Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТНЫХ ЗОН В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОЛЛЕКТИВЕ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Филиал МГУ в г. Севастополе

Кафедра психологии

 

ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТНЫХ ЗОН В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОЛЛЕКТИВЕ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

  Выпускная квалификационная работа образовательно-квалификационного уровня БАКАЛАВР
  студентки группы ПС -401
  ИВАНОВОЙ АННЫ ИВАНОВНЫ
  Научный руководитель
  ПЕТРОВ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ
  кандидат психологических наук, доцент
   

 

 

пени исследованности проблемы: насколько она изучена в целом, а также ее отдельные стороны, аспекты; особо выделить неизученные и малоизученные вопросы, противоречия в понимании явления в целом и его отдельных сторон, противоречия в имеющихся эмпирических данных. Основными аспектами актуальности психологического исследования чаще всего могут быть следующие: - необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; - потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения; - потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных; - потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия, обучения, тренировки, коррекции, реабилитации, применения в труде; - потребность в дополнении или переработке психологических теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного их использования. Желательно актуальность темы сформулировать в виде объективно существующего противоречия. После обоснования актуальности работы необходимо охарактеризовать объект, предмет, цель, гипотезу, задачи исследования, его методологический базис. Далее надо дать перечень используемых в работе методов научного исследования, указать базу, на которой проводилось эмпирическое исследование, и охарактеризовать выборку испытуемых. Объект исследования – это фрагмент изучаемой реальности: процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для исследования. Объектами психологической науки выступают: индивид, группа людей, общность людей. Например, объектом исследования в практической психологии являются социально-психологические явления в обществе, а также поведение людей в процессе их взаимодействия, в совместной деятельности и др. Предмет исследования содержится в пределах объекта. Предметом исследования становятся определенные стороны или отношения объектов. В качестве предмета психологического исследования могут быть взяты: отдельные психические


 
 
работы: - актуальность темы; - соответствие содержания работы ее названию; - постановка проблемы и ее обоснование; - логическая согласованность объекта, предмета, цели, задач, гипотезы исследования; - соответствие выбранных методов исследования поставленным задачам; - характеристика выборки и адекватность методов математической обработки результатов; - четкость, логическая последовательность и структурированность текста; - грамотность, стиль изложения; - знание достижений науки, монографической и периодической литературы по теме работы; - информативность представленных результатов в таблицах, графиках, диаграммах, правильность их оформления; - представленность результатов работы в выводах и рекомендациях, их соответствие поставленным задачам; - оригинальность и новизна проведенного исследования; - степень самостоятельности в работе, - соответствие оформления работы требованиям; - четкость изложения доклада на защите работы; - правильность ответов на вопросы; - оценка дипломной работы научным руководителем и рецензентом. Оценка объявляется одновременно всем студентам, защищавшим дипломную работу, в день защиты. Оценка за выпускную квалификационную работу вносится в приложение к диплому.    
свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, пространственные, временные и интенсивностные характеристики отдельных явлений, взаимовлияния между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и др. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая является предметом исследования. Предмет исследования определяет тему дипломной работы. Формулируется рабочая гипотеза, цель дипломной (курсовой) работы, и задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Цель исследования – желаемый конечный результат: описание характеристик психического явления, выявление или уточнение взаимосвязей психических явлений, изучение возрастной динамики явления, описание нового феномена, эффекта, обобщение научных представлений, сведений, создание классификации, типологии. В дипломной (курсовой) работе формулируется только одна цель. Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на практике и теоретического обоснования. Исследовательская гипотеза по масштабу обобщений и построений необязательно должна быть схожа с теорией. Чем конкретнее выдвинутое предположение, чем более четко определена сфера его действия, тем эффективнее будет работа, тем яснее будут ее результаты. В качестве гипотезы вполне достаточно предположить существование или отсутствие какого-либо феномена, взаимосвязь двух или нескольких свойств, степень их выраженности, условия возникновения или проявления. Схема полной гипотезы может быть выражена так: если…, то …, так как …(возможен и более краткий вариант, например: если…, то…, или др.). Не корректно формулировать более одной - двух гипотез. Если проведенное исследование даст убедительное подтверждение или опровержение сделанного ранее предположения, то более ясной будет схема дальнейшего изучения психического явления или процесса. Определение задач – это выбор путей и средств для достижения цели исследования: уточнить структуру, выявить связь, построить модель изучаемого явления, получить харак


 
 
4. Процедура исследования (в общих чертах). 5. Процедура обработки данных. Описание процедуры обработки данных необходимо, только если использовалась оригинальная или малоизвестная методика. Часто достаточно лишь перечислить, какие именно показатели подсчитывались и анализировались. 6. Основные результаты исследования. Этот раздел целесообразно структурировать в соответствии с последовательностью задач исследования. 7. Выводы, их практическая значимость. Студенту полезно помнить, что во время доклада: Обстоятельно доказывать актуальность исследования не стоит, она должна быть прописана во введении ВКР. Пространно характеризовать современное состояние обсуждаемой в работе проблемы не следует, достаточно оценить ее состояние. Следует избегать противоречивой информации. Содержание доклада должно быть четким, ясным, понятным. Необходимо продемонстрировать умение отвечать на вопросы, анализировать результаты, давать их психологическую интерпретацию. Если у вас много количественных данных или вы предложили классификацию, типологию и т.д., рекомендуется подготовить иллюстративный материал в виде схем, графиков, диаграмм, таблиц. Иллюстративный материал может быть изготовлен на бумаге крупных форматов для размещения на стенде или размножен на листах формата А-4 (по количеству членов ГЭК). Наиболее желательным вариантом иллюстрации материала является его презентация через мультимедийный проектор. Желательно использовать не более 5 – 7 слайдов с основным иллюстративным материалом. По окончании доклада члены ГЭК задают студенту вопросы по содержанию работы и доклада. Затем на заседании ГЭК выступает с отзывом научный руководитель и зачитывается основное содержание рецензии. Если научный руководитель на защите не присутствует, то зачитывается содержание его отзыва. Оценка содержания, теоретического и методического уровня выполнения ВКР дается на закрытом заседании ГЭК. Критерии оценки выпускной квалификационной (курсовой)
теристики, оценить эффективность психокоррекционного воздействия, модифицировать, адаптировать психодиагностическую методику. Задачи могут быть сформулированы как вопросы, ответы на которые помогут прийти к цели исследования. Среди задач исследования должны быть как те, которые обеспечат нахождение новых фактов, так и те, что помогут включить их в систему имеющихся психологических знаний. Нельзя подменять формулировку исследовательских задач описанием плана работы (проанализировать литературу, провести эксперимент, обработать эмпирические данные, проанализировать полученные результаты и сделать выводы). В исследовательских задачах должны быть отражены следующие аспекты: - что предстоит сделать с предметом исследования (модифицировать, адаптировать, построить модель, получить новые характеристики, оценить эффективность и т.д.); - какого рода эксперимент планируется (обучающий, формирующий, констатирующий и т.д.); - характер исследования (пилотажный, лонгитюдный). В ВКР рекомендуется формулировать не более 3 – 5 задач. В курсовой работе 2 – 4 задачи. Задачи должны ставиться как по эмпирической части исследования, так и по теоретической. Далее во введении приводится перечень методов и методик исследования для достижения поставленной в работе цели. Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и поставленными целями. Количество методик исследования определяется в зависимости от характера планируемого эксперимента (констатирующий или формирующий) по согласованию с научным руководителем. ВКР и курсовая работы должны содержать определенную новизну – поиск новых знаний, новых методов исследования или психологической практики, применение существующих методов в новых условиях, адаптация психокоррекционных техник. В конце введения дается краткая характеристика базы исследования: учреждение, предприятие, группы испытуемых (количественный состав, возраст, сроки проведения исследования и др.). 3.4. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ СНР


 
 
Подписи научного руководителя на отзыве и рецензента на рецензии заверяются в отделе кадров высшего учебного заведения. Выпускающая кафедра не позднее, чем за 7 дней до защиты, представляет в Государственную экзаменационную комиссию: ВКР, оформленную в соответствии с перечисленными требованиями и сброшюрованную; ОТЗЫВ научного руководителя; РЕЦЕНЗИЮ. ЗАЩИТА ВКР проводится на открытом заседании ГЭК. Весь необходимый иллюстрированный материал студент излает в форме видеопрезентации. Для доклада о выполненной работе студенту отводится не более 10 минут. За полтора месяца до начала государственных экзаменов проводитсяпредзащита дипломной работыкак итог преддипломной практики. К этому времени студент должен завершить эмпирическое исследование и предоставить научному руководителю черновой вариант дипломной работы в несброшюрованном виде. Курсовые работы на 3 курсе защищаются также как и выпускная квалификационная работа перед комиссией кафедры психологии. Рецензия на курсовую работу не пишется, предзащита не проводится. Курсовая работа сдается на кафедру за неделю до срока официальной защиты. На втором курсе защита курсовой работы проводится перед научным руководителем (но по решению кафедры может быть осуществлена и перед комиссией).   Общий план выступления студента на защите выпускной квалификационной (курсовой) работыможет быть таким: 1. Тема, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования, основные теоретические положения (предельно кратко). 2. Методы и методики (в большинстве случаев достаточно лишь перечислить). 3. Выборка (испытуемых, обследованных, респондентов): количество, состав по возрасту и полу, уровень образования, профессиональная принадлежность (если эта характеристика значима). Если были взяты экспериментальная и контрольная группы, то охарактеризовать их сходство и различие по существенным моментам.
Теоретическая часть ВКР и курсовой работы, как правило, размещается в первой главе, которая содержит 2 - 4 параграфа, и представляет собой аналитический обзор специальной литературы по теме. Не желательно дробить главы на большое количество параграфов. Каждый параграф по объему должен быть не менее 3 страниц и не более 10. Желательно, чтобы теоретических глав в дипломной работе было не более одной-двух. Не желательно параграфы дробить на более мелкие части (подпараграфы). Аналитический обзор должен полно и систематически освещать состояние проблемы, которой посвящена студенческая научная работа. Предметом анализа в обзоре должны быть новые идеи и проблемы, возможные подходы к решению этих проблем, результаты предыдущих исследований по теме дипломной (курсовой) работы. Завершить аналитический обзор желательно обоснованием выбранного направления научно-практической работы. Обоснование выбранного направления и рабочая гипотеза должны опираться на рекомендации, содержащиеся в аналитическом обзоре. Для углубления понимания природы изучаемого явления литературный обзор рекомендуется строить по логическому принципу, а не хронологическому. Построение литературного обзора зависит от специфики рассматриваемого психического явления, его изученности и многих других факторов. Структура может быть примерно следующей: - феноменологическое описание – сущность, область проявлений, их частота, временные, пространственные, интенсивностные, модальностные и другие характеристики; - место данного явления среди других психических явлений – взаимосвязи, факторы, его обусловливающие; - рассмотрение с опорой на схему, соответствующую избранному подходу: системному, целостному, комплексному, средовому, ситуационному, функциональному и др.; - сущность, природа явления. Имеющиеся определения данного явления. Характеристика степени разнообразия в его понимании разными авторами; - закономерности, которым подчиняется явление; - прикладное, практическое использование явления, свойства, функции или учет его характеристик. В литературном обзоре обязательно должны быть названы фамилии авторов, идеи или экспериментальные результаты ко


 
 
тая не из первоисточника, то необходимо указать автора, цитирующего первоисточник: (Цит. по [33]). В работе не следует злоупотреблять цитатами, но при необходимости их использования текст цитаты из книги или какого-либо официального документа следует воспроизводить точно, с сохранением всех особенностей подлинника. При цитировании следует придерживаться таких правил: а) текст цитаты начинается и заканчивается кавычками и приводится в той грамматической форме, как он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского изложения. Научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки, за исключением тех, которые вызвали общую полемику и не являются общепринятыми. В этих случаях используется выражение «так называемый»; б) цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения авторского текста и без искажения мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения авторского текста и обозначается многоточием. Многоточие может быть поставлено в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце); в) каждая цитата обязательно сопровождается ссылкой на источник; г) при непрямом цитировании (изложении мысли другого автора своими словами) следует быть точным в передаче основной мысли автора, соблюдать корректность в оценке его достижений и давать ссылку на источник. X. ЗАЩИТА ВКР И КУРСОВОЙ РАБОТЫ Чистовой вариант ВКР в сброшюрованном виде в 2-х печатных экземплярах и третьем на электронном носителе представляется на выпускающую кафедру не позднее, чем за месяц до защиты и вводится в терминал. После регистрации ВКР передается научному руководителю. Научный руководитель проверяет дипломную работу, дает письменный отзыв со своей оценкой и направляет работу рецензенту. В рецензии отмечается актуальность исследования, насколько успешно студент справился с рассмотрением теоретических и практических задач, указываются положительные стороны работы и ее недостатки. Рецензент также делает заключение об общем уровне и качестве дипломной работы. ВКР подписывается научным руководителем.
торых анализируются или обобщаются. Ссылаться следует, указывая конкретные публикации авторов, включенные в список использованных источников. Приступая к написанию курсовой выпускной квалификационной работы, целесобразно составить картотеку литературы по изучаемой теме. Картотека организует и облегчает работу с литературными источниками и может содержать дополнительную информацию по сравнению с библиотечными каталогами. Используя картотеку, легче составить библиографический список, который представляется в ВКР. Изучая специальную литературу, необходимо делать выписки. Над каждой выпиской целесообразно указывать проблему, фамилию и инициалы автора, название книги или статьи, издательство, год издания, страницу с цитатой. Эта информация поможет избежать ошибок при оформлении ссылок в тексте ВКР. Каждый параграф должен иметь логическое завершение, а в конце каждой главы обязательно формулируются выводы. После того, как раскрыты понятие и сущность изучаемого явления или процесса, уточнены формулировки, освещены различные теоретические концепции и подходы к изучению вопроса, необходимо дать оценку разработанности изучаемой проблемы, соотнести ее с основной задачей исследования.   3.5. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ СНР Вторая часть курсовой или выпускной квалификационной работы содержит описание программы самостоятельного экспериментального исследования и состоит из 2 - 4 параграфов. В этом разделе должно быть подробно и последовательно изложено содержание выполненного исследования, описаны все промежуточные и окончательные результаты. В части, посвященной описанию эмпирического (или экспериментального) исследования, необходимо указать цель и представить полную программу экспериментов, изложить их суть, оценить точность и достоверность полученных данных, сопоставить их с теоретическими данными. Желательно обосновать целесообразность выбранных диагностических методик (батареи методик). Особое внимание обратить на описание авторских методик, опросников и др. Планом исследования предусматривается: 1. Подбор методического материала (конкретные психологические методики с данными о их валидности, надежности и


 
 
всего иллюстрированного материала независимо от его характера в пределах главы. Номер иллюстрации состоит из номера главы и порядкового номера иллюстрации, между которыми ставится точка. Например: Рисунок 1.2. (второй рисунок первой главы). Все надписи на иллюстрированном материале пишут стандартным шрифтом с прописной буквы без точки в конце. Надпись располагается под рисунком. Цифровой материал, используемый в работе, желательно приводить в виде таблиц, включаемых в основную часть работы или в приложение. Все таблицы должны иметь названия, отражающие их содержание, и порядковую нумерацию, которая указывается над названием таблицы сверху с правой стороны. Номер таблицы состоит из номера главы и номера таблицы, между которыми ставится точка (например, таблица 1.2 – вторая таблица первой главы). В тексте, где это уместно по содержанию, делаются ссылки на таблицу (например: «Данные... приведены в таблице 2.3»). Если в работе приводится таблица из какого-либо литературного источника, надо обязательно делать ссылку на первоисточник. В случае если таблица большая или для нее требуется много места, то после ссылки на таблицу должен следовать текст до конца страницы, а таблицу помещают на следующей странице. В таблицы не следует включать цифровой материал, который с достаточной краткостью может быть изложен в самом тексте. Комментарий к таблицам не должен их дублировать. В тексте следует давать лишь анализ и объяснение таблиц. Обычно диаграммы, схемы, графики выполняются на основе данных, вошедших в таблицы. В этом случае иллюстрированный материал должен в работе заменить соответствующие таблицы, а не дублировать их. Общие правила цитирования и ссылок на использованные источники При изложении текста дипломной работы надо строго отделять свои мысли от заимствованных или уже известных в науке. При этом необходимо делать ссылки на использованную литературу и другие источники. Ссылки на литературный источник в тексте дипломной работы сопровождают порядковым номером, под которым этот источник включен в список использованной литературы. Ссылка заключается в прямые скобки (например, [6,54], где вторая цифра обозначает номер страницы, из которой взята эта цитата). Если приводится цитата, взя
объективности). Основными методами научного исследования являются: наблюдение, эксперимент, моделирование. Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и поставленными целями. В рамках выпускной (курсовой) работы, чаще всего, проводят психодиагностическое обследование с использованием небольшого набора методик Их количество зависит от цели работы, типа эксперимента, выборки и других факторов. На этапе планирования задач выпускной (курсовой) работы комплекс диагностических методик необходимо согласовать с научным руководителем. При выборе диагностического инструментария исследования следует учитывать возможности и ограничения каждой входящей в набор методики, прежде всего по точности и надежности фиксации выраженности исследуемых качеств. При этом следует учитывать, что для изучения какого-либо психического явления и углубления его понимания необходимо, чтобы в получаемых данных оно было представлено объемно: в качественных и количественных характеристиках, в сопоставлении актуального статуса и общих тенденций изменения и развития, в сочетании данных самонаблюдения, субъективных оценок и объективных данных, получаемых методами анализа продуктов деятельности, аппаратурной регистрации и т.д. Следует отдавать предпочтение тем методикам, которые достаточно полно описаны в руководствах по их применению. В руководстве должны быть представлены развернутые интерпретации шкал, описана апробация методики, отражены количественные и качественные результаты апробации, даны рекомендации относительно формы и содержания заключения и другие необходимые составляющие руководства в соответствии с требованиями стандартов. При составлении набора методик целесообразно руководствоваться принципом дополнительности. Друг друга должны дополнять данные качественного и количественного характера, субъективные и объективные показатели. Более надежные выводы получаются, когда научные факты, полученные по одному методу, могут быть подтверждены данными, полученными по другим. Перечисление методов должно сопровождаться кратким описанием цели их применения, т.е. для получения каких именно характеристик и свойств они использовались в дипломной работе.


 
 
(§), с первой прописной буквы, с красной строки. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений (как исключение), их разделяют точкой. Заголовки пунктов и подпунктов печатают с первой прописной буквы, с красной строки в подбор к тексту (разрядкой). В конце заголовка, напечатанного в подбор к тексту, ставится точка. Расстояние между заголовком (кроме пунктов и подпунктов) и текстом должно составлять 3-4 интервала. Нумерация Все страницы ВКР, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков и повторений, литерных добавлений. Первой страницей считается титульный лист, на ней цифра 1 не ставится, вторая страница содержит оглавление, на ней цифра 2 не ставится. На следующей странице проставляется цифра 3 и т.д. Порядковый номер печатается в правом нижнем углу без точки в конце. Такие структурные части ВКР как ОГЛАВЛЕНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК, ПРИЛОЖЕНИЕ не имеют порядкового номера, нумеруются страницы, на которых они расположены. Главы нумеруются римскими цифрами в пределах всей работы и начинаются с новой страницы. Параграфы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждой главы, где первая цифра показывает, к какой главе этот параграф относится, а вторая - непосредственно номер самого параграфа (например, 2.3. - так обозначается третий параграф второй главы, знак параграфа не используется). Параграфы имеют свое название. В отличие от глав они располагаются сплошным текстом, один за другим, а не с новой страницы. Иногда возникает необходимость деления параграфа на смысловые части, тогда эти части нумеруются следующим образом: 2.3.1. – это первая часть третьего параграфа второй главы. Подчеркивать слова в заголовках глав и параграфов и переносить слова нельзя. Злоупотреблять такими делениями не желательно. Весь графический материал (схемы, диаграммы, фотографии, чертежи и т.п.) обозначаются единым наименованием «Рисунок». В работе проставляется общая порядковая нумерация
2. Подбор выборки, на которой будет проводиться экспериментальное исследование. Необходимо дать полное описание выборки испытуемых, участвующих в эксперименте: пол, возраст, учреждение, другие характеристики (условия деятельности и др.). 3. Очередность и сроки проведения серии экспериментов. Если планируется проведение констатирующих и формирующих экспериментов, то необходимо дать полное описание всех этапов, а также характеристики контрольной и экспериментальной групп. 4. Описание условий и процедуры эксперимента. Описание формирующего эксперимента должно быть четким, ясным, с пояснением основных его этапов, содержания, методов, техник. Если, например, в формирующем эксперименте предполагалось проведение тренинга, то нет необходимости его целиком излагать в соответствующем параграфе. Его программу и текст упражнений целесообразнее вынести в приложение, а в параграфе ограничиться лишь описанием и пояснениями, что для чего было разработано, как это реализовывалось, к каким результатам привело. 5. Перечислить и дать краткое описание методов математико-статистической обработки данных, полученных в экспериментальном исследовании.Для определения способов математико-статистической обработки необходимо оценить тип решаемой задачи и характер распределения эмпирических данных. Чаще всего в процессе экспериментального исследования в рамках дипломной работы решаются такие типы задач: * Дать лаконичную информативную характеристику психологических особенностей какой-либо выборки. * Выполнить группировку и классификацию объектов. Для решения таких задач применяют вычисление мер центральной тенденции распределения (среднего арифметического значения выборки, моды, медианы) и стандартного отклонения (δ), графическое представление данных. *Сравнить между собой две или больше выборок (установить сходство или различие): а) для оценки динамики изменения какого-либо признака: например, эффективности организационной, консультативной, коррекционной и др. работы; б) для оценки значимости различий в уровне развития какого-


 
 
Текст печатается на компьютере на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги формата А4. Параметры страницы: левое поле -30 мм, правое -10 мм, верхнее и нижнее - по 20 мм; шрифт текстового редактора Word: Times New Roman, кегль 14; интервал - 1,5. Текст на иностранных языках может быть целиком впечатан или аккуратно вписан от руки. Сочетание напечатанных и частично вписанных от руки букв или цифр не допускается. Формулы должны быть вписаны в текст тщательно и разборчиво, обязательно черными чернилами или тушью. Прописные и строчные буквы, надстрочные и подстрочные индексы в формулах должны обозначаться четко. Размеры знаков для формул рекомендуются следующие: - прописные буквы 7 - 8 мм, - строчные - 4 мм, - показатели степени и индексы - не менее 2 мм. Текст работы, рисунки, фотографии, схемы не должны иметь пометок, карандашных исправлений, пятен, трещин и загибов. Набивка букв на букву и дорисовка букв не допускается. Копирование рисунков, графиков или таблиц из интернета не допускается. При выявлении ошибок, опечаток и неточностей их необходимо аккуратно выправить с помощью черной ручки и специального средства «Штрих». Допускается не более трех исправлений на странице. В случае четырех и более исправлений страница должна быть перепечатана. Таблицы, рисунки, чертежи, схемы, графики, фотографии как в тексте, так и в приложении должны быть выполнены на стандартных листах А4 или наклеены на стандартные листы белой бумаги. Подписи и пояснения к фотографиям, рисункам должны быть с лицевой стороны. Текст ВКР делится на главы, параграфы, пункты и подпункты. Заголовки структурных частей ВКР печатают прописными буквами симметрично относительно текста: ОГЛАВЛЕНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ГЛАВА, ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК, ПРИЛОЖЕНИЕ. Точка в конце заголовка не ставится. Каждую структурную часть дипломной работы необходимо начинать с новой страницы. Заголовки параграфов печатают без специального знака
либо признака между разными группами; в) для оценки степени согласованности изменений двух и более признаков (корреляционный анализ). При выборе метода статистической обработки эмпирического материала можно воспользоваться таблицей, приведенной в Приложении Г. Оценка полученных в эксперименте результатов производится также на основании определенных критериев, которые позволяют выполнить качественный анализ экспериментальных данных. 6. Исследование проводится в соответствии с намеченным планом и заключается в сборе и фиксации фактического материала, позволяющего подтвердить рабочую гипотезу и сделать предварительные выводы об изучаемом явлении. Описание результатов исследования необходимо иллюстрировать графиками, таблицами, диаграммами, гистограммами. Здесь также уместно качественное представление результатов в виде примеров типичных высказываний респондентов или описания их поведения на основе целенаправленных наблюдений. Полные копии протоколов эксперимента не требуются, но исходные данные должны быть представлены в работе определенным образом. Если таблицы громоздкие, то их лучше дать в приложении. В приложении можно поместить и несколько наиболее интересных или типичных протоколов или их копии, выдержки из протоколов, рисунки испытуемых, хронометрические таблицы, социоматрицы, социограмы и т.д. Расчетные таблицы, как правило, в тексте второй главы не приводятся, а помещаются в приложении. В тексте используются обобщенные данные из расчетных таблиц: они служат аргументами при интерпретации результатов экспериментального исследования и формулировании выводов.     IV. НАГЛЯДНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ Для того, чтобы наглядное представление информации способствовало переходуосмысления полученных результатов на новую ступень необходимо: а) отображать только суще


 
 
VII. библиографический список В библиогафическом списке источники научной литературыприводятся в алфавитном порядке. Работы одного автора в списке располагаются в хронологическом порядке. Источники на иностранном языке даются в конце списка. Образец оформления библиографического списка дан в Приложении Д. В библиографическом списке выпускной квалификационной работы должно быть указано не менее 40 литературных научных источников. Список литературы для курсовых работ на втором курсе не менее 18 – 20 научных источников; на третьем курсе – не менее 30 источников. В списке литературы должно быть не менее 2-3 источников на иностранных языках (зарубежные издания). VIII. СОДЕРЖАНИЕ ПриложениЙ В приложение к ВКР (курсовой работе) включается вспомогательный материал, к которому относятся: таблицы вспомогательных (первичных) цифровых данных; протоколы индивидуальных и групповых экспериментов; инструкции; методики, иллюстрации вспомогательного характера, программы формирующих тренингов, разработки игр и т.п. Таблицы с данными, занимающими центральное место в используемых доказательствах, интерпретации, классификации помещаются в основном тексте. Приложения необходимо располагать в порядке появления ссылок в тексте основных разделов. Не рекомендуется использовать более 10 приложений. Нет необходимости к работе прилагать общеизвестные диагностические методики. Приложение обозначаются не цифрами, а буквами в алфавитном порядке. В приложениях используется сквозная нумерация страниц.   IX. ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ Общие требования Оформление дипломной работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать. Объем работы 50 – 70 основного текста включая список литературы, но без приложений.
ственные для данной задачи связи и параметры рассматриваемого явления;б) помнить об ограниченности объема восприятия: максимальное число одномоментно охватываемых единиц 5 - 9. Повысить эффективность восприятия можно за счет грамотного кодирования зрительной информации. Диаграммыиспользуются главным образом для изображения отношений между величинами. Это способ графического изображения величин при помощи фигур (секторов, столбцов и т. п.), площади которых пропорциональны этим величинам. На рисунке 1 представлена диаграмма (столбчатая гистограмма) субъективных оценок интенсивности чувств у лиц контрольной группы. На оси абсцисс отложены чувства, данные о которых получены из опросника. Ось ординат оцифрована в стандартизованных баллах. Рисунок 1. Распределение субъективных оценок интенсивности чувств у лиц контрольной группы Совмещенные диаграммыпозволяют в одном поле объединить две диаграммы, имеющие одинаковые отметки на оси абсцисс, но разный размах варьирования значений признаков, величина которых отображается на оси ординат. Используются две вертикальные оси ординат (слева и справа), каждая со своей градуировкой. На этих двух осях могут быть отображены значения одного и того же признака, но в разных измерениях, например, в абсолютных и процентных значениях. Если единицы измерения и размах варьирования совпадают у нескольких признаков, то все они могут быть представлены на одной диаграмме. Однако следует помнить, что лучше читаются диаграммы, имеющие не более трех-четырех линий (кривых). При любом характере рас


 
 
порядковой нумерацией. Количество выводов может быть разным, оптимальным является количество, равное 5 – 7. При большем их количестве желательно вводить в перечень выводов дополнительное структурирование, т.е. разбивать их на группы по некоторому логическому основанию. Выводы должны содержать оценку соответствия результатов исследования поставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы. Решение каждой из перечисленных в начале письменного изложения задач должно быть определенным образом отражено в выводах. Выводы – это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором. Не следует включать в выводы общепринятые в психологической науке положения, уже не нуждающиеся в доказательствах. Выводы должны быть конкретными. Их пишут в виде утверждений. В выводах целесообразно отметить, в рамках какого подхода получены результаты. Давать полное описание того, как именно были получены выводы, не требуется. В выводах излишни упоминания конкретных методик, с помощью которых получены доказательства. Не следует приводить имена или псевдонимы испытуемых, коэффициенты корреляции и другие детали. Выводы – это обобщения, охватывающие только наиболее существенные результаты проведенной работы.   VI. ЗаключениЕ В заключении ВКР дается краткий обзор выполненного исследования, общая оценка эффективности выбранного подхода. Можно вновь обратиться к актуальности изучения проблемы в целом или ее отдельных аспектов. Здесь уместно подчеркнуть перспективность использованного подхода, высказать предположение о возможных путях его модификации, поделиться мнением о необходимости апробировать иной исследовательский подход, о целесообразности применения тех или иных методов и методик, о полезности обращения к тем или иным контингентам испытуемых и т.п. В заключении подводится итог решения поставленных задач, подчеркивается практическая значимость работы и даются конкретные рекомендации по использованию полученных результатов.
положения их не должно быть более шести в одной диаграмме. На диаграмме могут быть отображены величины в процентах, например, в процентах встречаемости каких-либо признаков или событий. В ходе анализа данных и их описания часто требуется соотносить встречаемость признаков у разных частей выборки с встречаемостью по всей выборке в целом. С этой целью может быть использована диаграмма центрированных процентоввстречаемости. Для того чтобы легче было увидеть возможности диаграмм, по-разному представляющих данные в центрированных величинах, приведены диаграммы с величинами в процентах и центрированных процентах. На рисунке 2 представлена диаграмма встречаемости чувств (в процентах) у лиц с сердечно-сосудистыми расстройствами и здоровых. На рисунке 3 - диаграмма центрированных процентов для той же выборки. Проценты для каждого чувства, подсчитанные на выборке здоровых, вычтены из соответствующих процентов трех групп лиц с расстройствами. Таким образом, на этой диаграмме представлены не абсолютные величины процентов, а только величины отклонений процентов для трех групп (от процентов в выборке здоровых). Рисунок 2. Встречаемость чувств (в процентах) у лиц с сердечно-сосудистыми расстройствами и здоровых    


 
 
с трудом, какие не были решены никем из испытуемых, как участники эксперимента воспринимали процесс обучения. Перейти к описанию результатов, начав с перечисления всех полученных показателей: тех, что измерялись в ходе экспериментов или наблюдений, и тех, что были подсчитаны при обработке (шкальные оценки, индексы и т. п.). Лучше перечислять их упорядоченно, деля на виды. Например, объективные и субъективные показатели, исходные и вычисленные и т. д. Представить самые общие количественные характеристики, например, первичные статистики: средние, сигмы, ошибки средней, другие параметры. Анализируя первичные статистики или построенные диаграммы, охарактеризовать форму распределений. Опираясь на те же статистики, констатировать сходство или различия между отдельными группами выборки, мужской и женской выборками, между людьми разных возрастов, разных уровней образования, разных статусов и др. В дальнейшем описании целесообразно придерживаться последовательности задач всего исследования, которые были ранее сформулированы. При этом лучше начинать с более общих аспектов, с более широкого плана, переходя в последующем к все более частным аспектам. Важно словесное описание каждой таблицы, каждой диаграммы, корреляционной плеяды и проч. Должны быть названы все сходства и различия. Различия должны быть оценены по величине, даны ссылки на статистическую значимость различий, отмечен размах варьирования показателей, названы наибольшие и наименьшие позиции, названы показатели, имеющие наибольшее число значимых корреляционных связей или с наибольшей теснотой связей и т. п. Детальное описание подводит к первым обобщениям и первым выводам. В любом массиве данных можно выделить какие-либо части, назвав и обосновав (хотя бы кратко, предположительно) критерий разделения, найти качественные и количественные различия в этих частях, описать, оценить выраженность и пытаться их объяснить.   V. выводы Выводы (общие выводы по всей работе) представляют собой сжатое изложение полученных результатов. Целесообразно представить выводы как самостоятельный раздел выпускной работы. Формулируются выводы в виде отдельных пунктов с
  Рисунок 3. Встречаемость чувств (в центрированных процентах) при сердечно-сосудистых расстройствах Номерами на оси абсцисс обозначены чувства: 1 - бодрость: 4 ~ гнев; 7 — растерянность: 10 — печаль; 2 — радость; 5 — страх;8 - стыд; 11 - безразличие; 3 - азарт; 6 - тревога; 9 вина. На рисунке 2 линия 1 соединяет центрированные проценты встречаемости чувств при нейроциркуляторной дистонии (п = 13); 2 - гипертонической болезни (п = 24); 3 - ишемической болезни сердца (п = 26); 4 - у здоровых людей (п =34). Секторная циклограмма или сегментограмма, в которой результаты (обычно проценты) изображены в виде круговых секторов. Рисунок 4. Распределение показателей сформированности фазы «Резистенция»


 
 
ждают и не опровергают обсуждаемые предположения. Для одной и той же таблицы или графика десятью исследователями могут быть предложены десять отличающихся описаний и интерпретаций. Во-вторых, творческое мышление включает в себя акты переработки информации, опирающиеся на словесные и образные конструкты. Продвижение в понимании, интуитивное видение, инсайт возникает чаще всего после многих попыток структурирования всего объема информации в более эффективной форме. В результате такого продвижения в поле умственного взора одномоментно должны уместиться все существенные для данного ракурса рассмотрения составляющие предмета размышлений. Это возможно, если у исследователя сформированы достаточно развитые приемы свертывания информации, составляющей содержание решаемой задачи, приемы укрупнения ее элементов. Эти приемы возникают по ходу работы не сразу. Познавательные процессы экспериментатора должны быть «натренированы» на восприятие, запоминание, представление материала определенного рода. Если оперативные (сложившиеся для конкретного типа задач) укрупненные познавательные единицы не будут достаточно развитыми, то все существенное для понимания предмета не сможет находиться одноактно в поле умственного взора. Чем больше часть объекта мышления, охватываемая одноактно (одномоментно), тем «прозрачнее» его сущность. Значение наглядных форм представления информации заключается в том, чтобы дать опору образному мышлению. В методическом (процедурном) аспекте продвижение к более глубокому пониманию, широкому обобщению может быть реализовано последовательными, следующими друг за другом, шагами наглядных отображений и их описаний, в ходе которых проясняются способы новых, более эффективных форм образного представления. При описании результатов вначале целесообразно дать общее впечатление от экспериментов, обучающих процедур, психологических воздействий, обследования, анкетирования. Затем необходимо представить оценку эффективности измерений: что оказалось возможным фиксировать, а что - нет, на что участники экспериментов охотно давали ответы, на что с трудом, на что отказались отвечать (уклонились с объяснениями или без объяснений), какие задание решали с легкостью, какие -
Гистограмма(столбчатая диаграмма) - графическое представление плотности распределения (частотного распределения), при котором число случаев в классе изображается в виде вертикальных полос (столбиков, блоков). По оси абсцисс откладывают значения наблюдаемой величины. Высота столбцов, вычерченных над каждым интервалом, соответствует числу наблюдений, которые попали в этот интервал. Аналогом диаграммы является полигон.Этот графический способ отображения данных преимущественно используется для отображения дискретных рядов. В полигоне частот число испытуемых указывается точкой, расположенной над серединой интервала на высоте, соответствующей его частоте, а сами точки последовательно соединяются прямолинейными отрезками. Столбчатые диаграммы и полигоны строятся в прямоугольной системе координат, в которой на оси Х отмечаются значения или порядок признака, на оси Y-численность, доля, частота и т. п. Градации на оси Х могут быть выбраны по усмотрению исследователя, а отрезок, служащий основанием прямоугольника, равен масштабу соответствующего интервала. Ширина прямоугольников одной и той же гистограммы может быть различной, если ряд распределен по признаку с неравными интервалами. Графикиследует использовать, когда надо отобразить общий характер функциональной зависимости. Термин «график» часто используется как синоним термина «диаграмма». В сравнении с таблицами шкалы и графики дают больше возможностей выполнять операции интерполирования, предсказания какой-либо величины. Могут быть использованы следующие рекомендации по построению диаграмм (графиков). 1. Диаграммы должны включать все необходимые обозначения, чтобы быть понятными сами по себе. Диаграммы и текст должны взаимно дополнять друг друга. 2. На одной диаграмме, как правило, не должно быть больше четырех кривых во избежание неразберихи. 3. Надписи на осях диаграмм следует располагать внизу и слева. 4. Линии на графике должны быть разной толщины в зависимости от их важности. Оцифрованные линии должны быть тол


               
 
ще неоцифрованных. 5. Для обозначения точек наблюдения на кривых рекомендуется использовать кружки, квадраты или треугольники (контурные, с заливкой, с дополнительными элементами и т. п.). Графические иллюстрации должны быть четки, строги и немногоцветны. В таблицахрекомендуется использовать вертикальные линии для более четкого разделения столбцов или делать промежутки между ними не менее 4 мм. Горизонтальные линии следует использовать только для выделения главных разделов таблицы. Однако когда колонки таблицы содержат цифры, чтение затрудняется, и тогда можно использовать разделяющие линии или отбивку (пустую строку) через каждые пять строчек. Диаграммы и профилииспользуют для представления результатов диагностики с использованием многопараметрических (многофакторных) тестов или тестовых наборов. Они позволяют в наглядной форме представить индивидуальные и усредненные оценки по тестам или по факторам. Тем самым облегчается процедура обобщения и классификации результатов тестирования - отнесения индивида или группы к тому или иному типу, стилю. В профиле несут информацию средний уровень, вариативность, форма распределения. Уровень профиля является глобальной характеристикой успешности или выраженности группы личностных особенностей испытуемого (или группы испытуемых, если отображаются усредненные величины оценок), представленных в единой нормализованной шкале оценок. Вариативность профиля является характеристикой устойчивости достижений, общей одаренности или социальной адаптированности личности. Форма профиля является основанием для отнесения к определенному разряду, типу, диагнозу, прогнозу. Обычно профиль образует ломаная линия, соединяющая отметки значений по отдельным шкалам методики. Целесообразно делать разрывы в линии, чтобы шкалы различного назначения были разделены и в визуальной форме. Результаты корреляционного анализа наглядно можно представить в виде корреляционного кольца.Для этого по периметру круга делают отметки, рядом с которыми пишут номера признаков. Эти отметки соединяют затем линиями. Вид линии кодирует характер корреляционной связи. Признаки лучше располагать группами, объединяющими признаки по какому-
 
либо критерию. Если записываются номера, то они или должны быть расшифрованы в подписях к рисунку, или должны соответствовать списку признаков, ранее помещенному в работе. В последнем случае в подписи должна быть ссылка на список с указанием страницы, на которой он расположен. Характеристики корреляционных взаимосвязей должны быть отражены с использованием визуального кодирования. Например, положительные связи (положительной направленности) могут быть изображены сплошными линиями, отрицательные, - прерывистыми; связи, достоверные на нижнем уровне значимости - одной линией, на более высоких уровнях значимости - большим числом линий. Например, связи, достоверные на уровне 5 %, - одной линией, а достоверные на уровне 1 %, - двумя линиями. Использованные обозначения должны быть объяснены в тексте под рисунком. Корреляционные плеядыявляются формой графического отображения корреляционных связей между параметрами, включенными в корреляционный анализ. Параметры изображаются кружками, внутри них проставляются номера признаков или сокращенно записывается название признака (параметра). В центре корреляционной плеяды обычно размещают либо наиболее важный параметр, либо тот, у которого наибольшее число значимых коэффициентов корреляции. Для такого параметра можно подсчитать число значимых коэффициентов для каждого признака, как это было описано выше, или использовать результаты факторного анализа. Иногда удается расчленить весь массив признаков на несколько орбит вокруг центра плеяды. Для наглядного отображения результатов корреляционного анализа используют и корреляционные ряды -две-три параллельные линии, на которых отмечены точки, соответствующие признакам. Такой рисунок легче анализировать, если рядом с точками написаны названия признаков. Корреляционные связи кодируются так же, как и в кольцах или плеядах. Корреляционные ряды удобны, если необходимо отобразить связи между компонентами разных слоев некоторой иерархии, между показателями разных методик и т. п. Каждый представленный в работе график или таблица должны быть хотя бы кратко описаны, охарактеризованы. Это необходимо по двум причинам. Во-первых, никакие числовые данные непосредственно или в наглядной форме не подтвер
 
   
 
 
 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общие требования к содержанию мультимедийной презентации выпускной квалификационной работы | МЕТОДИКИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных