Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Оценка степени интеграции бухгалтерского и налогового учета по НДС на уровне первичных учетных документов и регистров учета и отдельных показателей отчетных форм




Система и форма регистров налогового учета в зависимости от вида налога может быть утверждена налоговым законодательством либо разработана налогоплательщиком в соответствии с общими требованиями и рекомендациями МНС РФ.

В отношении НДС ст. 169 НК РФ предусматривается ведение журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж. Таким образом, счета-фактуры, являющиеся первичным документом по учету НДС, одинаково могут использоваться как в бухгалтерском, так и налоговой учете.

Информация журнала учета полученных счетов-фактур (налоговый регистр) о сумме полученного НДС можно сравнить с дебетовым оборотом по счету 19 «Налог на добавленную стоимость» за аналогичный период. Сумма реализованных товаров (работ, услуг), включая НДС указанная в книге выставленных счетов-фактур сопоставима с дебетовым оборотом по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Данные книги покупок и книги продаж являются источниками информации для заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.

Реклама – это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физических (юридических) лицах, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим лицам, товарам, начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний (ст.2 Федерального закона от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе»).

До 1 января 2002 года согласно Положению о составе затрат расходы на рекламу включались в себестоимость для целей налогообложения в пределах установленных нормативов, которые были установлены Приказом Минфина России от 15.03.2000 № 26 (в редакции от 01.03.01 г. № 18н).

Кроме того, вставал вопрос о принятии к вычету суммы НДС по расходам на рекламу, которые были произведены сверх нормативов. Однако в главе 21 НК РФ нет положения, согласно которому принять к вычету НДС по расходам на рекламу можно только в пределах, в которых их можно отнести на себестоимость. Хотя в Методических рекомендациях по применению гл.21 НК РФ (п.41) указано, что вычесть можно только суммы налога по расходам, учитываемым при исчислении налога на прибыль. Так что, если соблюдены требования ст. 171, 172 НК РФ, сумму НДС по рекламным расходам можно принять к вычету в полном объеме.

К расходам на рекламу относятся общие положения п.1 ст.252 Налогового кодекса Российской Федерации: расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

С 1 января 2002 г. согласно п.4 ст.264 Кодекса расходы на рекламу, произведенные в текущем отчетном (налоговом) периоде, полностью признаются для целей налогообложения, если они осуществлены для осуществления:

1) рекламных мероприятий через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

2) световой и иной наружной рекламы, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

3) участия в выставках, ярмарках, экспозициях, оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании;

4) изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах или о самой организации (введено Федеральным законом № 57-ФЗ с 1 января 2002 года);

5) разработки, изготовления и распространения эскизов этикеток, фирменных пакетов, упаковки, приобретения и распространения рекламных сувениров, образцов выпускаемой продукции. Лимитированы лишь расходы налогоплательщика:

6) на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний;

7) на прочие виды рекламы.

Расходы, не указанные в п.1-3, осуществленные налогоплательщиком в течение налогового (отчетного) периода, в соответствии с абзацем 5 п.4 ст.264 НК РФ для целей налогообложения будут признаваться в размере, не превышающем 1% выручки, определяемой в соответствии со ст.249 НК РФ.

В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» рекламные расходы относятся к затратам по обычным видам деятельности. В новом Плане счетов для их учета предназначен счет 44 «Расходы на продажу».

Для учета рекламных расходов предприятия предусмотрены следующие проводки:

  • Д44-К60(76) – отражены расходы на сумму стоимости услуг сторонних организаций по изготовлению и размещению рекламы,
  • Д19-К60(76) – учтена сумма НДС по приобретенным услугам,
  • Д44-К02,10,41,43,69,70 и др. – отражены расходы по изготовлению рекламы собственными силами,
  • Д90.2-К44 – списаны рекламные расходы,
  • Д91.2-К68 – начислен налог на рекламу.

Иногда во время проведения выставок, ярмарок организация может раздавать посетителям образцы своей продукции в рекламных целя. Есть мнение, что такая операция представляет собой безвозмездную передачу активов и должна отражаться следующей проводкой:

  • Д91.2-К43 – списана продукция, выданная бесплатно посетителям выставки.

И тогда, соответственно ст. 146 НК РФ, обороты по безвозмездной передаче продукции облагаются НДС.

  • - Д91.2-К68 – начислен НДС с оборота по безвозмездной передаче собственной продукции.

Однако существует мнение, что раздача образцов своей продукции, также как и товаров (призов и сувениров) приобретенных на стороне, является затратами для собственных нужд, то есть для своей рекламной компании, а значит, согласно все той же ст.146 НК РФ, начислять НДС на такой оборот не нужно.

Затраты на рекламу признаются в том отчетном периоде, в котором они имели мести, независимо от времени их фактической оплаты. (ПБУ 10/99).

Пример: ООО «Практика» решает провести рекламную компанию своей деятельности. Для этого она заключает договор на участие в выставке на сумму 120000 руб. (в т.ч. НДС – 20000 руб.). На выставке посетителям раздавались календари и буклеты с логотипом фирмы, на изготовление которых было затрачено 8400 руб. (в т.ч. НДС – 1400 руб.). в местной газете ООО «Практика» дала рекламу своей продукции, за что было уплачено – 15000 руб. (в т.ч. НДС – 2500 руб.). На одной из магистралей города был установлен рекламный щит. Щит был изготовлен собственными силами, на что было израсходовано 15000 руб. С рекламным агентством был заключен договор на аренду рекламного места с ежегодной оплатой в сумме 18000 руб. (в т.ч. НДС – 3000 руб.) (оплата производиться ежеквартально). Налог на рекламу в данном регионе составляет 5%. Амортизация основных средств начисляется как для бухгалтерского, так и для налогового учета линейным способом (срок службы рекламного щита – 3 года).

Рассмотрим, какие проводки будут сделаны в 1 квартале 2002 г.

-Д44-К60 – отражены расходы за участие в выставке – 100000 руб.

-Д19-К60 – учтена сумма НДС – 20000 руб.

-Д44-К60 – отражены расходы, уплаченные за изготовление календарей и буклетов – 7000 руб.

-Д19-К60 – учтен НДС – 1400 руб.

-Д44-К60 – начислено за рекламу в местной газете – 12500 руб.

-Д19-К60 – учтен НДС – 2500 руб.

-Д08-К10,69,70 – учтены расходы по изготовлению щита – 15000 руб.

-Д01-К08 – рекламный щит введен в эксплуатацию – 15000 руб.

-Д44-К60 – начислена плата за аренду рекламного места за квартал – 3750 руб. (15000: 12 х 3).

-Д19-60 – учтен НДС по аренде – 750 руб.

-Д44-К02 – начислена амортизация по рекламному щиту за квартал – 1250 руб. (15000: 36 х 3).

-Д60-К51 – оплачены услуги сторонних организаций – 147900 руб. (120000 + 8400 + 15000 + 4500)

-Д68-К19 – принята к вычету сумма НДС – 24650 руб. (20000 + 1400 + 2500 + 750)

-Д90.2-К44 – списаны рекламные расходы – 124500 руб.

Далее необходимо начислить налог на рекламу.

Согласно п.3 ст.15 НК РФ налог на рекламу является местным налогом. Объектом налогообложения является стоимость услуг по рекламе продукции. Для целей налогообложения под стоимостью услуг по рекламе понимается:

  • стоимость услуг производителя рекламы по приведению рекламной информации к готовой для распространения формы;
  • стоимость услуг распространителя рекламы по размещению и (или) распространению рекламной информации, в том числе с помощью технических средств радио и телевидения, использование каналов связи и иными способами;
  • стоимость изготовления и (или) распространения рекламы в случае самостоятельного изготовления и (или) распространения ее плательщиками налога.

Ставка налога на рекламу устанавливается местными органами власти. в нашем примере она установлена в размере 5 % от стоимости рекламы без учета НДС и НП. В зависимости от решения местных органов управления налог на рекламу может быть перечислен напрямую в местный бюджет или рекламным агентствам в составе оплаты предоставленных рекламных услуг.

-Д91.2-К68 – начислен налог на рекламу – 6225 руб. (124500 х 5%)

С 1 января 2002 года изменился порядок признания расходов на рекламу в целях налогообложения прибыли. На основании подпункта 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации, затраты на рекламу в целях налогообложения относятся к прочим расходам. Прочие расходы являются косвенными на основании пункта 1 статьи318 Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому при расчете налога на прибыль эти расходы сразу списывают на затраты, не распределяя их между остатками продукции на складе и незавершенным производством.

В бухгалтерском учете стоимость затрат на изготовление рекламных щитов включают либо в основные средства, либо в материалы – инвентарь. Но в целях налогообложения рекламных расходов не важно, сколько будет стоить рекламный щит. Данные расходы относятся к ненормируемым рекламным расходам (статья 264 НК РФ). Если, в силу стоимостного показателя вести учет такого вида рекламы, как учет инвентаря и хозяйственных принадлежностей, то при вводе в эксплуатацию его стоимость нужно списать в полном объеме на себестоимость.

Если же рекламный щит учтен в составе основных средств, то амортизация по основным средствам входит в состав прямых расходов только для основных средств, непосредственно используемых в производстве (пункт 1 статьи 318 Налогового кодекса Российской Федерации). Рекламные щиты к таким основным средствам отнести нельзя. Поэтому начисленная по ним амортизация включается в состав косвенных расходов и в себестоимость отчетного периода в полном объеме, без распределения между остатками готовой продукции на склад и незавершенным производством.

По условиям нашего примера, все расходы, кроме расходов по раздаче бесплатных календарей и буклетов, будут признаны в целях налогообложения без ограничения.

Предположим, что ООО «Практика» в первом квартале 2002 года получила выручку 600000 руб. (в том числе НДС – 100000 руб.).

Соответственно в 1 квартале ООО «Практика» сможет уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму расходов по участию в выставке (100000 руб.), за рекламу в газете (12500 руб.), за аренду рекламного места (3750 руб.).

Амортизация рекламного щита в целях налогообложения начисляется также как и в бухгалтерском учете линейным методом, соответственно она тоже полностью войдет в состав затрат при исчислении налога на прибыль (1250 руб.).

Норматив для остальных рекламных расходов (в нашем случае на изготовление и раздачу календарей и рекламных буклетов) составит в 1 квартале 2002 г. – 5000 руб. (600000 – 100000) х 1%.

ООО «Практика» в 1 квартале затратила на нормируемые расходы 7000 руб., а значит сверхнормативные расходы в сумме 2000 руб. При исчислении налога на прибыль за 1 квартал не учитываются.

 

Заключение

В ходе выполнения работы были изучены нормативные требования к организации налогового учета для исчисления налога на добавленную стоимость, к документам, являющимся результатом налогового учета по НДС.

Была сделана попытка оценить степень интеграции бухгалтерского и налогового учета по налогу на добавленную стоимость на различных уровнях.

Изучение Налогового Кодекса и бухгалтерских нормативных документов дало понятие взаимосвязи бухгалтерского и налогового учета по порядку отражения операций связанных с осуществлением расходов на рекламу.

Решением ситуационных задач закреплялись полученные знания по налоговому и бухгалтерскому учету различных участков учета.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных