ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Навигационные опасностиНавигационные речные опасности можно разделить на три группы: наносные образования в русле; искусственные препятствия и случайные опасности. Наносные образования. Наносы - это твердые частицы, переносимые водотоками и попадающие в реку с поверхности водосборного бассейна или в результате размыва русла. К характерным наносным образованиям в русле реки относятся: Песчаные гряды. Это основной вид наносного образования в русле, из-за которого песчаное дно реки неровное (волнообразное). Гряды двигаются вниз по течению благодаря постоянному перемещению частиц и оседанию их на тыловых скатах гребня гряд. Скорость перемещения гряды обычно в сотни раз меньше скорости потока. Крупные гряды на больших реках перемещаются со скоростью до нескольких метров в сутки. С ростом скорости потока увеличивается и скорость движения гряд. Заструга - это скопление наносов в реке в форме крупных гряд, примыкающих к песчаному берегу. Течение над застругами обычно носит неровный характер. Коса - это клиновидное отложение наносов, образованное у выпуклого берега и расположенное под углом к нему вниз по течению. Коса постепенно уходит под воду, вдаваясь в русло реки на значительное растояние. Она образуется из крупных заструг в результате их постепенного роста. Заманиха - большая заструга, далеко уходящая в русло и имеющая крутой тыловой скат. Встречается на глубоких участках реки и опасна для судов, идущих по тиховоду возле песков. Побочень - это гребневая часть крупной гряды, пересекающей или далеко вдающейся в русло. Обычно эта часть у вогнутого берега в половодье затоплена, а в межень обсыхает. Шалыга - небольшая отдельно лежащая песчаная отмель-бугор. Образуется на судовом ходу или перекатах с легко подвижными наносами, а также за затонувшими крупногабаритными предметами или за сидящими на мели судами. После подъема предмета или снятия судна с мели шалыга размывается. Глинистые и каменистые (неразмываемые) образования: Печина - глинистый выступ у высокого берега. Образуется в результате размыва берега при наличии глинистой породы. Вода разрушает рыхлый берег и размывает вокруг глины песок, ил или другой грунт. Если границы участка с глинистым дном ограничены, то после размыва грунта вокруг этого участка, печина может оказаться в отдалении от подмытого берега и превратиться в глинистый подводный осередок, представляющий опасность для судоходства. Высыпка - твердая отмель, образованная выносами мелкой гальки или камней. Гряда - большое скопление камней в русле, либо каменистая коса. Течение на грядах довольно быстрое, а судовой ход - извилистый и узкий. Огрудок - небольшое обособленное скопление камней, расположенное недалеко от берега. Одинец - одиночный камень больших размеров в русле реки. Одинец, представляющий для судоходства опасность, ограждается навигационными знаками. Опечки - небольшие подводные галечные отмели в виде бугров, характерные для рек, протекающих в каменистых грунтах. Лещадь (дресва) - небольшая подводная галечная отмель, вытянувшаяся вдоль русла реки с каменистым грунтом. Пороги - каменистые участки русла с большим уклоном. Течение на порогах достигает скорости 18 км/ч, судовой ход имеет небольшие глубины, извилист и стеснен камнями. Перекаты Перекаты - это устойчивое скопление наносов, отложенных по ширине русла. Для перекатов характерно местное уменьшение глубины, а в межень - подпор воды на вышележащем участке - плесе. Перекаты являются основным препятствием для движения речных судов. Основными элементами переката являются (рис. 148-150): верхняя и нижняя плесовые лощины - участки плесов, по которым проходит судовой ход; косы (побочни) - верхняя и нижняя; седловина - вал из наносов, соединяющий верхнюю и нижнюю косы; корыто - наиболее глубокая часть седловины, по которой проходит судовой ход; напорный скат - верхняя пологая часть седловины; подвалье - низовая, более крутая часть седловины; гребень - верхняя кромка подвалья, наиболее мелководная часть переката. Во время половодий и паводков направление течения на перекате и на плесах расположено параллельно берегам долины реки, скорость течения на перекате уменьшается. В межень направление течения во многом зависит от формы подвалья, если перекат имеет ровное подвалье, то свальное течение, как правило, отсутствует и наоборот. Перекаты постоянно передвигаются вниз по течению со скоростями, зависящими от уклона поверхности воды, размеров переносимых частиц грунта и т.д. В среднем течении крупных равнинных рек сдвиг перекатов может достигать до 100 метров в год.
Для безопасной проводки судна через перекаты основное условие заключается в том, чтобы судно было поставлено параллельно направлению струй течения. Кроме того, при подходе к гребню необходимо уменьшить скорость хода, так как при большой скорости, вытесненная корпусом вода, ударяясь о гребень переката и отражаясь от него, ударяется в подводную часть судна и вызывает изменение его направления движения (рыскливость). Судоводитель должен знать, что на отдельных участках реки в районах переката течение реки может резко менять свое направление, иногда почти в обратную сторону, а наличие неровностей дна стесняет водный поток и изменяет внешний вид поверхности воды. При наличии большого камня на небольшой глубине, вода стремится обойти препятствие со всех сторон. Часть воды будет обтекать камень, а другая часть поднимется над камнем, в связи с этим над самим препятствием повышенная поверхность потока будет гладкая, а пониженная - неровная (рябь). Определение подводных опасностей судоводителем производится либо с помощь наметки, либо по внешнему виду поверхности воды. По степени трудности судовождения перекаты можно разделить на две группы: 1. Незатруднителъные перекаты - перекаты без развитой затонной части с ровным подвальем, прямым судовым ходом, достаточной глубиной и шириной хода для больших судов. На таких перекатах течение ровное, без майданов и суводей, свальные течения незначительны. Расхождение и обгон на этих перекатах могут производиться только на маломерных судах с соблюдением правил, обеспечивающих безопасность плавания. 2. Затруднительные перекаты перекаты с развитой затонной частью, перекаты-россыпи и групповые перекаты. Для такого переката характерны: извилистое корыто, небольшие глубина и ширина судового хода, свальные или затяжные течения. Расхождение и обгон на затруднительных перекатах для судов любых водоизмещении запрещены. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|