Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Первая и десятая заповеди суть напоминания о райском бытии человека, когда Элохим – один, а око человека не завистливо, и на мир Божий человек смотрит «просто».




 

 


[1] Об обстоятельствах, которые предшествовали изречению заповедей, говорится в 19 главе кн. Исход. Об этом см.: А.Е. Иванов. Книга Исход: Эксодос и Шемот. (В печати.)

[2] Текст заповедей приводим в переводе с древнееврейского, затем – древнегреческого языка. Десять заповедей повторены во Второзаконии (5:6-21).

[3] В. Н. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви, гл. V.

[4] «Изваяние» — пéсел. Значение глагола того же корня указывает на вытесывание (Исх. 34:1; 3 Цар. 5:32); «изваяния» упоминаются также литые (Суд. 17:3).

[5] «Это Сам Бог, но не в Своей сущности… Бог больше Своей сущности, Он переходит за Свою сущность, Несообщаемый по природе сообщается тварному. Исхождения Божества вне Своей сущности, излияния Божественной преизбыточности – это энергии», «нетварные энергии» (Н.В. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Киев. 2004, с. 311, 312).

[6] сéмел – в Пятикнижии более не упоминается, корень слова неясен. Пéсел ха-сéмел – «резной (литой) идол» был сделан Манассией и поставлен в Храме Иерусалимском (2 Пар. 33:7). Из всех идольских изображений сéмел – самое мерзкое, Иезекииль упоминает «идол ревности, возбуждающий ревнование» Божье (Иез. 8:3).

[7] табнит (того же корня, что бана – строить) – нечто построенное по определенному плану, модели, проекту, либо сам этот проект; например, «образец (табнит) скинии и образец всех сосудов ее» был «показан» Богом Моисею до построения скинии, чтобы следовать этому «образцу» (Исх. 25:9).

[8] Термин παρρησία указывает на открытую (откровенную), прямую (без загадок), дерзновенную, публичную речь (поведение).

[9] Или «в небесах от высоты»; ср. выражение «Бог с высоты»: Элоах ми-маал (Иов. 3:4; 31:2, 28).

[10] О том, что воды есть образ подземного царства мертвых – Шеола и Аваддона, см.: Книга Иова в греко-славянской и еврейской Библии.

[11]Пророк Давид говорит об иных богах: «не подниму имен их устами моими» (Пс. 16/15:4).

[12]См. Античная трагедия – школа богословской мысли. // Современная классическая гимназия. 1990-2005.

[13] В Писании «люди пустоты» – лишенные всякого блага, очень грешные (Пс. 26/25:4; Иов 11:11).

[14] Мысль, которая тщательно разработана в святоотеческом богословии.

[15] «Делать труд» (мелаха) относится к сотворению Богом мироздания (Быт. 2:3).

[16] В Быт. 2:2 сказано, что Господь «почил» – от глагола шават. В четвертой заповеди: «упокоился» – от глагола нýах.

[17] См.: Забвение и память во времени Священной Истории.

[18] Аналогично воспоминание о будущем сохраняется в христианском мировоззрении и богослужении. В анафоре литургии св. Иоанна Златоуста говорится: «Воспоминая… крест, гроб, тридневное Воскресение, на небеса восхождение… второе и славное Его пришествие». Так иерей на Евхаристии вспоминает о Втором пришествии. «Церковное воспоминание (анáмнесис) не умещается в рамки сугубо исторического сознания» с его линейностью: когда прошлое есть только прошедшее, доступное исключительно «психологическому воспоминанию и ретроспективному переживанию» (Митр. Иоанн Зизиулас. Бытие как общение. М., 2006, с. 181).

[19] Митр. Иоанн Зизиулас, указ. соч., с. 66.

[20] См.: Первое условие спасения – до веры.

[21] «Почитающих Меня Я почитаю» (= «прославляющих Меня Я прославляю»; 1 Цар. 2:30).

[22] Исх. 15:25. См.: Суд в народе, который несет в себе Церковь.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных