Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Финансы Российской Федерации




Финансы в планово-распределительной системе. В условиях планово-распределительной системы государство играло решающую роль в распределении материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов. Это давало определенные положительные результаты.

Однако во второй половине XX столетия такая система перестала себя оправдывать. Финансовая эффективность использования ресурсов стала крайне низкой, что выражалось в огромном незавершенном строительстве, увеличении объема неустановленного оборудования, снижении качества строительно-монтажных работ. Полное огосударствление хозяйства вызвало масштабную монополизацию производства и сбыта продукции, которое нарушило сбалансированность национального хозяйства.

Подрывались принципы коммерческого расчета: средства высокорентабельных предприятий передавались в пользу убыточных. Финансовые права хозяйствующих субъектов резко ограничивались. Инвестиционная деятельность ослаблялась кризисом неплатежей. За последнее десятилетие инвестиции в основной капитал ни разу не достигли в сопоставимых ценах уровня предыдущего года.

Финансовые отношения как на микро-, так и на макроуровне, не отвечали требованиям роста процесса производства.

Для финансовых отношений предприятий были характерны:

1) относительно низкие темпы роста прибыли в связи с нестабильностью экономического развития;

2) сравнительно низкий уровень амортизационного фонда, несмотря на ежегодную переоценку основных фондов;

3) сокращение размера оборотных средств в связи с отсутствием регулярной реализации товаров и оказания услуг;

4) слабое развитие фондового рынка, который оказался неспособен пополнить дополнительным капиталом предприятия;

5) дорогие и достаточно краткосрочные банковские ресурсы. В связи с относительно невысокими доходами населения

граждане РФ могли слабо поддержать инвестиционный процесс. Так, доля населения с денежными доходами выше прожиточного минимума составила в 1999 г. 29,9%, а к 2012 г., как предполагается, эта доля повысится только до 30%. Следовательно, широкое участие отдельных граждан своими средствами в капитальных затратах страны почти исключается.

Государственная инвестиционная деятельность, осуществляемая за счет бюджетных средств и внебюджетных фондов,

также имеет тенденцию к сокращению. Общий объем уменьшения бюджетных ресурсов на капитальные затраты обусловлен прежде всего огромным дефицитом не только федерального, но и региональных бюджетов, значительными средствами, которые государство направляет на управление государственным долгом и на ведение локальных военных операций.

Перестройка финансовых отношений. Нежизнеспособность подобной системы, ее невосприимчивость к достижениям научно-технического прогресса (НТП) требовали коренных перемен в экономике. Конец 80-х годов ознаменовался началом рыночных реформ, перестройкой финансовых отношений на всех уровнях. Изменения затронули финансовые отношения как предприятий, так и государства.

Возникли самостоятельные предприятия разных форм собственности, которые все больше основывались на принципах самофинансирования, самоокупаемости и материальной ответственности. Это создало определенные возможности предприятиям увеличивать собственные финансовые ресурсы (доходы, амортизационный фонд, устойчивые пассивы) и мобилизованные на рынке, проводить самостоятельную инвестиционную политику.

Серьезные изменения произошли в области государственной инвестиционной политики. В результате перестройки экономики, ускорения НТП, повышения эффективности производства и роста жизненного уровня народа стало необходимым на макроуровне межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития.

Качественные изменения в инвестиционной политике нашли отражение в федеральном бюджете Российской Федерации на 2000 г. Эти изменения осуществляются в следующих направлениях.

1. Дальнейшая децентрализация инвестиционного процесса на основе многообразных форм собственности с уклоном к повышению роли собственных источников накопления предприятий для финансирования их инвестиционных проектов.

2. Выделение средств из бюджета приоритетным отраслям национального хозяйства, в первую очередь энерготопливному комплексу, а также военным отраслям и социальной сфере.

3. Предоставление средств из бюджета преимущественно на условиях платности и возвратности, в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе.

4. Расширение практики долевого государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.

5. Активное привлечение иностранных капитальных вложений.

В настоящее время правительство РФ одобрило экономическую программу России на десятилетний период. На первом этапе (охватывает полтора года) формируется законодательная база бюджетной реформы, в том числе и налоговой, осуществляются разграничение полномочий всех уровней бюджетной системы, инвентаризация бюджетных расходов, реализация Бюджетного кодекса РФ и ускоренное завершение перехода на казначейскую систему.

На втором этапе (2001 г.) предполагается трансформация социальной защиты, обеспечение прозрачности бюджетной системы, максимальная консолидация внебюджетных фондов.

В течение третьего этапа (2002—2004 гг.) должен произойти переход к новой структуре бюджетных расходов, характеризующейся низкой долей субсидий экономике и высоким объемом социальных обязательств.

Четвертый этап (2005—2010 гг.) означает переход к новому распределению полномочий бюджетов, дополнительное снижение налогового бремени.

Одновременно предусматривается удвоение расходов на здравоохранение, просвещение и социальное обеспечение. Причем эти расходы следует рассматривать как инвестиционные вложения, вызванные требованием научно-технической революции.

Вопросы государственных финансов, государственного и территориальных бюджетов, денежного обращения в стране всегда были в сфере научных и практических интересов российских экономистов.

Первой крупной работой по вопросам государственного бюджета, упорядочения его доходов и расходов следует считать подготовленный в 1809 г. М.М. Сперанским «План финансов», который стал программой преобразования российских финансов и оказал большое влияние на их развитие в будущем.

В 1818 г. появилась работа декабриста Н.И. Тургенева «Опыт теории налогов», которая положила начало российской науке о государственных финансах.

Наибольшее количество работ по этой проблематике вышло во второй половине XIX — начале XX в. В их числе:

Е. Ф.- Канкрин. Краткое обозрение Российских финансов;

Л. И.. Печорин. Исторический обзор государственных доходов и расходов;

И. Х. Озеров. Русский бюджет;

П. Л. Мигупин. Русский государственный кредит;

И. И. Янжул. Основные начала финансовой науки;

М. М. Фридман. Конспект лекций по науке о финансах и др.

В последующие годы вышли в печать следующие работы:

Б.П. Дьяченко. История финансов СССР (1917—1950), (1978)

В. К. Сенчагов. Финансовый механизм и его роль в повышении эффективности производства (1980)

Э А. Вознесенский. Финансы как стоимостная категория (1985) Финансы социалистического общества. Под ред. Н.В. Гаретовского (1985)

Н.В. Заяц и М.Н. Фисенко. Теория финансов (1998)

Б. Сабанти. Теория финансов (1998)

В.М. Живалов. Финансовая система России (1999)

Контрольные вопросы

1.Какие факторы обусловили появление финансов как исторической категории?

2.Сравните финансовые и денежные отношения и выявите различия.

3.Сравните понятия «финансы» и «финансовые ресурсы».

4.Кратко охарактеризуйте функции финансов.

5. Покажите отличия финансовых отношений в России в периоды планово-распределительной системы и рыночной экономики.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных