Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Классификация поточных линий 1 страница




Оглавление

 

 

Введение

1. Методологические основы организации производства

1.1. Сущность организации производства

1.2. Производство как объект организации. Системный подход

1.2.1. Сущность системного подхода

1.2.2. Предприятие как система

1.2.3. Законы и принципы организации

1.2.4. Производственная система предприятия

1.3. Предмет и содержание организации производства

1.3.1. Характеристика связей в производственной системе

1.3.2. Содержание организации производства

1.4. Организация производства как область научного знания и сфера практической ее деятельности

1.4.1. Организация производства как область научного знания

1.4.2. Организация производства как сфера практической деятельности

2. Производственный процесс и принципы эффективной его организации

2.1. Производственный процесс, его состав и структура

2.2. Классификация производственных процессов

2.3. Принципы организации производственного процесса

3. Организация производственного процесса во времени

3.1. Длительность и структура производственного цикла полиграфической продукции

3.2. Виды движения предметов труда по операциям производственного процесса

3.3. Проектирование длительности производственного цикла полиграфической продукции

3.4. Социально-экономические аспекты сокращения длительности производственного цикла издательской продукции

4. Типы, формы и методы организации производства

4.1. Типы организации производства

4.2. Формы организации производства

4.3. Методы организации производства

5. Организация производственного процесса в пространстве

5.1. Виды производственных структур и их характеристика

5.2. Классификация цехов

5.3. Производственная структура цеха

5.4. Направления совершенствования производственной структуры полиграфического предприятия

6. Поточные производственные системы

6.1. Характеристика поточной формы организации производства. Классификация поточные линий

6.2. Проектирование поточных линий и их эффективность

6.3. Преимущества поточной формы организации производства

7. Организация подготовки производства на полиграфическом предприятии

7.1. Сущность, объекты, этапы и задачи комплексной подготовки производства

7.2. Подготовка производства инноваций производственно-технического характера на полиграфическом предприятии

7.2.1. Исследовательский этап подготовки производства новой техники и технологии

7.2.2. Подготовка производства на этапе внедрения новой техники и технологии

7.2.3. Технико-экономическое обоснование эффективности внедрения новой техники и технологии

7.3. Подготовка изданий к производству

7.3.1. Издательский этап подготовки изданий к производству

7.3.2. Подготовка изданий к производству на полиграфическом предприятии. Технологическая и организационная стадии

7.3.3. Планово-экономическая подготовка изданий к производству на полиграфическом предприятии

7.4. Организационная структура управления подготовкой производства на полиграфическом предприятии

8. Организация оперативно-производственной деятельности полиграфического предприятия. Оперативное управление

8.1. Задачи и содержание организации оперативно-производственной деятельности полиграфического предприятия. Системы оперативного управления производством

8.2. Календарно-плановые расчеты производства на полиграфическом предприятии

8.2.1. Календарно-плановые расчеты производства на межцеховом уровне оперативно-календарного планирования

8.2.2. Календарно-плановые расчеты производства на внутрицеховом уровне

8.2.3. Календарно-плановые расчеты производства при выпуске периодических изданий

8.2.4. Методические основы разработки оптимальных планов-графиков на полиграфическом предприятии

8.3. Диспетчирование производства

8.4. Информационные технологии в организации оперативного управления на полиграфических предприятиях

9. Организация обеспечения качества продукции

9.1. Сущность и значение управления качеством

9.2. Технический контроль в системе управления качеством продукции

9.3. Организация технического контроля

9.4. Учет и анализ брака

10. Организация вспомогательного производства и обслуживающих хозяйств на полиграфическом предприятии

10.1. Содержание и задачи технического обслуживания полиграфического производства

10.2. Логистический подход к организации обслуживания производства на полиграфическом предприятии

11. Организация материально-технического обеспечения производства на полиграфическом предприятии

11.1. Состав материальных ресурсов полиграфических предприятий. Цель и задачи материально-технического обеспечения производства

11.2. Организация поставок материальных ресурсов на полиграфическое предприятие

11.3. Организация управления производственными запасами

11.4. Организация материально-технического обеспечения цехов и участков полиграфического предприятия

12. Организация складского хозяйства полиграфического предприятия

12.1. Сущность, задачи и структура складского хозяйства

12.2. Организация складских операций

12.3. Расчеты складского хозяйства, показатели эффективности и направления совершенствования организации складского хозяйства

13. Организация производственного транспорта

13.1. Значение и задачи организации транспортировки грузов

13.2. Объекты транспортировки грузов

13.3. Определение грузооборота

13.4. Средства транспортировки грузов

13.5. Факторы и критерии выбора транспортных средств

13.6. Определение маршрутов перевозок

13.7. Расчет количества транспортных средств и рабочих

14. Организация ремонта и обслуживания оборудования на полиграфическом предприятии

14.1. Сущность и задачи ремонта оборудования

14.2. Задачи и структура ремонтного хозяйства

14.3. Системы ремонта оборудования. Нормативы, регулирующие ремонтные работы и техническое обслуживание оборудования на полиграфическом предприятии

14.4. Планирование и организация подготовки ремонта и технического обслуживания оборудования

14.5. Организация проведения ремонтных работ на полиграфических предприятиях

14.6. Основные направления совершенствования ремонтных работ

15. Организация энергетического хозяйства

15.1. Роль и задачи энергетического хозяйства полиграфического производства

15.2. Планирование потребности предприятия в энергии различных видов

15.3. Основные пути совершенствования работы энергохозяйства и экономия энергоресурсов

16. Проектирование и совершенствование организации производства на полиграфическом предприятии

16.1. Организационное проектирование на полиграфическом предприятии

16.2. Исследование и анализ состояния организации производства на полиграфическом предприятии

16.3. Рационализация организации производства на полиграфическом предприятии

17. Организационно-правовые аспекты деятельности полиграфических предприятий

17.1. Правовые и экономические основы деятельности предприятий

17.2. Создание и ликвидация предприятия

17.3. Особенности современного состояния полиграфических предприятий

17.4. Классификация полиграфических предприятий

Контрольные вопросы

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

 

Переход к рыночным условиям хозяйствования вызывает необходимость совершенствования организации производства на предприятиях.

 

Полиграфическое производство характеризуется большим разнообразием выпускаемой продукции и применяемой технологии ее изготовления. Дифференциация спроса на полиграфическую продукцию в современных условиях приводит к значительным колебаниям производственно-технических параметров изданий - форматов, объемов, тиражей. В этих условиях обеспечение своевременного выпуска конкурентоспособной печатной продукции требует высокой организованности и гибкости производства и предъявляет высокие требования к организации производства на полиграфических предприятиях.

 

Будущие экономисты-менеджеры полиграфического производства должны знать научные основы, элементы и принципы организации современного производства; особенности отраслевого производства как объекта организации; эффективные формы и методы организации производственных процессов.

 

Изучив курс «Организация полиграфического производства», будущие экономисты-менеджеры должны уметь выявлять при анализе конкретных ситуаций проблемы экономического характера, связанные с организацией производства, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; использовать информационные технологии для решения организационно-экономических задач.

 

Как отраслевая специальная дисциплина «Организация полиграфического производства» тесно связана с такими дисциплинами, как «Технологические процессы в полиграфии», «Техника полиграфического производства», «Экономика отрасли». Среди дисциплин, наиболее тесно связанных с организацией производства, следует назвать «Экономику предприятия», «Экономику и социологию труда», «Организацию нормирования и оплаты труда», «Анализ и диагностику финансово-хозяйственной деятельности предприятия», «Менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Экономическую оценку инвестиций», «Экономико-математические модели и методы в управлении производством».

 

Данное учебное пособие подготовлено коллективом авторов кафедры «Менеджмент» Московского государственного университета печати в полном соответствии с рабочей программой дисциплины «Организация полиграфического производства».

 

В учебном пособии предлагается такая последовательность изложения материала.

 

Первые шесть глав учебноного пособия посвящены теоретическим основам организации производства. В них излагаются методологические основы организации производства; рассматривается производственный процесс как объект организации производства во времени и пространстве, формы и методы организации производства и поточное производство.

 

Главы 7-9 раскрывают тенденции и закономерности развития организации основного процесса на полиграфическом предприятии. Здесь рассматриваются вопросы организации подготовки производства изданий и инноваций производственно-технического характера; организации оперативно-производственной деятельности предприятия и оперативного управления производством, а также вопросы организации обеспечения качества полиграфической продукции.

 

Главы 10-15 посвящены организации вспомогательного производства и обслуживающих хозяйств на полиграфических предприятиях.

 

В главе 16 рассматриваются вопросы организационного проектирования и совершенствования организации полиграфического производства.

 

Глава 17 посвящена организационно-правовым аспектам деятельности полиграфических предприятий в современных условиях.

 

Учебное пособие подготовлено авторским коллективом в следующем составе:

 

Г.В.Миронова, к.э.н., доц. - введение, главы 2, 3, 7 (в том числе разделы 7.1 и 7.2.3 совместно с Г.И.Осиповой), 10, 11, 16, разделы 8.1, 8.2;

 

А.К.Ершов, к.э.н., доц. - главы 4, 9, 12;

 

Г.И.Осипова, к.э.н., доц. - главы 1, 13, разделы 7.1 и 7.2.3 (совместно с Г.В.Мироновой);

 

Н.М.Сперанская, к.э.н., доц. - главы 5, 6, 14, 17;

 

Е.А.Кондрусь, доц. - разделы 8.3, 8.4; глава 15.

 

Авторы выражают глубокую благодарность коллективу кафедры «Менеджмент»; Д.Я.Аврасиной, зам. директора по экономике ГУП «Экспериментальная типография»; А.А.Витту, к.т.н.; Н.М.Гущиной, к.э.н., директору НИЦ «Экономика»; С.Н.Яковлевой, к.э.н.; Е.М.Марголину, к.т.н., нач. управления полиграфической промышленности Министерства по делам печати, телекоммуникаций, радиовещания и средств массовых коммуникаций, а также ведущим специалистам этого управления Н.А.Леоновой и Т.В.Нарховой за ценные замечания и предложения, сделанные при подготовке учебного пособия.

 

Авторы будут признательны всем организациям и лицам за замечания и предложения по данной работе.

 

1.

Методологические основы организации производства

 

 

1.1.

Сущность организации производства

 

Производство в широком смысле представляет собой деятельность людей, направленную на создание материальных и нематериальных благ, необходимых для существования и развития общества.

 

Содержанием материального производства является производственный процесс, в ходе которого происходит потребление производственных ресурсов и превращение сырья и материалов в готовую продукцию (работы, услуги), обладающую заданными свойствами.

 

Сущность производственного процесса составляет процесс труда как результат взаимодействия средств труда, предмета труда и человека. Основными элементами средств труда являются орудия труда, представляющие собой машины, оборудование, транспортные средства, инструменты и другие объекты, с помощью которых осуществляется воздействие на сырье, материалы, полуфабрикаты с целью изменения их свойств. Объекты приложения сил человека и орудий труда представляют собой предметы труда. Средства и предметы труда - это вещественные элементы процесса труда, а человек является его личностным (субъективным) элементом.

 

Производство постоянно возобновляется, оно циклично и характеризуется как воспроизводство. Неотъемлемым элементом производства является изготовленная продукция, а условием воспроизводства - ее своевременная реализация.

 

Для функционирования и развития производства необходимо прежде всего обеспечить взаимодействие всех его элементов. Это становится возможным лишь при наличии между ними определенных связей.

 

Связью называется взаимообусловленность явлений, процессов, разделенных во времени и (или) в пространстве. Связи, являющиеся условием (и следствием) производства, могут быть охарактеризованы как производственные. Производственные связи многообразны, природа их различна, они характеризуется разной устойчивостью и продолжительностью и подчиняются разным законам. Для личностного элемента субъекта эти связи выступают прежде всего как производственные отношения.

 

Производственные отношения включают в себя производственно-технические и производственно-экономические (собственно экономические) отношения. Производственно-технические отношения - это отношения между людьми по их участию в труде. В основе этих отношений лежит разделение труда, которое проявляется в обособлении трудовых функций в результате их распределения между машинами и людьми (технический аспект) и между людьми в производственном процессе.

 

Производственно-технические отношения определяются уровнем развития материально-вещественных элементов производства, который, будучи опосредованным разделением труда, определяет содержание трудовых функций и требования к личностному элементу производства.

 

 

Обособление трудовых функций в производственном процессе требует кооперации труда работников, которая объединяет их в совместном труде. Кооперационные связи являются важнейшим видом производственных связей. Разделение и кооперация труда представляют собой всеобщую форму, лежащую в основе производства, обеспечивающую увеличение производительности общественного труда. Применение высокомеханизированных и автоматизированных процессов, а также «высоких» технологий в сущности не изменяет операционально-функциональной роли человека в сфере материального производства. Происходит лишь замена физических усилий на психологические нагрузки в процессе выполнения операторских функций.

 

В отличие от производственно-технических экономические отношения - это отношения между людьми по распределению и потреблению материальных благ, опосредованные формой собственности и обусловленными ею формами обмена.

 

Сущность организации производства состоит в рациональном сочетании всех элементов производства на основе установления производственных связей между ними для реализации его цели. В основу понятия «организация» положено понятие организованности, которое представляет собой внутренне упорядоченную совокупность, согласованность взаимодействия относительно обособленных элементов как единого целого.

 

Основополагающими задачами организации производства, непосредственно вытекающими из ее сущности, являются следующие:

 

обеспечение взаимосвязей между вещественными элементами производства;

 

обеспечение взаимосвязей между вещественными и личностными элементами производства;

 

обеспечение взаимосвязи между людьми в процессе производства.

 

Если целью производства является выпуск продукции, выполнение работ, оказание услуг, то целью организации производства является обеспечение процесса выпуска и реализации продукции.

 

Организация производства направлена на создание условий для эффективного использования всех элементов производства с целью достижения наибольших производственных результатов с наименьшими затратами.

 

1.2.

Производство как объект организации. Системный подход

 

 

Формой функционирования производства является предприятие. Как экономический объект оно представляет собой обособленную часть производительных сил общества, первичное и важнейшее звено экономики, в рамках которого относительно автономно осуществляется выпуск продукции, выполнение работ, оказание услуг. Предприятие как экономический субъект - это объединение людей, условий и видов их деятельности на основе использования определенных ресурсов с целью создания материальных и нематериальных благ. В условиях рыночной конкуренции эффективность функционирования предприятия определяется прежде всего его статусом как экономического субъекта.

 

1.2.1.

Сущность системного подхода

 

В современных научных исследованиях экономических и социальных явлений и процессов, которые имеют место на предприятиях, широко используется системный подход. Системный подход получил применение в решении научных и практических задач в результате развития общей теории систем как самостоятельного направления кибернетики, основные положения которого были сформулированы в 40-х годах.

 

Сущность системного подхода заключается в рассмотрении объектов исследования как систем. Системный подход рассматривается как современный способ мышления, своеобразный инструмент, с помощью которого можно объяснить сложные явления и процессы, обосновать решения, осуществить декомпозицию общей цели системы и последовательно подчинять ей цели множества подсистем. Системный подход является наиболее совершенной формой диалектического метода познания действительности, с помощью которого каждый объект рассматривается как состоящий из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

 

Система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов (объектов), обладающую свойством целостности. Целостным считается такое образование, которое обладает новыми системными свойствами, отсутствующими у составляющих ее элементов. Целостность означает несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из них свойств системы. Это не интегральные, а совершенно новые свойства или качества системы в целом. Наряду со свойством целостности важными свойствами (системообразующими принципами) системы являются структурность, иерархичность, зависимость каждого элемента их свойств и отношений от их места и функций внутри целого, взаимозависимость системы и окружающей среды.

 

Структурность означает, что все элементы системы размещены в пространстве и во времени, а связи и отношения этих элементов зафиксированы. Структура играет главную роль в формировании новых свойств, поддерживает ее целостность и устойчивость. Статичное состояние системы может быть описано путем установления ее структуры.

 

Иерархичность системы означает возможность ранжирования, упорядочения деления системы на части, подсистемы и элементы. Каждая система может быть представлена как совокупность подсистем. Подсистема - это часть системы, имеющая системные признаки, но не обладающая обособленностью, характерной для самостоятельных систем. Любая система может быть рассмотрена как подсистема системы более высокого порядка.

 

Системный подход предполагает идентификацию совокупности элементов как системы. Это означает, что объект или предмет изучения должен быть опознан (установлен как система). Она должна быть выделена из окружающей среды путем установления взаимосвязи с ней. В процедуру системного подхода включается также моделирование, которое представляет собой физическое (предметное, модельное или аналоговое) представление системы или формализованное абстрактное описание при помощи различных знаковых систем.

 

1.2.2.

Предприятие как система

 

 

Предприятие обладает свойствами системы и идентифицируется как социальная система. Социальные системы - это целостные образования, основным элементом которых являются люди, их нормы и связи. Социальные системы, реализующие себя в производстве товаров, услуг, информации, знаний и т.п., образуют особый вид социальных систем, называемых организациями. Характерными особенностями организаций как социальных систем является то, что в них люди осуществляют совместную деятельность с определенной целью или по заранее установленному плану. Организация - это социум, относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее установленной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.

 

Организация как система относится к большому классу организационных систем: она является материальной, искусственной системой, создаваемой человеком по определенному плану для удовлетворения потребностей людей. Это открытая система, активно взаимодействующая с окружающей средой и находящаяся с ней в динамическом равновесии. Равновесие поддерживается благодаря наличию входов и выходов, с помощью которых организации обмениваются со средой ресурсами и результатами деятельности. В качестве окружающей среды выступают экономические, политические и другие социальные условия, в которых работает организация. Внешние условия деятельности организации включают также конкурентную среду, которая представляет собой совокупность организации, соревнующихся за распределение ресурсов в широком смысле слова. Поэтому в такой системе предполагается наличие механизма внутреннего функционирования и механизма связи с внешней средой.

 

Наиболее эффективной формой осуществления совместной деятельности является операциональное разделение труда, которое имеет смысл только при соответствующей его кооперации в едином производственном процессе. Кооперация деятельности не может осуществляться в форме самоорганизации, для этого необходимы соответствующие управляющие воздействия, что предполагает наличие управляющих систем или органов управления. Социальная организация может быть рассмотрена как система управления, состоящая из управляемой и управляющей подсистемы (систем). Управляемая система социальной организации является функциональной, поскольку она непосредственно реализует цель организации.

 

Социальные организации относятся к динамичным системам, состояние которых изменяется во времени под воздействием определенных причин. Они являются также сложными системами и обладают в зависимости от вида организации хотя бы одним из следующих признаков: а) возможность разделения на подсистемы; б) функционирование в условиях неопределенности и воздействия среды, обусловливающих случайный характер ее параметров и структуры; в) осуществление системой целенаправленного выбора поведения.

 

Социальные организации являются объектом изучения многих наук: экономики, социологии, психологии, политологии и других, каждая из которых исследует лишь определенную часть организации. Попытки объединить (интегрировать) все знания в области социальных организаций имеют место в кибернетике и теории управления, а также в сравнительно молодой, развивающейся науке, «Теории организации», законы которой все в большей мере становятся методологической основой для комплексного исследования функционирования и развития организаций.

 

Теория организации как наука выделилась в результате развития самостоятельного направления теории систем. Объектом теории организации является организация в целом как явление и как процесс. Предметом теории организации являются законы и закономерности создания функционирования и ликвидации организаций как целостного организма. Кроме того, теория организации формирует систему знаний в области социальных отношений, и в связи с этим специфическим самостоятельным предметом этой науки являются организационные отношения как по вертикали, так и по горизонтали.

 

Развитие теории организации обусловлено потребностями современного менеджмента, роль которого в эффективном функционировании организаций постоянно возрастает.

 

Становление теории организации связано с эволюцией представлений об организации и управлении. В основе всех направлений и школ лежит место и роль человека в организации. В эволюции организационных теорий большинство исследователей в области управления на концептуальном уровне выделяют следующие направления:

 

классическая теория;

 

системные концепции;

 

гуманистический подход.

 

Основой классической теории являются концепции жесткого структурного детерминизма. Организация представляется как совокупность отдельных трудовых процессов в сфере материального производства. Работник при этом рассматривается как технический элемент производственного процесса. В основе классического подхода лежат физические, материально-технические связи. Наиболее известными представителями (и основателями) этого направления были Ф.Тейлор, Ф.Гилберт, Г.Форд, Г.Гант.

 

Основные концептуальные положения классической теории были перенесены также в сферу управления, где наиболее продуктивными теориями считаются «административная теория» А.Файоля, в рамках которой были сформулированы основные принципы администрирования и требования к профессиональной подготовке работников различных функциональных групп персонала, а также теория бюрократической организации (М.Вебер), в рамках которой были обозначены элементы формализованного механизма управления, бюрократии и сформулированы ее принципы.

 

Системные концепции в развитии теории организации в своей основе содержат понятие «система». В рамках этого подхода производственная часть организации рассматривалась как «черный ящик», а система управления - как система переработки информации, разработки и принятия решений и решения управленческих задач. Основными проблемами в рамках этого подхода являются: формирование организационных структур управления, выделение функциональных подсистем, алгоритмизированных механизмов управления на основе принятия решений, детерминированных и вероятностных условий, ограничений, неопределенности. В рамках системного подхода возникла концепция управления по целям (П.Драккер, Р.Лайкерт, Д.Макгрегор), в соответствии с которой цели являются основой разработки стратегии и тактики организации, формирования структуры и функций управления, а также функций менеджеров. Организация и управление в значительной степени стали рассматриваться с позиции «процессно-технологического подхода». Позиция человека ввиду невозможности его полной замены автоматизированными устройствами состояла в том, что он является частью системы. В связи с этим особое внимание уделялось проектированию системы «человек - машина». Модель человека как элемента системы конструировалась из представлений теории автоматического управления, а эмпирический материал был заимствован из биологии и психологии. В таком контексте актуальной остается проблема распределения функций между машиной и человеком. Большое внимание в рамках данной концепции уделялось совершенствованию технологии планирования и принятия решений на базе экономико-математических моделей, разработке методов управления (У.Черчмен, М.Старр и др.). Наиболее известна в рамках системотехнического подхода теория «7-S» (Т.Питерс, Р.Уотерман, Р.Паскаль, Э.Атос), суть которой состоит в том, что эффективная организация формируется на базе семи составляющих, изменение каждой из которых требует соответствующего изменения остальных шести (стратегия, структура, система, управление, персонал, стиль, квалификация сотрудников, организационные ценности).

 

В рамках социотехнического подхода организационные изменения связывались с совершенствованием управления на основе рациональной организации формализованных информационных отношений в рамках жесткой позиционно-функциональной структуры. Основными направлениями в рамках этого подхода считаются «школа социальных систем» (Ч.Бернард, Г.Саймон, Дж.Марч), «теории ситуационного управления» (Ансофф), «эмпирическая школа управления» (Эмерсон - 12 принципов производительности).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных