ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Типы рыночных структурСовершенная конкуренция – это рыночная структура, в которой много фирм продают стандартизированный продукт и ни одна фирма не располагает достаточно большой долей рынка, чтобы повлиять на его цены. Недостатки рынка совершенной конкуренции: - в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный источник НТП; - способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя; - не может распространяться на производство общественных благ. 2) Несовершенная конкуренция – это рыночная структура, характеризующаяся возможностью продавцов или покупателей воздействовать на цену. Различают: чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Чистая монополия - это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой - либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы - монополиста. Цель монополии - получение сверхприбыли посредством контроля за ценой и объемом производства на монополизированном рынке. Основные черты чистой монополии: 1. единственный продавец - производитель; 2. отсутствие товаров - заменителей; 3. продавец осуществляет практически полный контроль над ценами; 4. очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий. Различают несколько типов монополий: - естественные монополии, которой обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно невозобновимые элементы производства (РЖД, Дагрегионгаз) - легальные монополии – образуются на законном основании государством через один из его видов деятельности (патентную систему, гос.регистрацию товарных знаков, охрану авторских прав) - искусственные монополии – объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистической выгоды. Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн. Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др. Синдикат - объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору. Трест - монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Концерн - союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организуется финансовый (денежный) контроль за всеми участниками. Процесс монополизации имеет позитивные и негативные последствия. Позитивные последствия: - большие возможности гигантских предприятий и их объединений развивать современное производство, финансировать крупные научно-исследовательские лаборатории, - расширение масштабов планомерного и организованного развития экономики, сознательной регуляции экономической системы, в результате возникновения и развития крупных хозяйственных единиц, координации их деятельности; - наличие возможности у гигантских предприятий благодаря массовому производству экономить на расходах производства, обеспечивать потребителей дешевыми качественными товарами. Негативные последствия: - практика установления монопольных цен, создания искусственного дефицита. - торможение научно-технического прогресса из-за того, что монополизация производства и сбыта дает возможность крупным компаниям получать определенное время высокие прибыли, даже не внедряя новых достижений науки и техники в производственный процесс; - вкладывание в погоне за прибылью крупными компаниями средств в проекты, которые дают наивысшую отдачу, с исключением или существенным уменьшением при этом инвестиций в более важное с точки зрения широких слоев население производства - расходование монополиями и олигополиями значительных ресурсов для сохранения и укрепления монополистических позиций, власти (путем использования гипертрофированной рекламы, подкупа государственных чиновников, с целью создания выгодной законодательной базы); - подавление конкуренции Монополистическая конкуренция - это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества. Основные характеристики монополистической конкуренции: 1. относительно большое число некрупных (мелких) фирм; 2. эти фирмы производят дифференцированную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них; 3. сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей. В условиях дифференциации товаров важное значение приобретают неценовые факторы: фирменная марка, реклама, особые качества изделия. Олигополия - это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Крупнейшие из оставшихся получают возможность влиять на рыночную цену. Характерная особенность олигополистического рынка - взаимосвязь фирм: любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость. Изменение цены одним из конкурентов, доминирующим в производстве, определяет ценовую политику в отрасли. Для олигополии характерны большие входные барьеры вступления новых фирм, которые связаны с: эффектом масштаба, выдачей лицензий и патентованием изобретений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|