Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тип государства - это совокупность наиболее существенных черт, характерных для множества различных государств.




Вопрос о типе государства возникает в связи с анализом, оценкой и сравнением различных реальных государств. Тип государства определяется в результате типологии, которая представляет собой научный процесс, связанный с поиском общих черт, присущих различным государствам.

В зависимости от того, какие критерии берутся в основу типологии государства, можно вывести различные типы государств. В современных условиях преодолевается односторонний подход к типологии государств, когда считалось, что государства подразделяются только по одному критерию - по типу общественно-экономической формации. Поэтому и здесь, как и в вопросе о сущности государства, можно и нужно говорить о множестве различных учений о типологии государства.

1. Марксистско-ленинская типология. В соответствии с марксистско-ленинской типологией государства последние объединяются в зависимости от общественно-экономической формации.

Марксизм-ленинизм считает, что любое общество проходит определенную общественно-экономическую формацию, которых во всей истории развития человечества насчитывается пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая. Государство как элемент надстройки над экономическим базисом полностью зависит от базиса (совокупности производственных сил и производственных отношений), и поэтому государства определенной общественно-экономической формации (кроме первобытнообщинной, где государства вообще не было) существенно отличаются от государств другой общественно-экономической формации.

В соответствии с этой типологией государства, во-первых, подразделяются на эксплуататорские и неэксплуататорские (к последним относятся только социалистические государства). Во-вторых, в соответствии с марксистско-ленинской типологией всего выделяются четыре типа государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Другой типологии марксизм-ленинизм не знает.

Марксистско-ленинская типология государства вошла в историю как формационный подход к определению типа государства. Критика этой концепции сегодня ведется в основном по двум направлениям: во-первых, в настоящее время обнаруживается сомнительность с научной точки зрения самой категории «общественно-экономическая формация». По этой типологии государства вроде Франции или Швеции оказываются в одной группе с государством Бангладеш или нацистской Германией только потому, что в этих странах господствуют капиталистические отношения в экономике; во-вторых, к эксплуататорским государствам по этой типологии относятся даже такие правовые государства, как современная Германия, Швейцария, Испания и т.д. В то же время социалистические государства такие, как Куба, Северная Корея относятся к группе неэксплуататорских, то есть к лучшему типу по сравнению даже с правовыми государствами.

2. В противовес марксистско-ленинскому формационному подходу к типологии государств в настоящее время выдвигается цивилиационный подход, который базируется на истории развития цивилизации. По этой концепции вся история человечества подразделяется на четыре цивилизации: древняя, средневековая, новая, новейшая. Соответственно этому выдвигаются четыре типа государств: раннее государство, классовое государство, политическое государство, правовое государство. Конечно, типология государств не может быть чистым отражением этапов цивилизации. Развитие государства, его совершенствование, оптимализация опирается и на собственные закономерности. Поэтому такие типы государств, как раннее, классовое, политическое, правовое не есть четкое отражение вышеозначенных этапов цивилизации. Однако в том, что и государства развиваются в направлении цивилизации, по пути совершенствования, вряд ли можно сомневаться. Исторический прогресс в конечном счете, отражается и на развитии государств. Критерием отнесения государств к типам раннего, классового, политического, правового выступает историческая ступень развития человечества и понимание им роли и места государства в конкретном обществе. Ни один народ, ни одно государствообразующее общество не может иметь сразу правовое государство. До правового госу­дарства были, есть и будут классовые, политические государства. Все государства подвержены влиянию цивилизации, а поэтому в историческом плане более ранние, несовершенные государства, объективно развиваются (должны развиваться) в сторону правового государства. Аль­тернативы правовому государству в исторической перспективе поэтому просто нет. Отсюда человеческая цивилизация непосредственно влияет и на формирование государства.

В соответствии с цивилизационным подходом правовые государства образуют самостоятельный, в историческом плане более прогрессивный тип государств. Сегодня уже можно услышать речи о сообществе правовых государств. Правовые государства все больше приобретают характерные черты, выделяющие их в самостоятельный тип государств.

3. Кроме тех типов, которые обозначены как формационный и цивилизационный подходы к типологии государств, можно выделить, на основе других критериев, и иные их типы. Так, по режиму, принятому в государствах, их можно типизировать на демократические и автократические.

По уровню развития политических систем общества государства можно типизировать на: примитивные, традиционные, современные. По особенностям национального, народного менталитета на государства западной и восточной цивилизации. По тому, насколько государства связаны с религией, их можно подразделить на: светские и теократические. Причем в составе теократических государств можно выделить различные группы. Так, например, в шиитских исламских государствах главы государств присягают только Корану, а в сунитских - Конституции и Корану одновременно. По этому признаку их также можно типизировать

Развитие «Теории юриспруденции» может привести и к другим основаниям типологии государств.

Форма государства

Форма государства - это внешняя, видимая организация государственной власти. Она характеризуется: во-первых, порядком образования и организации высших органов государственной власти в обществе; во-вторых, способом территориального устройства государства, отношением между центральной и местной властями; в-третьих, приемами и методами осуществления государственной власти. Поэтому, раскрывая вопрос о форме государства, нужно выделить три его составные части: форма правления; форма государственного устройства; государственный режим.

Форма правления. Вопрос о форме правления является довольно сложным и многоаспектным. Здесь необходимо выяснить: организацию государственной власти; порядок образования высших органов государственной власти и их взаимоотношения с населением. Что из себя представляет высший орган государственной власти, как он организован - вот главный вопрос формы правления.

О форме правления государства, о правильной его организации мыслители думали еще в древности. Так, Платон, а за ним и Аристотель, выделяли три возможные формы государственного правления:

• монархия - власть одного;

• аристократия - власть лучших;

• полития - власть народа (в малом государстве - полисе).

В то же время они предупреждали, что в определенных случаях эти формы правления могут деградировать и приобретать для народа нежелательный характер. Так, монархия превращается в тиранию, аристократия в олигархию (власть узкой группы богачей, военных), а полития или умеренная демократия в охлократию (власть толпы).

В историческом плане все государства по форме правления подразделяются на деспотию, монархию и республику.

Деспотия - это государство, в котором вся власть принадлежит одному лицу, где господствует произвол и отсутствуют или не действуют законы. Таких государств в современном мире, к счастью, нет или их очень мало.

Монархия - это государство, в котором главой государства является, как правило, наследственно приходящий к власти монарх, король и т.д. В историческом плане различаются: раннефеодальная монархия, где королевская власть является слабой, но где сильно проявляется сепаратизм герцогов, князей и т.д.; сословно-представительная, где наблюдалась сильная центральная власть, но с представительством феодальной верхушки; абсолютная монархия, где единоличная власть монарха никем не ограничена; ограниченная монархия, где власть монарха ограничивается другими органами, чаще всего представительными органами власти; дуалистическая, где монарх сосредоточивает исполнительную власть, формирует правительство, а законодательная власть сосредоточена в представительном органе. Различаются также парламентская монархия (Великобритания), выборная монархия (Малайзия).

Республика - это представительная форма правления, где высшие органы государственной власти формируются через избирательную систему. В историческом плане различаются: аристократическая республика; парламентская республика; президентская республика; советская республика; народно-демократическая республика и некоторые другие формы.

Современная наука теория государства и права в вопросах выбора формы правления больше, конечно, склоняется не к монархии, а республиканской форме правления. В республике в наиболее оптимальной форме проявляется взаимоотношение между государством и обществом. В республиканской форме правления открывается большая возможность влияния народа на деятельность государства. В республике можно установить разумное разделение властей, здесь на деле может проявляться народный суверенитет как носитель государственной власти.

В современных условиях республики, в зависимости от конкретной ситуации, создаются как парламентские (например, Италия) или как президентские (например, США). В парламентских республиках правительство формируется парламентом с учетом расстановки политических сил в парламенте. В президентских республиках правительство формируется президентом и ему подотчетно. Причем при формировании правительства в президентских республиках расстановка политических сил в парламенте решающего значения не имеет. Короче говоря, парламентские и президентские республики отличаются друг от друга ролью и местом соответственно парламента и президента в системе государственной власти. Если парламент формирует правительство и контролирует его деятельность напрямую, то это парламентская республика. Если исполнительная власть (правительство) формируется президентом, и президент обладает дискреционной властью, то есть властью, зависящей от его личного отношения к членам правительства, то такая республика - президентская республика.

Выяснение этих теоретических основ формы правления необходимо для оценки формы правления реальных государств. На практике встречаются республики, еще четко не вписывающиеся в эти теоретические рамки. Такие отклонения наблюдаются в условиях, когда государства переходят от одного типа и состояния в другое (например, Россия, которая в соответствии с ее Конституцией 1993 года еще четко не определилась ни как президентская, ни как парламентская республика: она больше тяготеет к президентской, но с достаточно сильным влиянием парламента (Федерального Собрания) при утверждении высших должностных лиц в системе исполнительной власти).

Уясняя вопрос о форме правления в государстве, необходимо остановиться на таких понятиях, как «парламент», «президент», «гла­ва государства», «глава правительства», «спикер парламента».

Парламент - это орган законодательной государственной власти. В разных странах он называется по-разному. Так, например, в США он называется Конгрессом, в России - Федеральным Собранием, во Франции - Национальным Собранием и т.д. Парламенты, как правило, бывают двухпалатными (верхняя и нижняя палата). Чтобы парламент (особенно в парламентской республике) мог выполнять успешно свои функции, в государстве должен быть четко выработан парламентаризм. Парламентаризм - это система функционирования парла­мента во взаимоотношении с другими органами власти и управления государства. Парламентаризм, в первую очередь, - это система взаимоотношений между законодательной и исполнительной властью.

Президент - это выборный глава государства, высшее должностное лицо в государстве, которое представляет государство в международных отношениях. В президентских республиках он является и главой исполнительной власти, и верховным военнокомандующим страны. Президент избирается на определенный срок.

Глава государства - это президент, король (королева), император, то есть высшее должностное лицо государства, которое непосредственно представляет государство и т.д. Глава государства есть и в монархиях и в республиках, но во-первых он является наследственным, а в республиках - выборным. В правовом государстве понятие «глава государства» не вписывается в принцип разделения власти, а поэтому не употребляется.

Глава правительства - это первый руководитель исполнительной власти, назначенный президентом (в президентских республиках) или избираемый парламентом (в парламентских республиках). Правительство в разных государствах называется по-разному (Совет министров, Кабинет министров и т.д.).

Спикер парламента - это председатель (руководитель) палаты в парламентах (Великобритании, Индии, Японии и д.р.).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных