Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 3. Возможности исторического познания




Теория и методология истории

Программа семинарских занятий

На 2013/2014 учебный год

Расчет часов по семинарскому курсу

Номер темы Название темы к-во часов
  Введение в курс  
  Особенности исторического познания  
  Возможности исторического познания  
  Социальные функции исторической науки  
  Методологические функции понятийного аппарата исторической науки  
  Философские методы в научном историческом исследовании  
  Логические методы в научном историческом исследовании  
  Исторические методы в научном историческом исследовании  
  Моделирование исторического процесса  
  Моделирование общественных систем  
1 – 10 Итого  

План

Семинарских занятий по курсу

«Теория и методология истории»

Тема 1. Введение в семинарский курс «Теория и методология истории»

План

1. Объект, предмет, цели и задачи семинарского курса.

2. Литература и источники семинарского курса. Формы прохождения и формы отчетности по курсу.

3. Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям (на примере занятия по теме «Особенности исторического познания»).

 

Тема 2. Особенности исторического познания

План

1. Предмет исторического познания.

2. Реконструкция исторической действительности.

3. Проблемы соотношения научных и художественных методов познания.

 

Рекомендуемая основная литература

Мишенин С.Е. Теория и методология истории: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов V курса специалитета дневного отделения обучающихся по специальности «История» – Кемерово, 2013. – 126 с. (в печати; электронный вариант у автора).

Рекомендуемая дополнительная литература

Губман, Б. Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций / Б. Л. Губман. – М.: Наука, 1991. – 192 с.

Жуков, Е. М. Очерки методологии истории / Е. М. Жуков. – 2-е изд., испр. – М.: Наука, 1987. – С. 5 – 38.

Ковальченко, И. Д. Методы исторического исследования. – 2-е изд., доп. / И. Д. Ковальченко. – М.: Наука, 2003. – 486 с.

Могильницкий, Б. Г. О природе исторического познания / Б. Г. Могильницкий. – Томск: Изд-во ТГУ, 1978. – 236 с.

Смоленский, Н. И. проблема объективности исторического познания / Н. И. Смоленский / Новая и Новейшая история. – 2004. – № 6. – С. 26 – 56.

Смоленский, Н. И. Теория и методология истории / Н. И. Смоленский. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с.

Хвостова, К. В. Общие особенности современной гносеологии истории / К. В. Хвостова, В. К. Финн // Гносеологические и логические проблемы исторической науки: учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Наука, 1995. – С. 6 – 35.

Шмаков, В. С. Структура исторического знания и картина мира / В. С. Шмаков. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. – С. 9 – 28.

Тема 3. Возможности исторического познания

План

1. История и теория: проблемы взаимоотношения и взаимодействия.

2. Становление методологии истории. Особенности советской методологии.

3. Методологический кризис 1990-х гг., перспективы и условия его преодоления.

Рекомендуемая основная литература

Мишенин С.Е. Теория и методология истории: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов V курса специалитета дневного отделения обучающихся по специальности «История» – Кемерово, 2013. – 126 с. (в печати; электронный вариант у автора).

Рекомендуемая дополнительная литература

Барг, М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма / М. А. Барг. – М., 1987.

Буганов, В. И. Размышления о современной отечественной исторической науке / В. И. Буганов // Новая и Новейшая история. – 1996. – № 1. – С. 77 – 87.

Гуревич, А. Я. О кризисе современной исторической науки / А. Я. Гуревич // Вопросы истории. – 1991. – № 2 – 3.

Данилов, В. П. Современная российская историография. В чем выход из кризиса / В. П. Данилов // Новая и Новейшая история. – 1993. – № 6. – С. 95 – 101.

Заболотный, Е. Б. К вопросу о предпосылках методологического кризиса исторической науки / Е. Б. Заболотный, Т. Н. Кондратьева // Рубеж веков: проблемы методологии и историософии исторических исследований: Сборник статей / отв. ред. Е. Б. Заболотный. – Тюмень: Изд-во Тюменск. гос. ун-та, 1999. – С. 27 – 35.

Ковальченко, И. Д. Методы исторического исследования. – 2-е изд., доп. / И. Д. Ковальченко. – М.: Наука, 2003. – 486 с.

Козин, Н. Г. Познание и историческая наука (Эмпирический и теоретический уровни знания и историческая наука) / Н. Г. Козин. – Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1980. – 150 с.

Ланда, Р. Г. Обновление методологии или откат назад? / Р. Г. Ланда // Новая и новейшая история. – 1996. – № 4.

Методологические поиски в современной исторической науке: Дискуссии и обсуждения // Новая и новейшая история. – 1996. – № 4. – С. 79 – 100; № 6. – С. 60 – 75.

Могильницкий, Б. Г. Введение в методологию истории / Б. Г. Могильницкий. – М.: Высшая школа, 1989. – 175 с.

Могильницкий, Б. Г. Историческое познание и историческая теория / Б. Г. Могильницкий // Новая и новейшая история. – 1991. – № 6. – С. 3 – 9.

Могильницкий, Б. Г. Методология истории в системе универсального образования / Б. Г. Могильницкий // Новая и новейшая история. – 2003. – № 6. – С. 13 – 17.

Могильницкий, Б. Г. О новом учебном пособии по теории и методологии истории / Б. Г. Могильницкий // Новая и новейшая история. – 2008. – № 1. – С. 215 – 220.

Могильницкий, Б. Г. О природе исторического познания / Б. Г. Могильницкий. – Томск: Изд-во ТГУ, 1978. – 236 с.

Парфенов, И. Д. Методология исторической науки: Курс лекций / И. Д. Парфенов. – Изд-во Саратовск. ун-та, 2001.

Пивовар, Е. И. Теоретические проблемы изучения и преподавания истории на ХХ Международном конгрессе исторических наук / Е. И. Пивовар // Новая и Новейшая история. – 2006. – № 3.

Репина, Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. История исторического знания: пособие для вузов / Л. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. – М.: Дрофа, 2004. – С. 28 – 31.

Смоленский, Н. И. Об исследовании британского ученого Дж. Тоша проблем методологии истории / Н. И. Смоленский // Новая и новейшая история. – 2009. – С. 176 – 190.

Смоленский, Н. И. Теория и методология истории / Н. И. Смоленский. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных