ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 3. Психодиагностика семьи как вид практической деятельности1. Развитие практики психодиагностики семьи 2. Сущность, специфика психодиагностического обследования семьи 3. Сущность, содержание диагностики психологического здоровья семьи, области ее применения 1 вопрос Психологическая диагностика (греч. psychё - душа и diagnostikos - способный распознавать) – это область психологической науки, разрабатывающая методы выявления, распознания и измерения индивидуально-психологических особенностей личности и социально-психологических характеристик малых групп. Предыистория психодиагностики исчисляется многими веками. Первые инструментарии, предназначенные для определения индивидуальных психологических особенностей личности, были известны древнейшим цивилизациям более четырех тысяч лет назад. Оформление отечественной психодиагностики в качестве самостоятельного направления исследований происходило в 20-е годы ХХ в. В развитии психодиагностики в нашей стране выделяют два периода. Первый относится к началу 20-х - середине 30-х годов. Значительный вклад в этой области психологической науки внесли М.С. Берштейн, П.П. Блонский, Н.Д. Левитов и другие. Особая роль в развитии отечественной психологической диагностики принадлежит Л.С. Выготскому. Эти годы отмечены массовым применением тестов в профотборе и профориентации. Для данного уровня ее развития характерно достаточно широкое заимствование зарубежных диагностических инструментариев (тестов, опросников), поскольку собственным методикам, как правило, не хватало серьезного теоретического и экспериментального обоснования. Второй период отечественной психодиагностики начался в конце 60-х годов и отмечен дискуссиями о ее месте в системе психологического знания, о принципах и методах исследования, об отношении к зарубежному опыту. К этому периоду относятся первые попытки психодиагностики семьи и брака. Активное развитие психодиагностики семьи и в частности ее социально-психологического климата отмечено в середине 80-х годов. В настоящее время понятие «психодиагностика семьи» тесно связывают не только с определением различных факторов, влияющих на качество брака, ролевую структуру семьи, межсупружеское общение, с точки зрения «показаний и противопоказаний» благополучного существования семьи, т.е. с психологическим здоровьем семьи, но и рассмотрением его как объекта разнообразных форм психолого-педагогической помощи семье. В связи с чем сама практика выдвинула и обосновала необходимость этических норм психодиагностической работы с семьей. 2 вопрос Семейная диагностика – это оценка семейной системы с точки зрения нарушений, следствием которых являются соматические или невротические нарушения у кого-то из членов семьи. Есть разные способы диагностики: проективные, бланковые, игровые и др. Есть разные направления в семейной терапии (стратегическая, структурная, динамическая, поведенческая и т.д.) и каждое из них имеет свои подходы к диагностике семьи. Семейная психодиагностика – вид психологической помощи, который направлен на распознание, измерение социально-психологических феноменов семьи, личностных особенностей ее членов и выявление различных типов семейных проблем. Психодиагностика, позволяет дать ответ на ряд стратегических вопросов: может ли психолог сам оказать эффективную помощь в данном конкретном случае, если да — то кто прежде всего является объектом помощи и предметом воздействия: ребенок, его родители, семья в целом; если нет — то к каким специалистам направить клиентов? В ряду тех же психодиагностических задач стоит задача выбора способа воздействия: индивидуальная работа с родителем, с супружеской парой, с семьей в целом, с ребенком и родителем, в группе детей, в группе родителей. Такая диагностика осуществляется с помощью беседы, опросников, проективных методов и других. Результаты психодиагностического обследования анализируются после встречи с клиентом; часть работы может быть выполнена не тем же психологом, который непосредственно занят в консультативном процессе, а его коллегой. Целью изучения семьи является установление семейного диагноза, т. е. выявление нарушений в жизнедеятельности определенной семьи. Семейный диагноз – это, во-первых, выявление в жизнедеятельности семьи тех нарушений, которые способствуют возникновению и сохранению у одного или нескольких ее членов трудностей в повседневной жизни и психических расстройств. Во-вторых, это выявление тех психологических особенностей семьи и ее членов, от которых зависит коррекция этих нарушений и которые нужно учитывать при выборе метода оказания помощи (психологической или социальной) и при ее осуществлении Основная цель специалиста при работе с семьей – постановка диагноза, обеспечивающего решение практических задач. Все практические задачи связаны с учетом социальных и психологических различий между людьми и требуют работы квалифицированного специалиста, использующего особый инструментарий – психодиагностические методики изучения семьи. Понимание и овладение методологией психодиагностики семьи означает овладение психодиагностической культурой, необходимой для профессионального самосовершенствования специалиста психолого-социального профиля, работающего с семьей. Остановимся на некоторых важных методологических вопросах диагностики семьи. 1. Задачи диагностики семьи можно разбить на три группы: • выявление основных параметров семьи, которые необходимо учитывать при ее социально-психологическом анализе; • выбор методов для получения необходимых сведений о семье и для оказания на нее социально-психологического воздействия • определение показаний к семейной диагностике – в каких случаях при изучении трудностей клиента или определенного психического расстройства необходимо обращаться к анализу семьи? Задача изучения семьи весьма сложна. Это обусловлено следующими обстоятельствами: 1. Сложностью семьи как социальной и психологической системы. Семья включает в себя большое число всевозможных отношений, взаимосвязей. В формировании этих отношений участвует значительное количество личностных особенностей членов семьи, социальное окружение семьи, обычаи, традиции, социально-экономические условия и т. д. 2. Отсутствием единого подхода к проблемам семьи, единого понимания ее сущности и структуры. Нет пока единой теории, которая выполняла бы роль теоретического базиса для изучения семьи, методика ее изучения, делает пока еще первые шаги. 3. Затрудняет изучение семьи и скрытность (интимность) многих происходящих в ней событий, а также их изменчивость, отсутствие четких контуров. В достижении целей комплексного изучения психологического здоровья семьи, а также поуровневой его оценки важно учитывать предстоящие проблемы. В числе наиболее значимых имеют место диагностические проблемы получения информации о семье и ее психологическом здоровье. В таком случае специалисту нужно не только знать, какую именно информацию необходимо получить, но еще и получить, выявить нужные ему обстоятельства. Например, если при изучении источников внутрисемейного конфликта, психологического расстройства специалисту нужно получить сведения об уровне удовлетворенности члена семьи, перед социальным работником возникает следующий вопрос: «Как выявить этот уровень удовлетворенности?». Решение этого вопроса связано как минимум с тремя проблемами: проблема интимности; проблема изменчивости; проблема разбросанности данных. Многие явления, представляющие в данном случае интерес, «разработаны» специалистами в разных сферах жизни семьи, в разные моменты ее существования. Возникает необходимость поиска путей решения всех трех проблем. Это сложная задача, связанная с соблюдением определенных принципов. 1. Проблема полноты информации, а значит, преодоления барьера интимности, предполагает более или менее длительное присоединение специалиста к семье. Это позволяет снять с членов семьи «излишнюю настороженность», т.е. возвратить их на уровень своего непринужденного поведения, занять ими свое привычное фоновое эмоциональное состояние. Это достигается соответствующим отношением специалиста, его благожелательностью, надежностью сохранения тайны услышанного и увиденного, умением обсуждать самые щекотливые вопросы жизни и быта семьи. 2. Проблема изменчивости психологической информации о се мье вынуждает специалиста более строго относиться к процедуре ее сбора, обработки (с обязательным применением метода математической статистики), а также постоянном сравнении получаемых данных с данными предыдущих «срезов». Нередко решается при помощи технических средств, позволяющих увидеть «своими глазами» происходящее в «замедленном» темпе. Этой цели служит главным образом видеозапись и аудиоматериалы. 3. Проблема разбросанности данных предусматривает специальное создание экспериментальных психолого-педагогических ситуаций, в которых поведение членов семьи свидетельствует о наличии или отсутствии интересующего явления. Другая возможность изучения внутрисемейных процессов и свойств отдельной личности, проявляющихся эпизодически – это применение опросников, опирающихся на самооценку супругов. В практике диагностики кроме общих имеют место частные проблемы, реализация которых осуществляется посредством конкретных методик изучения семьи в целом или отдельных аспектов ее жизнедеятельности. Психодиагностические методы изучения семьи – это инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания. В настоящее время понятие «психодиагностика семьи» тесно связывают не только с определением различных факторов, влияющих на качество брака, ролевую структуру семьи, межсупружеское общение, с точки зрения «показаний и противопоказаний» благополучного существования семьи, т.е. с психологическим здоровьем семьи, но и рассмотрением его как объекта разнообразных форм психолого-педагогической помощи семье. В связи с чем сама практика выдвинула и обосновала необходимость этических норм психодиагностической работы с семьей. Этические нормы диагностики – это комплекс норм и принципов по защите интересов обследуемых семей или отдельных ее членов. Профессиональная деятельность специалиста, занимающегося психодиагностическими процедурами обследования семьи предъявляет ряд требований: нормы профессиональной этики в данном случае по сложности, многоаспектности и важности осуществления успешной деятельности любого специалиста социальной сферы приближаются к соответствующим нормативам деятельности врача, так как они становятся в позицию исследования другой личности, когда в сферу научных интересов могут попасть интимные стороны жизни других людей, содержание сложных супружеских отношений, конфликтов, психических расстройств и т.п.; от него требуется немалый такт, оберегание обследуемой семьи от психологических травм, уважение личности каждого испытуемого, что может привести в случае несоблюдения этих норм к провалу программы обследования; необходима их профессиональная компетентность специалиста (знания в области общей и социальной, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики семьи и т.д.), т.к. психодиагностика наиболее сложная область прикладной науки, где требуется постоянное уточнение сведений, их надежности, валидности, области и дозы применения тестов; недопущение некомпетентного использования методик, тестом, опросников или анкет, т.к. возможна дискредитация психологических методов, равно как и нанесение вреда семье, отдельной личности; конфиденциальность обследования, неразглашение сведений об испытуемых, не относящихся к целям диагностики и безусловное осведомление их о целях и общих итогах изучения. Успешная реализация этих требований в значительной мере определяется знанием специалистом сути различных диагностических систем и умением выбирать, в соответствии с обстоятельствами, наиболее эффективные из них. 3 вопрос Диагностика психологического здоровья семьи осуществляется в широком диапазоне форм практической работы по проблемам семьи. Это в значительной мере определяет ее содержание и направления основных усилий специалиста. 1. В семейной психотерапии: а) на подготовительном этапе с целью выработки схемы совместных действий специалиста и членов семьи; б) в ходе психотерапевтической работы для подтверждения или коррекции избранной схемы взаимодействия специалиста и семьи; в) на завершающем этапе для определения эффективности психотерапевтических усилий и выработки семье рекомендаций на дальнейшее самосовершенствование. 2. В работе с подростками: а) выявление причин девиантного поведения подростков; б) выработка рекомендации на коррекцию их поведения. 3. При оформлении опекунства (усыновление, удочерение детей): а) изучение состояния психологического здоровья семьи, решающей вопросы опекунства (для принятия окончательного решения); б) изучение тенденций (изменений) психологического здоровья семьи после появления нового члена семьи и выработка ей рекомендаций. 4. В консультационно-коррекционной работе: а) при стадийных изменениях в жизнедеятельности семьи с целью определения мер снижения остроты протекания адаптационных процессов (изменение состава, ролевой структуры семьи; изменение статуса семьи; изменение функциональной сферы и др.); б) в профилактических целях при наличии или назревании в семье (между супругами, между родителями и детьми) конфликтов; в) при формировании семьи и развитии внутрисемейных отношений. 5. В реабилитационной работе по восстановлению семей беженцев и вынужденных переселенцев: а) изучение личностных и внутрисемейных деформаций, вызванных временным (длительным) раздельным проживанием семьи; б) выработка рекомендаций дальнейшей социализации семей, оказавшихся в жизненно трудных ситуациях. 6.В системе подготовки социальных работников (семейных психологов, социальных семейных педагогов, специалистов по социальной работе различного профиля): а) при разработке и реализации учебных программ, учебных заданий и учебно-методических пособий по проблемам социальной работы с семьей; б) в период учебной и производственной практики студентов, слушателей в сфере социальной работы с семьей. 7. В деятельности социальных служб при главах администрации: а) для организации мероприятий по паспортизации семей и создания банка данных об актуальных проблемах их жизнедеятельности; б) в целях организации существующих и открытия новых структур социальной работы с семьей (центров, служб семьи, консультаций, клубов, обществ и т.д.) в микрорайоне, муниципальном округе, городе и т.д.). 8. В научной и научно-исследовательской работе: а) для исследования проблем психологического здоровья различных категорий семей, выработки перспектив совершенствования государственной (региональной) семейной политики и социальной работы; б) при подготовке научных и научно-педагогических кадров в области социальной работы с семьей; в) при реализации совместных с зарубежными специалистами научных программ по социальной работе с семьей. 9. В развитии собственного психолого-педагогического потенциала членов семьи: а) при организации и проведении семейного всеобуча; б) для совершенствования навыков и умений членов семьи в самооценке, саморегуляции собственных состояний, отношений, а также в решении внутрисемейных проблем психологического здоровья. Область применения методики во многом обусловливает объект обследования, способы и методы получения необходимых данных, цели их дальнейшего использования в социальной работе с семьей (принятие управленческих решений, разработка рекомендаций социальным работникам и их клиентам, непосредственная социальная защита или поддержка конкретной семьи и т.д.). Литература: 1. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004. 2. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под ред. Н.Н. Посысоева. М., 2004 3. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. М., 2007. 4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Силяевой Е.Г. М., 2002 5. Торохтий В.С. Методика диагностики психологического здоровья семьи. - М., 2000. 6. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений: В 3-х ч. Ч.2. - М.: ВЛАДОС, 2003. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|