Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методика обоснования управленческих решений на основе маржинального анализа




РАЗДЕЛ 4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА

 

Тема 10. Методические основы принятия управленческих решений на базе проведенного экономического анализа деятельности предприятия

 

Методика обоснования управленческих решений на основе маржинального анализа

 

Значение и задачи анализа маржинального анализа. Большую роль в обосновании управ­ленческих решений в бизнесе играет маржинальный (предельный) анализ, методика ко­торого базируется на изучении соотно­шения между тремя группами важней­ших экономических показателей: издержками, объемом производства (ре­ализации) продукции и прибылью и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значе­нии других. Данный метод управленчес­ких расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия дохо­ду.

В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование катего­рии маржинального дохода.

Маржинальный доход предприятия – это выручка ми­нус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль. Маржинальный анализ (анализ безубыточности) позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.

Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:

- безубыточного объема продаж (порога рентабельности, оку­паемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;

- зоны безопасности (безубыточности) предприятия;

- необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;

- критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;

- критической цены реализации при заданном объеме продаж уровне переменных и постоянных затрат.

С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимента продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.

Основные этапы анализа:

Этап 1. Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.

Этап 2. Определение суммы постоянных и переменных издержек производство и реализацию продукции.

Этап 3. Расчет величины исследуемых показателей.

Этап 4. Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей.

Этап 5. Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.

Этап 6. Прогнозирование их величины в изменяющейся среде.

Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:

1) необходимость деления издержек на две части - перемен­ные и постоянные;

2) переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;

3) постоянные издержки не изменяются в пределах релевант­ного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;

4) тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продук­ции существенно не изменяются;

5) эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергать­ся существенным колебаниям на протяжении анализируемо­го периода;

6) пропорциональность поступления выручки объему реализо­ванной продукции.

Анализ функциональной связи между издержка­ми и объемом производства продукции. Все затраты предприятия, которые связаны с производством и сбытом продукции, можно подразделить на переменные и постоянные.

Переменные затраты зависят от объема производства и продажи продукции. В основном это прямые затраты ресур­сов на производство и реализацию продукции (прямая зара­ботная плата, расход сырья, материалов, топлива, электроэнер­гии и др.). Отдельные элементы переменных расходов в свою очередь в зависимости от темпов их изменения подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и дегрессивные. Но в среднем переменные расходы изменяются пропорционально объему производства продукции.

Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции. Одна их часть связана с производственной мощностью предприятия (амортизация, арен­дная плата, заработная плата управленческого и обслуживаю­щего персонала на повременной оплате и общехозяйственные расходы), другая – с управлением и организацией производства и сбыта продукции (затраты на исследовательские работы, рек­ламу, на повышение квалификации работников и т.д.). Можно также выделить индивидуальные постоянные затраты для каж­дого вида продукции, общие для нескольких однородных видов продукции и общие для предприятия в целом.

В отличие от переменных постоянные затраты при спаде производства и уменьшении выручки от реализации продукции не так легко снизить. И в эти периоды предприятие должно в тех же размерах начислять амортизацию (если при этом не рас­продается оборудование), выплачивать проценты по ранее по­лученным ссудам, платить заработную плату, так как массовое увольнение лишней численности работников – дело очень слож­ное.

Предприятию более выгодно, если на единицу продукции приходится меньшая сумма постоянных затрат, что возможно при достижении максимума объема производства и реализации про­дукции, для которого определялись эти расходы. Если при спа­де производства продукции переменные затраты сокращаются пропорционально, то сумма постоянных затрат не изменяется, что приводит к росту себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли. Поэтому списание постоянных затрат в зару­бежной практике рассматривается как одно из направлений распределения доходов.

Линия затрат при наличии постоянных и переменных расхо­дов представляет собой уравнение первой степени

где Y – сумма затрат на производство продукции;

а – абсолют­ная сумма постоянных расходов за анализируемый период;

b – ставка переменных расходов на единицу продукции (услуг);

х – объем производства продукции (услуг).

Рассмотрим характер изменения себестоимости продукции под влиянием объема производства на конкретном примере.

Таблица 23.
Зависимость общей суммы затрат и
себестоимости едини­цы продукции от объема производства

Q, шт. Себестоимость всего выпуска, млн. руб. Себестоимость единицы продукции, тыс. руб.
FC VC TC FC VC TC
             
             
            ИЗ
             
             

В данном примере (таблица 23) общая сумма постоянных рас­ходов в размере 50 млн.руб. является фиксированной для всех объемов производства. Абсолютная ее величина не изменяет­ся с увеличением объемов производства продукции, однако на единицу продукции затраты уменьшаются пропорционально его росту: объем производства увеличился в 5 раз и постоянные расходы на единицу продукции уменьшились в 5 раз. Перемен­ные расходы в себестоимости всего выпуска растут пропорци­онально изменению объема производства, зато в себестоимос­ти единицы продукции они имеют постоянную величину:

Зависимость суммы затрат от объема производства показа­на на рисунке 12а. На оси абсцисс откладывается объем производства продукции, а на оси ординат – сумма постоянных и пере­менных затрат. Из рисунка видно, что с увеличением объема производства возрастает сумма переменных расходов, а при спаде производства соответственно уменьшается, постепенно прибли­жаясь к линии постоянных затрат.

Иная ситуация показана на рисунке 12б, где для каждого объема производства сначала отложены уровни переменных расходов на единицу продукции, а затем суммы постоянных расходов. Соединив значения переменных расходов, получим прямую, параллельную оси абсцисс, а после соединения уровней посто­янных расходов - кривую себестоимости единицы продукции, которая при увеличении объема производства постепенно при­ближается к прямой переменных расходов, а при спаде произ­водства она будет стремительно подниматься.

 

 
 

 


Рисунок 12. а) Зависимость общей суммы затрат от объема производства
б) Зависимость себестоимости единицы продукции от объема ее производства

Очень важное значение имеет точное определение суммы по­стоянных и переменных затрат, так как от этого во многом зависят результаты анализа. Для этой цели используются раз­ные методы: алгебраический, графический, статистический, ос­нованный на корреляционно-регрессионном анализе.

Алгебраический метод можно применять при наличии ин­формации о двух точках объема продукции в натуральном вы­ражении (xl и х2) и соответствующих им затратах (z1 и z2). Переменные затраты на единицу продукции (b) определяют следующим образом:

.

Узнав переменные затраты на единицу продукции, нетруд­но подсчитать сумму постоянных затрат (а):

или .

Например, максимальный объем производства продукции, который может обеспечить предприятие, составляет 2000 шт., при таком объеме производства общая сумма затрат – 250 млн. руб. Минимальному объему производства, равному 1500 шт., соответствует общая сумма издержек на сумму 200 млн. руб.

Вначале определим переменные издержки на единицу про­дукции:

Затем найдем общую сумму постоянных затрат:

250 – (0,1 х 2000) = 50 млн. руб., или 200 – (0,1 х 1500) = 50 млн. руб.

Уравнение затрат для данного примера, будет иметь вид

.

По этому уравнению можно спрогнозировать общую сумму затрат для любого объема производства в заданном релевант­ном ряду.

Графический метод нахождения суммы постоянных затрат состоит в следующем. На графике откладываются две точки, соответствующие общим издержкам для минимального и мак­симального объема производства (рисунок 13). Затем они соеди­няются до пересечения с осью ординат, на которой откладыва­ются уровни издержек. Точка, где прямая пересекает ось ординат, показывает величину постоянных затрат, которая бу­дет одинаковой как для максимального, так и для минимально­го объема производства.

 

 

 


Рисунок 13. Графический метод нахождения суммы постоянных затрат

Уравнение общей суммы затрат (Y = a + bx) можно по­лучить и с помощью корреляционного анализа, если име­ется достаточно большая выборка данных о затратах и вы­пуске продукции (табл. 10.2).

Таблица 24.
Данные о затратах (у)
и объемах производства продукции (х)

Месяц X Y XY X2 Месяц X Y XY X2
Январь         Июль        
Февраль         Август        
Март         Сентябрь     21 840  
Апрель         Октябрь        
Май         Ноябрь        
Июнь       40000. Декабрь        
          Итого.     162 220  

 

Составим систему уравнений и решим ее:

Умножив все члены первого уравнения на 2300, а второго на 12, получим следующую систему уравнений:

374000b = 37640

b = 0,1

a = (830 – 2300x0,1)/12 = 50

Уравнение связи Y=50+0,1x показывает, что сумма по­стоянных затрат на данном предприятии составляет 50 млн.руб., а переменные затраты на единицу продукции – 100 тыс.руб.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных