ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЗАПРЕЩЕННЫЕ АРГУМЕНТЫАргументы, доводы, используемые нами в споре, делятся на две большие группы. Одни из них относятся к предмету спора, к защищаемому или опровергаемому положению и носят название argumentum ad гет- аргумент к делу, к существу дела. Эти аргументы безусловно корректны, и с точки зрения логики только они и могут использоваться в дискуссии. Аргументы второй группы относятся не к существу дела, направлены не на обоснование или опровержение выдвинутого положения, а используются лишь для того, чтобы одержать победу. Они носят общее название argumentum ad hominem -аргумент к человеку. Их называют так потому, что они затрагивают личность оппонента, его убеждения, поведение и т.п. Предмет спора остается в стороне, а сам спор из интеллектуального состязания, из противоборства умов и идей превращается в столкновение характеров, в борьбу низменных целей и страстей. С точки зрения логики все аргументы ad hominem некорректны, и их использование служит верным симптомом того, что участники дискуссии отбросили выяснение истины и переходят к выяснению отношений. Разновидностей аргументов ad hominem бесчисленное количество. Мы познакомимся лишь с некоторыми, наиболее распространенными.
1. Аргумент к авторитету - ссылка на высказывания или мнения великих ученых, общественных деятелей, писателей и т.п. в поддержку своего тезиса или в опровержение тезиса противника. Такая ссылка может казаться вполне допустимой, однако она некорректна. Дело в том, что человек, получивший признание благодаря своей успешной деятельности в одной области, не может быть столь же авторитетен во всех других областях. Поэтому его мнение, выходящее за пределы той узкой сферы, в которой он работал, вполне может оказаться ошибочным. Ну какой вес, например, имеет мнение Нильса Бора о качестве женских колготок, хотя он и был великим физиком! Кроме того, даже в той области, в которой творил великий человек, далеко не все его высказывания безусловно верны. И даже то, что в его эпоху было верным, со временем, как правило, оказывается устаревшим, требующим оговорок и уточнений. Поэтому ссылка на то, что какой-то великий человек придерживался такого-то мнения, ничего не говорит об истинности этого мнения. Лишь в одном случае апелляция к авторитету имеет некоторое оправдание — когда оба оппонента признают этот авторитет и речь идет о таких вопросах, относительно которых мнение авторитетного человека действительно важно. Скажем, физики обсуждают теорию самоорганизации - ссылка на одного из создателей этой теории Илью Пригожина будет вполне корректной; два марксиста спорят о каких-то социальных проблемах — ссылка на К. Маркса здесь допустима; историки выясняют побудительные мотивы внешней политики Ивана IV — ссылка на его переписку с князем Курбским вполне уместна. Но обратите внимание: такого рода ссылки на авторитет уже не будут аргументами adhominem, они в таких случаях становятся аргументами по существу дела, аргументами ad гет. Во всех иных случаях они недопустимы. Да ладно бы еще ссылались на людей, которые действительно имели собственные мнения! Которые пришли к этим мнениям в результате длительных, напряженных, порой мучительных размышлений! А то ведь сейчас авторитетом для многих становятся безголосый шоумен или спекулянт, наживший миллионы благодаря махинациям или связям. Гадко и смешно смотреть, когда потеющий от волнения корреспондент спрашивает у такого “авторитета”: “А в чем вы видите смысл человеческой жизни?”, “А как вы оцениваете политику президента?”, а спрашиваемый в ответ важно бормочет какую-то глупость, которая благодаря телевидению завтра уже становится авторитетным мнением. Аргумент к авторитету имеет много разнообразных форм. Апеллируют к авторитету общественного мнения: “Считается общепризнанным, что...”, “Никто не сомневается в том, что...” Ну и что из того, что некая мысль, некое убеждение считается общепризнанным или даже на самом деле является таковым? Все общество может заблуждаться так же, как и отдельный человек. Когда-то все считали, что Земля неподвижна, но прав-то был Галилей! Да и если более внимательно присмотреться к тому, что собой представляет так называемое общественное мнение, то часто обнаруживается, что это — мнение небольшой кучки людей, сумевших с помощью газет и телевидения внушить его простодушному населению. Поэтому прочь ссылки на общее мнение! Апеллируют к авторитету аудитории: “Присутствующие согласятся с тем, что...”; к авторитету мундира, должности: “Я же все-таки профессор, поэтому...”; к авторитету возраста: “Я постарше вас, молодой человек, поэтому...” - как будто к старости люди умнеют! Все эти ссылки не имеют отношения к вопросу об истине, о существе обсуждаемого вопроса, поэтому должны быть отброшены. С особой наглостью данная уловка употребляется в тех случаях, когда выдумывают несуществующие авторитеты или реальным великим личностям приписывают убеждения, которых они никогда не выражали: “Я лишь повторяю тезис академика Лапшина-Ушанского...”, “Еще профессор Ретроградов показал, что...”, или “Но даже Влез Паскаль полагал, что без рынка нет демократии”, “Китайский мудрец и философ Конфуций обосновал положение о том, что пиво полезно для человеческого организма”.
2. Аргумент к публике. Здесь имеется в виду обращение к присутствующим с целью привлечь их на свою сторону и оказать психологическое давление на оппонента. Иногда это могут быть совершенно случайные люди. Стоите вы с кем-нибудь в коридоре, спорите. Вдруг ваш оппонент хватает за руку пробегающего мимо человека, останавливает его и восклицает: “Ты послушай, что он говорит! А ну-ка повтори еще раз то, что ты мне сейчас сказал!” Наиболее острую и эффективную форму эта уловка приобретает в тех случаях, когда вы апеллируете к материальным интересам присутствующих, когда вам удается показать, что тезис противника — если признать его истинным — затронет доходы или скажется на служебном положении свидетелей спора. Вот здесь-то что бы вы ни сказали - любую чушь, глупость, бессмыслицу - все будет принято аудиторией с одобрительными кликами, а слова вашего противника потонут в воплях ярости и злобы присутствующих, будь он хоть сам Цицерон! Артур Шопенгауэр назвал эту уловку “рубить дерево под корень”: действительно, люди сразу же бросают теоретизирование, как только чувствуют угрозу своему материальному положению. Эта угроза вздымает такую волну страсти, которая легко сносит хрупкие преграды, возводимые разумом. Попробуйте среди студентов защищать тезис о необходимости всем молодым людям служить в армии или работникам оружейного завода внушать мысль о необходимости сократить производство вооружений! Забросают гнилыми бананами, сколь бы неотразимы ни были ваши аргументы.
3. Аргумент к силе (к палке) - угроза неприятными последствиями, в частности угроза прямого физического насилия. Очень часто применяется! Помните, в детстве нам говорили старшие. “Ешь кашу, а не то подзатыльник получишь!” Вообще, у человека, наделенного властью, физической силой или вооруженного, всегда велико искушение прибегнуть к этим средствам в споре с интеллектуально превосходящим противником. Нужно обладать немалым душевным благородством, чтобы не поддаться этому искушению. Вам будет легче сохранить нравственную высоту, если вы осознаете одну простую вещь: согласие, вырванное под угрозой насилия, ничего не стоит и ни к чему не обязывает согласившегося. Ведь вы не убедили его, и в глубине души он продолжает считать правым именно себя! Как только опасность исчезнет, ваш оппонент вновь будет вам противоречить или поступать по-своему.
4. Аргумент к жалости - пробуждение в оппоненте жалости и сочувствия в надежде на то, что под влиянием этих чувств он смягчится и не станет доводить спор до победного конца. Преподаватели часто сталкиваются с таким приемом на экзаменах, когда плохо подготовленный студент, сознавая, что по завершении беседы его ждет двойка, начинает рассказывать экзаменатору о том, как плохо ему живется - стипендия маленькая, болезни замучили, девушки не любят и совсем недавно он похоронил любимую тетушку (почему-то чаще всего “хоронят” именно их). Преподаватель ему сочувствует и почти всегда попадается на эту нехитрую уловку. Но, согласитесь, ведь его бедствия не имеют ни малейшего отношения к оценке его знаний! Следует заметить, что этот аргумент бессознательно используется многими людьми, усвоившими себе манеру постоянно жаловаться окружающим на жизнь - на болезни, неудачи, нехватку средств, на пьяницу мужа, злодейку тещу и т.п. Вы, наверное, встречали таких людей с вечно постным лицом и плаксивым взглядом, требующим сочувствия. Я их не люблю. Пользуясь нашим естественным добродушием, толкающим нас помочь тому, кому плохо, эти люди часто весьма успешно обделывают свои делишки и, быть может, в душе посмеиваются над нашей простотой. 5. Аргумент к тщеславию - расточение неумеренных похвал сопернику с целью либо смягчить его, укротить его полемический задор, либо с целью подсластить ему поражение: “Вы же умный, опытный, образованный человек...” или “У вас, я знаю, достанет ума и благородства признать, что...” Используется эта уловка часто, причем иногда ее применение оправданно. С некоторыми излишне самолюбивыми или мнительными людьми просто невозможно разговаривать, кроме как постоянно расточая им комплименты. Если вы не ищете выгоды, а просто хотите избавить собеседника от комплексов, мешающих ему рассуждать разумно и спокойно, этот прием вполне допустим — пусть не логически, но по крайней мере этически. 6. Аргумент к невежеству - использование в полемике таких фактов и положений, о которых ваш противник ничего не знает, ссылка на сочинения, которых он заведомо не читал: “Как писал Платон в своем диалоге "Тимей"...” или “В записных книжках Леонардо да Винчи говорится, что...” Все мы с вами порой попадаем в ситуацию, когда нам что-то говорят, а мы согласно киваем, хотя ничего не понимаем из сказанного. Многие люди — особенно молодые или просто самолюбивые - вообще стесняются признаться в том, что чего-то не знают или чего-то не читали. Им представляется, что подобное признание как-то роняет их достоинство. С такими людьми аргумент к невежеству срабатывает безотказно, да если еще он подается таким образом, будто все должны знать, о чем идет речь: “Вы, разумеется, помните то место у Флобера, где он говорит...” или “Всем известно, что в Кумранских рукописях сказано буквально следующее...” А не надо стесняться! Не надо стыдиться сказать: “Не читал я Кумранских рукописей!”, и тогда уловка легко обращается против того, кто ее применил: “Говоришь, в записных книжках Леонардо? А где же ты их читал? Когда они были изданы? Расскажи-ка, что в них еще написано, это интересно!” И оппонент тут же будет уличен в неблаговидности. Конечно, если ты вообще ничего не знаешь - это постыдно, но тогда не лезь в споры. Если же ты что-то знаешь, в чем-то разбираешься не хуже других, то спокойно можешь признаваться в том, что о чем-то не имеешь представления. В конце концов, нет человека, который знал бы все и все прочитал. Недаром античный мудрец когда-то сказал: “Я знаю только одно - что я ничего не знаю”.
7. Дамский аргумент. Не волнуйтесь, милые дамы, этот прием используют и мужчины, хотя в устах женщин он приобретает особую тональность и особую эмоциональную окраску. Суть его состоит в следующем. По многим вопросам нашей жизни часто возможно не два, а множество самых разнообразных мнений или решений, не только отличных одно от другого, но и прямо противоположных. Так вот, в споре, желая защитить свое мнение, недобросовестный оппонент противопоставляет ему самое крайнее, часто нелепое мнение из возможного диапазона и приписывает его вам. Вы, конечно, эту крайность отвергаете, и тогда он делает вывод о том, что вы согласны с его мнением. Эту уловку легче понять на примерах. “Напрасно вы ругаете своих учеников!” - “Что же, по-вашему, я молиться на них должна?” Ну почему выбраны только два варианта: либо ругать, либо молиться? “Мне кажется, вы мне мало платите”. - “А вы что, хотите получать, как генеральный директор?” Но, конечно, не придумаешь ничего лучше того, что придумывает сама жизнь. Заспорили как-то муж с женой. И в пылу спора муж неосторожно сказал жене: — Ты не права, дорогая. И “дорогая” ему ответила: — По-твоему, я говорю неправду! Выходит, я обманываю! Значит, я вру? Брешу, так сказать? Значит, я собака? Мама! Он меня сукой обозвал! Теперь понятно, почему этот аргумент называют “дамским”?
8. Нелепые доводы - бессвязная чушь, высказываемая с умным видом для того, чтобы огорошить противника, привести его в отупение, в столбняк. Прекрасный образец использования этого приема можно найти у Ф. Рабле. В своем романе “Гаргантюа и Пантагрюэль” он, в частности, описывает тяжбу между двумя вельможами, один из которых, по имени Пейвино, так отвечает своему оппоненту: “Милостивый государь и милостивые государыни! Если бы неправду можно было бы так же легко различить и вынести о ней суждение категорическое, как легко заметить в молоке мух, то мир - четыре быка! - не был бы в такой степени изъеден крысами, как в наше время, и всякий приложил бы свое коварнейшим образом обглоданное ухо к земле, ибо хотя все, что противная сторона говорит по поводу формы и содержания деяния, имеет оперение правды, со всем тем, милостивые государи, под горшком с розами таятся хитрость, плутовство, подвохи. Должен ли я терпеть, чтобы в то время, когда я ем себе суп по номинальной цене, не замышляя и не говоря ничего худого, в мой дом являлись морочить и забивать мне голову всякими соблазнительными танцами, плясамида еще приговаривали: Кто суп кларетом запивает, Тот слеп и глух, как труп, бывает...” Что на это можно ответить?
9. Аргумент к личности - самый гнусный, но, увы, самый распространенный прием. Он даже имеет особое название на латинском языке: агди-mentum adpersonam. Предмет спора оставляют совсем уже в стороне и нападают на личные особенности оппонента - черты внешности, убеждения, вкусы, поведение и т.п., переходят, как говорят, “на личности”. “Ну что может сказать хромой об искусстве Герберта фон Караяна, — говорит в одной из своих юморесок М. Жванецкий, - если ему сразу же сказать, что он - хромой!” Действительно, что после этого скажешь? Аргумент к личности имеет столько же разновидностей, сколько свойств и черт имеет каждый человек Прежде всего, конечно, нападают на особенности внешнего облика: “С таким носом, а еще спорить лезет!” и т.п. Часто приводят оппонента в смущение указанием на то, что его собственное поведение расходится с защищаемым им тезисом. Это, конечно, не имеет отношения к делу: тезис может быть истинным, но люди далеко не всегда поступают в соответствии с проповедуемыми убеждениями. Хуже, когда такое указание просто притягивается за уши. Например, вы доказываете, что заработная плата рабочего в США выше, чем в России Вместо анализа ваших аргументов оппонент кричит; “А что же вы сами до сих пор не уехали в свою Америку?” Немецкий философ Гегель в статье “Кто мыслит абстрактно?” приводит хороший пример использования аргумента к личности: “Эй, старуха, ты торгуешь тухлыми яйцами!" -говорит покупательница торговке. "Что? - кричит та. - Мои яйца тухлые?! Сама ты тухлая! Ты мне смеешь говорить такое про мой товар! Ты! Да не твоего ли отца вши в канаве заели, не твоя ли мать с французами крутила, не твоя ли бабка сдохла в богадельне! Ишь, целую простыню на платок извела! Знаем, небось, откуда все эти тряпки да шляпки! Если бы не офицеры, не щеголять тебе в нарядах! Порядочные-то за своим домом следят, а таким — самое место в каталажке! Дырки бы на чулках заштопала!"” Ну что, читатель, нравится вам такая манера спорить? Едва ли имеет смысл продолжать перечисление запрещенных аргументов. Их общий характер ясен: не разобраться в сути дела, не решить вопрос, а задеть, оскорбить, обидеть, ввести в заблуждение оппонента — вот для чего используются такие аргументы совместно с общими запрещенными приемами. Логика открывает их в наших дискуссиях, описывает, классифицирует, однако человеческая изобретательность порождает все новые хитрости, так что угнаться за ней невозможно.
ЧТО ДЕЛАТЬ? Извечный вопрос русского интеллигента! Но все же - что делать, если ваш оппонент прибегает к запрещенным приемам? Конечно, противника для спора нужно выбирать почти столь же тщательно, как выбирают спутника жизни. Не стоит ввязываться в спор с первым встречным, рискуя нарваться на грубость и оскорбления. Но раз уж мы втянулись в спор и вдруг замечаем, что оппонент пускает в ход софистические уловки, то что делать в таком случае? Всегда хочется верить, что наш оппонент - человек порядочный и использование им запрещенного приема объясняется горячностью или непониманием порочности этого приема. Нужно обратить его внимание на то, что его высказывание не имеет отношения к делу и принадлежит к разряду аргументов ad hominem. Возможно, он признает, что погорячился, был неправ и принесет свои извинения. Спор может быть продолжен. Ну а если противник раз за разом бесстыдно прибегает к демагогии и софистике, тогда что? Логика не дает здесь никаких общих рекомендаций, разные авторы советуют разное. В конце концов, здесь все зависит от вашего воспитания и темперамента. Безусловно, нужно сохранять хладнокровие и не горячиться. Софист ведь этого и хочет. Своими гадкими приемами он именно и стремится возбудить в вас гнев, возмущение, которые помешают вам ясно мыслить и рассуждать. И он окажется победителем. Поэтому постарайтесь спокойно разоблачать запрещенные приемы и аргументы. Если же противника не смущают ваши разоблачения, прекращайте спор: “Нет, на таком уровне и в таком тоне я спорить не хочу. Не желаю пачкаться в грязи!” Бывают, правда, ситуации, когда так просто из спора не выйдешь. И вопрос важный, и нельзя у слушателей оставить впечатление, будто противник прав. Можно ли на софизм ответить софизмом? Можно ли недобросовестную уловку отразить столь же недобросовестным приемом? Лучше, конечно, до этого не опускаться. Победа, одержанная отравленным оружием, не доставит вам удовольствия, напротив, воспоминание о ней будет долго жечь вашу душу стыдом. Но если торжество хама представляется вам опасным, если культурный уровень вашего оппонента и слушателей не таков, чтобы они стали вникать в тонкости корректной аргументации, - бросайте в бой все средства! Однако если уж вы решились прибегнуть к недозволенному приему, решились пустить в ход софистическую уловку, сознавая всю ее недопустимость, то бейте наповал. Ваш удар должен настолько сокрушить противника, чтобы спор прекратился. Помните: если вы пустили в ход софизм, но противник устоял и продолжает спорить, разговор превращается в ругань и заканчивается дракой. Но еще лучше — вообще не спорить или спорить поменьше. Как говаривал Бернард Шоу, никогда не спорь - стой на своем и баста! Вы видели, на какие отвратительные уловки способны люди в горячке спора, так стоит ли спорить? Подумайте: так ли уж много в нашей жизни вещей, ради которых стоит вступать в полемику и тратить на их защиту или ниспровержение жар быстро остывающей души? Обыденная жизнь на девяносто девять процентов состоит из таких ничтожных пустяков, что жалко тратить на их обсуждение время и силы. Лучше поберечь их на что-то более серьезное. Поменьше спорьте и будете жить, сохраняя жизнерадостность и уважение к людям!
Основная литература. 1. Бартон В.И. Логика. Мн., 2001. .
Брюшинкин, В. Н. Практический курс логики для гуманитариев: Учеб. пособие для гуманит. спец. вузов /Ин-т "Открытое о-во". - М.: Новая шк., 1996. - 319 с. Свинцов, ВиталийИванович Логика: Элементар. курс для гуманитар. специальностей. - М.: Скорина: Весь мир, 1998. - 351с. Введение в логику: университетский курс: учебник для студентов высших учебных заведений, изучающих философские дисциплины / В. А. Бочаров, В. И. Маркин. - 2-е изд., дополненное и исправленное. - Москва: Инфра-М, 2011. - 560 с. - (Высшее образование). Логика: учебник / И. В. Демидов. - 6-е изд., исправленное. - Москва: Дашков и К, 2011. - 348 с. Логика: учебник. - Москва: ЛИБРОКОМ, 2010. - 392 с. Логика: учебник / С. Н. Мареев. - 3-е изд. - Москва: Экзамен, 2009. - 317 с. - (Учебник для вузов). Логика: учебник для вузов / Е. К. Войшвилло, М. Г. Дегтярев. - Москва: ВЛАДОС, 2010. - 527 с. - (Учебник для вузов). Логика: учебник для бакалавров. - Москва: Проспект, 2013. - 216 с. Логика: учебник для вузов / Берков В.Ф., Яскевич Я.С., Павлюкевич В.И. - 9-е изд. - Минск: ТетраСистемс, 2007. - 416 с. Логика: учебник для вузов / Ивин А.А. - Москва: Оникс: Мир и образование, 2008. - 336 с. Логика: учебник для вузов / Ивлев Ю.В. - 4-е изд., переработанное и дополненное. - Москва: Проспект, 2009. - 304 с. Логика: учебник для социологических факультетов и гуманитарных специальностей / Н. З. Ярощук. - Москва: Волтерс Клувер, 2011. - 248 с. Логика: учебное пособие / Афанасьева О.В. - Москва: Проспект, 2008. - 272 с. Логика: учебное пособие / Бартон В.И. - 3-е изд., переработанное. - Минск: Новое знание, 2008. - 363 с. - (Социально-гуманитарное образование). Логика: учебное пособие / В. А. Светлов. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 320 с. - (Учебное пособие). Логика: учебное пособие для бакалавров / А. А. Ивин. - 3-е изд., переработанное и дополненное. - Москва: Юрайт, 2012. - 387 с. - (Бакалавр). Логика: учебное пособие для вузов / Т. Н. Савчук. - 3-е издание. - Минск: БГПУ, 2010. - 160 с. Логика: учебное пособие для студентов вузов / Г. И. Малыхина. - 5-е издание. - Минск: Вышэйшая школа, 2010. - 240 с. - (Студентам высших учебных заведений). Логика и теория аргументации: учебное пособие / Антонова О.А. - Санкт-Петербург: ИВЭСЭП, 2008. - 96 с. Логика. Теория и практика аргументации: учебник для студентов высших учебных заведений / И. В. Хоменко. - Москва: Юрайт, 2011. - 314 с. - (Основы наук). Логика традиционная и современная: учебник / А. Е. Конверский. - Москва: Идея-Пресс, 2010. - 380 с. Теория и практика аргументации: учебник / Ю. В. Ивлев. - Москва: Проспект, 2011. - 288 с. Теория и практика аргументации: учебное пособие для студентов вузов / Д. В. Зайцев. - Москва: Форум, 2010. - 224 с. - (Высшее образование). Учебник логики. Со сборником задач / А. Д. Гетманова. - 8-е изд., переработанное. - Москва: Кнорус, 2011. - 368 с. - (Учебник).
Логика и тактическое мышление: 50+50 задач для тренировки мозга / [Ч. Филлипс]. - Москва: Эксмо, 2010. - 192 с. - (Мозговой штурм). - (How to think). Я прав - вы заблуждаетесь / Боно Э. - Минск: Попурри, 2006. - 368 с. Введение в логику и научный метод / М.Р. Коэн, Э. Нагель. - Челябинск: Социум, 2010. - 655 с. Логика: конспект лекций / Дорошин И.А. - Москва: Высшее образование, 2007. - 213 с. - (Хочу все сдать!). Логика: Курс лекций: Пособие / Каменский А.К. - Мозырь: Мозырский государственный педагогический университет, 2003. - 173 с. Логика: ответы на экзаменационные вопросы / П. В. Барковский. - 3-е изд. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 112 с. - (Ответы на экзаменационные вопросы). Логика: Понятие, суждение, умозаключение: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (ГСЭ.Р.00) / Гусев Д.А. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 272 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогика). - Логика: практикум для вузов / Минский государственный высший радиотехнический колледж. - Минск: МГВРК, 2010. - 80 с. Логика: учебное пособие в структурно-логических схемах и таблицах / Д. И. Грядовой. - Москва: Щит-М, 1999. - 178 с. огика: учебно-методическое пособие / Е. Г. Кириченко. - Гомель: БелГУТ, 2011. - 99 с. Логика: учебно-методическое пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 1-21 06 01 "Современные иностранные языки (по направлениям) и 1-23 01 02 "Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций (по направлениям)" / Н. Г. Севостьянова. - Минск: МГЛУ, 2012. - 283 с. 307 Логика: учебно-методическое пособие (практикум) / Крюков В.М. - Пинск: Полесский государственный университет, 2008. - 132 с. Логика в схемах и таблицах: учебно-методическое пособие / Н. Д. Лепская. - Минск, 2012. - 88, [1] с. Логика и коммуникация: пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 1-21 02 01 "Философия", 1-23 01 05 "Социология", 1-23 01 07 "Информация и коммуникация" / С. В. Воробьева. - Минск: БГУ, 2010. - 327 с. - (Пособие). Логика: упражнения и тестовые задания: учебно-методическое пособие / В. Ф. Берков, Н. В. Малая. - Минск: Издательский центр БГУ, 2009. - 121 с. Логика. Учимся решать: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по социально-гуманитарным специальностям / И. Н. Лаврикова. - Москва: ЮНИТИ, 2011. - 207 с. Логический словарь ДЕФОРТ / Ред. Ивина А.А.,Переверзева В.Н.,ПетроваВ.В. - М.: "Мысль", 1994. Современная логика / А. А. Ивин. - Фрязино: Век 2, 2009. - 384 с. - (Наука для всех). Тестовые задания и упражнения по логике: Учеб. пособие / Сост. Малая Н.В. (авт.-сост). - Мн.: БГУ, 2004. - 100 с.
[1] В основу лекций положен материал, прочитанный В.И. Бартоном [2] Бóльшая часть книг из этого списка давно уже существует в электронном виде; соответствующую подборку можно найти на портале «Библиотека Змея Горыныча» (http://nlzg.ucoz.ru/forum/31 - собственно учебная литература – и http://nlzg.ucoz.ru/forum/1 – книги по нестандартной логике, сборники головоломок и т.д.); книги близкой тематики – в других электронных библиотеках (см. ниже список Интернет-ресурсов по логике). [3] Отметим, что если систематические попытки (низкий поклон знаменитому Юрию Данилову) составления русской библиографии книг по занимательной математике предпринимались (соответствующие списки см. в кн.: Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. М., 1999. – С. 433-442; 212 источников; и Гарднер М. Математические досуги. – М., 2000. – С. 439-441; 55 источников), то для «занимательной логики» данный наш список в 150 источников – едва ли не первый опыт такого рода (с учетом массы книг, вышедших в свет в 2006-2011 гг.). Обложки еще ряда книг, пока по тем или иным причинам не вошедших в этот список, можно увидеть в соответствующем альбоме на проекте «Нестандартная логика»: http://vkontakte.ru/club17436249#/album-17436249_109448649 [4] "Ригведа" X, 71, 82. [5] Цит. по кн.: Маковельский А.О. История логики. М, 1967. С. 28. Краткая характеристика генезиса индийской силлогистической логики изложена в раб.: Донченко В. Индийская логика// Философская энциклопедия. Т. 2. М., 1962. С.263-265; СтяжкинН.И. Формирование математической логики. М., 1967. С. 7-13. [6] О влияниибуддийскогоучения об умозаключении на учения брахманских систем (ньяи, вайшешики, санкхъи, веданты и мимансы). (См.: Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Ч.II. Источники и пределы познания. СПб., 1995. С.268-272) [7] Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988. С. 54. [8] Стяжкин Н.И. Формирование матиматической логики. С.9 [9] Дхармоттара (VIII-IX) - основатель кашмирской философской школы комментаторов, продолживший развитие логики навья-ньяя. Известен как комментатор работ: Дхармакирти. См.: Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Ч, I. "Учебник логики" Дхармакирти с толкованием Дхармоттары. СПб., 1995. С. 60- 389.
[10] Там же С.247 [11] Дхармоттара (VIII -IX) - основатель кашмирской философской школы комментаторов, продолживший развитие логики навья-ньяя. Известен как комментатор работ Дхармакирти. См.: Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Ч. I. "Учебник логики" Дхармакирти с толкованием Дхармоггпры СПб., 1995. С. 217, 243. [12] Там же. С.245 [13] Смирнов В.А. От редактора // Инголлс Д.Г.Х. Введение в индийскую логику навья- ньяя. М., 1975. С. 3-4. [14] Смирнов В.А. Введение // Там же. С. 9. [15] Пань Шимо Логика Древнего Китая (краткий очерк) // Философские науки. 1991.№11 С. 174-178. [16] История философии. Т 1. м., 195?. с. 65 [17] История философии. Т.1. М., 1957. С.65-66. [18] Древнекитайская философия. T.l. М, 1972. С.160. [19] История философии. Т.1. М, 1957. С.67; Щербатской Ф.И Избранные труды по буддизму. С. 105-107. [20] Щербатской Ф.И Избранные труды по буддизму. С. 178. [21] Ряд возможных подходов к интерпретации парадоксов Зенона представлен в работе Н. И. Стяжкина "Формирование математической логики". С. 21-23. [22] Исократ. Панегирик // Ораторы Греции. М., 1985. С.39-64. [23] Осипова В.Г. О природе софистики. Ереван, 1964. С.8 [24] Аристотель. Метафизика. ХШ, 4,1078 в 28-29. [25] Метафизика. I, 6, 987 в 1-8. [26] Лосев А.Ф. Комментарии к диалогу "Софист" // Платой Собр. соч.: В 4 т. Т. 2. С. 488 и сл. ' Аристотель. Категории // Соч. в 4 т. М., 1978. Т. 2. С. 51-89. [28] Аристотель, Об истолковании// Там же. С. 91-116. [29] Аристотель. Первая аналитика // Там же. С. 117-254. [30] Аристотель. Вторая аналитика // Там же. С. 255-532. [31] Аристотель. Топика//Там же. С. 348-532. [32] Аристотель. О софистических опровержениях//Там же. С. 533-593. [33] Аристотель. Первая аналитика. I, 1, 24а. [34] Аристотель. Вторая аналитика. I, 2, 72а 7. [35] Аристотель. Вторая аналитика. 11,3,90Ь 30. [36] Аристотель. Метафизика. IV, 3, 1005b 20-25 [37] Там же. IV, 7, 10011 b 20-25. [38] Боэций С. "Утешение Философий" и другие трактаты М, 1990, с. 10. [39] Стяжкин Н И. Формирование математической логики. [40] См.: Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук// Соч. в 2-х т.М., 1971. Т.1. С. 85-546; Т.2. С.5-222. ' Декарт Р. Соч. в 2-х т. М., 1989. Т. 1. С. 86. - [42] Там же. С. 260. ' Декарт Р. Соч. в 2-хт. ML, 1989. Т. 1. С. 104-105. [43] Паскаль Б. О геометрическом методе и об искусстве убеждать / Логика и риторика. Хрестоматия. Сост.: Берков В. Ф., Яскевич Я. С. Мн., 1997. С.228. [44] Там же. С.229. [45] Арно А., Николь П. Логика, или Искусство мыслить. М., 1991. С.8.
[46] Арно А., Николь П. Логика, или Искусство мыслить. М., 1991. С. 246-265. 1 Там же. С. 267. [48] Там же. С. 266-267. [49] Там же. С. 281. [50] Гоббс Т. Соч. в 2-т. М., 1989. Т.1. С. 71. 1 Декларируя свой номинализм, Гоббс заявляет: "В мире нет ничего более общего, кроме имен, так как каждая из наименованных вещей индивидуальна и единична" {Гоббс Т. Соч. в 2-х т. М., 1991. С. 24). 1 Там же С. 74. [53] Там же. С.83. [54] Цит. по: Попов П С. История логики Нового времени. М., 1960. С. 42. [55] Там же. [56] Чёрч А. Введение в математическую логику. М., 1960. Т. 1. С. 16. [57] Гоббс Т. Соч. в 2-т. М, 1989. Т.1. С. 93. [58] Там же. С. 104. [59] Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С.328. [60] Там же С. 320 [61] Там же С. 324 [62] Там же. [63] Там же. [64] Там же С. 340. [65] Там же С. 341. [66] Кант И. Трактаты и письма М., 1980. С.372. [67] Арно А., Николь П. Логика, или искусство мыслить. С. 34. [68] См.: Кант И. Трактаты и письма. С. 395-403. [69]Таванец П.В. Формальная логика и философия // Философские вопросы современной формальной логики. С. 6. [70]Милль Дж.Ст. Обзор философии сэра Вильямса Гамильтона. СПб, 1869. С. 363. [71] Цит. по: Философские вопросы современной формальной логики. С.8 [72] Введенский А. Логика как часть теории познания. 1917. [73] Н.А.Шанин. Некоторые черты математического подхода к проблемам логики // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.6. Вып. 4 (№27). 1992. С. 12. [74] Лейбниц Г.В. Соч. в 4 т. М., 1984. Т.3. С.414. [75] Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М., 1968. С.57. [76] Лейбниц Г.В. Соч. в 4 т. Т.3. С.415 [77] Лейбниц Г.В. Сон в 4-х т. T.3. С. 492. 1 Стяжкин Н.И. Становление математической логики С. 232. [79] Цит. По: Стяжкин Н.И. Становление математической логики. С. 237. [80] Карри Х. Основания математической логики. М., 1969. С. 109. [81] Более обстоятельное изложение логических идей Дж.Буля см. в книге: Стяжкин Н.И. Становление математической логики. С. 313-347. [82] Цит. по: Бурков Б.В., Тростников В.Н. Жар холодных чисел и пафос бесстрастной логики. М., М.1977. С. 102-103. [83] Яновская С.А. Методологические проблемы науки. М., 1970. С. 203.
[84] Васильев Н.А. Воображаемая логика. Избранные труды. М., 1989. С. 56. [85] Там же. С.164 [86] Там же. С.65 [87] Васильев Н.А. Воображаемая логика. Избранные труды. М., 1989. С. 99. [88] Арруда А. Воображаемая логика Васильева // Васильев Н.А. Воображаемая логика. Избранные труды. С. 207-208. [89] Арруда А. Воображаемая логика Васильева. Избранные труды. М., 1989. С. 188 [90] Исторически первая система релевантной логики была построена еще в 1927 году И.Е.Орловым (Орлов И.Е. Исчисление совместности предложений) //Математический сборник. 1928. Т. 35. Вып. 3-4.
[91] Подробнее об этом см. в работе: Войшвилло Е.К. Символическая логика (классическая и релевантная): Философско-методологические аспекты. М., 1989. С. 88-96. [92] Стандартная формализация опирается на язык с конечными или счетными алфавитами, для которых эффективным образом определены основные синтаксические понятия: индивидуальная переменная, терм, формула, предложение. Предполагается, что все выражения языка являются конечными последовательностями символов алфавита. В стандартной формальной системе дополнительно описывается, что есть аксиома, правило вывода, формальный вывод. При этом правила вывода носят финитный и эффективный характер. Это правила, разрешающие от конечного числа посылок определенного вида ререйти к заключению. Формальный вывод представляет собой также финитную конструкцию. [93] Более подробные сведения о теоремах Гудуля, в частности о процедуре ее доказательства, можно получить из работ: Нагель А.Н., Ньюмен Дж.Р. Теорема Геделя. М. 1970., Успенский В.А. Теорема Геделя о неполноте. М., 1981. [94] Смирнова Е.Д. Логическая семантика и-философские основания логики. М 1986 С.45. [95] Книга Белоруссии. Сводный каталог. 1517-1917. Мн., 1986, с. 65.
[96] Гаврюшин Н. К. Первая российская "Логика //Альманах библиофила. Вып. 15. М., 1983/
[97].Плечкайтис Р.М. Схолостическая логика и ее распад в Литве / автореферат … канд. Фил. Наук. Вильнюс. 1962. Философская и общественная мысль в Белоруссии и Литве в конце (XVIII вв. Мн., 1971, с. 34-35. [98] Шадурский С. Начала рассуждений в диалогах и упражнениях по логике, этике и метафизике. Новогрудок. 1760; Добшевич Б. Лекции по логике. Вильно 1761; Нарбут К. Логика. Вильно, 1769. [99] Бирало А.А. Философская и общественная мысль в Белоруссии и Литве в конце XVII- середине XVIII вв. Мн.,1971. С.34-35. [100] Ивановский В.Н. Методологическое введение в науку и философию. Минск, 1923; его же. Из лекций по методологии наук// Труды БГУ, 1925, №8 - 9; 1928, №17-18. [101] Вальфсон С.Я. Прыродазнауства i марксисты // Полымя, 1926, №8; Выдра P.M. Материалистическая диалектика. Гомель, 1928; Быхоусм Б.Э. Фармальна - метаф1з1чная лёгиса// Полымя, 1928, №2; Левш Г.А. Лешнская тэорыя адлюстравання // Затею Беларускай акадэми навук. Кн.З. Менск, 1934; Ильюшин И. Энгельс и вопросы познания // Известия АН БССР, 1941, № 1. [102] Юрушын П.М. Энгельс i пытанш логш II Весщ АН БССР, 1951, №1; Протасеня П. Происхождение сознания и его особенности. Мн., 1959; Манеев А.К. Предмет формальной логики и диалектика Мн., 1964. [103] Пузиков П. Д. Аналитическая способность мышления. Мн., 1965; его же. Анализ и синтез - от мысли к вещи. Мн., 1969; Пузиков П. Д. Понятия и их определения. Мн., 1970; Бабосов Е.М. Диалектика анализа и синтеза в научном познании. Мн., 1963. [104] Развщцё лагiчнага мышления вучняу у працэсе выкладання матэматыкi. Мн., 1958; ДрабкинаМ.В. Логические упражнения по элементарной математике. Мн., 1965; Столяр А. А. Элементарное введение в математическую логику, М., 1965; его же. Как мы рассуждаем? Мн., 1968; Кляучэня АС. Роля лапчнага мышления J навучанш //Народная асвета, 1966, №1; Розетт И.М. Что такое эвристика? Мн., 1969.
[105] 2 Хилькевнч А.П. Гносеологическая природа гипотезы. Мн., 1974; Его же проблема расширения традиционной силлогистики. Мн., 1981; Картон В.И. Сравнение как форма мысли. Мн., 1978; Гносеологические проблемы формализации. Мн., 1969; Уваров Л.В. Символизация в познании. Мн,, 1971; Буслова М.К. Моделирование в процессе познания. Мн., 1975.
[106] 3 Берков В. Ф. Вопрос как форма мысли. Мн., 1972; его же. Структура и генезис научной проблемы. Мн., 1983. Яскевич Я.С. В поисках идеала строгого мышления. Мн., 1989; ее же. Аргументация в науке. Мн., 1992; Чуешов В.И. Введение в современную философию. Мн., 1998.
[107] Вольвачёв Р.Т. Неразрешимость проблемы изоморфизма и сопряженности коммуникативных матричных групп и алгебр // Известия АН БССР. Сер. Физ.-мат. наук, 1975, №5, С. 98-101; Горлов В.В. О конгруэшщях на замкнутых классах А-значных логик, определяемых предикатами // Математические заметки, 38, №5, 1985; Мощенский В.А. Специальная полнота некоторых языков £-значных логик, определяемых предикатами // Методы дискретного анализа в исследовании функциональных систем. Ин-т математики СО АН СССР, Новосибирск, 1981, № 36, С. 39-45 и др.
[108] Логика Под ред. Г А. Левина. Мн., 1974; Логика/Под ред. В.Ф. Беркова. Мн., 1994; Логика Логические основы общения. Учебное пособие для вузов/ В.Ф. Берков, АС. Яскевич, В.И. Бартон и др. М, 1994; Логика. Логические основы общения. Хре- стоматия/Сост. Берков В.Ф., Яскевич Я.С., Дубинин И.И. М., 1994. Берков В., Яскевич Я., Павлюкевич В.И. Логика. Мн., 1996; (1-е изд.); 1997 (2-е изд.); 1998 (3-е изд.). Логика и риторика: Хрестоматия. Сост.; В.Ф Берков., Я.С Яскевич. Мн., 1996; Сборник упражнений по логике/Под ред. А. Клевчени и В. Бартона. Мн., 1977 (1-е изд.), 1981 (2-е изд.), 1990 (3-е изд.). Берков В.Ф. Логика: Задачи и упражнения. Практикум. Мн., 1997; его же. Логика научного познания. Мн., 2000.
[109] См.: Семантика модальных и интенсиональных логик. М.1981. Модальные и интенсиональные логики и их применение к проблемам методологии науки. М.,1984. [110] Суть свойства монотонности вывода в следующем. Если из множества посылок П выводится новое утверждение В, то добавление к исходным посылкам любого количества новых утверждений не влияет на выводимость В. [111] Будущее искусственного интеллекта. М., 1991. С. 128. [112] Будущее искусственного интеллекта.., 1991. С.130-132. [113] Субботин А.Л. "Логика Пор-Рояля" и ее место в истории логики // А.Арно и П.Николь. Логика, или Искусство мыслить. М, 1991. С. 395. [114]СеррюсШ. Опыт исследования значения логики. М., 1948. С. 55. [115] Субботин А.Л. Теория силлогистики в современной формальной логике. М., 1965. С.12. [116] Стяжкин Н.И. Становление математической логики. С.112. [117] Серрюс Ш. Опыт исследования значения логики. С. 60.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|