ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОСНОВНЫЕ УДАРЫ КОНЕЧНОСТЯМИ
Сейчас, когда «качки», «крутые», «отмороженные» и прочие «супермены» смело нападают восьмером против одного, этот «один» просто обязан уметь «отключать» каждого из нападающих одним‑двумя ударами, иначе дело — «труба» (Из письма читателя автору).
Анализ жестких бытовых драк и рукопашных схваток на войне показывает, что удары обладают важными преимуществами над болевыми приемами и бросками. Наиболее отчетливо эти преимущества заметны в групповых столкновениях. Во‑первых, удары проще по своей механике и, соответственно, требуют меньше времени на проведение, чем бросково‑болевая техника. Во‑вторых, они обеспечивают бойцу меньшую уязвимость от захватов противника. В‑третьих, правильно поставленные удары обладают большой разрушительной силой Какие же факторы обеспечивают разрушительное воздействие ударов на человеческое тело? Главных три: точность попадания; скорость, с которой ударный сегмент конечности вонзается в мишень; его масса. Что касается точности, то я имею в виду уязвимые зоны, рассмотренные в предыдущей главе. Напомню, что такое наименование. Эти участки тела получили именно потому, что их поражение не требует значительных мышечных усилий. А скорость… Возьмем для примера пулю, вылетевшую из пистолета. Она ничтожно мала по своим габаритам, и весит всего‑навсего 10‑15 грамм. Однако за счет очень большой скорость производит колоссальные разрушения. При попадании пули человек падает раненым или мертвым, из него течет кровь, он не может продолжать бой. Когда на излете скорость пули значительно уменьшается, она уже не во состоянии пробить даже плотную одежду. Как известно, энергия любого физического явления определяется произведением скорости тела на его массу. Следовательно, в одних случаях ведущую роль играет масса, в других — скорость. И действительно, можно выделить два типа ударов: таранные и хлещущие. При таранных ударах в движение бьющей конечности вкладывается масса всего тела. Хлещущие удары похожи на щелчки кнута, где скорость движения ударного сегмента верхней или нижней конечности гораздо важнее его массы. Но те и другие виды ударов являются «правильными» только тогда, когда они производятся за счет согласованной работы мышц всего тела, а не одной только бьющей руки либо ноги. При этом надо отметить, что положение тела бойца в момент удара принципиального значения не имеет. Правильной будет любая поза, если она обеспечит поражение нужного места в нужный момент времени на максимально возможной скорости. В этой связи вспомним слова Брюса Ли: «Хороший боец должен уметь ударить под любым углом и из любого положения как рукой, так и ногой… Очень важно не иметь какой‑то классической стойки или обязательных подготовительных движений, какого‑то стандартного положения для нанесения удара»[9]. Иногда выделяют еще третью разновидность ударов — уколы пальцами. Однако в таком выделении нет особого смысла, потому что «средний» человек (не имеющий ничего общего с профессионалами боевых искусств) способен атаковать пальцами лишь очень немногие участки тела: глаза, барабанные перепонки, половые органы, межключичную выемку… Для достижения желаемого результата здесь не требуются ни скорость, ни сила. Никакие это не удары, просто тычки или нажатия… Мишени для ударов конечностями обычно находятся не на поверхности тела противника, а внутри его или даже за ним (словно бьющий стремится пробить тело насквозь). Но при таранных ударах повреждаются преимущественно суставы и кости, связки и мышцы, близколежашие внутренние органы (например, печень, селезенка, почки), лопаются мелкие кровеносные сосуды. От хлещущих ударов, обладающих так называемым «взрывным» эффектом, страдает в первую очередь периферическая нервная система (импульс боли молниеносно передается по нервам), рвутся крупные кровеносные сосуды, повреждаются органы, расположенные в глубине тела. О «правильных» ударах много говорят во всех школах единоборств — от бокса до каратэ — но на практике редко когда встретишь бойца, хорошо владеющего разнообразной ударной техникой. В лучшем случае, у него поставлены всего один‑два удара, в худшем нет и этого.
Возьмем еще один пример, на этот раз из жизни насекомых. Оса — грозный убийца, стремительный и сильный. Паук намного уступает осе как в силе, так и в быстроте передвижения. И жала у него нет. Он сидит себе на одном месте и терпеливо ждет, пока какое‑нибудь более крупное по сравнению с ним насекомое — скажем, оса— не попадет в его сеть. Тогда он, ловко уклоняясь от грозного жала осы, неторопливо связывает добычу своей липкой нитью. Лишите противника преимуществ его роста и массы, быстроты и силы, и он станет столь же беспомощен, как оса в паучьей сети. Правда, на первый взгляд кажется, что у паука больше возможностей, чем у нас — восемь конечностей, а не четыре. Но люди хитрые создания, они находят решение для самых сложных задач. Согните руку в локте, ногу — в колене. Видите, что получилось? Теперь можно пускать в дело локоть независимо от кисти, колено независимо от стопы. Например, блокируя удары противника локтями, контратаковать кистями (кулаком, ладонью, пальцами). Или, захватив атакующую конечность кистью, бить локтем. Иными словами, специально натренированный человек обладает двойным перевесом над обычным «чайником», так как у него восемь ударных звеньев против четырех. Даже девять, поскольку есть еще одно «звено» (о котором почти всегда забывают) — голова! Более того — десять, с учетом пресловутой «пятой точки» — таза! Если такой человек, следуя примеру паука, сможет избегать ударов рук и ног противника, заходя сбоку или сзади, то он практически обезопасит себя, тогда как враг станет беззащитным. Итак, ударным оружием тела являются стопы, колени, локти, кисти, голова и таз. Что здесь основа для техники, а что — производное? Основой являются удары локтями и коленями. Во‑первых, ВСЕ удары кистями и стопами начинаются с движения локтя или колена. Во‑вторых, локти, колени и голова — это главное оружие ближнего боя, т.е. поединка на пятой дистанции (из выделяемых мной семи) — на дистанции клинча. ГОЛОВА — начало всему Ею, конечно, надо в первую очередь думать. Но если мыслительный процесс не смог избавить вас от необходимости драться, то думать дальше некогда. Остается только одно — использовать свою голову в качестве самой большой и самой твердой «кувалды» тела, чтобы как можно сильнее долбануть ею противника. Трюкачи, специализирующиеся на разламывании твердых предметов, утверждают: «Если не удается разбить доску головой, то вы не разобьете ее ни рукой, ни ногой». Ведь хорошо поставленный удар головой является очень мощным. Во многих корейских и вьетнамских школах для сдачи экзамена на степень первый или второй дан требуется одним движением головы сломать двухдюймовую доску (т.е. толщиной в 5 см). Подобные удары, направленные в лицо, мгновенно валят человека с ног. Лицевые кости, нос, губы — все это превращается в кровавую кашу. Удары по спине ломают позвоночник, по плечам — ключицы, в бока — ребра, по рукам — суставы и кости. Известны бойцы (их называют «наттеры»), вся тактика боя которых сводится к тому, чтобы любой ценой сблизиться с противником на расстояние, позволяющее достать до него головой. Когда это удается, следует удар, и в какую бы часть тела он ни пришелся, неприятель надолго выходит из строя. Так что крепкая голова на мускулистой шее — это большая сила! Впрочем, и на солнце бывают пятна. Недостатки ударов головой заключаются в следующем: ♦ Они менее точны, чем удары руками и ногами. ♦ При попадании в зубы можно сильно рассечь о них кожу. ♦ При попадании своим лбом в лоб противника существует вероятность самому потерять сознание. ♦ При ударах головой вперед (по типу бодания) возможен перелом шейных позвонков. ♦ Если противник успел подставить кулак, колено, какой‑то твердый предмет, можно получить опасную травму глаза, носа, виска, рассечь губы, выбить себе зубы.
Удары головой подразделяются на два основных типа: ♦ Удары, осуществляемые резким движением мышц шеи: вперед, назад, в стороны, по дуге с подкруткой. Последний из перечисленных способов (все они показаны на рисунках 56—58) заключается во вращательном движении головой, как по команде «равняйсь»! Он позволяет направить силу отдачи от удара не в мозг (что опасно сотрясением последнего), а по касательной — вдоль черепной кости. ♦ Удары, производимые за счет движения всего корпуса вперед (с разбега, в нырке или в момент выхода из кувырка) либо снизу‑вверх, в момент подъема корпуса (эти удары тоже показаны на рисунках 57—58). В любом случае, все удары головой требуют укрепления шейной мускулатуры и тщательной отработки на боксерской груше, подвесном мешке и с партнерами.
ТАЗ — противоположное от головы место. Отсюда поговорка; «крепок задним умом». Конечно, в повседневной жизни это высказывание употребляется как насмешка. В бою же удары задом могут сыграть важную роль. Говорю это в сослагательном наклонении потому, что на практике их редко кто применяет. Если и пытаются, так делают скорее толчки, чем удары.
Между тем, удар тазом назад или в сторону (например, в том случае, когда противник захватил вас сзади либо сбоку руками в обхват) способен свалить с ног любого человека. Ведь мышцы ног, спины и живота, за счет сокращения которых осуществляется этот удар, принадлежат к числу самых сильных у человека. Да и центр тяжести тела расположен где‑то в этом районе, что тоже усиливает удар. Джон Гилби в своей книге «Секретные боевые искусства мира» описывает одного грека, который ударом таза вызывал у противников разрывы брюшины, кишечника и мочевого пузыря! Секрет его техники достаточно прост: он именно бил тазом, а не толкал им. Так что не пожалейте времени на тренировку этого удара (рис. 59). ЛОКТИ в спортивных поединках почти не используются, зато в реальном бою им нет цены. Хороший удар локтем в несколько раз сильнее, чем удар кулаком или стопой. Он может мгновенно «вырубить» даже массивного «амбала», если попадет ему в челюсть, в подбородок, в солнечное или сердечное сплетение. К тому же, локтем бьют с такого короткого расстояния, что защиты от него практически нет. Остается лишь удивляться, почему во время драки ребята активно размахивают кулаками, вместо того, чтобы разить своими локтями наповал. Удары локтями являются, как уже сказано выше, базовыми для всех ударов кистями (и кулаком, и открытой рукой). Ведь началом им служит движение в плечевом суставе, которое для локтевых ударов остается единственным. Во‑вторых, удары локтями требуют правильной работы ног (в том числе в прыжках) и включения мышц всего корпуса. Поэтому, научившись правильно бить локтем, человек будет более или менее правильно бить и кистью. В‑третьих, работая локтями, можно не только нападать, но и защищаться, сбивая ими и ломая атакующие конечности противника. В‑четвертых, благодаря включению мышц спины, бедер и плечевого пояса, удары локтями обладают большой мощью («таранный» эффект). В‑пятых, этим ударам легче научиться, чем использованию кулаков и открытой руки.
Известны следующие удары локтями: ♦ снизу‑вверх (базовый для апперкота) (рис. 60); ♦ сверху‑вниз (базовый для рубящих ударов кистью) (рис. 61); ♦ круговой вперед‑внутрь (базовый для крюка, прямого и хлещущего ударов) (рис. 62); ♦ круговой назад‑наружу (базовый для хлестов) (рис. 63); ♦ сбивающий снаружи‑внутрь (базовый для хлестов) (рис. 64); ♦ поддевающий изнутри‑наружу (базовый для хлестов) (рис. 65); ♦ с разворотом корпуса прямо‑назад (базовый для хлестов) (рис. 66); ♦ со смещением корпуса по прямой линии в бок (рис 67).
Разумеется, удобство выполнения и поражающее воздействие у этих ударов не одинаковы. Подберите себе те из них, которые получаются у вас лучше других, и шлифуйте их с помощью тренажеров на каждой тренировке. Достаточно, если вы хорошо освоите хотя бы два удара локтем. Четырех будет более, чем достаточно. Что же касается остальных, то можно ограничиться ежедневным повторением связки, объединяющей все перечисленные здесь удары локтем (она показана на рисунке 70— 71) КОЛЕНИ — грозное оружие ближнего боя, обладающее сокрушительной силой. Ударная поверхность колена твердая и широкая, удары им отличаются короткой траекторией, высокой скоростью, большой мощью, в то же время они внезапны и скрытны. Защищаться от них весьма затруднительно.
Однако в качестве средства первого удара колено используют редко, гораздо чаще его применяют для контратак и добивания. То и другое обычно сочетают с захватом руками за плечи, голову или руки противника, чтобы «натягивать» его на себя. Ударом колена вперед можно поразить пах либо живот, сбоку удается сломать ребра или позвоночник, ударом вверх — разбить лицо, перебить руку, травмировать грудную клетку… Если противник пытается ударить вас ступней, то поднятое колено защитит пах и живот, смягчит удар по ногам, отведет вражескую атаку в сторону. При этом подставка колена под удар может служить исходной позицией для большого шага (либо рывка) вперед прямо и по диагонали.
Основные удары коленом следующие: ♦ снизу‑вверх по вертикали (рис. 72); ♦ снизу‑вверх вперед (рис. 73); ♦ круговой изнутри‑наружу (рис. 74); ♦ косой (диагональный) снаружи‑внутрь (рис. 75).
Колено — центральный сустав ноги, оно служит тем звеном, через которое передается усилие ее мышц. Подобно тому, как с движения в плечевом суставе начинаются все удары локтем и кистью, так и вынос колена вверх является начальной фазой любых ударов стопой. Поэтому отработка ударов коленями полезна не только сама по себе, но и служит хорошим средством развития мышц и сухожилий ноги — именно тех, которые делают удары ногой сильнее. Особенно эффективны в этом смысле удары коленями в сериях и удары в прыжке на противника… Технически удары коленями довольно сложны. Необходимо подавать вперед опорную ногу, сохранять равновесие, резко напрягать мышцы живота, спины, боковых участков торса, следить за положением рук. Ведь если работать коленом неправильно, вы не только не свалите с ног противника, но и подставите себя под его контратаку. Так что коленями, как и локтями, надо заниматься ежедневно.
РУКИ (КИСТИ РУК). Что лучше использовать для ударов руками — кулаки или ладони? Общеизвестно, что в большинстве случаев в ход идут кулаки. Но правильно ли это? Основание ладони — практически единственная часть тела, которая «не боится» удара о твердую поверхность. На что опирается человек при падении в гололед? Чем может сильно ударить в бетонную стену без всякого ущерба для себя? Ответ один — основание ладони. Отсутствие подсознательной боязни травмировать руку делает удар решительным и жестоким. Надо только потренироваться в использовании этой ударной поверхности руки на снарядах, типа подвесного мешка или манекена. Что же касается ударов кулаками, то их недостаток в том, что рискуешь повредить себе руки. Рука — это орган, предназначенный природой для захвата и зажима. Рука должна хватать, держать, а не бить. Суставы пальцев слишком нежны, им трудно выдержать по‑настоящему сильный удар по костистой части тела (например, по черепу), либо по корпусу, прикрытому плотной одеждой. Кроме того, существует еще одно слабое звено — лучезапястный сустав. Известно немало случаев, когда человек, пытаясь ударить противника кулаком изо всех сил, ломал себе руку в этом суставе или получал вывих. Поэтому лучше оставить удары кулаками для боксеров. Хотя, если быть точным, боксеры бьют по‑настоящему сильно, лишь забинтовав себе руки и одев перчатки. Те удары, которые мы видим у них на ринге, непрактичны в бою голыми руками. В подтверждение этой своей мысли, может быть неожиданной для многих читателей, сошлюсь в очередной раз на Ознобишина: «В старое время, когда бои в Англии происходили на голых кулаках, без перчаток, они длились гораздо дольше, нежели теперь, а между тем боксеры прибегали к приемам борьбы. Они швыряли друг друга на землю с большой силой, по пять или шесть раз за четверть часа боя. Обладая не меньшей физической силой, чем современные, они должны были бы кончать бой очень быстро, а между тем их матчи ВСЕГДА длились очень долго… Причина этого лежит в том, что руки не бинтовались и не предохранялись перчатками, и поэтому они не могли наносить своих ударов изо всей силы… В 1842 году боксеры Чарли Фримэн и Билл Пирри дерутся в одном состязании три дня подряд, победителем выходит Фримэн на 108‑м раунде. Не забудьте, что по старинным правилам каждый раунд заканчивался лишь после падения кого‑либо из соперников на землю. Значит, оба боксера упали 108 раз за это состязание; куда же они запрятали свои нокаутирующие удары? В сентябре 1845 года Бендинго бьет в городе Сэтфилде Бена Каунта после 2‑х часов 10 минут боя на 93‑м раунде. Каким способом? — Его противника признают побежденным за неправильный удар! В 1853 году Гарри Брум бьет Гарри Орма за 2 часа 18 минут, после 37 раундов. Здесь только 37 падений. Бой знаменитого Тома Сойерса против Аарона Джонса продолжался ровно 3 часа и был остановлен… из‑за темноты! Не будем далее продолжать, исторические данные говорят сами за себя»[10]Кстати, была когда‑то во Франции система уличного боя, которая называлась «сават». Она состояла на вооружении рабочего люда и деклассированных элементов, и главный акцент делала на удары ногами по нижнему уровню. Руки были при этом были вооружены кастетом или ножом, в случае необходимости в ход шли также ладони: ребро, основание, тыльная сторона. Кулаки не применялись никогда. Это не случайно: «сават» являлся не спортивной, а БОЕВОЙ системой, посредством его калечили и убивали. Надо учесть уроки истории: человек, не имеющий за своей спиной несколько лет серьезных занятий боксом, вряд ли способен «вырубить» ударом голого кулака (прямым ударом, крюком, апперкотом) противника, превосходящего его по массе и мышечному развитию. Хочу подчеркнуть, что я не отвергаю удары голой рукой. Весь вопрос в том, что это за удары? Какая ударная форма руки используется, по какой траектории и в какую зону тела ее направляют? Во всяком случае, хорошая оплеуха намного эффективнее, чем неумелый тычок обычным кулаком в грудь либо в живот. Бейте нижней частью ладони по ушам, носу, челюсти, сбивайте ею «на лету» удары противника, вонзайте ее в солнечное сплетение, пах, ребра. Втыкайте сжатые вместе кончики пальцев в горло, глаза, подмышки. Наносите маховые круговые удары основанием или костяшками кулака. Все это, по сути дела, вы можете делать даже без специальной тренировки. А с ней — тем более! Вывод из этих рассуждений таков: «среднему» (т.е. неподготовленному) человеку пускать в ход кулаки целесообразно только в одном случае: когда у него в руке зажат какой‑то тяжелый или острый предмет. Во всех остальных ситуациях ему лучше употреблять не обычный кулак, а какую‑либо иную ударную форму руки. Но оружие — лучше всего. Раз уж рука самой природой предназначена что‑то держать, так держите в ней предмет поострее! Рассмотрим теперь ударные формы кисти руки и основные удары ею. ОРУЖИЕ КИСТИ — это, прежде всего, пальцы. Их применяют там, где не нужна сила — для поражения глаз, ушей, носа, горла, межключичной выемки, солнечного сплетения, половых органов. Удар пальцами примерно на десять сантиметров «длиннее», чем кулаком, что позволяет внезапно атаковать с непривычной для противника дистанции. Неожиданность таких ударов делает их практически неотразимыми. Перечисленные достоинства требуют от вас тщательной отработки пальцевых ударов для практического уяснения их преимуществ и недостатков, для выбора тех или иных приемов в качестве «личного» оружия.
Ударные формы пальцев следующие: ♦ Вилка между отогнутым большим пальцем и остальными (рис. 77). ♦ Кончики (применяются как для тычков, так и для хлестов) (рис, 78). ♦ Клюв (для тычковых и рвущих ударов) (рис. 79). ♦ Большой палец, прижатый сверху к остальным (рис. 80). Все эти формы показаны на рисунках. Следует лишь добавить, что при работе пальцами очень важно не выбить их из сустава. С выбитыми пальчиками (хотя бы всего одним) много не навоюешь, слишком больно!
ОТКРЫТАЯ РУКА имеет четыре ударных поверхности: ♦ Основание ладони (рис. 81—82). ♦ Тыльную часть ладони. ♦ Ребро ладони со стороны мизинца (рис. 83). ♦ Ребро ладони со стороны большого пальца (рис. 84).
Неопытным бойцам следует запомнить, что пальцы необходимо поджимать внутрь ладони, иначе возрастает угроза травматических повреждений. Ребро ладони тоже легко повредить, если наносить удар той его частью, что ближе к пальцам. Бить надо другой половиной ребра, от его середины до основания ладони. При этом сам удар целесообразно наносить как бы в диагональной плоскости. По сути дела, получается, что в этом случае вы бьете чем‑то средним между ребром и основанием. Но, как я уже говорил раньше, нам важнее практическая эффективность, чем следование четким классическим формам. Открытую руку используют для ударов всех типов: тычковых, рубящих, хлещущих, поддевающих, а также для захватов. Можно многое рассказать об их тонкостях. Однако я не стану этого делать. Опыт издания предыдущих книг, а также журнала «Кэмпо» убедил меня в бесполезности углубления в технические подробности. Одна часть людей просто‑напросто пропускает подобные описания не читая (между тем, они всегда занимают много места). Другая часть добросовестно вникает в текст, но находит в нем совсем иной смысл нежели тот, что подразумевал автор. Третьи начинают упрекать в излишней деталировке, либо наоборот — в чрезмерной краткости. Короче говоря, все равно всем не угодишь.
Драться на улице придется вам. Вот и заботьтесь сами о постановке ударной техники. Критерий тут простой: если цель поражена (неважно, тело противника или тренажер) с той мощью, что требовалась, а ударная конечность не получила повреждений, значит, вы ударили правильно. «Стилисты» из условно‑боевых школ могут, конечно, придираться к вашей технике, но вы не обращайте на них внимания. А станут докучать, предложите дать по зубам «неправильным» способом любому из них. Сразу отстанут, потому что «в настоящем серьезном бою „неправильных“ ударов не существует вовсе, а „правильными“ считаются лишь те, которые дают перевес над врагом»[11]. Все же одно пояснение сделать придется. Оно касается хлещущих ударов, поскольку слишком многие вкладывают в это определение неверный смысл. Итак, возьмите в руку обычную перчатку и, немного развернувшись боком к цели, резко швырните ее вперед. При этом сначала пойдет локоть и только потом вслед за ним кисть, причем не в горизонтальной плоскости, а снизу вверх. Бросок получается как бы с оттяжкой. Данное движение напоминает удар «закрытой» ракеткой в настольном теннисе. Кисть и предплечье летят в мишень расслабленно. Эта расслабленность и создает хлест. Тем, кто сомневается в поражающем воздействии хлещущих ударов я рекомендую испытать их на себе в исполнении маленького ребенка, находящегося на руках у мамы. Ручка у него крохотная и мягкая, силенок еще нет никаких. Но если он хлестнет вас по физиономии («уйди, плохой!»), слезы градом покатятся из глаз. Очень больно! Вы же отнюдь не дети, руки у вас значительно тяжелее, так что хлест в исполнении взрослого мужика вещь крайне неприятная, чтобы не сказать хуже. Хлесты бьют кончиками пальцев, тыльной стороной ладони, ее ребрами, и даже слегка сжатым кулаком; «слегка» — это значит, что не надо тратить для сжимания пальцев в кулак усилия большего, чем требуется для удержания ракетки от настольного тенниса. Вообще не надо пугать расслабленность с вялостью. Расслабленность мышц не означает, что ноги, спина и живот у вас должны трястись словно студень. Расслабленность — это отсутствие закрепощенности, готовность всего тела к мощному выбросу энергии в момент контакта ударного сегмента конечности с мишенью. Но ни на одно мгновение раньше. Чтобы рука не напрягалась раньше времени, следует всегда представлять себе цель находящейся не на поверхности тела противника, а внутри его или даже за ним! В данной связи повторю слова, сказанные мной раньше: скорость движения руки и точность попадания важнее, чем грубая сила, зримо проявляющаяся в напряженной, закрепощенной мускулатуре.
КУЛАК. Теперь рассмотрим ударные поверхности обычного кулака (рис. 85). Их шесть: ♦ костяшки пальцев спереди, которым можно бить как вертикально, так и горизонтально (рога барана); ♦ нижняя часть со стороны мизинца (кулак‑молот); ♦ верхняя часть со стороны большого пальца (обратный кулак‑молот); ♦ тыльная часть костяшек пальцев (обратный кулак); ♦ кулак со стороны сжатых пальцев (глушитель).
Кроме того, поистине страшным может являться удар, наносимый костяшкой указательного и большого пальцев по круговой траектории снаружи‑внутрь (рис. 88, 89). Боевые возможности обычного кулака в общем‑то невелики. Но их можно в огромной степени увеличить, если зажать в каждой руке по короткому металлическому стержню — такому, чтобы его концы выступали сверху и снизу на 2‑3 сантиметра (рис. 87). Еще лучше держать в кулаках не штыри, а трехглавые кастеты типа окинавского «тэкко». Любой удар ТАКИМ КУЛАКОМ станет поистине вестником смерти!
Наилучшей боевой формой руки является для меня та, которую я называю «копыто» (рис. 86). Смысл этого названия очень прост: внешнее сходство данной формы с копытами некоторых животных, а также наличие большого числа ударных поверхностей. Здесь их восемь: ♦ костяшки пальцев спереди (рога барана); ♦ нижняя часть со стороны мизинца (кулак‑молот); ♦ тыльная часть костяшек пальцев (обратный кулак); ♦ выставленные вперед костяшки вторых фаланг сжатых пальцев; ♦ внутренняя часть кулака (глушитель); ♦ костяшка большого пальца, прижатая сверху к остальным; ♦ костяшка указательного пальца; ♦ основание ладони.
Кроме того, незначительным движением большого пальца вперед мы получаем ударную форму «большой палец» (см. рис. 80). Иными словами, «копыто» хорошо тем, что не разжимая его, можно бить любой гранью, любой стороной, причем не рискуя повредить себе руку. Нет смысла применять его для тех ударов, которые существуют в боксе — типа пан‑ча, хука, свинга, джаба, апперкота. «Копыто» хорошо для круговых траекторий во всех плоскостях. Но это еще не все. Как показано на рисунках, в такой кулак легко зажать кусок стекла, большой гвоздь (чтобы не поранить себе кожу, стекло или шляпку гвоздя надо обмотать платком), заточку, сапожный нож без рукоятки… Благодаря разнообразию ударных поверхностей, «копыто» пригодно для атак по любой траектории. Сказав это, логично будет перейти к рассмотрению последних.
Итак, удары руками (кулаком, ладонью, пальцами) производят по следующим траекториям: ♦ прямо вперед от себя (рис. 90); ♦ по кругу снаружи внутрь перед собой (рис. 91, 92); ♦ по кругу изнутри наружу перед собой (рис. 93); ♦ снизу вверх (типа «апперкот») (рис. 94); ♦ сверху вниз (типа «рубящий») (рис. 95, 96).
При этом уровень расположения целей может быть любым: на голове, шее, груди, боках, руках, животе, пахе, даже на ногах. Но лучше всего проходят прямые удары руками в нижнюю и среднюю часть корпуса (не выше солнечного сплетения); круговые снаружи внутрь по ребрам и по рукам; снизу вверх в пах, в живот, по рукам, под мышки; сверху вниз по рукам, ключицам, ушам; круговые изнутри наружу в лицо (благодаря своей неожиданности, так как начальная фаза этих ударов воспринимается противником как удар локтем). Конечно, фатальным по своим последствиям может быть любой удар рукой и в любую часть тела. Однако тут есть два серьезных ограничения: во‑первых, он должен беспрепятственно дойти до мишени, и во‑вторых, обладать необходимой энергией. Всякий из читателей, кто не раз наблюдал за уличными потасовками, согласится, что в подавляющем большинстве случаев не хватает либо первого, либо второго. Сплошь и рядом в ударах нет ни точности, ни скорости, ни силы. Откуда же тогда взяться желаемому результату? Движение ударных сегментов по отношению к горизонтальной и вертикальной Плоскостям не обязательно совпадает с перпендикулярами. Углы наклона траекторий могут колебаться в пределах от девяноста градусов до сорока пяти. Например, желая сломать противнику ключицу, лучше бить по ней строго вертикально. Атакуя сверху его ухо или шею, ребро ладони следует направить под углом к горизонту. В том и в другом случае мы будем иметь дело с рубящим ударом сверху вниз до тех пор, пока угол наклона не превысит сорок пять градусов, так как данный удар превратится после этого в иной: по кругу снаружи внутрь. Многие заядлые драчуны, а иной раз и тренеры‑профессионалы, любят поспорить о том, какие траектории и способы ударов лучше других: прямые или круговые, сверху вниз или снизу вверх, с вращением ударного сегмента или без вращения, с оттягом или без оттяга? Мое мнение по этому вопросу сводится к тому, что самые лучшие удары те, которые ПРОХОДЯТ В ЦЕЛЬ без особых препятствий. Если не всегда, то по крайней мере чаще других. Следовательно, бить руками надо туда, куда проще попасть. Это половые органы, нижняя часть живота, подреберье слева и справа, солнечное сплетение и, конечно же, руки противника.
Недостаток поражающей мощи удара (напоминаю в очередной раз, что наш исходный тезис — «враг сильнее, выше, массивнее») можно и нужно восполнять техническими средствами, хотя бы самыми примитивными. Иными словами, драться с превосходящими силами агрессора лучше все‑таки не голыми руками, а держа в них какие‑то предметы. Скажем, в левой руке гвоздь, в правой — кусок металла с рваными краями. Порезал противнику пальцы, порвал ему тыльную сторону ладоней (так, чтобы кровь хлынула ручьем), выбил вдобавок колено или сломал голеностоп, и он надолго вышел из строя. Сделать это нетрудно двумя, максимум тремя движениями. Если же так получилось, что руки у вас остались пустыми, то не прибегайте к рискованным экспериментам. Используйте только те удары, которые успели отработать (или которые изначально у вас хорошо получаются). Пусть их будет немного, всего два‑три. Главное здесь не количество, а качество. Ну и конечно, чем меньше надежд на руки, тем больше могут сделать ноги.
СТОПА. Удары ногами (как коленом, так и стопой) в уличных драках употребляют у нас довольно редко. Исключение составляют юные болваны, насмотревшиеся в кино на Чака Норриса и Жан‑Клода Ван Дамма. С завидным энтузиазмом они пытаются бить ногами по верхнему уровню и даже в прыжках. Между тем, общий подход к использованию ног должен быть следующим: если противник превосходит вас ростом, не бейте стопой выше его колена. Если рост примерно одинаков, максимальная высота атаки — живот, подреберье, поясница. И только тогда, когда он существенно ниже, можно рискнуть дать стопой по голове. И то при условии, что опорная нога прочно стоит на земле, а противник не настолько ловок или опытен, чтобы в момент удара подбить вашу опорную ногу либо атаковать промежность. Вообще говоря, удары стопой имеют много достоинств: они примерно в три раза сильнее ударов кистями; их можно производить с дистанции, недосягаемой для рук противника; стопы почти всегда прикрыты обувью, выполняющей функции и оружия, и доспеха одновременно; они незаметны, особенно если идут не выше колена; даже заметив такой удар от него невозможно закрыться, разве что противник успеет убрать свою ногу — но для этого надо среагировать на начальную фазу атаки, что удается очень немногим. Удары обутой стопой в зону голеностоп‑колено‑пах весьма болезненны независимо от массы и габаритов атакуемого субъекта. Наконец, ноги могу действовать одновременно с руками. К недостаткам ударов стопой относится то, что они менее точны и быстры, чем «ручная работа». Однако эти изъяны значительно перекрываются преимуществами. Не случайно есть ряд школ боевых искусств, где удары ногами составляют три четверти всей техники, например, тхэквондо. Говоря словами одного специалиста, удары стопой «способны начать бой, тревожа противника издалека; изменить ход боя, внезапно вклиниваясь в боевой порядок противника; завершить бой добиванием потерявшего ориентацию и координацию действий врага».[12]
Стопа имеет шесть ударных сегментов: ♦ носок (только тогда, когда одета обувь); ♦ подъем (желательно с надежной защитой обувью); ♦ каблук (пятка); ♦ подошва; ♦ внешнее ребро стопы; ♦ внутреннее ребро стопы (рис. 98). Основные способы применения стопы в уличной драке следующие: ТОПЧУЩИЙ УДАР. Он производится каблуком и подошвой сверху вниз по стопе или голеностопному суставу. Таким ударом легко раздробить мелкие кости стопы и ее сустава, заодно содрать кожу с голени (рис. 99). ФУТБОЛЬНЫЙ УДАР. Это удар внутренним ребром стопы по голени, голеностопному суставу, колену, похожий на удар по мячу в футболе. Он может идти прямо спереди, под углом сбоку, выше или ниже — все зависит от вашего расположения относительно противника и от его габаритов. Таким ударом нетрудно сломать ногу, особенно если она под нагрузкой, а вы в момент удара немного подпрыгнули, чтобы вложить в него всю массу своего тела (рис. 100). прямой удар. Производится каблуком или подошвой вперед по прямой линии. Траектория прямого удара может отклоняться выше или ниже линии, параллельной земле, до угла сорок пять градусов. Его целями являются колено, половые органы, нижняя часть живота, солнечное сплетение. А также подреберье и поясница, если получится ударить сбоку либо сзади, что удается довольно редко (рис. 101). ПОДДЕВАЮЩИЙ УДАР. Похож на прямой, но способ его выполнения не тычок, а разгибание ноги снизу вверх. Оружием здесь служат носок и подъем, основной целью — половые органы (промежность), или нижняя часть живота. Кроме того, при определенной сноровке, приобретаемой упорным тренингом, поддевающим ударом можно нейтрализовать руки врага. Одно хорошее попадание в лучезапястный, локтевой, плечевой сустав — и рука неприятеля надолго выйдет из строя. Жаль только, что сделать это нелегко (рис. 102). БОКОВОЙ УДАР (в том числе удар с поворотом на опорной ноге). Ударные сегменты — каблук, подошва, внешнее ребро стопы. Цели: голеностопный сустав, голень, колено, пах, подреберье, ребра, иногда даже подмышка и позвоночник. Бить таким способом выше уровня паха лучше тогда, когда вы захватили противника рукой и тянете его на себя, или удерживаете на месте, не позволяя ему уклониться назад (рис. 103, 104). КОСОЙ УДАР. Оружием в нем служит либо подъем, либо носок. Он похож на пресловутый «маваши‑гэри» в каратэ, но это не «маваши». Никаких выносов колена в сторону, никаких движений по кругу. Стопа идет вперед под большим или меньшим углом к линии горизонта, жестко врезаясь в колено, бедро, живот, поясницу, ребра противника (рис. 105). ДУГОВОЙ УДАР ВНУТРЬ. Оружие — внутреннее ребро стопы, иногда подъем. Основные цели — руки, ребра, спина противника. Согнутая в колене нога идет по дуге маховым движением снизу вверх, снаружи внутрь. Нога в конечной фазе не выпрямляется, но для усиления поражающего воздействия можно немного дернуть стопу на себя (рис. 106). ДУГОВОЙ УДАР НАРУЖУ. Оружие — внешнее ребро стопы и подъем. Цели те же, что и в предыдущем ударе. Выполняется аналогично, только в противоположном направлении. Оба они наиболее эффективны для выбивания из руки различных предметов. При выполнении дуговых ударов важно вкладывать в них массу своего тела, что, в свою очередь, требует устойчивого положения опорной ноги на земле (рис. 107). ЛЯГАЮЩИЙ УДАР. Само название указывает на то, что это удар каблуком и подошвой назад вверх, похожий на то, как лошадь лягается копытом. Высоко так не ударишь, поэтому цели здесь голень, колено и пах (рис. 108). Вот, пожалуй, и все удары ногами, которые следует вам знать. Разумеется, частота применения в бою каждого из них неодинакова. Например, лягающий удар используют гораздо реже, чем косой или футбольный. Ударов стопой вообще‑то намного больше. Некоторые специалисты выделяют до 40 их разновидностей[13]. Я указал здесь лишь те, которые необходимы и достаточны для уличной драки, и в то же время просты по технике исполнения. Пределов изощренности, как известно, не существует. Но сложная техника хороша только для мастеров.
Как я уже отметил выше, словами трудно объяснить технические тонкости. Их приходится постигать самому в тренировочной и боевой практике. Все же подчеркну, пять обязательных требований: ♦ С самого начала привыкайте не отрывать от земли пятку опорной ноги, так как это значительно снижает устойчивость и ослабляет удар. ♦ Старайтесь вкладывать в удар массу всего тела, подавая его в направлении цели и мысленно представляя, как вся ваша энергия выплескивается туда в момент контакта. ♦ Все удары стопой начинаются с выноса колена вверх, а не с движения самой стопы. ♦ Удары ногами надо отрабатывать на подвесных мешках и манекенах, иначе вы никогда не сделаете их по‑настоящему мощными. ♦ Ногу после удара стопой требуется как можно быстрее убирать назад от противника, чтобы не ставить себя в невыгодное положение.
Разговор об ударах конечностями целесообразно завершить перечислением тех из них, которые входят в арсенал автора книги. Иначе та часть читателей, которая не приучена думать собственной головой, неизбежно окажется в растерянности: что же все‑таки выбрать? Итак, я предпочитаю следующие удары: 1. Удар головой вперед с подкруткой, направленный в лицо противника (попросту говоря, я стремлюсь снести ему нос этим ударом) (рис. 56). 2. Удар тазом назад, в нижнюю часть живота, при попытке захватить или удержать меня сзади (рис. 59). 3. Круговой удар локтем вперед внутрь, в ту или иную часть головы (например, в нижнюю челюсть) (рис. 62). 4. Круговой удар локтем назад наружу при попытке захвата либо удержания сзади. Он почти всегда валит противника с ног, так как попадает ему в голову. А уж руки свои он разожмет в любом случае (рис. 63). 5. Удар локтем снизу вверх по ребрам, в солнечное и сердечное сплетение, в живот, иногда в пах (если бью с колена), иногда в подбородок (если противник маленького роста), а то и по рукам при захвате (рис. 60). 6. Удар локтем сверху вниз. Предпочитаю сбивать им атакующие конечности, захваты, и еще он удобен для поражения спины, шеи, затылка согнувшегося противника. Понятно, что сам он не согнется, приходится помогать (рис. 61). 7. Прямой удар вилкой пальцев в горло, в основание носа. Особенно хорош тогда, когда надо свалить противника на землю задней подножкой или подбивом его опорной ноги. Если хотите заставить противника запрокинуть голову назад (чтобы открыл горло), ткните ему вилкой под нос (рис. 77). 8. Прямой удар клювом пальцев в глаза, горло, межключичную выемку. Одинаково хорош в положении стоя и лежа на земле. Главное, чтобы одна рука была свободна. Навалился, скажем, противник на вас сверху, здоровый такой, пытается задушить, но рука ваша свободна. Засадите ему клювом в глаз и поверните в глазнице. Сразу завоет и резко отпрянет от вас подальше. А если сгоряча не отпрянет, выколите ему второй глаз. То же самое в отношении горла: нет ничего проще, чем перебить этим ударом трахею (рис. 79). 9. Хлест кончиками пальцев по глазам, носу, ушам, щекам, горлу, желательно острыми ногтями или какой‑нибудь стекляшкой, железкой, хотя бы обломком спички или половинкой безопасной бритвы. Это больно, вдобавок срабатывает эффект неожиданности. Хлест кончиками пальцев с зажатым между ними острым маленьким предметом хорош и для нейтрализации рук противника. Недурно также располосовать подобным движением лоб. Совершенно безопасно для здоровья (черепную кость пробить сложно даже кирпичом), зато страшно: кровь заливает глаза, лицо, одежду, ощущение не из приятных. Подобный хлест удобнее производить изнутри наружу, снизу вверх, но можно и снаружи внутрь под небольшим углом к линии горизонта; либо параллельно земле (рис. 78). 10. Обычный кулак мне нравится только тогда, когда в нем есть что‑нибудь подходящее для общения со случайными собеседниками на задворках. Лучше всего другого их убеждает в таком случае короткая металлическая трубка (она же — ладонная палочка, явара). Ее длина равняется 12—14 см, диаметр 1,5—2 см. Иными словами, необходимо, чтобы оба конца трубки выступали из кулака сверху и снизу примерно на один сантиметр (можно чуть больше), а саму ее было удобно держать в ладони (рис. 85, б; 87, а). Имея в каждом кулаке по такому предмету, можно уверенно атаковать любую часть тела и по любой траектории. Но все же круговые движения (типа кулак‑молот сверху вниз, обратный кулак‑молот снизу вверх) более предпочтительны, чем прямые, ввинчивающиеся, поддевающие или какие‑нибудь другие. Впрочем, один хороший удар обычным кулаком БЕЗ ПРЕДМЕТОВ тоже есть. Это удар костяшкой указательного пальца в висок (рис. 89). Им можно убить на месте почти любого. Правда попасть в висок тому, кто выше ростом не просто. В таком случае, неплохо сломать ему этим ударом пару ребер. 11. Открытая рука. Здесь я предпочитаю промежуточную ударную форму «основание ладони — ребро ладони» (рис. 81, 83). Она удобна для сбивания с линии атаки рук противника, для поражения его ушей, шеи, ключиц, ребер, живота, паха, даже ног. В принципе, хороша везде, где удобно ею ударить — как рубящим движением, так и тычковым. 12. Когда взять в руку нечего, я считаю, что «копыто» лучше обычного кулака. Им удобно бить в горло, живот, пах, по рукам и ногам, по ключицам, по голове, словом, куда угодно, по любой траектории. Все же из 8 перечисленных мной ударных сегментов «копыта» я выделяю 4 наилучших: нижнюю часть со стороны мизинца (кулак‑молот); выставленные вперед костяшки вторых фаланг пальцев (иногда эту форму называют «лапа дьявола»); промежуточную форму «костяшка указательного пальца — костяшка большого пальца» (ее тоже называют «лапой дьявола»); основание ладони (в данном случае правильнее сказать — основание кулака). Лучшие траектории для «копыта» — по кругу снаружи внутрь, снизу вверх (апперкот), сверху вниз (рис. 86). Если же в таком кулаке зажат тонкий острый предмет (гвоздь, заточка, кусок стекла, сапожный нож), то им удобно бить изнутри наружу, и прямо вперед, снизу вверх и сверху вниз, разрезая тело и руки противника (рис. 234, 235). 13. Удар коленом снизу вверх вперед. Понятно, что он «работает» только на ближней дистанции, зато практически неотразим, и очень силен. Целью являются половые органы, нижняя часть живота, солнечное сплетение (рис. 73). 14. Удар коленом по диагонали снаружи внутрь. Хорош для поражения подреберья, ребер, почек, локтей (если рука противника удерживается захватом). При положении сбоку от противника можно бить им в любую часть живота. Целесообразно оба эти удара выполнять один за другим: например, прямой снизу и в перепрыге косой с боку. Или по диагонали сбоку, а затем прямой спереди. Только быстро: раз‑два! (Рис. 74). 15‑20. Из девяти перечисленных на предыдущих страницах ударов стопой лично я люблю шесть: топчущий, футбольный, прямой, боковой с разворотом на опорной ноге, косой, дуговой внутрь. Их описание дано выше (рис. 99—101, 103— 106). Рассмотренных здесь ударов и ударных поверхностей более чем достаточно на все случаи жизни. С вас хватит, если и этот сокращенный перечень вы уменьшите еще наполовину.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|