ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Дидактические закономерности и принципы обучения.ПЛАН: 1. Закономерности обучения, присущие ему как органической части воспитания, рассматриваемого в широком смысле. 2. Система специфических закономерностей обучения. 3. Принципы обучения.
1. Для успешного обучения важно знать не только его сущность и структуру, но и те глубинные закономерности, на основе которых оно должно осуществляться. Обучение как средство развития и формирования личности является составной частью воспитания, понимаемого в широком смысле.® Обучению присущи все те закономерности, на основе которых осуществляется воспитание в целом. Повторяясь, отметим, к этим закономерностям относятся: 1) направленность обучения на решение задач разностороннего и гармоничного развития личности; 2) активно-деятельностный характер обучения; 3) проявление уважения и требовательности к детям; 4) обеспечение радости успехов в овладении знаниями; 5) раскрытие способностей и творческих задатков детей, опора на их положительные свойства и качества в процессе обучения; 6) учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе обучения; 7) осуществление обучения в коллективе и повышение его влияния на активизацию процесса обучения; 8) согласованность и единство педагогических усилий дошкольного учреждения, семьи и общественности в организации обучения. Умелое осуществление этих закономерностей в процессе обучения служит важной предпосылкой его эффективности.
2. Обучение имеет и свои особые закономерности. Система специфических закономерностей обучения: 1) научность обучения; 2) наглядность обучения; 3) активность и сознательность детей в процессе обучения; 4) доступность обучения; 5) систематичность и последовательность обучения; 6) прочность обучения и его цикличность (т.е. первичное восприятие, повторное осмысление, применение знаний на практике, повторение); 7) единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.
3. Данные закономерности обучения научно обоснованы, поэтому они должны выступать в качестве основополагающих требований к практической организации процесса обучения. Эти требования к обучению в педагогике принято называть дидактическими принципами: 1) Обучение должно быть научным (доказательно, не допускать ошибок, неточностей) – принцип научности. 2) Обучение должно быть наглядным – принцип наглядности. Большое значение этому принципу уделял Я.А. Коменский. Он впервые стал понимать наглядность не только как зрительное восприятие вещей, но и как восприятие с привлечением всех органов чувств. Великий педагог установил «золотое правило» дидактики: всё видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязание – осязанием. Научное обоснование этого принципа находим у Ушинского К.Д. Он написал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь 5 неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками 20 таких слов – и ребенок усвоит их налету». Виды наглядности: 1 группа. Жизненная наглядность (всё, что дети наблюдают в окружающем мире – приводить примеры). 2 группа. Изображение действительности на материале (картины, иллюстрации, слайды). 3 группа Наглядные методы и приёмы. Требования к наглядности: - доступность наглядного материала; - правильное изображение; - наглядный материал должен быть связан с опытом детей; - наглядный материал должен стимулировать ребёнка к познавательной деятельности, будить мысль ребёнка. 3) Обучение должно быть активным и сознательным – принцип сознательности и активности детей в усвоении и применении знаний. Знания прочны тогда, когда они осознанны, осмыслены, а осознанность будет тем результативнее, чем активнее ребёнок с ними оперирует, т.е. активное усвоение может быть только на основе сознательности, а сознательность может быть только на основе активности. Для активизации воспитатель использует различные приёмы: вопросы, сравнения, поисковую ситуацию (пример: опыт со снегом. Можно лепить? Приходят к выводу, что свойства снега зависят от температуры воздуха). Сознательное усвоение материала характеризуется не только запоминанием, а главным образом тем, как эти знания применяются на практике. При активном усвоении дети переносят усвоенные знания с одного вида деятельности на другой. Принцип сознательности требует, чтобы дети понимали цель работы, этапы выполнения. Однако активное усвоение знаний будет только тогда, когда: - задание будет ясным и чётким; - когда дети сами будут делать выводы, заключения, обобщения; - когда выводы будут убедительны для дошкольников; - когда усвоенные знания будут толчком для усвоения новых знаний. 4) Обучение должно быть доступным – принцип доступности. Знания, умения и навыки по своему объему, характеру должны соответствовать пониманию детей и отвечать возрастным и индивидуальным возможностям. Доступность должна определяться личным опытом детей, степенью сложности, подготовкой детей к более сложному усвоению знаний, умений и навыков. 5) Обучение должно быть систематическим и последовательным – принцип систематичности и последовательности. Предполагает такой порядок изучения материала, чтобы новые знания опирались на ранее полученные. Воспитатель распределяет изучение материала так, чтобы обеспечить последовательное усложнение от знания к знанию. 6) Обучение должно быть прочным – принцип прочности усвоения знаний, умений, навыков (усвоение знаний – важная педагогическая задача). Для этого следует соблюдать необходимые условия: - повторение материала; - закрепление на практике; - упражнения. Повторение должно быть на разнообразном материале, с использованием нового, чтоб у детей не снижался интерес. 7) В обучении в единстве необходимо осуществлять образование, развитие и воспитание детей: А) принцип развивающего обучения. Чтобы обучение было успешным оно должно быть развивающим. Идея развивающего обучения была выдвинута психологом Выготским Л.С. Суть ее заключается в том, что обучение не должно опираться только на достигнутый уровень развития, а всегда опережать его, чтобы ребёнок мог приложить усилия для овладения новым материалом. Выготский определил 2 уровня умственного развития:
Б) принцип воспитывающего обучения. Задача обучения не просто дать знания детям, а сформировать через них правильное отношение к окружающей действительности. Обучение + воспитание = процесс неразрывный. Определяя содержание занятия, воспитатель намечает и воспитательные задачи. 8) Принцип индивидуального подхода. Индивидуальный подход определяется возрастными, индивидуальными особенностями, опытом детей (наличием знаний), особенностями воспитания в семье, состоянием здоровья. Принцип – это исходное положение, которое определяет ход обучения в соответствии с целями воспитания, закономерностью усвоения знаний, умений и навыков, в соответствии с возрастом. Принципы исходят из задач обучения и определяют содержание и организацию обучения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|