Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Дидактические закономерности и принципы обучения.

ПЛАН:

1. Закономерности обучения, присущие ему как органической части воспитания, рассматриваемого в широком смысле.

2. Система специфических закономерностей обучения.

3. Принципы обучения.

 

1. Для успешного обучения важно знать не только его сущность и структуру, но и те глубинные закономерности, на основе которых оно должно осуществляться. Обучение как средство развития и формирования личности является составной частью воспитания, понимаемого в широком смысле.® Обучению присущи все те закономерности, на основе которых осуществляется воспитание в целом.

Повторяясь, отметим, к этим закономерностям относятся:

1) направленность обучения на решение задач разностороннего и гармоничного развития личности;

2) активно-деятельностный характер обучения;

3) проявление уважения и требовательности к детям;

4) обеспечение радости успехов в овладении знаниями;

5) раскрытие способностей и творческих задатков детей, опора на их положительные свойства и качества в процессе обучения;

6) учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе обучения;

7) осуществление обучения в коллективе и повышение его влияния на активизацию процесса обучения;

8) согласованность и единство педагогических усилий дошкольного учреждения, семьи и общественности в организации обучения.

Умелое осуществление этих закономерностей в процессе обучения служит важной предпосылкой его эффективности.

 

2. Обучение имеет и свои особые закономерности.

Система специфических закономерностей обучения:

1) научность обучения;

2) наглядность обучения;

3) активность и сознательность детей в процессе обучения;

4) доступность обучения;

5) систематичность и последовательность обучения;

6) прочность обучения и его цикличность (т.е. первичное восприятие, повторное осмысление, применение знаний на практике, повторение);

7) единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

 

3. Данные закономерности обучения научно обоснованы, поэтому они должны выступать в качестве основополагающих требований к практической организации процесса обучения.

Эти требования к обучению в педагогике принято называть дидактическими принципами:

1) Обучение должно быть научным (доказательно, не допускать ошибок, неточностей) – принцип научности.

2) Обучение должно быть наглядным – принцип наглядности.

Большое значение этому принципу уделял Я.А. Коменский. Он впервые стал понимать наглядность не только как зрительное восприятие вещей, но и как восприятие с привлечением всех органов чувств. Великий педагог установил «золотое правило» дидактики: всё видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязание – осязанием.

Научное обоснование этого принципа находим у Ушинского К.Д. Он написал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь 5 неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками 20 таких слов – и ребенок усвоит их налету».

Виды наглядности:

1 группа. Жизненная наглядность

(всё, что дети наблюдают в окружающем мире – приводить примеры).

2 группа. Изображение действительности на материале

(картины, иллюстрации, слайды).

3 группа Наглядные методы и приёмы.

Требования к наглядности:

- доступность наглядного материала;

- правильное изображение;

- наглядный материал должен быть связан с опытом детей;

- наглядный материал должен стимулировать ребёнка к познавательной деятельности,

будить мысль ребёнка.

3) Обучение должно быть активным и сознательным – принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний.

Знания прочны тогда, когда они осознанны, осмыслены, а осознанность будет тем результативнее, чем активнее ребёнок с ними оперирует, т.е. активное усвоение может быть только на основе сознательности, а сознательность может быть только на основе активности.

Для активизации воспитатель использует различные приёмы: вопросы, сравнения, поисковую ситуацию (пример: опыт со снегом. Можно лепить? Приходят к выводу, что свойства снега зависят от температуры воздуха).

Сознательное усвоение материала характеризуется не только запоминанием, а главным образом тем, как эти знания применяются на практике.

При активном усвоении дети переносят усвоенные знания с одного вида деятельности на другой.

Принцип сознательности требует, чтобы дети понимали цель работы, этапы выполнения. Однако активное усвоение знаний будет только тогда, когда:

- задание будет ясным и чётким;

- когда дети сами будут делать выводы, заключения, обобщения;

- когда выводы будут убедительны для дошкольников;

- когда усвоенные знания будут толчком для усвоения новых знаний.

4) Обучение должно быть доступным – принцип доступности.

Знания, умения и навыки по своему объему, характеру должны соответствовать пониманию детей и отвечать возрастным и индивидуальным возможностям.

Доступность должна определяться личным опытом детей, степенью сложности, подготовкой детей к более сложному усвоению знаний, умений и навыков.

5) Обучение должно быть систематическим и последовательным – принцип систематичности и последовательности.

Предполагает такой порядок изучения материала, чтобы новые знания опирались на ранее полученные. Воспитатель распределяет изучение материала так, чтобы обеспечить последовательное усложнение от знания к знанию.

6) Обучение должно быть прочным – принцип прочности усвоения знаний, умений, навыков (усвоение знаний – важная педагогическая задача).

Для этого следует соблюдать необходимые условия:

- повторение материала;

- закрепление на практике;

- упражнения.

Повторение должно быть на разнообразном материале, с использованием нового, чтоб у детей не снижался интерес.

7) В обучении в единстве необходимо осуществлять образование, развитие и воспитание детей:

А) принцип развивающего обучения.

Чтобы обучение было успешным оно должно быть развивающим. Идея развивающего обучения была выдвинута психологом Выготским Л.С. Суть ее заключается в том, что обучение не должно опираться только на достигнутый уровень развития, а всегда опережать его, чтобы ребёнок мог приложить усилия для овладения новым материалом. Выготский определил 2 уровня умственного развития:

  1. – наличный уровень подготовленности, т.е. какие задания ребёнок может выполнить самостоятельно. Зона актуального развития.
  2. – зона ближайшего развития – то с чем ребёнок справится с небольшой помощью взрослого.

Б) принцип воспитывающего обучения.

Задача обучения не просто дать знания детям, а сформировать через них правильное отношение к окружающей действительности. Обучение + воспитание = процесс неразрывный. Определяя содержание занятия, воспитатель намечает и воспитательные задачи.

8) Принцип индивидуального подхода.

Индивидуальный подход определяется возрастными, индивидуальными особенностями, опытом детей (наличием знаний), особенностями воспитания в семье, состоянием здоровья.

Принцип – это исходное положение, которое определяет ход обучения в соответствии с целями воспитания, закономерностью усвоения знаний, умений и навыков, в соответствии с возрастом. Принципы исходят из задач обучения и определяют содержание и организацию обучения.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных