ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Финансы Российской ФедерацииФинансы в планово-распределительной системе. В условиях планово-распределительной системы государство играло решающую роль в распределении материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов. Это давало определенные положительные результаты. Однако во второй половине XX столетия такая система перестала себя оправдывать. Финансовая эффективность использования ресурсов стала крайне низкой, что выражалось в огромном незавершенном строительстве, увеличении объема неустановленного оборудования, снижении качества строительно-монтажных работ. Полное огосударствление хозяйства вызвало масштабную монополизацию производства и сбыта продукции, которое нарушило сбалансированность национального хозяйства. Подрывались принципы коммерческого расчета: средства высокорентабельных предприятий передавались в пользу убыточных. Финансовые права хозяйствующих субъектов резко ограничивались. Инвестиционная деятельность ослаблялась кризисом неплатежей. За последнее десятилетие инвестиции в основной капитал ни разу не достигли в сопоставимых ценах уровня предыдущего года. Финансовые отношения как на микро-, так и на макроуровне, не отвечали требованиям роста процесса производства. Для финансовых отношений предприятий были характерны: 1) относительно низкие темпы роста прибыли в связи с нестабильностью экономического развития; 2) сравнительно низкий уровень амортизационного фонда, несмотря на ежегодную переоценку основных фондов; 3) сокращение размера оборотных средств в связи с отсутствием регулярной реализации товаров и оказания услуг; 4) слабое развитие фондового рынка, который оказался неспособен пополнить дополнительным капиталом предприятия; 5) дорогие и достаточно краткосрочные банковские ресурсы. В связи с относительно невысокими доходами населения граждане РФ могли слабо поддержать инвестиционный процесс. Так, доля населения с денежными доходами выше прожиточного минимума составила в 1999 г. 29,9%, а к 2012 г., как предполагается, эта доля повысится только до 30%. Следовательно, широкое участие отдельных граждан своими средствами в капитальных затратах страны почти исключается. Государственная инвестиционная деятельность, осуществляемая за счет бюджетных средств и внебюджетных фондов, также имеет тенденцию к сокращению. Общий объем уменьшения бюджетных ресурсов на капитальные затраты обусловлен прежде всего огромным дефицитом не только федерального, но и региональных бюджетов, значительными средствами, которые государство направляет на управление государственным долгом и на ведение локальных военных операций. Перестройка финансовых отношений. Нежизнеспособность подобной системы, ее невосприимчивость к достижениям научно-технического прогресса (НТП) требовали коренных перемен в экономике. Конец 80-х годов ознаменовался началом рыночных реформ, перестройкой финансовых отношений на всех уровнях. Изменения затронули финансовые отношения как предприятий, так и государства. Возникли самостоятельные предприятия разных форм собственности, которые все больше основывались на принципах самофинансирования, самоокупаемости и материальной ответственности. Это создало определенные возможности предприятиям увеличивать собственные финансовые ресурсы (доходы, амортизационный фонд, устойчивые пассивы) и мобилизованные на рынке, проводить самостоятельную инвестиционную политику. Серьезные изменения произошли в области государственной инвестиционной политики. В результате перестройки экономики, ускорения НТП, повышения эффективности производства и роста жизненного уровня народа стало необходимым на макроуровне межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития. Качественные изменения в инвестиционной политике нашли отражение в федеральном бюджете Российской Федерации на 2000 г. Эти изменения осуществляются в следующих направлениях. 1. Дальнейшая децентрализация инвестиционного процесса на основе многообразных форм собственности с уклоном к повышению роли собственных источников накопления предприятий для финансирования их инвестиционных проектов. 2. Выделение средств из бюджета приоритетным отраслям национального хозяйства, в первую очередь энерготопливному комплексу, а также военным отраслям и социальной сфере. 3. Предоставление средств из бюджета преимущественно на условиях платности и возвратности, в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе. 4. Расширение практики долевого государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов. 5. Активное привлечение иностранных капитальных вложений. В настоящее время правительство РФ одобрило экономическую программу России на десятилетний период. На первом этапе (охватывает полтора года) формируется законодательная база бюджетной реформы, в том числе и налоговой, осуществляются разграничение полномочий всех уровней бюджетной системы, инвентаризация бюджетных расходов, реализация Бюджетного кодекса РФ и ускоренное завершение перехода на казначейскую систему. На втором этапе (2001 г.) предполагается трансформация социальной защиты, обеспечение прозрачности бюджетной системы, максимальная консолидация внебюджетных фондов. В течение третьего этапа (2002—2004 гг.) должен произойти переход к новой структуре бюджетных расходов, характеризующейся низкой долей субсидий экономике и высоким объемом социальных обязательств. Четвертый этап (2005—2010 гг.) означает переход к новому распределению полномочий бюджетов, дополнительное снижение налогового бремени. Одновременно предусматривается удвоение расходов на здравоохранение, просвещение и социальное обеспечение. Причем эти расходы следует рассматривать как инвестиционные вложения, вызванные требованием научно-технической революции. Вопросы государственных финансов, государственного и территориальных бюджетов, денежного обращения в стране всегда были в сфере научных и практических интересов российских экономистов. Первой крупной работой по вопросам государственного бюджета, упорядочения его доходов и расходов следует считать подготовленный в 1809 г. М.М. Сперанским «План финансов», который стал программой преобразования российских финансов и оказал большое влияние на их развитие в будущем. В 1818 г. появилась работа декабриста Н.И. Тургенева «Опыт теории налогов», которая положила начало российской науке о государственных финансах. Наибольшее количество работ по этой проблематике вышло во второй половине XIX — начале XX в. В их числе: Е. Ф.- Канкрин. Краткое обозрение Российских финансов; Л. И.. Печорин. Исторический обзор государственных доходов и расходов; И. Х. Озеров. Русский бюджет; П. Л. Мигупин. Русский государственный кредит; И. И. Янжул. Основные начала финансовой науки; М. М. Фридман. Конспект лекций по науке о финансах и др. В последующие годы вышли в печать следующие работы: Б.П. Дьяченко. История финансов СССР (1917—1950), (1978) В. К. Сенчагов. Финансовый механизм и его роль в повышении эффективности производства (1980) Э А. Вознесенский. Финансы как стоимостная категория (1985) Финансы социалистического общества. Под ред. Н.В. Гаретовского (1985) Н.В. Заяц и М.Н. Фисенко. Теория финансов (1998) Б. Сабанти. Теория финансов (1998) В.М. Живалов. Финансовая система России (1999) Контрольные вопросы 1.Какие факторы обусловили появление финансов как исторической категории? 2.Сравните финансовые и денежные отношения и выявите различия. 3.Сравните понятия «финансы» и «финансовые ресурсы». 4.Кратко охарактеризуйте функции финансов. 5. Покажите отличия финансовых отношений в России в периоды планово-распределительной системы и рыночной экономики. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|