

56. По-гречески воскресный день называется Κυριακή - день Господень. - Прим. пер.

 

57. Декалог законоположения Христова. Заповедь 4.

 

58. См.: "на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Мф.22,40).

 

59. Правило 3. Так в греческой Книге Правил - "Кормчей" ("Πηδάλιον", θεσσαλονίκη, 1991). Такую редакцию правила подтверждают Аристин и Армеиопулос, тогда как вариант славянский "по временам" - Вальсамон и Зонара. В греческой "Кормчей" приведено следующее примечание: "См. и 1046 страницу "Евергетиноса", где авва Кассиан говорит, что Святое Причастие преподавалось бесноватым и никогда не запрещалось для них древними старцами, и что Святые Дары даются не в пищу бесу, а, скорее, для очищения души и тела и в попаление злого духа, пребывающего в членах тела человека, и что если мы запрещаем Приобщение бесноватым, то даем этим возможность бесу чаще и тяжелее в них действовать по причине лишения их Божией помощи, подаваемой от Божественного Причащения". Указанное издание, с. 668. - Прим. пер.

 

60. См.: "Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже" (Пс.50,19).

 

61. Нравственные правила, 22, 1. См.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепикопа Кесарии Каппадокийския. Ч.3. М.,1993, с.393.

 

62. Нравственные правила, 33, 2. См.: Там же, с.402.

 

63. См.: "Соблюди меня. Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои. Гордые скрыли силки для меня и петли, раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня" (Пс.139,4-6).

 

64. Нравственные правила, 33, 5. См.: Там же, с.404.

 

65. Беседа 46 на Деяния. См.: Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Деяния апостольские. М., 1994, с.405-406. Мы даем перевод по тексту преп. Никодима.

 

66. "Солнце и луна остановились на месте своем" (Авв.3,11).

 

67. Слова огласительные. Слово 2. См.: Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.2. Кн.1. М., 1993, с.258.

 

68. Лев VI Мудрый, византийский император в 886-912 гг. - Прим. пер.

 

69. Разумеется, кроме того случая, когда человек находится при смерти. В таком состоянии ему всегда позволяется причаститься, под какой бы епитимией он ни находился. Если же человек выздоравливает, срок епитимии продолжается. - Прим. пер.

 

70. То есть разрешается причащаться только на Пасху. - Прим. пер.

 

71. Преп. Никодим так толкует это место: "Молчание - это предательство и отречение от истины".

 

72. Стихотворное переложение Сергея Дяченко.

 

73. Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана. См.: Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.2. Кн.2. М., 1994, с.589.

 

74. Правила нравственные, 19, 1. См.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 3. М., 1993. с.387.

 

75. Нравственные правила, 19, 2. См.: Там же, с.388.

 

76. Нравственные правила, 12, 2. См.: Там же, с.378.

 

77. Нравственные правила, 12, 4. См.: Там же, с.379.

 

78. О девстве. См.: Полное собрание творений. Т.1. Кн.2. М., 1991, с.367.

 

79. Послание 10, Ироне, диакону антиохийскому. Гл. 2, 1.

 

80. Стихотворное переложение Сергея Дяченко.

 

81. См.: "Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит..." (Ин.16,13).

 

82. О вере. См.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч.5. М., с.21-22.

 

83. Слово 62.

 

84. То есть он должен от подчиненных получить свидетельство, подтверждение в том, что его дела и слова являются истинными. - Прим. пер.

 

85. Нравственные правила, 70, 37. См.: Там же, с.476.

 

86. Нравственные правила, 72, 1. См.: Там же, с.478.

 

87. См: "Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал.5,22-23).

 

88. Нравственные правила, 72, 2. См.: Там же, с.478.

 

89. Нравственные правила, 28, 1. См.: Там же, с.398.

 

90. Нравственные правила, 26, 1. См.: Там же, с.396.

 

91. Слово 34.

 

92. Слово огласительное 1. См.: Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.2. Кн.1. М., 1993, с.257.

 

93. Против иудеев. Слово 4. См.: Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.1. Кн.2. М., 1991, с.680.

 

94. См.: "Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи" (Пс.33,13). Этот псалом поется в конце Литургии после Причащения. - Прим. пер.

 

95. См.: "Приступите к Нему, и просветитеся, и лица ваша не постыдятся (Пс.33,6).

96. См.: "Итак, доколе есть время, будем делать добро" (Гал.6,10).

 

97. См.: "Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря - явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю" (Ос.6,3).


98. О суде Божием. См.: Творения иже по святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч.5. М., с.16.


99. Слово 2. О Крещении. PG 31, 1557.

 

100. Беседа 7 на Шестоднев. Творения иже во святых отца нашего Василии Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч.1. М., б.г., с.114.

 

101. "Со страхом Божиим, верою и любовию приступите!"

101. "Со страхом Божиим, верою и любовию приступите!"






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных