ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПРИЗНАК – доступная описанию и измерению характеристика организма.Вопросы к экзамену по дисциплине «Дифференциальная психология» Вопрос 1. Дифференциальная психология как наука
Дифференциальная психология – (от лат. differentia - различие) – раздел психологии, изучающий индивидуальные психические различия, внутрииндивидуальную и межиндивидуальную вариативность человека Вариативность – это наличие у объекта нескольких или многих вариантов чего-либо, или степень отличия одного от другого. «Вариативность» - родовая категория для таких понятий как неоднородность, изменчивость, разнообразие, многообразие. Противоположные понятия – единообразие, однородность, постоянство. Также вариативность может обозначать степень, в которой значения в выборке отличаются друг от друга или, как чаще выражаются, отличаются от среднего выборки.
В психологии, характеризуя человека, описываем его по набору признаков, степени и особенностям их проявления. ПРИЗНАК – доступная описанию и измерению характеристика организма. Следовательно, дифференциальная психология изучает у человека многообразие, изменчивость, степень и характер отличий психологических признаков.
Все люди разные – почему это так, каким образом это получается и какое это может иметь значение – берется изучать дифференциальная психология. В то же время, в чем-то мы похожи. По тем или иным признакам людей можно отнести к тем или иным классам. Выделяют группы людей по типам характера, стилям поведения, ролевым репертуарам и др. Формы сходства людей по тем или иным признакам, а также причины и значение этого также являются предметом дифференциальной психологии.
ТИПИЧНОСТЬ – сходство конкретного человека с определенными категориями людей по совокупности определенных признаков.
Вильям Льюис Штерн в своей книге "Дифференциальная психология" (1900), Штерн одним из первых обратился к систематическому изучению индивидуальных различий и заложил основы одноименной дисциплины. Он доказывал, что существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая конкретного ребенка. В числе важнейших индивидуальных свойств он как раз и называл индивидуальный темп психического развития, который проявляется и в скорости обучения. Нарушение этого индивидуального темпа может привести к серьезным отклонениям, в том числе к неврозам. Сохранение индивидуальных особенностей возможно благодаря тому, что механизмом психического развития является интроцепция, т.е. соединение человеком своих внутренних целей с теми, которые задаются окружающими. Потенциальные возможности ребенка при рождении достаточно неопределенны, он сам еще не осознает себя и свои склонности. Среда помогает осознать себя, организует его внутренний мир, придавая ему четкую, оформленную и осознанную структуру. В. Штерн, классифицируя признаки, которые должна изучать дифференциальная психология, выделял три группы [Дерманова, 2011]: Явления (феномены) — это то, что фиксируется в данный момент времени – то есть состояния. Действия — феномены, имеющие временную протяженность, например акты мышления, действия, поступки. Склонности — стоящие за поступками способности, представляющие актуальную возможность. К склонностям он относил, например, интеллект, темперамент, характер, способности. То, что мы сейчас называем свойствами личности, а он называл стабильной внутренней конституцией, которая проявляет свою естественную тенденцию в определенных формах самовыражения и саморазвития. Предрасположенности всегда носят потенциальный характер, т. е. являются всегда только возможностями к развитию, нуждающимися в дополнении другими условиями, представленными в форме влияний внешнего мира. Штерн подразделял склонности на лабильные (задатки) и стабильные (свойства). Стабильные свойства, по Штерну, являются «ядром сущности человека» и условием самосохранения сложившейся личности, а задатки — условием саморазвития формирующейся личности, представляя консервативную и прогрессивную тенденции развития. Таким образом, Штерн в качестве фундаментальных единиц анализа предполагает рассматривать не только свойства (стабильные и изменчивые), но и процессы, т.е. развертывание, протекание и развитие явления во времени, акты, действия; а также феноменологию, или их внешние проявления. Позже развитие дифференциальной психологии пошло по пути анализа свойств, главным образом свойств темперамента, характера, способностей, интеллекта и когнитивных характеристик и т.д., и их структуры. Выделялись характеристики разного уровня обобщенности, по-разному взаимодействующие между собой. Относительно недавно выделились такие единицы анализа, как ситуации, что заставило персонологов больше внимания уделить анализу причин вариативности—стабильности поведения.
Связь дифференциальной психологии с другими науками Дифференциальная психология представляет собой междисциплинарную область исследования [Дерманова, 2010], интегрирующую знания ряда областей психологии — · психогенетики, · психодиагностики, · психологии интеллекта, · психологии личности, · психологии развития, · психофизиологии, · эволюционной психологии и др.
Особая роль дифференциальной психологии в структуре психологической науки определяется тем, что в фокусе ее интересов находятся не только общие закономерности (или всеобщее), что изучают и другие разделы психологии, но и индивидуальные различия, т. е. конкретное, частное, уникальное [Дерманова, 2010]. Проблема индивидуальных различий и индивидуальности в настоящее время является одной из базовых проблем психологической науки, она имеет большое значение как для теоретической психологии, так и для решения многих практических задач. Ее теоретическая значимость определяется тем, что все общие феномены и универсальные закономерности в психологии имеют только уникальное проявление и реально существуют лишь в разнообразных индивидуальных вариантах [Дерманова, 2010].
Практическая значимость дифференциальной психологии связана с тем, что решение многих прикладных задач требует знания индивидуальных различий, их надежной диагностики, оценки прогностических возможностей методов и т.д. Учет дифференциальных особенностей необходим в профессиональной деятельности, при клинической диагностике и помощи больным, в педагогической деятельности и других сферах жизни. Понимание того, как формируются и в чем проявляются эти особенности, дает ответ и на вопрос, как можно на них влиять.
Науки, составляющие базис дифференциальной психологии
Разделы дифференциальной психологии
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|