Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Греко-арабская алхимия 3 страница




Во второй части скрижали находятся два солнца: одно испускает два луча, а другое — один луч. Оба солнца освещают нижний мир, в котором находится полная луна. В тексте сказано, что эта луна белая и окружена черной сферой, поэтому снаружи она выглядит черной, а изнутри белой, и состоит из белого, лунного вещества. На этом изображении дублируется солнце, а на другом — луна.

На обоих изображениях верхний и нижний мир взаимосвязаны друг с другом, а между ними показан птичий поединок. Нижняя сфера, черная снаружи и белая изнутри, называется нижним миром (mundus inferior), т. е. миром, расположенным под твердью небесной и достигающим поверхность планеты. В древности и в эпоху Средневековья считалось, что луна и тленный мир, располагаются под звездами и вечным миром.

Вопрос: Почему первое солнце излучает один луч, а второе — Два?

Доктор фон Франц: Дело в том, что на скрижали отсутствует изображение лучей. Древний алхимик, некогда владевший этой книгой, изобразил чернилами два луча по обеим сторонам, тогда как в тексте сказано, что одно солнце посылает вниз только один луч. Согласно тексту, одно солнце излучает справедливость, а другое — нет. В этом заключается различие между ними. Я полагаю, что солнце с двумя лучами излучает справедливость, поскольку оно гармонично, т. е. имеет два аспекта. В довольно неуклюжем латинском переводе, они названы sol cum justia и поп justia, солнцем со справедливостью и солнцем без справедливости.

Попытаемся осмыслить текст с психологической точки зрения. Я говорю «попытаемся», потому что многие места в тексте мне непонятны. Вначале обратимся к Сеньору и рассмотрим подробные описания, которыми изобилует его книга. Упоминая двух птиц, Сеньор замечает, что они олицетворяют солнце и луну, бескрылая птица олицетворяет красную серу, а крылатая — благородную душу бескрылой птицы. Далее он говорит, что птицы — брат и сестра, причем нижний мир служит опорой для птиц подобно земле.

Рассмотрим эти описания подробнее. В алхимическом процессе сера — основное исходное вещество. В «Mysterium Coniunctionis» Юнг посвятил сере целую главу, утверждая, что сера активна, зловонна и опасна. Согласно фольклорным источникам, дьявол пахнет серой. Этот запах надолго сохраняется в том месте, откуда был изгнан дьявол. Сера позволяет получать различные красители. В алхимии сера олицетворяет злодея, который вторгается во взаимоотношения между влюбленными.

Таким образом, серу можно рассматривать как символ власти влечения, хотя говорить о влечении как таковом было бы неправильно. Это состояние, или качество, лучше назвать поглощенностью. С религиозной точки зрения это качество олицетворяет дьявол, или, скажем, секс, точнее сексуальная одержимость.

Сера олицетворяет активный фактор психики, преследующей определенную цель. В психологическом контексте человек стремится выяснить, в какой сфере преследует свою цель либидо. Это может быть не только половое влечение, но и честолюбивые стремления и т. д. Поэтому при формировании первоначального импульса, который в тексте назван мужской субстанцией, цель влечения играет одновременно позитивную и негативную роли. Приступая к самоанализу, честный человек в первую очередь анализирует ту область психики, которая находится в состоянии двойственности.

Красный цвет имеет отношение к огню, эмоциям. Бескрылая птица олицетворяет красную серу и находится внизу. Ее также называют женским началом. В этом кроется парадокс: в состоянии влечения красная сера рассматривается как мужское, активное качество, а в случае проекции на нижнюю птицу олицетворяет женскую сферу. Таким образом, взаимосвязи между мужским и женским характеризуются весьма неясно; термины «мужское» и «женское» употребляются в алхимии по-разному. И все же мы можем утверждать, что бескрылая птица (красная сера) — это как раз скрытый фактор внутренней психической жизни, который должен быть выявлен в первую очередь, поскольку бескрылая птица олицетворяет первичную материю (prima materia).

Рис. 37. Гагара и рыба: современная интерпретация алхимического мотива «крылатой и бескрылой птиц» (Джексон Бирди, индеец племени оджибвей). Гагара олицетворяет духовную сторону психического («возвышенную душу»); в символическом отношении рыба аналогична бескрылой птице (красной сере, влечениям). Волнистыми линиями обозначена напряженная взаимосвязь между двумя мирами — духовным и материальным, сознательным и бессознательным. Полукруг, излучающий энергию, символизирует самость.

Для того чтобы понять суть проблемы определенного человека, необходимо в первую очередь выяснить состав влечений. Они существуют в каждом из нас и, до тех пор, пока мы не выявим их, в каждом человеке будет оставаться потайной уголок, где эти влечения существуют независимо. Между влечениями и бессознательным существует непосредственная связь, которая, как известно, произвела на Фрейда столь сильное впечатление, что, обнаружив существование «красной серы», он решил, что нашел ключ к решению всей проблемы. В каком-то смысле он был прав. Активный характер бессознательного (его сексуальный аспект) произвел на Фрейда такое же впечатление, какое произвело на Адлера стремление к власти. Поэтому они исследовали первичную материю и попытались ее посредством объяснить роль бессознательного.

Крылатая птица названа в тексте возвышенной душой. Предполагается, что человек заключает в себе первичную материю, в понятие которой я включаю основные инстинктивные влечения личности, поэтому ее необходимо подвергнуть «варке». В процессе варки она выделит пар, который «воспарит» над материей. Алхимики называли такой пар душой материи. Напомним, что в одном из рассмотренных нами текстов упоминается супруга пара. В процессе варки это летучее парообразное вещество стремится подняться. Название «летучая, недолговечная субстанция» объясняет, метафору с крылатой птицей.

Используя психологическую терминологию, можно поставить вопрос следующим образом: о какой психологической особенности здесь идет речь? Предположим, что бескрылая птица олицетворяет реальность личности, существующую в форме сильных влечений. Каким образом мы подвергаем «варке» влечения?

Замечание: Мы подвергаем их варке в процессе анализа. Доктор фон Франц: Да, но как это осуществляется на практике?

Ответ: Посредством их осознания, погружения в депрессивное состояние.

Доктор фон Франц: Да, этот процесс приводит к контакту с влечениями. Для того чтобы составить себе представление о влечениях, необходимо вначале погрузиться в состояние депрессии. Находясь в депрессии, мы обнаруживаем влечения и соприкасаемся с первичной материей. Затем мы начинаем размышлять о ней методом активного воображения, или ищем скрытый смысл.

Возьмем, к примеру, случай безнадежно влюбленного человека. Испытывая разочарование, он погружается в депрессию, но не может позабыть предмет своей любви. Любовь превращается в источник постоянных страданий. В основе этого состояния лежит влечение, зависимость, постоянно встречающиеся при переносе. Многие анализанды не любят говорить о переносе, поскольку последний непосредственно связан с зависимостью. Но здесь ничего не поделаешь,— анализанды действительно зависимы; они находятся во власти влечения, пишут письма, звонят по телефону по двадцать раз в день и т. д. Разумеется, все это неприятно для аналитика и для анализанда. Нередко влюбленные ведут себя достаточно разумно, соглашаясь, что сложилась странная, нелепая ситуация, которая доставляет им беспокойство. Но иррациональное влечение не обращает внимания на доводы сознания. Эта ситуация знакома каждому, кто был по-настоящему влюблен.

Рис. 38. Трансформацию Меркурия, олицетворяющего первичную материю, в нагретом герметичном сосуде можно сравнить с процессом «варки» основных инстинктивных влечений в их собственном аффекте до тех пор, пока их воображаемое содержание не станет осознанным. «Вместо того чтобы бороться с влечениями, властвующими над нами, мы предпочитаем подвергнуть их варке и узнать, какую они преследуют цель... Па этот вопрос можно найти ответ с помощью активного воображения, фантазии, или экспериментальным путем. При этом необходимо пользоваться принципом интроверта, с объективной точки зрения наблюдающего за предполагаемой целью влечения».— фон Франц.

Рассмотрим аналогичную ситуацию, возникающую в случае стремления к власти. Человек может безумно завидовать своему другу, который успешно продвигается по службе, и убеждать себя в том, что завидовать ему не следует, поскольку это несправедливо. Но убеждения не в состоянии повлиять на честолюбивое стремление к власти, которое является причиной зависти. Красная сера остается нетронутой. Необходимо найти более эффективное средство для борьбы с этим влечением. Вместо того чтобы бороться с влечениями, властвующими над нами, мы предпочитаем подвергнуть их варке, поразмышлять о них и поставить вопрос о том, какую они преследуют цель. К рассмотрению влечений следует подходить не предвзято, без скепсиса рассматривая их иррациональную природу. Необходимо благожелательно выяснить цель влечения, ибо каждое влечение преследует определенную цель.

На этот вопрос можно найти ответ с помощью активного воображения, фантазии, или экспериментальным путем. При этом необходимо пользоваться принципом интроверта, с объективной точки зрения наблюдающего за предполагаемой целью влечения. В этом заключается процесс варки красной серы. Вообще говоря, сильные влечения формируют фантазии. Иными словами, подвергнуть длительной варке какое-нибудь вещество значит позволить содержанию фантазии выделиться из влечения.

Крылатая птица олицетворяет психологический процесс выявления цели влечения. Но завершение этого процесса приводит к конфликтной ситуации. В нашем тексте сказано, что бескрылая птица не позволяет птице крылатой улететь, а крылатая птица стремится поднять бескрылую птицу, и, таким образом, обе они становятся участницами неразрешимой конфликтной ситуации. Что же происходит в действительности?

Замечание: Быть может, в этом реализуется тенденция к спиритуализации или конкретизации?

Доктор фон Франц: Да, такая тенденция действительно существует, ибо при рассмотрении содержания фантазии мы нередко приходим к заключению, что такое их содержание — психологическая проекция. Если я в кого-нибудь влюбилась, я называю состояние влюбленности проекцией анимуса или анимы, отца или матери, осуществляя таким образом спиритуализацию или «психологизацию» данного состояния. Но здесь есть один нюанс: я рассматриваю состояние влюбленности «только» как психологическое. Слово «только» таит в себе опасность заблуждения.

Разумеется, в конкретной ситуации следует проявлять сдержанность и поступать согласно общепринятым нормам поведения. Психические события следует рассматривать как проекцию психологического фактора, плод фантазии. Осуществляя интроекцию фантазии, человек освобождается от связей, поскольку фантазии связывают людей. Но если мы попытаемся осуществить такую интроекцию, то Дьявол, красная сера, станет уверять, что в человеческих взаимоотношениях все-таки есть нечто реальное, ибо в противном случае они были бы только психологическими. Но нам не нужны «только» психологические взаимоотношения, нужно что-то реальное, вполне осязаемое. Например, если речь идет о честолюбивых стремлениях, человек хочет реального признания, успеха.

Интроекцию фантазии честолюбивых стремлений можно представить в следующем виде. Человек, занимающий скромное положение в обществе, находится во власти честолюбивого стремления с оттенком мании величия. Он стремится занять видное положение. При попытке выяснить, какую цель он преследует, обычно обнаруживается, что его честолюбивое стремление, как и в случае полового влечения, ориентировано на ту же цель, что и Самость. Такой человек может сказать, что он стремится занять видное положение, чтобы воплотить в жизнь свои идеалы и сделать мир более совершенным; его стремление не опирается на эгоизм и тщеславие. Он стремится к возвышенному идеалу. Но честолюбивым человеком нередко владеет тайное ощущение своей «эндемичности»; он втайне полагает, что должен пользоваться признанием, и это сознание смешивается с честолюбивым стремлением.

Стремление стать особенным формируется на основе предчувствия или интуитивного понимания процесса индивидуации, смутного представления об уникальности индивида. Иным путем осуществить индивидуацию невозможно. Поэтому данный аспект честолюбивой фантазии вполне оправдан. Но если вы скажете человеку, занимающему скромное положение в обществе, что честолюбивое стремление вполне оправданно, но его невозможно облечь в конкретную форму, желания возвыситься над другими людьми, такой человек почувствует облегчение. Но «красная сера» подчеркнет другую сторону проблемы. Она («красная сера») спросит, действительно ли человек должен просидеть всю свою жизнь, занимая малооплачиваемую должность в конторе? Ограничивается ли данное стремление «только» внутренней сферой? Неужели невозможно реализовать хотя бы что-нибудь во внешней жизни? Таким образом, данное явление расщепляется на полярные противоположности: «только» психологического и конкретного. Дьявол стремится к реализации, настаивает на конкретной реальности. Вот тут-то и начинается конфликт между спиритуализацией и конкретизацией проблемы.

Вопрос: Что означает спиритуализация проблемы?

Доктор фон Франц: Термин «спиритуализация», как мне кажется, означает в данном случае «психологизацию», т. е. редукцию влечения к исключительно психическому, внутреннему событию.

Предположим, что монах занимается онанизмом, воображая красивую женщину. Он сознает, что его поведение не соответствует обетам, которые он дал, и его представлениям о морали. Он приходит ко мне на консультацию. Я советую ему исследовать свою фантазию о красивой женщине, которая возникает в те моменты, когда он занимается онанизмом. Можно с уверенностью сказать, что он фантазирует о прекрасной аниме. В основном это имеет отношение к интровертам. Монахами, как правило, становятся интроверты, хотя существуют и исключения. В основе фантазии о прекрасной аниме лежат образы Девы Марии, Софии (Мудрости Божьей) и др. Фантазия и начинается на низком уровне (ведь, например, Христос родился в хлеву), тем не менее в действительности она наполнена идеей слияния с божественной мудростью.

Такой подход позволяет решить проблему в целом. Монаха уже не влечет к онанизму; он осознает, что внутренний психологический фактор, который вначале принял довольно омерзительную форму, является его анимой, с которой он должен установить контакт.

Но, как сказал Гете, «всегда остается невыносимая приземлнность (Uns bleibt ein Erdenrest, zu tragen pemlich). Даже после успешной спиритуализации всегда остается сопротивление, стремление к приземленности. Десять лет спустя после «исцеления» упомянутый монах, быть может, задаст себе вопрос, не стремился ли он к реальной женщине. Эта мысль будет время от времени тревожить его. Если он все еще находится во власти средневековых представлений, он будет воспринимать эту мысль как порождение дьявола, которое необходимо решительно отвергнуть.

Вопрос: Почему бы этот подход не применить к людям XX века?

Доктор фон Франц: Этот вопрос необходимо решать индивидуально. Если угодно, вы можете усматривать здесь проявление дьявола.

Вопрос: Но разве всем нам не приходится мириться с остаточными явлениями в нашей психике?

Доктор фон Франц: Разумеется, нет. Этот вопрос касается судьбы любого человека. Необходимо решать его индивидуально, на сознательном уровне. Существуют люди, которые испытывают беспокойство и считают неприемлемым отвергать проблему, именуя ее порождением дьявола. В то же время существуют люди, которые усматривают в таком неприятии героизм, которым они руководствуются в своей жизни. Люди обретают душевный покой разными путями. Но ни один аналитик не имеет права навязывать свое решение анализанду. Каждый человек должен самостоятельно принимать решение, ибо готовых рецептов не существует. Один человек сочтет малодушием отказ от лечения, а другой расценит это как слабость, как уступку. В этом и заключается неразрешимое противоречие.

Замечание: Проблема также заключается в словах, которые мы употребляем для описания наших чувств.

Доктор фон Франц: Да, здесь также затронута проблема фантазии. Индивидуальную задачу никто за человека решить не может. И тем не менее существует общий взгляд на проблему, который можно обсуждать. Алхимик старается пояснить эту проблему на примере. Он говорит, что существует красная сера и возвышенная душа, неразрешимая загадка жизни, поскольку одна птица тянет вниз, а другая стремится взлететь.

В определенном смысле это описание говорит о том, что данная проблема — вечная, поскольку она замкнута в динамичный круг и вся совокупность её противоположностей составляет целостность. Одна противоположность – нижний мир, который связан с красной серой, а другая — мир высший. Над ними располагаются солнце и луна. Теперь приступим к интерпретации любовного послания солнца к луне. Поскольку это послание относится не к конкретной реальности, а к реальности психической, или духовной, мы вправе утверждать, что верхняя часть изображения также распадается на две противоположности, на солнце и луну. В нижней части изображения земля и луна представляют собой еще одну пару противоположностей. Кроме того, по словам Сеньора, луна подразделяется на луну небесную и земную. Текст носит амбивалентный характер. В одном месте говорится о луне, а в другом — о земле и доме двух птиц.

Рис. 39. Изображение алхимика в виде короля, поклоняющегося пламенеющей красной сере («бескрылой птице»). «Сера олицетворяет активный фактор психики, который преследует определенную цель... Таким фактором может быть не только половое влечение, но и честолюбивое стремление к власти... Бескрылая птица (красная сера) олицетворяет основное побуждение психической жизни. Необходимо в первую очередь выявить это начало, поскольку оно олицетворяет первичную материю».— фон Франц.

Таким образом, верхний и нижний миры амбивалентны. В пределах верхнего мира существует оппозиция солнца и луны. Кроме того, существует два аспекта луны. Все это выглядит довольно сложным. Но именно такими являются психологические процессы. Если человек достиг стадии, находясь на которой он способен отказаться от сильного стремления, разрываясь между противоположностями духовного и конкретного, то он сможет продвинуться вперед (в верхней части изображения), перенося конфликт на материал фантазии и применяя метод активного воображения в процессе анализа своего стремления. Перенося свою фантазию на лист бумаги, мы беседуем с душой.

Замечание: Некоторые не понимают суть активного воображения.

Доктор фон Франц: К сожалению, в юнгианской психологии все настолько переплетено, что аналитический опыт тесно связан со всеми остальными формами опыта. Кратко сформулировать суть активного воображения можно следующим образом. Активное воображение заключается в формировании фантазии о влечении, с которым нам довелось столкнуться. В данный момент я не могу более подробно остановиться на вопросе фантазирования. Тем не менее надо отметить, что существуют важные технические аспекты, которые следует учитывать непременно. Предположим, что мужчина влюбился в красивую женщину и не может ею обладать. Поэтому он начинает фантазировать о встрече, разговоре с ней.

Фантазируя, мы многое понимаем, например, почему влюбились именно в эту незнакомку. Кроме того, мы осознаем, что многое здесь зависит от нас самих. Влюбленность непосредственно связана с психологической конституцией человека и полна для него смысла. Поняв сущность фантазии, мы, быть может, откажемся от нее. Однако при появлении данной проблемы человек обычно размышляет над возможной встречей с реальной женщиной. В конечном счете, она послужила причиной появления фантазии. Можно сказать, что влюбленность — продукт праздного любопытства. Но ведь люди действительно любопытны. Возникает вопрос: почему именно эта женщина?

Здесь ясно различим голос красной серы. Но теперь мы стоим перед выбором: либо позвонить этой женщине и спуститься в нижний мир, либо применить метод активного воображения, произвести воображаемый телефонный звонок и сообщить ей, что она — наша анима, существующая внутри нас. Но что-то продолжает терзать нашу душу; нам хочется встретиться с ней в действительности и узнать, что она думает по этому поводу? Тем самым мы хотим, чтобы воображаемая анима решила реальную проблему.

На данной стадии мы не только сохраняем психическое расщепление, но и ставим конкретную проблему, ибо перенос конфликта в сферу активного воображения обуславливает дальнейшую спиритуализацию конфликта. Существует и другая возможность: «красная сера» одерживает победу, человек действительно звонит по телефону женщине. В таком случае он спускается в нижний мир (mundes inferior), в область земли, подверженной распаду, в область непосредственной реальности. Здесь и разыграется вся драма.

Замечание: Вы просите свое воображение...

Доктор фон Франц: Вы ничего не просите! Всегда существуют две возможности.

Вопрос: Должны ли вы в своем воображении выяснить, что скажет вам реальное лицо?

Доктор фон Франц: Да. Если пойти верхним путем, то конфликт переносится в верхнюю сферу. Мы спрашиваем воображаемую женщину, что нам делать со своим стремлением. Необходимо выслушать, что она скажет о нашем конфликте. Это весьма непростая задача, так как многие люди не способны выслушать внутренний голос. Вместо того чтобы слушать, они просто придумывают что-нибудь. Для того чтобы научиться слушать, необходимо много упражняться. Темпе менее, мы можем осуществить перенос конфликта указанным способом и продолжить его обсуждение на другом уровне. Такой перенос предполагает внутреннее рассмотрение конфликта. Затем фантазия принимает форму конфликта, и мы сталкиваемся с внутренним образом на психологическом уровне.

Вспомним случай монаха, подверженного онанизму. Прошу простить меня за грубость этого примера, но нам необходимо рассмотреть нижний мир. Предположим, что этот монах приходит ко мне и сообщает, что у него все обстоит благополучно с Софией и анимой. Однако его искушает дьявол. Монаху все-таки чего-то не хватает в реальности. Монах спрашивает, как ему поступить. Я бы порекомендовала ему обратиться с этим вопросом к внутренней Софии.

Замечание: Вы имеете в виду внутреннее знание?

Доктор фон Франц: Нет. София больше, София — это знание Бога. Поэтому мы могли бы посоветовать ему обратиться к Богу. Я не могу решить проблему анализанда. Он должен обратиться к внутреннему образу божества, рассказать о своих тревогах и спросить, как ему следует поступить. Он должен внимательно выслушать ответ божества, и тогда он сможет многое понять.

Мы рассмотрели воображаемый случай. Теперь предположим что монах осознал внутреннюю Софию и понял, что она олицетворяет мудрость Бога. Красная сера толкает его на реализацию своих стремлений. Поэтому ему следует обратиться с вопросом к своей; внутренней фигуре, Софии. Внутренняя фигура нередко дает парадоксальные ответы. Она говорит, например, что реализация действительно необходима,, но в то же время проблемы монаха носят чисто.психологический характер. Он может понять, что в этом проявляется двойственность Единого, осознать неизбежность и неразрешимость конфликта. Самость может проявляться только в форме конфликта: встретиться с вечным конфликтом значит встретиться с Богом. Такая встреча положит конец существованию эго со всем его вздором. Ё этот момент человек признает свою беспомощность. Иов говорит, что он умолкает и перестает рассуждать о Боге. Сознание расщепляется.

В таких случаях София (или иная божественная фигура, например мудрый старец) дает уклончивый ответ, если к ней относятся отрицательно, и парадоксальный ответ, если к ней относятся положительно. Парадоксальность психологического фактора (или психологической реальности) передастся сознанию, которое всегда стремится решить дилемму. Проявление Самости приводит к устранению противоречий.

Конфликт выходит за пределы вербальной дискуссии и принимает форму интуитивного постижения Единства, которое лежит в основе амбивалентности. Единство в то же время стремится к разрыву. В этот момент происходит переход на другой уровень. Если человек втягивается в конфликт, внутри него происходит глубокое изменение. Если животное подвергать длительным истязаниям, то оно резко перейдет на более высокий уровень сознания различными способами. Можно сказать, что речь идет о разновидности крестных мук. Человек должен воскликнуть, подобно Христу: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» И тогда конфликт будет исчерпан.

Замечание: Если монах хочет выполнять свои обеты, то он должен прекратить занятия онанизмом.

Доктор фон Франц: Согласно моей гипотезе монах давно уже прекратил занятия онанизмом, поскольку он сформировал фантазию. Но дьявол поступает намного умнее, когда соглашается с монахом во всем и говорит, что раз исцеление состоялось, тогда, быть может, монаху стоит покинуть монастырь и приобрести «реальный» опыт. Ведь монах достиг уровня развития, достаточного для того, чтобы отважиться на такой поступок. В средние века говорили: «Ubi spiritus, ibi libertas». Эти слова заимствованы из «Второго послания к коринфянам» святого апостола Павла: «Где Дух Господень там свобода». Поэтому дьявол мог быть сказать, что монах разрешил свой конфликт, поэтому теперь он может жить свободной жизнью.

Замечание: Пожалуй, теперь монах действительно имеет право жить свободной жизнью.

Доктор фон Франц: Это ваше мнение, но оно не имеет отношения к ситуации, в которой оказался монах. Он должен ждать, когда Бог не скажет ему, что нужно делать. Вы не имеете права говорить монаху, что правильно, а что неправильно. С присущей экстраверту спонтанностью вы бы сказали так: «Прекрасно. Я думаю, что вам следует пожить свободной жизнью». Но я бы так не сказала. Я бы посоветовала ему обратиться со своим вопросом к Богу.

Вопрос: Предположим, что у монаха весьма слабо развита интуиция. Откуда тогда придет ответ?

Доктор фон Франц: Это зависит от того, что вы имеете в виду. Если вы полагаете, что так обычно бывает, тогда вы правы. Но если вы полагаете, что так должно быть, тогда вы заблуждаетесь.

Замечание: Вы сказали, что ответ придет интуитивным путем, но не каждый способен получить его таким образом.

Доктор фон Франц: Вы затронули совершенно другую проблему, проблему типов. Вообще говоря, интроверт нуждается в конкретном внешнем опыте, чтобы ощутить полноту своего бытия. Экстраверт в таком опыте не нуждается. Это означает, что если монах является интровертом, то он должен приобрести опыт в общем виде.

Вопрос: Сексуальный опыт? Вы имеете в виду то, что Фрейд понимал под сексом?

Доктор фон Франц: Я имею в виду нечто простое и конкретное — связь с конкретной, земной женщиной.

Вопрос: Вы имеете в виду половую связь?

Доктор фон Франц: Да, совершенно верно. Но я говорю, что так обычно происходит, а не что так должно происходить. Половая связь не устанавливается в каждом случае. Мы вправе говорить лишь о среднестатистической тенденции. Для монаха имеет значение связь с Богом, а не с женщиной. Поэтому если Бог ниспошлет ему такое испытание, он должен принять его. Если же Бог не подвергнет его такому испытанию, он не должен принимать его.

Замечание: Я буду говорить как теолог. С моей точки зрения, установленные Богом естественные законы распространяются на монаха и его связь с женщиной, в том числе и сексуальную. Я могу авторитетно назвать предосудительным поведение теолога или священника, вступающего в связь с женщиной вопреки своим обетам.

Доктор фон Франц: Вы правы, поскольку вы знаете, что требует Бог в каждом случае. Но мы этого не знаем. Мы всегда стремимся спрашивать себя об этом.

Замечание: Видите ли, насколько мне известно, естественные божественные законы распространяются на всех людей.

Доктор фон Франц: Общение с Богом кажется нам более значительным и неизведанным, чем вам. Поэтому мы обращаемся к нему за советом в каждом случае. Мы не знаем, произнес ли он свое последнее слово. В этом кроется существенное различие между психологией и теологией. Мы рассматриваем Бога как некую реальность, способную говорить в нашей душе. Мы не знаем какие требования может предъявить Бог к индивиду. Каждый аналитический процесс представляет собой путешествие в неизведанное, именно потому, что мы не знаем что собирается потребовать Бог от конкретного индивида.

Вопрос: Существуют ли ограничения на такие требования?

Доктор фон Франц: Нет, таких ограничений не существует, поскольку мы не можем их устанавливать вместо Бога. Наша позиция отличается от теологов большим смирением. Мы просто говорим, что необходимо ждать, когда Бог скажет свое слово. Мы не строим никаких предположений относительно поступков Бога. Поэтому жизнь человека превращается в неповторимое религиозно-духовное странствие. Только Бог может устанавливать ограничения.

Замечание: Дело в том, что Он до сих пор не установил их.

Доктор фон Франц: Быть может, Он не сделал это в вашей жизни. Но вам следует подождать, пока Бог даст вам указание. Ваше утверждение остается справедливым до тех пор, пока Бог не заставит вас думать по-другому. Впрочем, вы можете сказать, что Бог пока не вмешивался в ваши теоретические построения. Поэтому ваше утверждение справедливо для вашего случая, но не для других. Существуют люди, в сознательные теории которых вмешивался Бог, и вмешивался весьма ощутимо. Им приходилось адаптироваться в новой реальности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных