Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Встреча с другой интенциональностью




Ключевой постулат гештальт-терапии построен на идее контакта. Человеческое существо в основе сво­ей есть контакт, творческое или консервативное от­ношение в среде. Интенциональность существует в наличии другого и посредством наличия другого. Те­рапевтическая встреча является встречей интенци-ональностей, где каждому нужен другой и каждый проясняет другого. Благодаря встрече интенциональ­ность принимает форму интенций.

Желая расширить спектр языковых возможностей, которые позволили бы рассуждать в терминах поля, не впадая при этом в солипсизм, в одной из предшес­твующих глав я использовал понятие потенциал или ресурс, affordance76. Этот неологизм придуман Гибсо-ном77, отцом эко-психологии, на основе глагола to af­ford, который можно перевести как «иметь средства для того, чтобы сделать что-то». Данное понятие, та­ким образом, обозначает некоторую характеристику, которая касается одновременно «организма» и «сре­ды», фундаментальных свойств, детерминирующих способ, которым «объект» может быть использован. Стул служит тому, чтобы на нем сидеть. Его ресурс, его поддержка, его аффорданс позволяет мне увидеть себя сидящим на стуле в связи с моими интенциями, восприятиями и возможностями.

Ресурс работает в терапевтической сессии, как во всякой другой ситуации. Пациент воспринимает пси­хотерапевта и его поддержку, которая мобилизует оп­ределенные «употребления», которые ему можно при­дать, и аннулирует другие. Мое восприятие стула мо-

76 См. раздел «От поля к ситуации».

77 Gibson J. J. The Ecological Approach to Visual Perception.
Boston, 1979.


144 Жан-Мари Робин

жет вызвать во мне желание сесть; если мне надо до­стать что-то с верхней полки моего книжного шкафа, я восприму некоторый ряд ресурсов в ситуации: я могу встать на стул или тумбочку. Я даже мог бы сформи­ровать необычные возможности: я могу встать на те­лефонный справочник или воспользоваться как лест­ницей кем-то, кто есть в комнате. Контакт со средой открывает мне глаза на самого себя и актуализирует некоторые из моих потенциальных возможностей, а я со своей стороны наделяю среду потенциальными возможностями, которые до сих пор, может быть, не использовались. Но такое приписывание свойств тем не менее принимает в расчет возможности объекта: я не могу воспринять калькулятор, который лежит на моем столе, как средство, которое может мне помочь достать что-то с высокой этажерки. «Ситуации не вы­зывают наших действий, но не и представляют собой простой фон, на котором мы реализуем наши наме­рения. Мы воспринимаем ситуацию только в зави­симости от наших реальных способностей и желания действовать», — писал Йоас78. В ходе терапевтической встречи осознанно или неосознанно мы выступает друг для друга важной составной частью ситуации.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных