Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теоретическое введение




Социализация - процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте. (Психологический словарь под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.) М., 1983.

Социализация - это приобретение в процессе воспитания социально значимых свойств личности, отражающих общественное сознание, субординирующих биологически приобретенные ее свойства. (Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий М.,-1984.)

Социализация - исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. (Психологический словарь под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г.), М., 1990.

Социализация - сложный многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, черт, усвоения им общественного опыта и реализации собственной сущности, посредством выполнения определенной роли в практической деятельности. (Словарь практической психологии, Минск 1991). Таким образом, социализация - это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидуумом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства личностью социальных связей за счет ее активной, целенаправленной деятельности, активного включения в социальную среду. Часто в качестве синонимов социализации личности используют такие понятия, как развитие личности или ее воспитание, хотя в содержательном плане они не всегда совпадают, поскольку указанные понятия отражают лишь отдельные стороны процесса социализации.

Основными концепциями социализации личности являются: культурно-историческая по Л. С, Выготскому; психоаналитическая по 3. Фрейду; интеракционитская по Ч. Кули; антропологическая по М. и Дж. Миду; эпигенетическая по Эриксону; невротическая по К. Хорни; компенсаторная по А. Адлеру.

Выделяют три сферы, в которых происходит становление личности:

· деятельность;

· общение;

· самосознание.

Каждая из этих сфер должна быть рассмотрена особо. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.

Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением "каталога" деятельностей (Леонтьев), т. е. освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса:

· во-первых, ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами; она осуществляется с помощью личностных смыслов, т. е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение. Продукт такой ориентации можно было бы назвать личностным выбором деятельности;

· как следствие этого, возникает и второй процесс – центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинение ему всех остальных видов деятельности;

· третий процесс - освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости; если кратко выразить сущность этих преобразований в системе деятельности развивающегося индивида, то можно сказать, что перед нами процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности.

Общение рассматривается в контексте социализации также со
стороны его расширения и углубления. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это, прежде всего, переход от монологического к диалогическому общению, децентрация, т. е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.

Третья сфера социализации — это развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его «Я».
Установлено, что образ «Я»,- формирование когнитивного (познание себя), эмоционального (оценка себя), поведенческого (отношение к себе) компонентов этого образа, - возникает у человека не сразу, а складывается на протяжении всей его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.

Институтами социализации личности выступают семья, дошкольные детские учреждения, коллективы; средства массовой информации; официоз, этнопсихология, клубы, ассоциации по интересам и увлечениям: партийные, общественные, религиозные и другие организации и союзы.

В качестве основных механизмов социализации личности выступают различные социальные нормы, эталоны, образцы, модели поведения человека, а также его цели, потребности, мотивы отношения, мировоззрение, убеждения, идеалы, ценностные ориентации, установки и другие особенности самосознания личности.

Выделяют несколько социально-психологических механизмов

социализации:

· идентификация — отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим; примером идентификации является полоролевая типизация - процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;

· подражание — сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т. д.);

· внушение — воздействие на поведение и психику человека, предполагающее некритическое восприятие им особенностей информации. В результате предполагается неосознанное воспроизведение индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;

· рефлексия - обращенность сознания человека на себя, способность и готовность его к самоанализу, самооценке, самоконтролю и самопрогнозу своего поведения и деятельности в группе, обществе;

· эмпатия - сопереживание, сострадание, в целом, эмоциональное созвучие человека по отношению к другому человеку, группе;

· фасилитаиия - стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее («фасилитация» означает «облегчение»);

· конформность - осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.

Ряд авторов выделяют еще три психологических механизма социализации:

имитация— осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения;

стыд - переживание возможного разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей;

чувство вины — переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя вне зависимости от других людей.

Первый из указанных механизмов является позитивным; а стыд и вина рассматриваются как негативные механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение.

В процессе социализации, человек, входя во многие социальные группы, занимает разное положение или социальный статус, обусловленный взаимоотношениями с другими членами группы.

Социальный статус - это ранг или позиция человека в группе во взаимоотношениях с другими группами.

Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Каждый человек имеет множество статусов и выполняет множество социальных ролей. Таким образом, социализацию можно рассматривать как процесс обучения общепринятым способам и методам действия и взаимодействия, что само является процессом обучения ролевому поведению человека.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных