Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Характеристика политических партий Республики Беларусь.




1. Понятие и происхождение политических партий. Слово "партия" происходит от латинского слова "pars", "partis", что в переводе означает "часть". Задолго до формирования современных политических партий этим термином обозначались сословные группировки, которые отражали интересы разных слоев господствующего класса и вели между собой борьбу за государственную власть или влияние на неё. Такие группировки начали складываться ещё в рабовладельческом и феодальном обществе.

Первые упоминания о политических партиях встречаются у мыслителей древнего мира. Так Аристотель писал о борьбе между партиями жителей морского побережья, равнины и гор в Аттике в VI в. до н.э. В средние века партиями называли группировки феодалов, носившие чаще всего временный характер, например, “партии” Алой и Белой Розы в средневековой Англии.

Современные политические партии берут свое начало в XIX в., решающую роль в процессе их формирования сыграли такие факторы как:

1. введение в ряде западных стран всеобщего избирательного права, что открывало доступ широких слоев населения к решению важнейших вопросов политической жизни. Политические партии формировались в результате слияния в единые организации избирательных комитетов, обеспечивавших поддержку своих кандидатов в депутаты парламента. Так были созданы Либеральная и Консерваторская партии Великобритании, Республиканская и Демократическая партии США.

2. становление и развитие массового рабочего движения, в основу которого легло стремление объединить трудящиеся массы, прежде всего рабочий класс, для борьбы против эксплуатации, капиталистических отношений и создания нового, свободного от классовых антагонизмов, общества. К числу таких партий относятся в первую очередь социалистические и социал-демократические партии.

К концу XIX в. массовые политические партии сформировались в большинстве стран Западной Европы и стали выступать одним из важнейших социально-политических институтов, посредством которого осуществляется взаимосвязь государства и гражданского общества.

Политическая партияэто добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении.

2. Основные признаки, структура, функции политических партий. Можно выделить наиболее существенные признаки, отличающие современную политическую партию от других политических организаций:

- наличие организационной структуры;

- наличие определённой идеологии или политической ориентации, отражающей интересы, цели, идеалы социальных групп, общностей, классов;

- наличие программы совместной деятельности;

- выдвижение основной цели – «завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении»;

- особый правовой режим, т.е. специфическое конституционно-правовое положение политических партий и нормативное регулирование их деятельности;

- наличие связи с элементами государственного аппарата, участие в формировании и функционировании правительственных механизмов.

Структуру политической партии можно представить следующим образом:

 

 
 


 
 


Современные политические партии выполняют ряд функций:

1. Функция представительства. Политические партии осуществляют связь между обществом и государством, путём представления интересов тех или иных социальных групп и оказания непосредственного влияния на решения государственных органов;

2. Функция борьбы за завоевание государственной власти либо участия в ее осуществлении;

3. Идеологическая функция. Политические партии разрабатывают идеологические доктрины и стремятся распространить их в массы;

4. Функция отбора и формирование политических лидеров и элит. Политические партии осуществляют подготовку и выдвижение кадров для государственного аппарата и всех уровней политической системы;

5. Функция социальной интеграции граждан. Межпартийная борьба сглаживает политические и социальные конфликты, обеспечивает согласование интересов борющихся сил, политическую стабилизацию общества;

6. Функция политической социализации и мобилизации граждан. Партии призваны усилить политическую активность граждан, создать основу долгосрочной политической деятельности;

7. Функция контроля над властью. Существование и активная деятельность политических партий предотвращает узурпацию власти, способствует реализации принципов демократии.

3. Типология политических партий. Мир современных политических партий чрезвычайно разнообразен. В основу их классификации (типологии) могут быть положены разные критерии: социальный состав, идеологическая приверженность, принципы организации и др.

Под типом партии понимается система ее существенных признаков, в которых выражаются социальная природа, идеологическая основа, главная общественно-ролевая функция партии, особенности ее внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности.

Если за основу классификации берется характер и задачи деятельности, то все существующие партии обычно сводятся к следующим типам:

- Революционные, стоящие за глубокие, коренные изменения в общественных отношениях и политической системе;

- Реформаторские, выступающие за умеренные, постепенные изменения в общественных отношениях с сохранением основ существующей политической системы;

- Консервативные, стоящие на позициях сохранения основных черт сложившихся социально-политических отношений;

- Реакционные, ставящие перед собой задачи восстановления старых структур.

В зависимости от участия в осуществлении власти, партии подразделяются на:

- правящие, представители которых входят в состав правительства или занимают большинство мест в парламенте;

- оппозиционные, не вошедшие в состав органов государственной власти.

Согласно марксистскому подходу (в основу положен критерий классовой принадлежности) партии бывают:

- буржуазные;

- мелкобуржуазные;

- крестьянские;

- пролетарские.

По условиям деятельности партии могут подразделяться на:

- легальные;

- полулегальные;

- нелегальные.

Часто партии размещают по шкале политического спектра справа налево:

- «левыми» принято считать партии, которые выступают за реализацию коммунистических, социалистических, социал-демократических идеалов (передачу средств производства в общественную собственность, твёрдые социальные гарантии);

- «правые» партии традиционно отстаивают сильное государство, сохраняющее частную собственность и сложившуюся социальную систему;

- «центристы» занимают промежуточное положение между «правыми» и «левыми».

Довольно распространённой в политической науке является классификация партий по принципам организации, предложенная французским учёным М. Дюверже. Он выделил два типа партий:

- кадровые - отличаются немногочисленностью фиксированных членов, опираются, прежде всего, на профессиональных политиков, влиятельных общественных деятелей, финансовую элиту, которая способна обеспечить им материальную поддержку. Эти партии ориентированы чаще всего на участие и победу на выборах, а не на привлечение масс в свои ряды и распространение идеологической доктрины. Примерами кадровых партий являются Демократическая и Республиканская партии США, Консервативная партия Великобритании, Христианско-демократический союз в Германии и др.

- массовые - многочисленны, имеют официально оформленное членство и зачастую сложную организационную структуру. Стремятся привлечь в свои ряды как можно большее количество граждан, так как ориентируются на финансовую поддержку своей деятельности посредством членских взносов. Такие партии чаще всего имеют ярко выраженную идеологическую направленность, ведут широкую пропаганду среди населения. К массовым относятся, как правило, коммунистические, социалистические и социал-демократические партии.

3. Сущность и разновидности партийных систем. Партийная система представляет собой совокупность всех существующих и действующих в стране политических партий, а также механизм их взаимодействия между собой, с государством, гражданами и другими политическими институтами в процессе осуществления политико-властных отношений.

Проводя анализ и классификацию партийных систем, необходимо учитывать следующие показатели:

1. число партий и их роль в механизме формирования и функционирования системы государственной власти;

2. наличие или отсутствие доминирующей партии или коалиции;

3. уровень соревновательности и противоборства между партиями;

4. степень вовлечённости граждан в ряды политических партий.

На процесс образования и функционирования партийной системы влияет ряд факторов:

1. политический режим;

2. форма государственного правления (в условиях президентской формы чаще распространена 2-х партийность; при парламентской форме правления – многопартийность);

3. тип избирательной системы;

4. наличие деления общества по социально-классовому, этническому, религиозному или иному признаку, что приводит к образованию политических партий, выражающих интересы той или иной общности;

5. исторические и культурные традиции.

В современной политической науке типология партийных систем чаще всего основывается на количественном критерии – числе партий борющихся за власть. Согласно такому подходу партийные системы делятся на одно-, двух- и многопартийные:

- однопартийные системы возникают в результате стремления государства монополизировать политическую власть. За единственной существующей в такой системе партией законодательно закрепляется статус правящей, она не имеет реальных политических конкурентов, исключается даже номинальное существование других партий. Фактически такая партия являются частью государственного аппарата, что ведёт к утрате различий между партийной и государственной деятельностью, в обществе устанавливается авторитарный или тоталитарный режим. Примером однопартийной системы служит деятельность КПСС в СССР;

- двухпартийные системы (бипартизм) предполагают существование двух сильных политических партий, способных конкурировать между собой в борьбе за власть (не исключается присутствие других партий, которые, однако, не имеют реальных шансов на завоевание государственной власти). В случае победы на выборах, правящей партии обеспечивается большинство мест в законодательном органе (парламенте) или право формирования правительства и назначения кандидатов на пост главы государства. Проигравшая партия на этот период становится оппозиционной. Бипартизм в наибольшей мере отвечает задачам обеспечения социально-политической стабильности, поскольку обеспечивает преемственность политического курса при смене правящей партии и адекватно отражает естественную раздвоенность общественного мнения. Классические примеры двухпартийных систем - США (демократическая и республиканская партии), Великобритания (консервативная и лейбористская партии).

- многопартийные системы характеризуются тем, что в них реальный шанс завоевания государственной власти имеют более двух партий. Как правило, в многопартийных системах ни одна из партий не может завоевать абсолютного большинства голосов избирателей, поэтому правительства часто формируются как коалиционные, т.е. состоящие из представителей двух или более партий. Такая ситуация нередко ведет к политической нестабильности, частой смене правительства, варьированию социально-экономического курса. Несмотря на это, многопартийность - неотъемлемый компонент гражданского общества, состоящего из различных социальных, национальных, религиозных и других групп, имеющих свои интересы, ценностные ориентации, политические установки. Наличие и деятельность политических партий позволяет учитывать это многообразие интересов и представлять их в органах государственной власти. Многопартийные системы свойственны политической жизни Италии, Бельгии, Голландии, Франции.

В некоторых странах в условиях многопартийности действует так называемая система кооперирования партий. Её суть состоит в том, что конкурирование партий между собой ведётся только в период избирательной кампании, а затем сменяется сотрудничеством. Существует и так называемая система доминации. Для неё характерно наличие среди других партий одной, бессменно занимающей правящее положение на протяжении длительного времени. Такое возможно при слабости оппозиции со стороны других партий и наличии избирательной системы, отдающей предпочтение традиционно влиятельным партиям. Системы доминации действуют в Индии, Швеции, Японии.

5. Характеристика политических партий Республики Беларусь. После обретения независимости Республика Беларусь пошла по пути создания многопартийной системы. Объективно это было связано с трансформацией социальной структуры общества в начале 90-х гг. ХХ в., обусловленной переходом страны к многообразию форм собственности и внедрением рыночных отношений, демократизацией политической системы. Появились новые группы населения со своими экономическими интересами, и как следствие этого, новые движения, организации, партии, выражающие и защищающие их интересы в сфере политики. Вступление в 1990 г. в силу Закона «Об общественных объединениях» в значительной мере способствовало процессу формирования политических партий и общественных организаций.

В марте 1991 г. Министерство юстиции Республики Беларусь начало регистрацию политических партий и общественных движений. Для прохождения этой процедуры необходимое число официальных членов партии должно было составлять не менее 100 человек. Согласно Закону «О политических партиях», принятому в октябре 1994 г. Верховным Советом Беларуси, минимальное число партийных членов для официальной государственной регистрации было увеличено до 500 человек.

На протяжении 1994 – 1998 гг. в республике сформировалась система партий различных по численному составу, социальной принадлежности членов, идеологической направленности. Однако срок деятельности многих из них оказался весьма непродолжительным. Так в 1997 г. в республике было официально зарегистрировано 43 политические партии, но уже к концу 1998 г. их число составило только 28.

В соответствии с декретом Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. была проведена очередная процедура перерегистрации политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений. Согласно декрету для создания и деятельности политической партии необходимо не менее одной тысячи учредителей (членов) от большинства областей республики и г. Минска. В результате перерегистрации и регистрации по данным Министерства юстиции на 1 декабря 1999 г. число партий составило 17.

По состоянию на1 января 2009 г. в Республике Беларусь зарегистрировано 15 партий, представляющих различные направления политического спектра. Среди них наиболее известны Коммунистическая партия Белоруссии и Партия коммунистов Белоруссии, Объединённая гражданская партия, Либерально-демократическая партия, Белорусская социально-спортивная партия, Белорусская Социал-демократическая партия (Народная Громада), Партия Белорусского народного фронта (БНФ), Республиканская партия труда и справедливости и др.

Условно современные политические партии, действующие в Республике Беларусь, можно разделить на две группы:

1) партии, поддерживающие политический курс действующего президента А.Г. Лукашенко и правительства республики –

· Аграрная партия;

· Белорусская социально-спортивная партия;

· Коммунистическая партия Белоруссии

· Либерально-демократическая партия

· Республиканская партия труда и справедливости

· Белорусская патриотическая партия.

2) оппозиционные партии –

· Партия БНФ

· Партия «Белорусская социал-демократическая Громада»

· Объединённая гражданская партия

· Партия коммунистов Белоруссии

· Консервативно-Христианская Партия - БНФ

· Белорусская социал-демократическая партия (Народная Громада)

· Социал-демократическая партия Народного согласия

· Белорусская партия «Зелёные»

· Республиканская партия.

По своим программно-политическим целям и идеологической направленности партии, действующие в Беларуси в настоящее время, можно объединить в следующие группы: 1) партии правового толка – неолиберальной и антикоммунистической направленности; 2) демократические партии центристского характера; 3) партии левого крыла политических сил – коммунистической и социалистической ориентации.

К первой группе следует относить партии, которые в качестве программной цели ставят форсирование капитализации Беларуси по западноевропейскому образцу, критикуя как централизованную систему управления, присущую социалистической экономической модели, так и концепцию абсолютного экономического либерализма. В экономической сфере программы партий данной группы также предусматривают необходимость приватизации государственной собственности, создание законодательных условий, которые бы стимулировали привлечение зарубежных инвестиций, проведение земельной реформы через признание права частной собственности на землю и признание земли товаром. Социально-политическая активность партий правого толка направлена на сохранение свободы, независимости и возрождение Беларуси, то есть консолидацию белорусской нации через ее национально-культурное самосознание и духовное единство на основе христианских моральных ценностей (Партия БНФ, Объединённая гражданская партия, Консервативно-Христианская Партия (БНФ) и др. ).

Вторую группу составляют партии, выступающие за многоукладную рыночную экономику, в которой свободное предпринимательство сочетается с определенным государственным регулированием хозяйственного развития на макроуровне, а также за участие наемных рабочих в управлении предприятий различных типов. В социальной политике центристы ориентированы на создание системы социальных гарантий в отношении всех групп населения, обеспечение справедливых условий получения жилья, государственного бесплатного образования и здравоохранения. Во внешнеполитической сфере партии выражают свою приверженность нейтральному статусу Беларуси и выступают за интеграцию республики в Европейский союз (Белорусская социал-демократическая партия (Народная Громада), Социал-демократическая партия Народного согласия и др.)

К третьей группе относятся партии, выступающие за ориентацию общества на социалистический путь развития как "единственно ведущий к построению бесклассового общества социальной справедливости". Компартия Беларуси видит своей целью также воссоединение на добровольной основе "государственного союза советских народов". В экономической области партии данной группы стремятся к восстановлению социалистического способа производства, созданию плановой системы народного хозяйства, а также регулируемых государством товарно-денежных отношений. Учитывая, что в республике сложилась многоукладная экономика, партии допускают существование частной собственности на средства производства на протяжении переходного периода от капитализма к социализму (Партия коммунистов Белоруссии, Коммунистическая партия Белоруссии).

Следует отметить, что большинство белорусских политических партий немногочисленны и аморфны, не имеют строго отчерченной социальной базы и конструктивной программы политического и социально-экономического развития страны. Очевидно, что от заявлений и деклараций о создании партийных формирований до завоевания доверия народа и реальной политической роли в управлении государством предстоит достаточно долгий, болезненный и противоречивый путь. Партийная система Республики Беларусь находится в стадии формирования. Но этот процесс носит объективный и прогрессивный характер и свидетельствует о развитии реального политического плюрализма в обществе.

 


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных