Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
5. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
6. Формирование связной речи. Необходимо учить детей разным видам пересказа и расказывания, составление рассказа по серии сюжетных картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу...
7. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способности к запоминанию серий различных движений (кулак - ребро - ладонь), рядоговорение (времена года, дни недели)
8. Развитие тактильных ощущений - дермалексия (необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь...
9. Развитие мелкой моторики рук с использованием самомассажа и массажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином...
10. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв их палочек, природного материала, из элементов букв, реконструирования букв.
11. Развитие оптико-пространственного гнозиса. Дети смешивают графически сходные буквы. В этих случаях мы учим выделять и тщательно анализировать смешиваемые при письме буквы. Рассматривается их графическая структура, отмечается количество элементов, из которых состоит буква, а также их расположение. В момент произнесения звука ребенок обводит букву из пластилина.
Все эти задачи помогают решить проблему профилактики дисграфии.
Работа по профилактики нарушений письменной речи проводится на каждом занятии, как часть занятия, и индивидуально. Задачи решаются в процессе игровой, практической и учебной деятельности детей с церебральным параличом уже в дошкольный, а затем продолжают и в школьный период.
При составлении единой системы коррекционного и профилактического воздействия выделяют два периода: дошкольный и школьный.
С этой целью используются известные школьные и дошкольные программы для детей с нарушением речи, разработанные НИИ Дефектологии, институтом специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р.Валенберга, И.Н. Садовникова «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников», Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах», Н.А. Корнев «Нарушение чтения и письма у детей». При этом учитывается неоднородность психического развития детей с церебральным параличом, состав дошкольных групп нашего учреждения (смешанные группы), также состав классов, и вносились возможные дополнения, переработки, программы адаптировались к условиям нашего учреждения.
Трудность работы с такими детьми обусловлена их основным заболеванием (наличие насильственных движений в артикуляционной мускулатуре, нарушение координации движения, наличие синкинезий, вегетативные расстройства, специфические нарушения звукопроизношения). При овладении чтением и письмом трудности связаны с нарушениями зрительного восприятия формы, недостаточным развитием оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия, с нарушениями мелкой моторики.
Работа по предупреждению нарушений письменной речи включает в себя несколько разделов.
Раздел 1. Предупреждение ошибок письма на уровне предложения. Проводится систематическая работа по развитию анализа структур предложения. С этой целью предлагаются следующие задания:
- выделение границ предложения в тексте;
- придумать предложение с определенным количеством слов;
- увеличить количество слов в предложении;
- составить предложение из слов, данных в беспорядке;
- придумать предложение с определенным словом;
составить графическую схему предложения и по графической схеме придумать предложение;
- определить место слова в предложении.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|