ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Парциальные программы экологического воспитанияПрограммно-методическое обеспечение Экологического образования дошкольников За последние годы в нашей стране были созданы программы двух типов: 1) комплексные, направленные на всестороннее развитие детей; 2) парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития. Такие комплексные программы, как «Радуга», «Детство», «Развитие», «Детский сад – дом радости», «Кроха», базисная программа развития ребенка «Истоки» прошли экспертизу Министерства образования и науки РФ и были рекомендованы к использованию. Во всех комплексных программах имеются разделы по ознакомлению дошкольников с природой и экологическому воспитанию. Все программы ориентированы на современную концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка. Детство (программа развития и воспитания детей в детском саду) (Авторы: В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина, М.В. Крулехт и др. Под редакцией: Т.Н. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.И. Гурович) Особое внимание в программе обращается на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам. Раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми различными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ. Программный материал для каждого возраста включает четыре содержательных блока. 1. Сведения о растениях, животных как представителях живой природы. Дети познают особенности внешнего строения и жизненных функций организма (питание, дыхание и пр.), перед ними раскрываются связи живых существ со средой обитания, их неповторимость. 2. Механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания. Дети подробно знакомятся со свойствами различных сред, у них формируется представление о группах животных, проживающих в однородной среде. 3. Знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных. Дети получают представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса. 4. Знания экосистемного характера. Дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимозависимостью, узнают также, что человек способен по-разному воздействовать на сообщества живых организмов: может их разрушать, а может поддерживать. Можно утверждать: «Детство» – программа не только многогранного развития личности дошкольника, это комплексная программа с экологическим уклоном, обеспечивающая ребенку одновременно всестороннее развитие и формирование начальной стадии экологического мировоззрения. Такое сочетание может способствовать в дальнейшем (при условии непрерывности экологического образования) развитию полноценного экологического сознания, которое будет определять деятельность взрослого человека в быту, на отдыхе и на производстве.
Программа «Радуга» Авторы: Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова (Научный руководитель Т.Н. Доронова) Программа рекомендована Минобразования РФ, прошла апробацию в различных регионах страны. В настоящее время переработана с учетом предложений педагогов-практиков. Программа направлена на воспитание, образование и развитие детей от 2 до 7 лет. Программа содержит семь разделов: изобразительная деятельность, математика, развитие речи, конструирование, музыка, движение, окружающий мир. Авторы назвали программу «Радуга», образно сравнивая с настоящей радугой семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка: физическая культура; игра; изобразительная деятельность и ручной труд; конструирование; занятие музыкальным и пластическим искусством; занятие по развитию речи и ознакомление с окружающим миром; математика. Так, например, разделы «Ребенок и окружающий его мир», «Обучение родному и иностранному языкам» обозначены синим цветом. С синим цветом ассоциируется все то, что необходимо как воздух и окружает ребенка в быту и природе, что позволяет ему установить связи между живым и неживым, познать самого себя. Раздел программы «Радуга» «Мир природы» является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого они все вместе получают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру. В методическом материале программы предусмотрено значительное количество занятий о растениях, животных, планете Земля и строении Солнечной системы. Детям дают знания из области географии, сведения об экзотических явлениях (о природе Африки, динозаврах и др.), на основе сезонных наблюдений составляются «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей создания часов, календарей, глобуса. Программа «Радуга» предлагает разделить работу по экологическому воспитанию на два раздела: «Живая природа» и «Неживая природа». На занятиях дети получают знания о растениях и животных как о царствах: царство растений и царство животных. Царство растений в свою очередь делится на дикие и культурные растения. Дикие растения – те, которые живут, растут и развиваются без усилий со стороны человека, а культурные – те, в росте, развитии и жизни которых человек принимает активное участие. Авторы рекомендуют при ознакомлении детей с растениями учитывать специфику края, местности, где живут дети. Например, следует знакомить с морскими растениями тех, кто живет на морском побережье; при классификации комнатных растений следует начать с тех, которые есть в группе, детском саду и т.д. Проводятся занятия для расширения у детей представлений о мире растений через занимательные рассказы (исторические факты, «язык цветов», растения, занесенные в Красную книгу). С детьми рекомендуется проводить систему занятий по ознакомлению с растениями. Темы занятий: «Царство растений», «Культурные растения», «Дикие растения», «Удивительные и прекрасные». Царство животных авторы подразделяют не по классам и видам, а по их взаимосвязям с человеком, т.е. на диких и домашних животных. Детям даются знания о том, что к домашним животным относятся виды, живущие рядом с человеком не одну тысячу лет (коровы, овцы, свиньи, козы), а дикие животные – те, которые не могут жить с человеком. Они сами заботятся о себе, живут по своим законам. В старшем дошкольном возрасте дети только накапливают познавательный багаж, содержащий знания и информацию о неживой природе. Авторы предлагают передавать детям на занятиях конкретные факты и сведения через крупные познавательные темы: «Атмосферные явления» – происхождение облаков, туч, дождя, молнии; «Разнообразие природы» – рассказы о разных климатических зонах; «Времена года» – обобщающие беседы о зиме, весне, лете, осени; «Солнечная система» – познавательные рассказы о планетах и других небесных телах, о зависимости наступления дня, ночи, вечера и утра от положения Земли по отношению к Солнцу; «Удивительное в камне» – познавательные рассказы о различных камнях, их происхождении, роли в жизни людей в разные времена. Авторы считают беседы на познавательные темы одной из форм получения информации. В итоге бесед ребенок должен осознать, понять различные закономерности нашего мира, получить новую информацию (беседа о фруктах, «Мой любимый день недели, года», «Животные, которых мы знаем» и др.). «Радуга» предусматривает значительное количество занятий о растениях, животных, строении Солнечной системы. Дошкольники получают много знаний, но недостаточно экологических. Предполагается частое использование словесного метода: рассказ воспитателя, объяснение вместо наблюдения, совсем не присутствует опытническая работа, мало внимания уделено труду в природе. Детям все дается в готовом виде, т.е. всю информацию они черпают из рассказа воспитателя. Эта программа рассчитана в основном на получение готовых знаний, а не на практическую деятельность детей.
Программа «Истоки» Авторы: Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др. (Ответственный редактор Л.Е. Курнешова) Содержание программы ориентировано на три возраста: ранний – от 0 до 3 лет, младший дошкольный – от 3 до 5 лет и старший дошкольный – от 5 до 7 лет. В программе имеются разделы «Мир, в котором мы живем», «Природа и ребенок» и др. В приложении к программе даны факультативные разделы (например, «Живой мир природы в городе и ребенок»). Программа «Истоки» интересна по многим параметрам, но она не вышла на современный уровень полноценного экологического воспитания, т.к. не ставит задач развития в детях начал экологической культуры, рассматривающей природу как ценность познавательного, эстетического, нравственного и физического развития. Основное внимание в программе сосредоточено на развитии познавательного интереса к явлениям природы. В программу включено познание детьми связей живого организма со средой обитания (экологический аспект), но оно не раскрыто на конкретном материале. В программе представлен только животный мир, фактически не представлен мир растений. Например, предусматривается знакомство с экзотическими объектами (яркий попугай, тритон в террариуме и др.), хотя их трудно содержать в детском саду и присутствие их педагогически нецелесообразно. В программе психологически глубоко и интересно представлена работа по ознакомлению с насекомыми – в разделе «Содержание и условия педагогической работы» и в разделе приложения «Живой мир природы в городе и ребенок». Дошкольники видят, как взрослые борются с тараканами, мухами, молью, тлей, колорадским жуком, гусеницами и другими насекомыми, которые действительно нежелательны в быту и сельском хозяйстве. Это ставит ребенка в трудное положение (диалектическое противоречие) в отношении к природе. Важнейшее условие – создание разнообразных развивающих природных сред в помещении детского сада и на участке. Особенности этих сред — эстетичность и наличие в их составе необычных, привлекающих внимание объектов (например, цветущее и плодоносящее лимонное деревце в зимнем саду, яркий попугай в живом уголке, тритон в террариуме и др.). Участок детского сада рекомендуется оборудовать так, чтобы дети могли не только знакомиться со средой леса, парка и сада, но и действовать, наблюдать, экспериментировать, проектировать и созидать. Как важнейшее педагогическое условие успешного приобщения к природе в программе выделяется наличие на участке детского сада птиц, насекомых, земноводных, ящериц, а также тех диких животных, которые могут жить в городской парковой среде. Домашние животные на территории детского сада при условии их правильного подбора и содержания могут стать источником большой детской радости, плодотворных наблюдений, добрых чувств и заботы. Парциальные программы экологического воспитания
Отдельные парциальные программы экологического воспитания и образования дошкольников также одобрены Министерством образования и науки РФ. По содержанию, целям и задачам парциальные программы Н.А. Рыжова условно разделила на три группы: 1) программы экологической (в основном биоэкологической) направленности; 2) программы эстетико-культурно-экологической направленности; 3) программы социально-экологической направленности. В парциальных программах экологической направленности приоритетными являются вопросы классической экологии – ознакомления детей с взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и пр. К ним можно отнести программы С.Н. Николаевой «Юный эколог», Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа», Н.Н. Кондратьевой «Мы», Ж.Л. Васякиной-Новиковой «Паутинка», А.В. Королевой «Экологическая дорожка» и др. Программа «Юный эколог» (автор С. Н. Николаева). Программа состоит из 2-ух подпрограмм: 1. «Экологическое воспитание дошкольников». 2. «Повышение квалификации работников ДОУ». 2-ая подпрограмма рассчитана на взрослых. Программа для детей состоит из 7 разделов: 1. 1-ый раздел – это элементарные сведения о мироздании, неживой природе земли, её значении в жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе и как компоненты среды жизни живых существ. 2. Разделы 2 и 3-ий – это познание собственно экологических законов природы, т.е. жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе. 3. Раздел 4-ый прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза, т.е. роста и развития отдельных видов растений и высших животных. 4. 5 раздел раскрывается во взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. 5. 6 раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой. 6. В 7 разделе даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам. Программы эстетико-культурно-экологической направленности ориентированы главным образом на эстетическое и нравственное воспитание детей. Мир природы в них рассматривается как источник красоты и вдохновения, проблемы экологии отходят на второй план. К парциальным программам эстетико-культурно-экологической направленности можно отнести программы В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой «Семицветик», Т.А. Копцевой «Природа и художник», Т.И. Поповой «Мир вокруг нас» и др. Программа «Природа и художник» (автор Т.А. Копцева). Программа рассчитана на 4 года (2 мл., ср., ст., подг. гр.) Стстема художественно-творческих заданий имеет концентрический принцип построения, т.е. каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая её на новом уровне сложности. Выделено четыре основные темы: 1. «Художник, природа и я». 2. «Художник и природа родного края». 3. «Художник и природа нашей страны». 4. «Художник и природа пяти континентов» Мир природы пристально изучается и рассматривается автором как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность детей. В программах социально-экологической направленности приоритетными являются социальные вопросы. Они нацелены на ознакомление детей с правами человека, формирование основ гражданской позиции, навыков бережного обращения с природой и прочее и предназначены в основном для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. К парциальным программам социально-экологической направленности можно отнести программы Н.Н. Вересова «Мы - земляне», Т.В. Потаповой «Детский сад XXI века» (второй вариант названия – «Надежда»), Л.М. Клариной «Экономика и экология» и др.
Выбирая программу для работы, педагоги, как правило, ориентируются на следующие критерии: · научность программного материала; · методическая обеспеченность программы; · наличие четкой структуры; · наличие критериальной базы; · содержание программы; · наличие в программе задач экологического образования; · возможность включения в программу регионального компонента; · доступность изложения материала; · наличие указаний на условия реализации программы; · возможность использования программы в разных типах ДОУ, различных группах; · охват детей, воспитателей, родителей; · новизна и современность педагогических технологий; · обеспечение преемственности ДОУ и школы; · возможность интеграции экологического содержания программы с другими разделами; · возможность работы с детьми разного уровня развития; · обеспечение совместной работы всего коллектива по экологическому образованию; · личностно-ориентированный подход во взаимодействии педагога и воспитанников; · постепенное усложнение содержания образования от группы к группе; · направленность программы на экологическое развитие личности; · соответствие временному стандарту ДОУ.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|