Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вотфосы для поетгорсния 5 страница




психоаналитическая концепции личности — теория, со­гласно которой бессознательные импульсы и стремления лич­ности составляют ядро всех ее жизненных, в том числе соци­альных проявлений.

психологическое направление в социологии - ПреДСТаВ-

лено трУДвми таких теоретиков, как американец Л. Уорд, фран­цуз Г. Тард, итальянец В. Парето, русские Ё.В. Де-Роберти, Н. Я. Кареев и, др. Все они исходили из того, что развитие об­щества и его культуры определяется деятельностью людей, в основе которой лежат разного рода психологические факторы, которые постепенно развиваются и обогащаются. Это: осоз­нанные и неосознанные желания людей и их воля (Уорд), пси­хологические подражания и массовое воспроизведение людьми разного рода открытий и изобретений (Г. Тард), логические и нелогические (неосознанные, спонтанные) реагирования на те или иные явления (В. Парето). Близких к этим позиций при­держивались Е.В. Де-Роберти и Н.И. Кареев. Представители психологического направления в социологии были сторонни­ками эволюционного развития общества, их теории послужили основанием психологического эволюционизма.

ролевая концепция личности - социологическая концеп­ция, согласно которой личность рассматривается как совокуп­ность выполняемых ею социальных ролей и функций.

свободное время — часть внерабочего времени, остающе­гося у человека за вычетом необходимых затрат времени для поездки на транспорте, удовлетворения потребностей в пище и разного рода бытовых потребностей, для получения образова­ния, медицинской помощи и т.д. Свободное время — это время свободного развития личности, расходуемое, например, на за­нятия физкультурой и спортом, посещение музеев, театров, чтение художественной литературы и т.п.

семья — социальный институт и малая группа, в основе ко­торой лежат родственные связи и которая регулирует отноше­ния между супругами, родителями и детьми, а также ближай­шими родственниками. Формы современной семьи: традицион­ная, неотрадиционная, эгалитарная.

символический ИНТЕракционизм — направление в совре­менной западной социологии, уделяющее основное внимание изучению символически опосредованного взаимодействия от­дельных людей и социальных групп. В качестве символов вы­ступают вербальные (словесные) и невербальные средства об­щения (коммуникации), в том числе мимика, визуальные кон­такты, жесты и другие действия. Основные представители Т.Мид, А. Роуз, Т. Шибутании др.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis — общественный) — приспо­собление личности или социальных групп к условиям социаль­ного существования, процесс усвоения ими накопленного со­циального опыта, овладение различными видами деятельности и утверждение себя в системе общественных отношений. Со­циализация субъекта предполагает его активность и избира­тельное отношение к условиям общественной жизни.

социальная диалектика — диалектика развития общества и в целом исторического процесса. Выступает как система взгля­дов о взаимодействии различных сторон общественной жизни, развитии общества и присущих ему противоречиях. К основ­ным проблемам социальной диалектики относятся: взаимодей­ствие объективных и субъективных факторов общественного развития; взаимодействие экономических, политических, ду­ховных и других общественных отношений и соответствующих сфер общественной жизни; взаимодействие субъектов истори­ческого процесса; проявление побудительных сил деятельности людей, взаимосвязь их потребностей, интересов, целей и идеа­лов; отрицание и преемственность в общественном развитии. Каждая из перечисленных проблем заключает в себе множество других. Их творческое решение составляет основное содержа­ние социальной диалектики, применение которой является важнейшим условием научного анализа развития общества.

социальная коммуникация — социальное взаимодействие, обмен социальной информацией.

социальная конвергенция - концепция, согласно которой возможно слияние в одно целое прежде различных обществен­ных устройств. По мнению ее автора П. А. Сорокина, такого ро­да интегральное общество «объединит большинство, позитив­ных ценностей и освободится от серьезных дефектов каждого типа* сливающихся обществ.

социальная мобильность — перемещения людей из одних социальных слоев в другие под влиянием различных объектив­ных и субъективных факторов; отражающая эти процессы тео­рия социальной мобильности указывает на горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность означа­ет переход людей из одних социальных трупп в другие, нахо­дящиеся, так сказать, на одном уровне социальной структуры общества. Например, когда сельский житель становится город­ским, однако профессия и уровень доходов у него остаются прежними. Вертикальная мобильность — это социальные пере­мещения людей в иерархическом порядке, например, из низ­шего слоя в более высокий по социальному статусу и оплате1 труда или же обратно — из высшего слоя в низший. В основе теории социальной мобильности лежат труды Я. А. Сорокина, широко используемые в западной социологии, прежде всего американской.

социальная роль — модель поведения, объективно задан­ная социальным статусом личности, ее положением в системе общественных отношений.

социальная структура обгдесгва — совокупность связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социаль­ных, политических и духовных условий их жизнедеятельности. К основным элементам социальной структуры относятся: клас­сы, сословия, люди города и деревни, умственного и физиче­ского труда, социально-демографические группы (молодежь, другие возрастные группы населения, женщины, мужчины), национальные общности. Почти все названные выше социаль­ные группы и национальные общности неоднородны по соста­ву и в свою очередь делятся на отдельные слои и группы, пред­стающие как самостоятельные элементы социальной структуры с присущими им интересами, которые они реализуют во взаи­модействии с другими субъектами.

соцТ1АЛЬН0-тарРиТОРИАЛЪНЫ£ общности — объективно складывающиеся системы пространственной организации жиз­недеятельности людей. Функционируют как особые виды посе­лений, главными из которых являются город и деревня. Обла­дают такими признаками, как устойчивое положение в системе общественного разделения труда, особое место в системе эко­номических, социальных, политических и других общественных отношений.

социального реализма теория — исходит из того, что

природу социальных явлений следует объяснять не биологиче­скими или психологическими, а социальными факторами. Со­гласно этой теории, решающую роль в поведении людей и их деятельности играет общество как система взаимодействий со­циальных субъектов, их коллективное сознание и разного рода социальные институты. Изначальными причинами социальных явлений объявляются идеи и духовные ценности людей, кото­рые они реализуют в своей практической деятельности. Осно­воположник теории — французский социолог Э. Дюркгейм.

социальной стратификации теория — делит общество на различные слои — страты (от лат. Пгагат), различающиеся между собой по уровню доходов, профессиям и видам деятель­ности, политическим взглядам, культурным ориентациям и тд. Основоположник теории П.Л. Сорокин характеризовал социаль­ную стратификацию как естественное и нормальное состояние общества. Она объективно обусловлена существующим разде­лением труда, имущественным неравенством, разными полити­ческими интересами людей и т.д. К основным формам соци­альной стратификации он отнес профессиональную, экономиче­скую и политическую.

социальные ТТУ1ШЫ — группы людей, объединенные об­щим для них укладом жизни, специфическими интересами и ценностными ориентациями, которые они реализуют в совме­стной деятельности. Выделяют социальные группы, склады­вающиеся объективно, т.е. независимо от сознания и воли лю­дей, — классы, нации, демографические группы, а также груп­пы, формирующиеся в ходе сознательной и организующей дея­тельности самих людей, — политические партии, профсоюзные и молодежные организации, научные общества итд. Среди данных групп социологи выделяют формальные и неформальные. Формальные действуют чаще на основе принятых ими уставов и программ (политические партии и др.), у неформальных дей­ствия осуществляются на основе личных контактов входящих в них людей, а также путем организации собраний, митингов, массовых движений и т.д.

социальные законы — законы, по которым развивается че­ловеческое общество, выступающие в конечном счете как зако­ны деятельности и общественных отношений людей. Социаль­ные или исторические законы складываются и существуют объ­ективно, т.е. независимо от сознания и воли людей. Их нельзя отменить, но их можно познать и действовать в соответствии с ними. О, Конт писал об исследовании исторических законов как «постоянных отношений», существующих между наблюдае­мыми социальными явлениями. Он указывал на биологические, «астрономические» (космические) и социальные законы суще­ствования общества, среди которых он выделил «главный и ос­новной закон интеллектуальной эволюции человечества». Мар­ксисты исходят из того, что в основе развития общества лежат законы развития материального производства. Представители психологического направления в социологии считают,.что в ос-' нове развития общества лежат законы функционирования пси­хики людей, определяющие их социальную деятельность и по­ведение.

социальные институты (от лат. institutum — установление, учреждение) — исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. К ним можно отнести институты семьи, образования, власти и др. Социаль­ные институты выполняют общественно значимые функции и обеспечивают устойчивость социальных связей и отношений людей в рамках того или иного общества.

социальные организации - система связей и отношений, объединяющих какое-то число индивидов или групп людей для достижения определенных целей. Социологи выделяют произ­водственные, политические, военные, научные, творческие и иные организации.

социологическая теория действия (обмена) — направле­ние в современной западной социологии, объясняющее соци­альную действительность как процесс рационального обмена между индивидами и группами людей, стремящихся получить из этого определенную выгоду- Речь идет об обмене информа­цией, энергией, теми или иными благами, получении возна­граждения, разного рода «социальных активов». Эта теория наиболее обоснована в работах американского социолога Дж. Хоманса.

социология (от лат. societas — общество и греч. logos) — учение об обществе. Те или иные направления в социологии различаются своими подходами к анализу общества, методами его изучения и формирующимися в результате этого специфи­ческими взглядами на общество в целом или на отдельные его сферы, деятельность различных социальных институтов и орга­низаций. Таковы позитивистское, марксистское, психологическое и другие направления и школы в области социологии.

социология культуры — отрасль социологии, которая изу­чает культуру как общественное явление.

социология личности — отрасль социологии, изучающая личность как социальное явление, ее взаимодействие с различ­ными социальными группами и обществом.

сравнительный метод в социологии - заключается в том, что, сопоставляя те или иные данные о развитии народов раз­ных стран и исторических эпох, исследователи обнаруживают некоторые общие тенденции развития этих народов, а также специфические особенности их культур. Сравниваемые явления берутся в их динамике и исторической эволюции, что позволя­ет успешно решать вышеуказанные задачи и увеличивает воз­можности социологического прогнозирования. Это повышает практическое значение социологии как науки. 6 русской со­циологии сравнительный метод всесторонне разработал М. М. Ковалевский.

слтуктурно-Функциональный анализ — школа в социоло­гии, основанная Т. Парсонсом и ставящая своей целью изучение различных элементов и сфер общества, а также механизмов их взаимодействия!

субкультура — специфический вид культуры, ценности и образцы поведения которой отличаются от общепринятых. в социологии исследуются разного рода этнические, классовые, молодежные и другие субкультуры (Р. Мертон, С. Коэн и др.).

субъективный метод в социологии — метод анализа об­щественных явлений исходя из представлений о решающей ро­ли сознания людей в их деятельности и поведении. Особое внимание обращается на интеллигенцию как носителя наибо­лее просвещенного общественного сознания, а также на роль выдающихся личностей в развитии общества и в историческом процессе. Основная задача социологии усматривается в изуче­нии мотивов поведения и деятельности людей, их нравствен-, ных идеалов. Делается акцент на их «солидарных» действиях, направляемых их общими интересами. Метод всесторонне обоснован в работах русских мыслителей ПЛ. Лаврова и Я К. Михайловского.

сферы жизни общества - области общественной жизни, в
которых осуществляются различные виды деятельности людей
и их общественных отношений. Социологи различают экономи-
ческую, социальную, политическую и духовную сферы жизни об-
щества, i

трудовой коллектив — форма организованной и устойчи­вой совместной трудовой деятельности людей, в которой осу­ществляется взаимодействие их интересов, а также интересов каждого из них с общими интересами коллектива.

феноменологическая социология — исходит из того, что восприятие мира и конкретных фактов зависит от их толкова­ний человеком. При этом способ объяснения ситуации и опре­деление того, что возможно, допустимо, а что исключено, зави­сит от системы ценностей, которую данный человек усвоил в процессе его жизнедеятельности в обществе. Основные пред­ставители феноменологической социологии А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукманн.

цель — один из атрибутов сознательной деятельности лю­дей, моделирование в их сознании результатов деятельности, их мысленное предвосхищение. В силу этого цель выступает как важная побудительная сила и непосредственный мотив дея­тельности социальных субъектов.

ценности (от греч. axios — ценность) — все то, что имеет значение для жизнедеятельности людей, в Том числе их духов­ные идеалы, материальные блага, полезные для них нормы и принципы нравственных, политических и правовых взаимоот­ношений и тд. Выделяют нравственные, эстетические, религи­озные, политические, правовые, материальные и другие соци­альные ценности. Социологическая теория ценностей была всесторонне обоснована М. Вебером.

ценностные ориентации — ориентации социальных субъ­ектов — классов, наций, профессиональных и демографических


групп (молодежи, женщин, мужчин и т.д.) и отдельных лично­стей на те или иные социальные ценности — духовные, поли­тические, правовые, материальные, выступающие в качестве своего рода социальных координат, определяющих содержание и направленность их деятельности и поведения.

цивилизационный подход к анализу общественных яв­лений — рассмотрение их в системе признаков и критериев той или иной цивилизации, присущих ей элементов культуры.

цивилизация (от лат. сгуУю — гражданский) — ступень раз­вития общества, на которой главную роль играют не родовые, а социальные связи людей. Определяется также как соответствую­щий уровень культуры общества и как тип культуры, в зависи­мости от которого выделяют Западную и Восточную цивилиза­ции, христианскую и исламскую, современную индустриальную цивилизацию и т.д.

эволюционная теория общества - система взглядов, обосновывающая развитие общества как процесс постепенных количественных и качественных изменений в области челове­ческой деятельности, общественных отношений, функциониро­вании социальных институтов. Развитие общества рассматрива­ется как процесс перехода от его низших состояний к высшим, от простых к более сложным. Эта теория получила свое обос­нование в работах О. Конто, Г. Спенсера и других мыслителей.

этническая социология — отрасль социологии, исследую­щая национально-этнические отношения людей.

этнос (от греч. еишов — племя, народ) — общность людей, связанных между собой общим происхождением и длительным совместным существованием. Это различные народности, на­ции, немногочисленные этнические группы, характеризующие­ся такими устойчивыми признаками, как язык, особенности бытовой культуры, обычаи и традиции. Эти признаки воспро­изводятся в этническом (национальном) самосознании наро­дов, в котором они осознают свое единство и этническое род­ство.


Оглавление

 

 

Предисловие 5

I. Социологическое знание 13

Глава 1 Структура социотюгичесхого знания И

Объекты социологии и элементы социологического знания 14

Уровни социологического знания 18

Глава Z Основные функции социологии 24

И. СЭбщесоциологические теории 29
Глава 3. Классическая западная социология

XIX - начала XX вв. 30

Основоположник социологии — О. Конт 30

Органическая теория общества Г. Спенсера 36

Теория социального реализма и научный метод

в социологии Э. Дюркгейма 40

3.4. Понимающая социология М. Вебера 43

Глава 4. Социологическая теория марксизма 50

От идеалистического к материалистическому пониманию исторического процесса 51

Определяющая роль способа производства в жизни общества 54

Общество — целостный социальный организм 57

Сферы общественной жизни 59

Общественно-экономические формации,

или исторические типы общества 62

4.6. Марксистская социология и современность 65

Глава 5. Соидкологическая мысль в России

второй Головины ХГХ - начала XX вв. 70

Социологические взгляды революционных демократов 70

Анархизм М. Бакунина и П. Кропоткина 81

Субъективный метод в социологии 86

Психологическое направление в русской социологии 92

Легальный марксизм 96

Плюралистическая социология М. Ковалевского 103

Социологический неопозитивизм П. Сорокина 108

Глава 6l Современная западная соццология 115

6.1. Академическая социология. Классификация

современных социологических направлений 115

Неопозитивизм 117

Структурно-функциональный анализ Т. Парсонса 119

Социология конфликта 122

Феноменологическая социология 124

Символический интеракциониэм 125 6.?. Теория действия 127

Ш. Специальные социологические теории 131

Г]пава 7. Теория социальной структуры общества 132

Социальная структура общества и ее элементы 132

Социальные отношения и типы социальных структур 134

Социальные группы 139

Социальная мобильность 142

Проблема гражданского общества 143

Актуальные проблемы развития социальной структуры современного общества 145

Глава 8. Этническая социология 149

Этническая общность. Этнос. Народ. Нация 149

Национально-этнические отношения 155

Национальный вопрос в современных условиях 162

Глава 9. ГЬлитическая социология 168

Политики и политическая деятельность 168

Политические отношения и политические интересы 170

Политические процессы и политические институты 176

Политическая система общества 179

Политическое сознание 184

Глава Ю. Социология культуры 190

Культура и eç функции 190

Социологическая классификация культуры

и закономерность ее развития 193

Массовая культура и субкультура 196

Проблемы культуры в современной России 200

Глава И Социальные шкггитуты и организации 202

ПЛ. Социальные институты 202

11.2. Социальные организации 212

Глава 12. Социология Труда и трудовых организаций 220

Труд и его составляющие 220

Трудовая организация — трудовой коллектив 226

Глава 13. Социология семьи 240

Брак и семья — социальные институты 240

Важнейшие функции семьи 243

Тенденции развития семейно-брачных отношений 248

Концепции личностей 255

Социализация личности 259

Социальная типология личности 261

Личность и общество в переходный период 264

Глава 15. Социология города и деревни 267

Социология расселения 267

Специфика функционирования города 270

Проблемы развития деревни 274

Система расселения 282

Глава 16. Общественное мнение; механизм формирования,

функции, проблемы изучения 286

Феномен общественного мнения. 286

Функция общественного мнения 295

Глава 17. Социология свободного времени 300

Структура и классификация свободного времени 300

Свободное время в жизни общества 305

Факторы, влияющие на свободное время 310

Глава 18. Социология конфликта 315

Конфликт и различные подходы к его изучению. 315

Функции и классификация социальных конфликтов 322

Механизм социального конфликта 326

Управление конфликтом 329

Социальные конфликты в современной России 331

IV. Прикладная социология: методика

и техника социологических исследований 339

Глава 19. Социологическое исследование: понятие и виды,

программа и выборка 340

Социологическое исследование и его виды 340

Программа социологического исследования 345

Применение выборочного метода 349

Рабочий план социологического исследования 352

Глава 20. Методы социологических исследований 355

Анкетный опрос 355

Интервью 359

Наблюдение. Эксперимент 366

Анализ документов 369

Глава 21 Анализ эмпирических данных 376

Литература 384

Важнейшие социологические понятия и термины 388


Учебник

Лавриненко Владимир Николаевич, Нартов Николай Александрович, Шабанова Ольга Александровна, Лукашова Галина Семеновна

СОЦИОЛОГИЯ

 

Редактор Г.А. Клебче Корректор В. Г. Коржилова Оригинал-макет О.В. Белынской Художник A.B. Лебедев

Лицензия серия ИД № 03562 от 19.12.2000 г. Подписано в печать 09.11.99. Формат 60x88 1/16

Усл. печ. л. 25,5. Уч.-изд. л. 20,0 Тираж 20 ООО экз. (3-й завод - 5 000). Заказ 2430

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА» Генеральный директор В.Н. Закаидзе

123298, Москва, ул. Ирины Левченко, 1 Тел. (095) 194-00-15. Тел/факс (095) 194-00-14 www.umty-dana.ru E-mail: unity@msm.ru

Отпечатано во ФГУП ЙПК «Ульяновский Дом печати» 432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14


Q6h«çqujîалогические теории

П» Оярохяя m реями я вШштиный тть> Ш ятт mm m m тщтт я идеек ттщнтнт тшт шторой в будущем |одиталнетнч#ский я тттмтюмюМ, *щ «я пи* од, титэд обшета штт в mm трет*© интрдальнве об» ттю* которое «оЗмвяяят Шыттто птттш и§яно* я скиюбедятол or едшяш дефектов щш тяш*< ПА Сереют швед я wmpwo как один яз шш итжи

 

* PafiKnftfrpp Oflflf гпкянне идей мдйнтепнянного леышпдодома l,f. lemmwww* 4И. Герцена, Н.Г. Че^шщ^кошт

I* 0?»0ДСТриауйте сншознщ 4«fW аиадоща, МЛ Бакунина

«ЯЛ Кр«10Шна, 3», в ЧвМ ШЯЮЧШе*.ру«п*1ггившй метод» «еащщюгии

ПЛ Л«Ц№М| Н.К, Мн№|Ьшешо я др' 4î Раскройте неровные положения психологического толкова-

 

 

я mMf Туят'ййрдаоднщого,

 

 

1 Си- Щит #4 Чтт- Шщттт^ Ойшютвд- с, 16-


Гммоб Ш

поМйду* - шйумма лйй* е которым* тшш

ЙоДДврЖЙвШг ОТНОШЕНИЯ 1Эа1ШоДеЙ№ня Н Чьи ПОЗИЦИЙ, Чв«отпОШ*нив ЙШШДОвя дли йвго ОбйеВоЙ ейМОг&ниНайЙя и ГШ» НйрОВаййИ сОбсТВвНЙЬ» аВДЙШвЁ» ВоЭЙИКМОМНЙ* ввЩввТВв

Мнд ъ$ш№№ и конечном йчт Фйзйологйчвоюшй причина­ми - йеобхо*имастью удовлвтворвййя вгфтйМДОг Одряб* ноствй, прежде всйго тггр*6ноет*й в ггйтвйнй н продолжении жнэнй. Но даже в удовлетворений физиологически* пщюбне» ст*й индивид «завязан» на других Людей.

Описывая р*ально«й идеально* общш, Мм рвссыотрн^ вйвт их через прйзыу широты и качества взаимодействия. Иде­альное ОбШество Хйрактер-йзуется 1ЮвобЩйШШ'№^я и ВоШ*

ченостью в процесс к^шушшдций аеего шттшт. Иредшэ-

сьШ» ВозйиХНОВеййЙ ЙДеаЛьйОго ОбЩ*Ствй ОЙ ВиДЙТ в раСШИ-реййй Ш1рЧ)Хс^ййствеЙйь1х сШйй, ЙШЬШШШ вввШЁ Юеу* Дйретв» уИйвврсалйзЩий религий. При МйД йсШчврШаеТ конструктивную роль еедШкнЫх кОйфЛЙктоЬ, В ТОМ ЧШШс конфликта мешу труйОМ й кШггМОМ; в Ходе Этого йОйфЯйкГа йШШ ГОЛОС угйеТбЙйьШ, ЛИШЬНЙЫй ЫШЬа, ЬЩ6 йё прйзйай-' ИЫй ОбЩёШдк й оо^кЩЙися За свое прйЭнаййв* Ш1ЙЖ ТаКЙЫ образом, расШйрйетсй круг ёоЦийЛЬНЫХ вубЪвЮбв* ВоШчдИШШ в коМЫуййкйЦйю, й результатом *шд нового Диалоги может стать г^еортнйзашш общеетва.

Исследователя Мйда само социологическое исследование йоййыаит как коммуййквтнвнии проие*с> цел* 10Угор0го во-стоит не в сований теоретических кОнетрукЦйЙ дйя обвявНе-ййй реальности, а в ВоссозЛаййи, В «реконструирований» наме­рении й стратегий ДеЙствутойШ индивидов йа основе метода

ПОЙйМайЙЯ.

 

6«7. Тдорш действия

Саййологйчвйкай теорий действий (или теория обмене) обй-ша своим шиытштты шершшшыу исследователю Дж. Хомйнсу (1910—1989). Ой виДнТ задачу эмпирической соци-шийвй науки в оннсАййй й объяснений связи между явления­ми. ТвКиМ Образом, первШ ШаГ «Ш» оНШШние. Оно ВОЗМОЖНО благодаря наблюдению» точнее, благодаря обобщению наблю­


примиримьгх конфликтов. Основная масса трудящихся ощутила tot тяготы становления рыночных отношений» ккггупает в от­бытые конфликты о администрацией.

Очевиден конфликт внутри ингтшишции. Часть интелли­генции, участвуя а смаке политического руководства, войдя в ггравительственные структуры н заняв там лидирующее поло­жение, помогает утвердиться во власти новым классам. По сути дала устанавливается альянс части интеллигендин с «кадровой»

ЭЛИТОЙ.

Хотя отечественная буржуазия только формируется как класс, но ее конфликт с другими классами и группами уже раз-•ертывоется вокруг распределения кредитов, механизмов при­ватизации, налогового эаконещательства и тл. Сегодня каждая группа промышленников и предпринимателей на всех уровнях (в центре и в регионах) стремится реализовать свои интересы. Для отого они испольэуктг лоббистское давление на исполни­тельную и законодательную власть.

Можно согласиться с мнением о том* что в современной России конфликт стал повседневной реальностью. Страна стала полам действия социальных конфликтов, начиная с межэтни­ческих к кончая сош^ально-массовыми, пройвтгвшимися во многая мбастовках. &то подтверждаю? мощные забастовки шахтеров, работников наземного, вчзэ^шного, железнодорож­ного н морского транспорта, рыболовецких хозяйств, учителей, врачей.

С 1991 г. кокфтпсгы стали возникать в региональном мас­штабе, Они был» обусловлены не пгхтгвостоянием рядовых гзабстииков и одьтиистрации, а г*рот1жнж»яяивм населения и TpyttoBMJf коллективов иентральиьш органам власти и руковод­ству. Основная направленность забастовочного движения в 1992 г. — его повышение уровня жизни участников «того дви­жения[21]. В ходе забастовочной борьбы я 1992 г. преобладали требования о повышении заработной платы, уровня жизни, ли* квидацни задолженности по зарплате и вытодте пенсий. Вместе с тем все громче раздаются требования, связанные с отстаива­нием трудяитмися своего гграва собственности иа имущество предриятий.


Ш

ОбиЮСОиИШШГИЧвСКМб ТвОБИМ

 

 

ША Ощтт шттшштщт иш mm m mm ъшт-

ЩШШВ Я ОвЛЯШВ СВ1ШШ10ШИ 1ШСЛШШ1вЙ XX в.

 

. Ввдавейм qubiqiihbi идей мвх1та1тжншого двмокв

 

 

> •

l i é,-......___..... ^|У^У?Я9,?'ц*'ё1!?. Tjf?y<

ЙЯДРЯв

mm ш m щотуяид e идеей шнт&жт* тшт шторой s бдеущем i»rorrajwfffH4WíQiíí н шшунястячеекий, как он пи* ш, wis обществ» шш| в некое третье интегральнее oj* ffieemt которое «ебьедяяя? бошшвш иоздгги*нщ ценили пей. я втбадярея of сершяш дефектов тшт tuna»1,

 

Mi яедяяеявт, А.И. Герцена, H г\ %ряшеввадо, 1* Охярюзд ряэу&т зднздше черта анартамп MA Зйкдошй

я ПА Крояотейт Si 1 чем тшчяето* *су^*тош*й метод* к мщнологаи

П.Л. Ладом, Н.К. Мн»»пЛ01ю*ргр и др,?

^^вв?£^^^^вР?в ^J^Ha^^^S^^HIÍ R^^^í^í^kc^^^í^l ^^с^^Ж^^^^^ч'я^^счс^чр^^ T^^^ÖS^^^^ft

mm ееддеядмт ттнт к ipwifwЕВ Де^Робери? и н,И-

 

я Mut Tywf-Äe^o»«?oro, ii ШИе адмтерненясу пдао$>ади$тит»екой еощкадотни М,М ^швяловежвго,

f, В чем шшчакде* о*дао*ннв ядея еещншо^чеешо \т~


[1] См.: Круг жизни. 1999. № 10. - С. 6.

[2] ГегельГ.Философия права. — М.: Мысль, 1990. — С. 437.

[3] См.: Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта //Социологи­ческие исследования. 1994. № 5. — С. 142.

[4] Си.: Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. С. 143.

[5] Нечипоренко Д. А. Буржуазная «социология» конфликта. — М.: Политиздат, 1982. - С. 39.

[6] См.: Фролов С. С. Социология. — М.: Логос, 1996. — С. 326.

[7] Фишер Ф. и Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. — М.: Наука, 1992. - С. 9.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных