Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Важность Просветленного настроя




 

Другой случай, описывающий активность Бодхисаттвы, – история про демоницу, наносившую вред сельским жителям и отнимавшую жизни у многих людей и животных. Бодхисаттва Ченрези, обеспокоенный не только тем, что демоница накапливала негативную карму, но и тем вредом, который она причиняла другим, проявился в форме демона. В этой форме он начал ухаживать за демоницей, и вскоре они уже жили вместе. Ченрези, оставаясь в форме демона, часто повторял: «ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ», – и со временем демоница поинтересовалась, что это он говорит.

– Это такая отличная мантра, которая дает мне все, чего бы я ни пожелал, особенно то, что мне бы хотелось съесть, – отвечал Ченрези.

Демоница нашла это занятным и решила проверить действенность мантры, начав произносить ее. Будучи уверенной в своем возлюбленном, она с таким же доверием относилась к его любимой мантре. И хотя частенько жаждала мяса или крови, все же произносила мантру вместо того, чтобы пойти и насытиться. Постепенно ее желудок сократился, а она стала менее кровожадна. Кроме того, благодаря благословлению мантры ее ум начал меняться, со временем желание есть мясо и пить кровь свежих трупов пропало совсем. Произнесение мантры произвело полное изменение в ее уме – она начала практиковать Дхарму и встала на путь Просветления. И все потому, что деятельность Бодхисаттвы Ченрези посеяла семя бодхичитты.

Важность активности Будды становится очевидной, если снова вспомнить, что все мы живые существа и все скитаемся в сансаре. Нам очень повезло – мы имеем драгоценное человеческое существование, но если его не использовать, какой нас ожидает результат? Мы точно знаем, что существа в высших мирах богов и полубогов переживают созревание своей добродетельной кармы. Мы тоже можем оказаться в божественных мирах, если будем совершать в этой жизни добродетельные поступки, но не сможем исправить свое отношение к ревности и гордости. Однако мы можем попасть и в низшие миры, где страдание еще более интенсивно. В горячих адах существа непрерывно горят в огне, на их тела льют расплавленный металл, они переживают невыносимую боль.

В холодных адах существ бьет дрожь от сильнейшего холода, который раскалывает тела до появления трещин, и это также вызывает непереносимое страдание. Нахождение в этих адах – не короткая экскурсия, как в истории с Чунгавой. Напротив, такое существование длится очень долго, настолько долго, что фактически выглядит бесконечной мукой.

Мир голодных духов немного лучше мира адов, и все же голодные духи испытывают сильнейшую жажду и голод, которые никогда не могут удовлетворить. Причина этого ненасытного голода – в омрачениях скупости и жадности, накопленных в прошлых жизнях. Это приводит к перерождению в теле с огромным желудком, постоянно требующим пищи, с крохотным ртом и глоткой, не позволяющими съесть достаточно, чтобы насытиться. Хуже того, еда зачастую бывает раскаленной, а сам процесс еды становится крайне неприятным. Это переживание непрерывного голода и жажды длится на целые вечности дольше, чем время, за которое можно несколько раз пересечь великие пустыни этого мира.

В более высоком состоянии мира животных большинство обитателей живет в океанах и в джунглях. Мы не можем за ними наблюдать, и наше понимание их страдания ограничено. Однако очевидно, что они подвержены сильному страху быть съеденными более крупными хищниками и вынуждены мучительно искать укрытия. Жизнь огромного множества разновидностей животных с различной продолжительностью жизни также полна страдания. Кроме того, в этом мире можно оставаться очень-очень долгое время, перерождаясь в различных формах животных и насекомых.

И даже в мире нагов, этих подобных змеям существ, обитающих вне зоны нашего восприятия, существует интенсивное страдание.

Как же не зародить в себе сочувствие, подобно бесчисленным Буддам до нас, если мы видим неведение живых существ? Они не знают, что причина счастья – совершение добродетельных поступков, причина страдания – в них самих, а недобродетельные поступки ведут к блужданию в шести мирах, где переживается результат сочетания этих поступков.

Как может не возникнуть в нас любовь ко всем существам? Понимание и узнавание трудного состояния, в котором находятся наши собратья-скитальцы, является существенным для развития сочувствия и главной мотивацией Будда-активности.

В Дхарме говорится, что все живые существа без исключения были нашими матерями как минимум один-два раза или намного больше. Мы знаем, что наша собственная мать с великой добротой вырастила нас, дала нам пропитание, научила, как жить в этом мире. Мы также должны признать, что наша собственная мать и все наши бывшие матери во всех жизнях тоже страдают, скитаясь в сансаре. Если мы это понимаем, сочувствие возникает естественным образом.

К сожалению, мы не видим своих собственных матерей во всех живых существах, как и мать не видит свое дитя во всех других существах. Причина этого в нашем омрачении, великой завесе неведения, которая не позволяет узнать правду о всеобщей взаимосвязи. Когда мы узнаём истину обо всех живых существах, являющихся нашими собственными матерями, в нас неизбежно зарождается великое сочувствие. Теперь мы неизбежно приходим к решению в любых обстоятельствах всех существ – наших собственных матерей – привести к наивысшему состоянию Будды. Мы должны освободить их из цикла сансары. В этом заключается природа сочувствия и окончательная цель любящей доброты.

Пример такого восприятия существования в сансаре – в истории Арья Катаяны, одного из великих архатов, живших во времена Будды. Однажды Арья Катаяна подходил к деревне и увидел женщину, сидящую у дороги. Она крепко прижимала к груди маленького мальчика и ела жареную рыбу. Выкидывая кости и плавники, она злилась на собаку, которая пыталась добыть объедки. Архат наблюдал, как женщина отгоняет собаку, ругая ее последними словами, жестоко пиная и кидая в нее большие камни. Обладая великим сверхзнанием, или ясновидением, Арья Катаяна мог видеть, что недавно умерший отец женщины переродился в виде рыбы, а ее мать, тоже умершая, – в виде собаки.

Он также увидел, что в жизни женщины был враг, давший клятву причинять ей вред, беспокойство, вызывать раздражение и неприятности всеми возможными способами. Умирая, этот враг держал клятву в уме и переродился ее ребенком, которого она теперь кормила грудью. Переживание этой женщиной сансары состояло в том, что она ела своего бывшего отца, кормила объедками бывшую мать и прижимала к себе своего недавнего врага, пребывая в великом неведении. Увидев это, Арья Катаяна зародил безмерное, огромное сочувствие ко всем, пребывающим в сансаре, и смог преодолеть уровень архата на пути к полному Просветлению.

Очевидно, что из всех остальных возможных сфер мы достигли этого особенного уровня бесценного человеческого существования благодаря интеллекту, позволяющему нам воспринимать состояние сансары. Мы понимаем необходимость медитации и зарождения сочувствия, а также владеем определенными способностями и силами заниматься этими практиками.

Эти качества редко встречаются в сансаре – настолько плотны завесы, омрачающие чистое в и дение. В шести сферах страдания находится больше живых существ, чем мы могли бы сосчитать или представить себе своим ограниченным умом – они абсолютно бесчисленны. Поэтому желание освободить бесчисленных живых существ из океана страдания, решимость привести их всех к высочайшему состоянию Будды (если такое намерение есть хоть в какой-то степени) само по себе поддерживает обет Бодхисаттвы.

На пути и в практике обета Бодхисаттвы необходимым является настрой Бодхисаттвы. Зарождая великую любовь и сочувствие ко всем живым существам и желая привести их к состоянию Будды, полностью свободному от всех видов страдания, мы правильным образом развиваем настрой Бодхисаттвы. В этом выдающемся обете содержатся как относительный, так и абсолютный аспект бодхичитты. Абсолютный (или наивысший) настрой Бодхисаттвы поддерживает абсолютный взгляд на все явления и всех живых существ, не обладающих какой бы то ни было материальной реальностью. В рамках этого настроя бодхичитты есть два раздела, или подхода: первый является бодхичиттой устремления, второй – бодхичиттой осуществления.

Бодхичитта устремления выражается в желании освободить всех живых существ от иллюзий. Когда такое намерение получает развитие, мы действительно должны вкладывать в него свою энергию. Полностью отказавшись от привычного недобродетельного поведения, развив в себе привычку к добродетельному поведению и осваивая практику шести совершенств (парамит), мы получаем возможность в самом деле встать на путь бодхичитты осуществления. Завершая бодхичитту осуществления, мы выполняем обещание Бодхисаттвы, становясь Просветленными, что является безмерным и беспредельным благом для всех живых существ, пребывающих в омрачении.

Для наглядности давайте рассмотрим еще одну историю. Когда-то жила дакиня, бывшая замужем за недалеким мужчиной. Но каким бы глупым он ни был, его доверие жене было непоколебимо – без всяких вопросов, с огромным доверием и убежденностью он выполнял все, о чем бы она ни попросила. Движимая сочувствием к его умственной ограниченности, жена задумала ему помочь и наконец нашла решение. С самым невинным видом она попросила его повторять мантру Йидама Господина Знания, благородного Победителя, известного как Манджушри. Изо дня в день муж обращался к Манджушри, повторяя «ОМ А РА ПА ЦА НА ДИ» снова и снова.

Прошло время. Однажды дакиня велела мужу с утра пойти к алтарю, совершить простирания перед статуей Манджушри и на коленях попросить его дать посвящение. А вслед за просьбой вытянуть вперед руку и съесть все, что Манджушри даст. Дакиня просила мужа сделать все именно так и заверила, что Манджушри дарует ему благословение мудростью и знанием, что будет великим благом не только для него, но и для всех существ. Преданный муж нисколько не сомневался в поручениях жены и на следующее утро сделал в точности так, как она сказала.

Дакиня спряталась за большой статуей Манджушри и из своего укрытия наблюдала, как муж без колебаний подошел, с преданностью совершил простирания и пылко высказал свою просьбу. Затем, закрыв глаза, он вытянул вперед руку. В этот момент она вынула изо рта кусочек фрукта, который жевала, и вложила его в вытянутую руку мужа. Он с преданностью его съел и немедленно получил все благословения Манджушри. Благодаря своей уверенности и убежденности, а также действительному благословению Манджушри, мужчина больше не был скудоумным человеком. Вскоре после этого случая он претворил в жизнь свою бодхичитту устремления – стал великим ученым, махапандитой, и прославился по всей Индии своей мудростью. Его прозрения приносили немедленную и безмерную пользу всем существам, что демонстрировало его бодхичитту осуществления.

Узнавая, что ум по своей природе является пустотой, мы наблюдаем, что он думает: «Я страдаю», – если случается какое-то неприятное или болезненное переживание, или же: «Я счастлив», – если это переживание приятное или приносящее удовлетворение. Если мы не понимаем истинную природу ума, тогда то, чего мы не понимаем, – пустота. Ум, о котором мы думаем как о реальном, на самом деле не обладает никакими описательными характеристиками. Он не имеет размера, формы, цвета или расположения в пространстве. Поскольку все явления возникают в уме, а ум сам по себе пуст, следовательно, и все явления пусты. Наше намерение развивать осознавание, чтобы принести пользу другим, означает узнавание пустоты явлений. Это постижение делает возможным созревание относительной бодхичитты до окончательного Освобождения просветленного осознавания.

Наше тело кармического созревания, позволяющее благодаря ранее совершенным кармическим действиям переживать все эти материальные явления, является проекцией ума. Кармические действия, являющиеся причиной, были совершены умом, семя этих кармических действий было посеяно в уме, и, следовательно, это тело кармического созревания также находится в уме. Засыпая, мы видим во сне другое тело – наше тело привычных тенденций, и воспринимаем его как самих себя. В посмертном состоянии мы обладаем ментальным телом, которое тоже является проекцией ума, не имеющей материальной реальности. Поскольку мы не помним опыт нашего прошлого бардо смерти и перерождения одновременно с переживанием данного момента, трудно проиллюстрировать присущее ему заблуждение, не проанализировав сначала состояние сна.

Когда мы вызываем в воображении все, что окружает нас во сне, это кажется таким же реальным, как любое переживание в состоянии бодрствования. Переживание счастья или страдания, которое кажется настоящим телу привычных тенденций во время сна, после пробуждения оказывается абсолютно пустым для полностью созревшего кармического тела. Каждый новый день начинается с пробуждения – мы просыпаемся с пониманием, что все ощущения тела привычных тенденций, все образы и явления, увиденные во сне, по сути своей пусты и не имеют никакого независимого существования. Мы не можем обнаружить их ни в спальне, ни где-либо еще. Даже тот неясный образ, который остается после этих снов, служит лишь напоминанием полностью созревшему кармическому (физическому) телу, что это было другое тело – тело привычных тенденций. Воспоминания сна исчезают, как растворяются облака в проясняющихся небесах.

Во времена Будды Шакьямуни жил великий архат по имени Шарипутра, достигший священного постижения. Его мать, которой Дхарма была совсем не по душе, не соглашалась ни с чем, что бы он ни говорил, пытаясь убедить ее в истинности Дхармы. Шарипутра не сдавался перед недоверием и придумал для матери тренировку. Он повесил колокол над дверью, и каждый раз, когда женщина входила или выходила из своей комнаты, тот звонил. Шарипутра попросил мать обращать внимание на каждый звон колокола и в этот момент произносить: «ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ». Не найдя никаких логических доводов, чтобы отказать сыну в его просьбе, мать неохотно начала выполнять ее.

Когда она умерла, то, в соответствии с накопленной негативной кармой, должна была переродиться в аду. Существует такой ад, где существа переживают видение и ощущение, что их кидают в огромный котел с расплавленным металлом, подобно тем котлам, которые видел Чунгава во время своего короткого визита в эти края. Когда мать Шарипутры оказалась там и уже готова была встретить свою судьбу, обитатели ада, которые помешивали расплавленный металл, ударили ложкой по стенке котла, получился звук, похожий на звон колокола. Тут же сработала привычка, и она произнесла: «ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ», – после чего ее восприятие ада тут же полностью растворилось. Сочувствие сына помогло ее омраченному уму и избавило от невыразимого страдания. В каждый момент своего драгоценного человеческого существования мы должны помнить о необходимости с сочувствием освобождать живых существ от их веры в независимое существование явлений, тогда как в абсолютной реальности все явления пусты.

После смерти ум оставляет пустое тело кармического созревания и впадает в некое забытье, когда в период времени, равный приблизительно трем дням, полностью отсутствуют какие-либо воспоминания или сознание. Ум остается в состоянии забытья, пока сознание снова не пробудится и не начнет проецировать мириады иллюзорных образов, и все они кажутся настолько же реальными, насколько сейчас нам видятся реальными все окружающие явления. Все образы, проявляющиеся в посмертном состоянии: окружающий пейзаж, города и так далее, – равно как и глубокие чувственные переживания – удовольствие, боль, страх и другие, – являются проекциями, которые ментальное тело бардо воспринимает как реальные. Как полностью созревшее кармическое тело нашей нынешней жизни и тело привычных тенденций сна переживают реальность через заблуждение, так и переживание бардо является не чем иным, как ментальной проекцией, не имеющей собственной природы или какого-либо реального существования. Узнавая, что природа ума свободна от любого материального бытия, мы делаем вывод, что представление о себе как таковое не создано и существует извечно. Как и все, что проявляется, – всего лишь проекция, возникающая в уме, который по своей сути есть пустота, точно так же не создано и существует извечно. Такой взгляд, такое узнавание само по себе является абсолютной бодхичиттой.

Видя, что все живые существа не узнают свою собственную иллюзорную природу или нематериальность всех явлений, мы понимаем, что они ошибочно цепляются за явления и верят, что их тела реальны. Это цепляние приносит переживание сильного страдания. Когда мы видим, что все живые существа не узна ю т абсолютную бодхичитту и прикованы к цеплянию за ложную реальность, в нас зарождается неизмеримое сочувствие. Это сочувствие ко всем живым существам, как с абсолютной, так и с относительной точки зрения (что обсуждалось ранее), мы объединяем с распознаванием пустоты. Теперь этот союз распознавания пустоты и неизмеримого сочувствия становится подобен двум рукам, работающим вместе и помогающим одна другой. Именно благодаря этим двум взглядам Бодхисаттвы обретают заслугу искусных средств и мудрости, необходимую для достижения Просветления.

 

Обет Бодхисаттвы

 

Во всех десяти направлениях пространства существует бесконечное количество Будд и Бодхисаттв. И все они когда-то дали обет Бодхисаттвы. Претворяя в жизнь этот обет и поддерживая взгляд относительной и абсолютной бодхичитты, они проходят десять уровней развития Бодхисаттвы. Нет ни единого Будды или Бодхисаттвы, который не дал бы обет Бодхисаттвы или не зародил бы относительную и абсолютную бодхичитту. Невозможно обрести такое достижение, не выполняя этих обещаний.

Все вы, читающие сейчас эту лекцию, обрели бесценное человеческое существование, все свободы и имеете материальные возможности, необходимые для удовлетворения нужд в этой жизни. Вы обладаете способностью пройти по пути Дхармы, прибыли к ее вратам и стоите на пороге. Это поистине чудесно.

Я разрешу ваши сомнения у этих врат. Они открывают путь, который со временем приведет вас к состоянию полного Освобождения, к состоянию Будды. Для достижения этой высшей цели мы должны накопить огромное количество добродетельных поступков, создающих в конечном итоге добродетельную карму. Это самое полезное, что можно сделать в этой жизни и одновременно самый простой способ пройти путь, открытый перед вами.

Дать и поддерживать обет Бодхисаттвы – значит привить себе привычку к добродетельным поступкам, ведущим к накоплению добродетельной кармы.

В прежние времена, когда люди просили об обете Бодхисаттвы, они совершали великие добродетельные поступки, такие как подношения Буддам и Бодхисаттвам, а также Ламе, который предоставлял им этот великий обет. Желающий дать обет мог обеспечивать едой монашескую общину, сооружать храмы, где можно было бы практиковать Дхарму, совершить несколько сотен тысяч обходов вокруг священных мест и так далее. Совершение таких обширных подношений Будде и Сангхе развивало огромную заслугу – до такой степени, что со временем человек мог созреть и естественным образом, без колебаний дать обет Бодхисаттвы. В нынешние времена авиаперелетов и современных технологий все происходит намного быстрее, мы применяем простые и быстрые методы накопления обширных заслуг. Примером этого может быть спонсирование тех, кто совершает трехлетний ретрит, паломничество к местам силы в Тибете, Непале или в Индии, сооружение ступ, алтарей и храмов, дарение земли, которую можно использовать для развития Дхарма-активности, спонсирование церемоний ганачакры, посвящений и многое другое.

Ваша сегодняшняя связь с Дхармой означает, что ранее вы неоднократно давали обет Бодхисаттвы как в этой, так и в предыдущих жизнях. Поддерживая обет добродетельными поступками для блага всех существ, мы также произносим слова этого обета регулярно, лучше всего ежедневно. Если поблизости нет Дхарма-центра или вы не встретили ламу, уполномоченного более высокими ламами предоставлять обет Бодхисаттвы, вы можете произносить его каждый день, медитировать на его смысл и претворять в жизнь заслугу от него! При этом я призываю вас формально дать этот священный обет уполномоченному ламе – при первой же возможности.

В произнесении обращения (оно также является и вашим обетом), очень важно ваше намерение. Задумайтесь на мгновение о Буддах и Бодхисаттвах прошлого, которые дали и поддерживали этот обет, берите с них пример. Примите твердое решение претворять его в действие точно так же, как и они. Это не только объединяет общие усилия, но дает им понять ваше зрелое намерение довести обет до совершенства ради блага всех существ.

Теперь, когда вы утвердились в своей мотивации, очень ясно представляйте себе ламу в окружении бесчисленных Будд и Бодхисаттв в небе перед вами и архатов, заполняющих все пространство. Удерживая образ этого собрания, мысленно совершайте подношения всего лучшего во Вселенной. Океаны, горы, чудесные вещи, красивые дворцы, в которых приятно жить, – вызывайте все это в воображении в огромном количестве, так, чтобы небо было заполнено подношениями цветов, музыки, масляных ламп, благовоний, свечей, – всех возможных благоприятных подношений. Вы подносите эти восхитительные богатства Ламе и его свите, внутренне произнося: «Я прошу Лам, Будд и Бодхисаттв десяти направлений принять эти подношения. Пусть все существа получат пользу от моего желания и намерения дать обет и поддерживать его». Придя к убеждению, что вы даете обет Бодхисаттвы точно так же, как это делали Лама, Будды и Бодхисаттвы, произнесите его по-тибетски или на родном языке (см. далее).

 

До тех пор, пока не достигну

самого сердца Просветления,

я обращаюсь за Прибежищем

к Буддам,

к Учению (Дхарме)

и собранию Бодхисаттв.

Точно так же,

как безупречные Будды прошлого

развивали стремление

к Просветлению и упражнялись

в десяти последовательных уровнях

практики Бодхисаттв,

так и я для блага существ

буду развивать Просветленный настрой

и проходить эти Десять ступеней.

 

(Повторите три раза)

 

Сейчас моя жизнь плодотворна,

я обрел самое превосходное

человеческое существование.

 

Сегодня я принимаю рождение в семье

Будды и становлюсь сыном Будд.

 

С этого мгновения я буду прилагать

все возможные усилия,

чтобы мои поступки

были соответственными,

и чтобы эта безупречная,

благородная семья не была запятнана.

В присутствии всего Прибежища

я призываю всех существ

наслаждаться счастьем,

пока они не достигнут

блаженства состояния Будд.

 

Боги, полубоги и все остальные,

радуйтесь!

 

Пусть бесценная мысль

о Просветлении зародится там,

где она еще не зародилась;

там же, где зародилась, —

пусть она не исчезает,

но возрастает все больше и больше!

 

Пусть мы, не отделяясь

от Просветленного настроя,

будем прилагать усилия к практике

образа жизни Бодхисаттвы!

 

Получив полную защиту Будд,

пусть мы откажемся

от неправильных поступков!

 

Пусть все замыслы Бодхисаттв

на благо существ будут исполнены!

 

Благодаря замыслам Защитников

пусть все существа обретут счастье!

 

Пусть у всех существ будет счастье!

 

Пусть все низшие миры

опустеют навеки!

 

Пусть все устремления Бодхисаттв всех

уровней Просветления осуществятся!

 

Пусть у всех существ будет счастье

и причина счастья!

 

Пусть все существа будут свободны

от страданий и причин страданий!

 

Пусть все существа никогда

не отделяются от высочайшего

блаженства, свободного от любого

страдания!

 

Пусть все существа пребывают

в великой невозмутимости,

свободной от привязанности

и неприязни!

 

(Повторите три раза)

 

Что значит обет для нашей жизни? Его главный смысл в растворении эгоистической мотивации заботиться только о себе, лелеять только свои нужды и действовать только ради собственного блага, не считаясь с интересами других. Решительно отказываясь от таких устремлений, мы развиваем альтруистический взгляд и считаем благо других намного важнее собственного. Мы, как Бодхисаттвы, зарождаем такое отношение.

Не упускайте любую возможность формально дать обет компетентному ламе и думайте, что даете его не только ламе, но и всем Буддам, Йидамам и Бодхисаттвам, достигшим совершенства. Тогда вы формально становитесь Бодхисаттвой. Получая посвящения, используйте ваше имя Бодхисаттвы. Если ранее вам его не дали, произносите слово «Бодхисаттва» перед именем, данным при принятии Прибежища. Ни при каких обстоятельствах не следует употреблять термин «Бодхисаттва» для хвастовства или в шутку.

Семя риса или ячменя в хорошей, достаточно теплой, влажной и удобренной почве зреет, выбрасывает стебель и колос. Я засеял в вас семя бодхичитты, которое определенно прорастет и будет развиваться, пока вы не достигнете полного расцвета состояния Будды.

Не только я, но и все Будды и Бодхисаттвы полны решимости защищать вас и помогать своим великим сочувствием взрастить отношение Бодхисаттвы. На этом великом пути есть множество существ с великой любовью к Дхарме. Это ваши друзья и помощники, побуждающие развивать Просветленный настрой.

Когда мы просим принять у нас обет, и нам дают его, мы работаем для блага всех живых существ, пока все они не достигнут состояния Будды. Каждый Бодхисаттва прилагает все возможные усилия, чтобы развивать такой правильный альтруистический взгляд.

Поддержание и сохранение обета предполагает понимание возможных перспектив на этом пути и соответствующих выводов, которые мы делаем.

Во-первых, у нас может развиться внутреннее истощение, тогда нам будет казаться невозможным привести всех живых существ к состоянию Будды. Чтобы не впадать в состояние уныния и опасения не сдержать свой обет (и таким образом отказаться от благого намерения), мы должны понять, что такой отказ нарушит наш обет.

Во-вторых, если в этой или какой-то другой жизни появится враг, действующий нам во вред, а практикующий исключит его из своего намерения Бодхисаттвы, обет Бодхисаттвы будет подорван. Отказ от устремления помочь врагу, чтобы в конечном итоге привести его к Просветлению, ослабляет намерение Бодхисаттвы. Это также является нарушением обета.

Как начинающие на этом пути, мы все еще подвержены переживанию злобы, ненависти, неприязни. Эти чувства будут возникать время от времени. Однако, давая обет Бодхисаттвы в этой или в других жизнях, мы понимаем, что должны немедленно (или как можно скорее) попытаться справиться с мешающими эмоциями, признавая свою ошибку. Мы не можем позволить негативным переживаниям управлять нами, если мы практикуем и храним обет Бодхисаттвы. В то же время мы напоминаем себе о твердом намерении работать для блага тех существ, которые вызвали у нас злость, ненависть и другие негативные чувства.

Наши враги должны быть спасены так же, как и наши друзья. Когда мы принимаем такое решение и исправляем ситуацию, несмотря на причиненный вред, обет возобновляется и может стать еще крепче. Если мы не справляемся с неприязнью и не прощаем, мы нарушаем обет Бодхисаттвы. Важно помнить, что каждое из живых существ, знакомо оно нам или нет, является ли другом или врагом, человеком или нет, на самом деле – наша собственная мать в прошлой, нынешней или будущей жизни. Помня, что наши матери, число которых бесконечно, как пространство, нуждаются в нашей помощи, чтобы спастись от запутанности и страдания, мы храним нерушимым свой обет Бодхисаттвы.

Чувствуя воодушевление для выполнения основополагающих практик Махамудры – простираний, подношения мандалы и других, мы знаем, что в каждой из них содержатся обращения, благодаря которым мы даем обет Бодхисаттвы снова и снова. Многократное возобновление обета дает великое качество углубления понимания. Выполняя практики Йидама, садхану Ченрези, мы возобновляем не только обет Бодхисаттвы, но и обет Прибежища. В длинной или короткой форме, эти две важные идеи всегда являются началом такой практики. Даже несмотря на различия в словах, общая идея и воздействие от их произнесения всегда одни и те же.

Сказано, что если бы блага от поддержания обета Бодхисаттвы могли принять какую-либо материальную форму, то все пространство не смогло бы их вместить. Даже негативное кармическое накопление, такое как совершение действия, ведущего к перерождению в аду, может быть моментально и полностью устранено, если человек дал и поддерживает обет Бодхисаттвы. Если таких негативных действий было много, поддержание обета с чистой мотивацией со временем устранит все негативные кармические накопления. Великую силу обета хорошо иллюстрирует история жизни Джецюна Миларепы.

Для поддержания и расширения понимания, а также укрепления намерения Бодхисаттвы, выполняйте медитацию отдавания и принятия (тиб. тонглен). Представьте, что при вдохе вы забираете страдания всех живых существ, устраняя запутанность, недостаток ясности и других мешающих чувств. Страдание превращается в подобие черного дыма, он входит через вашу правую ноздрю и растворяется в сердечном центре. Теперь вы думаете: «Я полностью растворяю в себе всю боль и страдания живых существ, они освобождаются и могут наслаждаться всем счастьем, которого желают». Затем, выдыхая, из чистого намерения вашего искреннего устремления посылайте белый свет всего добродетельного и приятного, что есть у вас, на благо всех остальных живых существ.

Эта простая практика отдавания и принятия очень действенна. Считается, что она – важная часть развития на пути Освобождения. Такая практика не только приносит пользу всем существам благодаря попытке очистить их страдания, но и помогает устранить множество негативных накоплений практикующего. Эта медитация несомненно укрепит ваше намерение Бодхисаттвы.

В будущем, когда вы достигнете первого уровня Бодхисаттвы, у вас появится мудрость ясновидения. Вы сможете вспомнить далекое прошлое, древний город и старого человека, давшего вам поучения об обете Бодхисаттвы, и будете очень счастливы. В расцвете достижения первого уровня Бодхисаттвы проявятся новые удивительные качества. В одно мгновение достигший совершенства, Бодхисаттва способен излучать сотню эманаций, чтобы обучать, тренировать и приводить к Освобождению сотню живых существ одновременно. По мере прохождения всех уровней постижения Бодхисаттвы эти силы и качества возрастают десятикратно, становясь необъятными и безмерными.

Очень благоприятно испытывать желание стать Бодхисаттвой. Вы начали свой путь Бодхисаттвы, и это призна ю т все Будды и достигшие совершенства Бодхисаттвы. Углубляйте свое понимание и развивайте бодхичитту. Это время великой радости! Помните о доброте Ламы, который даровал вам обет Бодхисаттвы (в этой и в других жизнях) и делайте подношения простираний ему, всем Буддам и Бодхисаттвам. Я же буду молиться о вашем скором постижении, долголетии, всех благах и счастье. Пусть вам всегда будет легко и комфортно работать над развитием чистого взгляда бодхичитты. Пусть эти поучения быстро принесут вам Освобождение на благо всех живых существ, наших матерей.

 

Освободиться от привязанности к «я»

 

В настоящий момент у нас есть замечательные человеческие тела, предоставляющие определенную степень физической свободы передвижения. При этом у нас нет ни малейшей умственной свободы, нашими умами управляют карма, эмоции и неведение. Не положив конец этому контролю и не устранив омрачения, мы не сделаем наши умы абсолютно свободными. Чтобы проиллюстрировать отсутствие умственной свободы, представим себе наши основные человеческие тенденции. Например, мысль о влечении к чему-либо, что нам нравится, легко рождает агрессию, гордость и ревность. Из одной простой мысли возникает целая цепочка вредных состояний, и обычно мы бессильны прервать или контролировать этот процесс.

Начиная практиковать Дхарму, мы сталкиваемся с этим недостатком свободы. Например, в медитации успокоения ума сложно заставить его пребывать в покое, без каких-либо мыслей, более чем на минуту. Медитируя на Йидама Ченрези (а он белого цвета), мы отвлекаемся на мысли о черном, желтом и других Ченрези. Нам трудно поддерживать устойчивый образ белого Йидама.

Для развития свободы ума важно прежде всего узнать его истинную природу. Только тогда мы обретем контроль над его функционированием. Ум свободен, лишь когда не встревожен и не сбит с толку тем, что в нем возникает и исчезает. Используя преимущества своего бесценного человеческого рождения, мы способны понять этот подход, проверить данное нам поучение и узнать истинную природу ума.

Осознание нашего драгоценного существования может превратить нас в жертву гордости. Тогда мы думаем: «Я обладаю наивысшим существованием и всей высочайшей мудростью» или «Я знаю природу ума». Однако точно знать истинную природу ума не так уж просто.

Мы утверждаем: «Я есть» или «Я существую». Оказываясь во власти этой ошибочной мысли, мы не можем наблюдать природу ума и тем более узнать ее.

Такие омрачения имеют несколько причин, и, прежде чем переходить к обсуждению Махамудры, их стоит рассмотреть.

Во-первых, не узнавая истинную природу ума, мы верим в существование себя и своего эго. Мы думаем, что воспринимаем свое «я». Однако ум, абсолютно лишенный таких характеристик, как форма, очертания, размер и цвет, свободен от какого бы то ни было «я». Если бы мы наблюдали природу ума в медитации и смогли увидеть в ней что-то вроде «я», мы приписали бы уму какие-нибудь описательные характеристики: где его размер, где он находится. Обнаружив что-либо определенное, мы назвали бы его каким-то «я», обладающим собственным существованием. Если же ничего определенного обнаружить не удалось, следует признать истину о пустоте ума.

Во-вторых, мы цепляемся за «я» как за что-то реальное. Это цепляние – всего лишь концепция, ассоциирующая «я» с какой-то формой. Если бы существовало очертание или местонахождение ума, тогда интеллектуальная, концептуальная гипотеза «Это есть “я„», была бы верна. Однако такого местонахождения нет ни в одной реальности. Ум является пустотой без какого-либо «я».

В-третьих, несмотря на все это, мы лелеем и любим это «я», бываем весьма озабочены вредящими нам событиями и стремимся исключительно к приятным переживаниям. Неспособность ясно видеть природу этого «я» называется омрачением или неведением относительно себя. Мы подробно обсуждали причины этого омрачения в нашей беседе.

Три вида цепляния за эго – восприятие «я», вера в его существование и потакание ему (при абсолютном незнании его истинной природы) – и дают вместе нечто, что мы считаем «собой».

Все собрание поучений Будды направлено на устранение этого ложного взгляда. В нем содержатся в высшей степени всесторонние методы и различные поучения, указывающие на эту ошибочную концепцию.

Применяя поучения великих мастеров Тантры, развивая понимание и приобретая полезные навыки медитации, мы способны делать удивительные вещи. Например, можно использовать визуализацию для успокоения ума в медитации. Начав медитацию и представляя в своем сердце ясную сферу света, мы достигаем устойчивости. Затем расширяем и продвигаем сферу вдаль перед нами. Концентрируясь на ней, мы медитируем одновременно на удаленную сферу света и сферу света в нашем сердце.

Удерживая их в уме, мы видим сферу света, находящуюся очень далеко позади нас. Теперь медитируем одновременно на сферу света перед нами, позади нас и в нашем сердце. С помощью этой практики мы не только успокоим ум. Устойчивое сосредоточение будет полезно для первого уровня Бодхисаттвы, которого вы со временем достигните. Сосредоточившись в этот момент, вы сможете переживать одновременно сто самадхи или различных видов медитативного погружения!

Буддизм и буддийская практика предполагают твердость в узнавании истинной природы ума, необходимую для полноценной практики Дхармы. Это не означает, что, практикуя медитацию до появления такого постижения, вы тратите время напрасно. Скорее, она не настолько эффективна, как могла бы быть. Понимание истинной природы ума дает существенное преимущество – работа с умом в процессе медитации будет намного более эффективной и полезной.

Ум абсолютно любого из нас обладает всеми качествами Будды, но они не очевидны, пока цепляние за независимо существующее эго или «я», подобно цепи, сковывает вместе наши омрачения. Цепляние за эгоистическое восприятие себя препятствует узнаванию естественным образом присущих нам качеств Будды. Пока не рассечены омрачения цепляния за эго, мы никогда не узнаем эти исключительные качества, присущие чистой алайе.

Обычно наши качества замаскированы или полностью скрыты, как будто заключены в твердый сосуд, подобный глиняному горшку. Будда называл два метода или две техники, позволяющие постичь совозникающую мудрость. Первый – удаление четырех омрачений в сочетании с накоплением заслуги и мудрости. Второй – получение благословения от коренного Ламы с таким постижением. Однако найти ламу, обладающего всеми благими качествами высочайшего учителя и достигшего совершенства в Махамудре, очень трудно. Такая возможность встречается редко, и лишь немногие могут дать это благословение. Более того, получить пользу от благословения может лишь ученик, накопивший огромное количество благой кармы и имеющий страстное желание достичь совершенства в Махамудре. К счастью, есть множество лам, способных оказать помощь, отвечая на вопросы и делясь собственным опытом осознавания, накопленным на пути к этой цели.

В поисках помощника важнее всего встретить ламу непрерывной линии передачи благословения, посвящений, опыта и учености, способного давать посвящения Ваджраяны. Этот лама должен обладать великим сочувствием ко всем живым существам. Не стремясь к собственному благополучию, самовозвеличиванию и созданию своей дхарма-империи, такой лама должен стремиться к главной цели избавления всех живых существ от запутанности сансары.

Может случиться, что в поисках руководства к ламе придут ученики с выдающимися способностями. Обладая высокой возможностью понимания и получив объяснения по Дхарме, они автоматически воспримут их на очень глубоком уровне. Более того, они смогут применять поучения непосредственно на практике.

Причина таких особенных возможностей никак не связана с полом. Способность учеников легко сделать шаг за пределы омрачений объясняется мощным накоплением заслуг и мудрости на протяжении множества прожитых ими жизней. Они работали над растворением четырех омрачений в потоке своего опыта. Когда такие ученики слышат объяснения ламы о смысле Махамудры, в прочном сосуде их омрачений возникают громадные трещины и дыры, сквозь которые светит внутренне присущая им Будда-природа. Вместе с постижением они испытывают неподдельное сочувствие к живым существам, находящимся во власти омрачений, и огромное доверие к ламе, давшему им передачу Махамудры. Однако таких людей единицы, и редкость их появления можно сравнить с редкостью появления снега в летний день.

В прошлом великие гуру Индии и Тибета имели обычай признавать у человека с выдающимися способностями такой потенциал, они давали этому ученику особые поучения.

Я не обладаю сверхзнанием, необходимым для узнавания столь выдающихся людей. Вместо этого я учу всех тому, что может принести пользу каждому. Кому-то поможет объяснение явного смысла, а кому-то – скрытого. Поэтому я учу и тому и другому.

В своих попытках достичь Освобождения все мы подобны маленьким детям. Нас нужно защищать и направлять на пути в Дхарме, нам необходима помощь в преодолении иллюзорного неведения и запутанности. Поэтому так важно наставничество ламы, обладающего подлинной линией передачи, великим сочувствием и способного объяснять Дхарму без ошибок. На пути Дхармы нам, подобно детям, помощь ламы и Трех Драгоценностей дает все, что необходимо для вступления на истинный, прямой и быстрый путь Ваджраяны – путь, который приведет нас к окончательному достижению состояния Будды.

Однако вся помощь в мире ничуть не продвинет нас на пути к Освобождению, если мы не будем применять добрые советы ламы и его искренние наставления. Чтобы продвигаться, нужно практиковать, даже если эта практика заключается в том, что мы просто спокойно сидим и исследуем природу своего ума.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных