ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Открытое поле ситуацииСуществует иллюзия бытия объекта, бытия, отделенного от ситуации. Наша жизнь — это «ситуация-организм» и обязана участвовать в жизни ситуации. У организма нет свободы, ее надо искать в ситуации. У организма нет отчуждения, его надо искать в ситуации. У организма нет развития, его надо искать в ситуации. Вся наша жизнь является участием в ситуации, включением в ситуацию, даже исключенность сама по себе является формой включенности в ситуацию; с тем же основанием можно было утверждать, что одиночество является одной из модальностей бы-тия-вместе-с. Ситуация «предшествует» различению субъект/ объект. Это понятие, говорящее о поле — поле, составляющем территорию процесса интеграции и дифференциации. Если человек ситуативен, то он есть пункт пересечения множественных точек зрения и содержаний (см. термин «содержится» (consiste) у Симондо-на). Складывание и развертывание. Истину, в таком случае, надо мыслить в терминах «перспективистской истины»21. Ситуация всегда означает создание того, что она есть. Нет разницы между тем, чтобы действовать в ситуации или чтобы быть объектом действия. Мыслить в терминах ситуации означает, таким образом, искать процесс создания этой ситуации, а не некую локализацию, которая могла бы оправдать бытие с метафизической точки зрения. Процесс создания есть процесс интеграции/дифференциации, принадлежность ситуации и включенность в ситуацию наряду с индивидуализацией. Это дает основание для свободы. Отсутствие одного из терминов пары «при- 21 Benasayag M. Le mythe de l'individu. P., 1998. Быть в присутствии другого 95 надлежность ситуации/индивидуация» становится незнанием детерминаций, «невозможностью не сделать то, что делается», на чем Бланкенбург обосновывает всю психопатологию. Стать свободным — это значит в «здесь и теперь» каждой ситуации участвовать собственным действо-ванием в деле свободы, которая управляет ситуацией. Жан-Поль Сартр уже писал об этом в своей книге «Бытие и ничто»: «Свобода есть только в ситуации, ситуация реализуется только через свободу... Я абсолютно свободен и ответственен в моей ситуации. Но столь же верно и то, что я свободен только внутри ситуации». Обращение к данному понятию позволяет рассматривать действие как ответное действие, как диалог с ситуацией. Но действование детерминируется исключительно ситуацией только в том случае, если интен-циональность теряет всякое значение. Мы обращаемся, таким образом, к «id ситуации», о котором говорит Гуд мен, — понятию, которое парадоксальным образом соединяет в себе телесность id и контекстуальные параметры. «Ситуации не вызывают наших действий, но не и представляют собой простой фон, на котором мы реализуем наши намерения. Мы воспринимаем ситуацию только в зависимости от наших реальных способностей и желания действовать»22. Происходит действие, и через обращение к нуждам, которые узнаются в ситуации, конституируется ощущения себя и оно подтверждает «явление», сделавшее его возможным. В каждой ситуации, действительно, заново разыгрывается дифференциация «я» и «мир» подобно тому, как это можно теоретически рассмотреть на примере младенца. И в каждой ситуации заново разыгры- Joas H. La creativite de l'agir. P., 1999.
Жан-Мари Робин вается дифференцирующая работа, которая происходит постоянно и одновременно. Здесь можно увидеть также аналогию с парадигмой романтической любви, которая исходит одновременно и уравновешенно из слияния с другим и из безусловной готовности признать в другом - другого. Чтобы теоретически описать эти два фундаментальных движения поля, равным образом можно обратиться к замечательным понятиям Минковски «разъединение» и «связь». Отказ знать Чтобы ситуация была открытой и чтобы тем самым поле могло создавать формы, мне представляется обязательным соблюдение ряда условий: —Отказ от власти терапевта, от позиции знания другого и управления другим. Я полагаю, что знание источает высокомерие одного и рождает или усугубляет униженность другого. Компетентность терапевта, разумеется, не должна быть отброшена. Остается узнать, какова будет область его специфической компетентности: будет ли он экспертом в области психологии, психопатологии и иных дисциплин об индивиде; или же он будет экспертом в деле мобилизации творческих сил в отношениях, которые имеет место в настоящий момент? —Отказ от веры в то, что психотерапия могла бы стать наукой. Это, однако, не значит, что она приобретает статус «искусства», как того требуют те, кто готов оправдать и возвести в правило какую угодно субъективность. Если бы она была наукой, то имела бы «предмет» исследований и порождала бы техники. Когда говорят «техники», подразумевается их «воспроизводимость», идентичность (в частное- Быть в присутствии другого 97 ти, и для самого пациента) упорядоченного навыка, что является доказательством его эффективности. Психотерапия есть некая практика. Я понимаю, как рискованно не настаивать на научном характере психотерапии сегодня, когда государственная власть желает оздоровить профессию и отделить нас от гуру, целителей и других шарлатанов. Как сказать о нашей особенности, чтобы не упасть в глазах наших собеседников? Бион замечал в ходе одного из своих семинаров: «Что такое психотерапия? Два человека встречаются в одной комнате и разговаривают... или не разговаривают. Это кажется настолько простым, что трудно поверить, насколько это сложно!» — Отказ от веры в то, что теория или теории, которые помогают нам мыслить, не мешают видеть то, что находится у нас перед глазами. Мне кажется, что любые теории являются конструктами, метафорами, которые способны нам помочь в обретении смысла нашего опыта; они могут также — в частности, когда они теряют свой статус метафоры, превращаясь, в наших глазах, во что-то достоверное, — помешать нам быть открытым для восприятия ситуации. «Ретрофлексия», «бессознательное», «внутренние объекты», «психика» или «поле»... все это только способы говорить, являющиеся отражением нашего способа мыслить. Но они также есть то, что влияет на наш способ мыслить и, следовательно, воспринимать или не воспринимать нечто. Самораскрытие Мы работаем на уровне поля, в здесь и сейчас ситуации (уточню, что я сознаю, что так бывает не всегда; 98 Жан-Мари Робин Быть в присутствии другого 99
что это не всегда возможно и не всегда желательно). Так как одна из наших задач состоит в прояснении индивидуации клиента, т. е. дифференциации поля, то каковы наши инструменты? Наш главный инструмент — самораскрытие терапевта. О каком раскрытии идет речь? Мы имеем в виду проговаривание актуального переживания терапевта в терминах влияния ситуации и взаимодействия, того, как вводятся в контакте и как ситуация вводится в контакт им самим и другим, чтобы произвести общую работу над вопросом о том, как один и другой могут быть творцами. Важный термин небрежен. Творец! Тот, кто творит... И это в контексте, где люди зачастую переживают себя в качестве объекта воздействия ситуации, своего жизненного контекста, своей истории, своего окружения, своих психотравм, своего подсознательного или его симптомов! Это самораскрытие терапевта существует, какой бы ни была этика терапевта и какими бы ни были его сознательные выборы. Со своей стороны я считаю необходимым ограничить это самораскрытие терапевта некоторыми принципами: —оно в основном ограничено «здесь и теперь» ситуации; —оно высказывается, насколько это возможно, таким образом, чтобы оно не смогло стать фигурой в текущем опыте (что может помешать процессу пациента), а оставалось материалом на заднем плане, который будет подпитывать, способствовать и, конечно, оттенять фигуру — т. е. дифференциацию —которую пациент конструирует по случаю ситуации; —оно пропущено через фильтр теории, к которой я апеллирую, и работы над собой, осуществляемой на основе моей собственной терапии. Так как я остаюсь в осознании, что это самопредъявление сопряжено с моей собственной работой по дифференциации, т. е. тем, что следовало назвать моей субъективностью, и я осознаю, что эта субъективность, бесспорно, эмоциональна. Я хотел бы напомнить то, что Гудмен говорит об эмоциях, а именно, что «эмоция есть непосредственное и интегратив-ное осознание отношения между организмом и средой» и что «это функция поля». Я всегда цитирую его слова: «Эмоции — это когнитивные средства. Далеко не будучи препятствиями для мысли, они выступают единственными в своем роде посланиями, свидетельствующими о состоянии поля организм/среда, и средствами осознания надлежащего характера наших стремлений. В качестве знаний эмоции могут содержать погрешность». Эта погрешность эмоций и, следовательно, субъективности, которую предъявляет терапевт, подтверждает позицию неуверенности, похвальной на своем месте. Замечательный английский психоаналитик Питер Ломас, в самом деле, ратовал за «добровольную неуверенность». Я принимаю эту мысль на свой счет. Неуверенность не вызывает сомнений. Неуверенность — это признак того, что не известно заранее, что может быть лишь объектом догадок и что, следовательно, остается открытым, тогда как сомнение обозначает колебания в том, какую сторону принять, оно подразумевает вопрос о реальности некоего факта, о справедливости некоего суждения или некоего действия. Сомнение может подточить переживаемый опыт, тогда как неуверенность может открыть ситуацию. В таком качестве, по замечательному выражению немецкого гештальт-терапевта Франка Штемле-ра, неуверенность надо культивировать во всех смыс- 100 Жан-Мари Робин лах слова «культивировать» — поддержки и приобщения к культуре. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|