Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Крупнейшие производители алюминия — Китай, Россия, Канада, США, Австралия, Бразилия, Норвегия.

Надо ли это непременно выучить и знать? Конечно, нет. Опросите тысячу полезных обществу и преуспевающих людей. 990 из них не знают главных мировых производителей алюминия.
На уроке мыслительные «операции» с главными производителями алюминия нужно производить, имея в виду не императив «ЗАПОМНИТЬ», а императив «РАЗОБРАТЬСЯ». Ведь каждый из ведущих производителей алюминия производит его по разным причинам и руководствуясь совершенно разными мотивами.

США: для своих нужд, отказавшись от своего сырья
выплавляют очень много алюминия и в абсолютном (2,5 млн т), и в относительном (10 кг на человека — вдвое больше, чем в среднем по миру) выражении для своей мощной экономики (прежде всего, для электротехники и самолетостроения). Национальное развитие — главный мотив производства. Алюминий здесь стали делать не потому, что есть сырье, не потому, что есть энергия, а потому, что он нужен. А раз нужен, нашлось сырье, нашлась энергия. Когда же стало выгоднее завозить сырье, свои бокситовые рудники практически забросили.

Для самостоятельного составления картосхемы и формирования представления о размахе мирохозяйственных связей:
США ввозят бокситы для своих глиноземных заводов из Гвинеи (35%), Ямайки (35), Бразилии (10), Гайаны (1%). Глинозем для американских алюминиевых заводов ввозится из Австралии (60%), Суринама (20), Ямайки (10%).

Китай: для своих нужд, частично на своем сырье
Китай, как и США, плавит «крылатый металл» прежде всего для своей огромной и растущей экономики. На экспорт идет лишь ок. 15% выплавленного алюминия.

В отличие от США, Китай гораздо больше базирует свою алюминиевую промышленность на своих минеральных ресурсах (см. картодиаграмму на с. 22). Но и он все более обращается к «тропическим» поставщикам сырья.

Для справки и развития картосхемы: Бокситы в Китай ввозят в основном из Индонезии, глинозем — из Австралии (2 млн т в год), Индии и Ямайки (по 0,5 млн т).
Целесообразно привлечь внимание учащихся к огромным абсолютным показателям Китая. Но не следует их преувеличивать: страна просто очень большая по населению. При огромной абсолютной выплавке на одного китайца приходятся те же самые 5 кг, что и на среднего жителя Земли.

Канада и Норвегия: в основном на экспорт, из импортного сырья, но на своей электроэнергии
Здесь нет (или мало) своих бокситов. Собственные экономики не такие уж большие и «алюминиеёмкие». Но здесь есть:

а) дешевая гидроэлектроэнергия (великие реки Канады; короткие, но очень энергичные падающие с гор речки Норвегии);

б) близкие экономически мощные соседи, которым нужно много алюминия (США для Канады и вся Европа для Норвегии — огромные рынки).

Соседский фактор размещения.
Особое внимание на противопоставление и симбиоз: жаркие южные страны, одаренные бокситами в латеритных корах, и северные страны, богатые «энергетическими» реками. И те, и другие нужны для рождения алюминия.

Бразилия и Австралия: на своем сырье на экспорт, но всё больше и для себя
Бразилия стала крупным производителем алюминия не потому, что он ей оказался жизненно нужным. А потому, что есть изобильное дешевое сырье и относительно дешевая гидроэлектроэнергия для выплавки алюминия.

Можно, конечно, экспортировать сравнительно дешевые сырые бокситы, а можно — дорогой металл. Страна понемногу всё выше поднимается с сырьевой, «бокситовой», стадии. И не просто к стадии «металлической», а всё более сама перерабатывает производимый металл — в профили, отливки, детали. Получивший в последние годы широкую известность бразильский самолет «Эмбрайер» в некоторой степени обязан своим рождением национальному алюминию.

Аналогичным образом и Австралия, начав как сырьевой экспортер, все более становится державой готового алюминия. На карте на с. 26 хорошо виден территориальный разрыв между местами добычи бокситов и выплавки алюминия (относительно богатый реками и насыщенный энергетикой юго-восток). Внутри Австралии как бы моделируется мировая алюминиевая отрасль в миниатюре.

Анализ сочетаний различных факторов размещения и развития ведет к пониманию процессов, привлекает внимание к карте, побуждает думающих учащихся к распространению анализа на другие страны. Есть, например, сырьевая Гана, которая пытается идти бразильским путем, но это пока не очень получается. Есть страны Персидского залива, делающие алюминий «из нефти» — благодаря дешевой (по внутренним ценам) тепловой электроэнергии. Есть Мозамбик, использующий гидроэлектроэнергию своей Кабора-Басса на Замбези и свое транзитное положение на пути австралийского глинозема в Атлантический бассейн. А есть страны Западной Европы. Они не имеют особых излишков электроэнергии. Они не имеют уже разрабатываемых бокситовых рудников. Но они не торопятся сворачивать у себя алюминиевые производства, потому что владение отраслями собственной металлургии — залог определенной самостоятельности и безопасности.

СССР: для нужд общества, изыскивая ресурсы
Народ СССР создавал алюминиевое производство, исходя из тех же мотивов, что и США, что и сейчас Китай. Чтобы развивать собственную экономическую мощь. Не было хороших и удобных бокситов — добывали не лучшие и неудобно лежащие. Шли даже за полярный круг за кольскими нефелинами. Не хватало энергии — строили, ценой напряжения сил всей страны, в необжитых районах мощные ГЭС.

В мировых рыночных категориях (представим, что наши строители ГЭС в то время получали швейцарские зарплаты, а ныне им платят норвежские пенсии с каждой продаваемой тонны) наш алюминий — не очень-то конкурентоспособен. Но он требовался великой стране.

Проблема соотнесения личного и странового интереса — моральная и экономическая.

Крупнейшие в мире алюминиевые заводы —
Братский (БРАЗ) в Иркутской области и Красноярский (КРАЗ). Их мощности соответственно 950 и 900 тыс. т алюминия в год. Реально сейчас производится намного меньше.

К числу крупнейших относятся также новые заводы на Бахрейне (800 тыс. т), близ города Дубай (550 тыс. т, ОАЭ) и в порту Ричардс-Бей (ок. 700 тыс. т; на востоке ЮАР, провинция Квазулу-Натал). Все они построены после 70-х годов.

Наши — мировые рекордсмены. Всё-таки позитивная эмоция.
Плюс информация о формирующейся новой географии: напор эмиратов, встраивание ЮАР в новые для нее металлургические ниши.

Современная Россия — «ненужный алюминий» на отшибе от сырья и потребителей, с даром доставшимися ГЭС
После падения машиностроительной отрасли в результате «реформ» 90-х годов (ныне в России в год не собирают и десятка гражданских самолетов!) алюминиевые заводы оказались как бы лишними. И были скоренько приватизированы теми, кто наладил пути продажи алюминия за рубеж. Ныне боRльшая часть выплавляемого в стране алюминия идет на экспорт.

Почему наш, реально очень дорогой (если пересчитать по мировым ценам все издержки), алюминий всё же оказывается на современном мировом рынке конкурентоспособным? В первую очередь потому, что новоявленные собственники получили всё это по символическим ценам и вовсе не рассчитались с долгами перед обществом, в особенности перед предшествующим поколением.

Россия — не Бразилия, чтобы форсировать производство алюминия на основе изобилия сырья (его не хватает). Но почему бы, казалось, не уподобиться Канаде или Норвегии? Ведь гидроэлектроэнергия есть. Да, но у России нет другого их «богатства» — выгодного географического, приморского и соседского, положения. Сравните путь гвинейских бокситов до Норвегии и до Восточной Сибири. Сравните путь экспорта готового алюминия из припортовых городов Норвегии или Канады в Германию или США с путем к этим же потребителям из Красноярска или Братска. (Насколько это должно удорожать продукцию!)

Здесь мы уже выходим на моделирование будущего экономики России: долговременное встраивание в мировой рынок (и за счет чего тогда поддерживать конкурентоспособность?) или преимущественная ориентация на внутренние возможности и потребности.

Такие сюжеты на уроках должны вырабатывать в школьниках гражданскую позицию, способствовать формированию идей гражданского общества, обращать внимание на роль географического анализа для понимания сути происходящего.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Божественная комедия 36 страница | Меры принимаемые по стабилизации роста пожаров.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных