Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления в 1 классе




«Нам птицы просигналили подъём!»

на 2012-2013 учебный год

 

 

 

Автор-составитель:

Квакина О.В., учитель географии

I квалификационной категории

 

 

Октябрьский

 

Природа – лучший учитель!

 

1. Пояснительная записка.

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей. В воспитании важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению.

Особое значение имеет коллективная общественно-полезная деятельность. Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.

В процессе воспитания необходимо обогащать школьников новыми знаниями, развивать у них познавательные интересы, мышление и творческие способности. Причем используемые во внеурочное время форма и методы (экскурсии, встречи, общественно полезная работа, кружковые занятия, наблюдения, викторины и конкурсы) позволяют решать эти задачи эффективно, с учетом возможностей местного края, интересов детей. Реальное дело, практические занятия дают простор для проявления детской инициативы, выдумки, творчества, сообразительности.

Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.

Программа является продолжением и составной частью программы духовно-нравственного развития первого класса по направлению общественно-полезная деятельность, разработана с учётом возрастных особенностей учащихся первого класса.

Цели программы:

- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);

- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

Задачи программы:

Обучающие:

- расширять представления об окружающем мире;

- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;

- формировать ответственность за свои поступки;

Развивающие:

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;

Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.

Программа способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:

  • патриотизм;
  • ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
  • трудолюбие;
  • настойчивость;
  • дисциплинированность;
  • любовь к малой родине;
  • неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.

Принципы программы:

  • непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом.
  • развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе общественно-полезной деятельности
  • единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования
  • системная организация управления учебно-воспитательным процессом
  • последовательности

 

 

Ценности, на освоение которых нацелен маршрут

1) гражданственность

2) здоровье

3) природа

4) человечество

База проведения:

1) кабинет географии

2) кабинет биологии

3) кабинет музыки

4) окрестности школы

5) парк Победы

6) Дом культуры

7) сельская библиотека

 

Фомы организации работы:

  • Беседа с элементами игры
  • Экскурсия
  • Трудовая акция
  • Презентация
  • Конкурс
  • Устный журнал
  • Праздник

 

Ожидаемые результаты.

Первый уровень результатов освоения программы будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.

К концу первого года обучения школьники должны знать:

1.Секреты живой и неживой природы

2.Условия, необходимые для жизни растений и животных

3. Нравственные правила обращения с объектами природы

К концу первого года обучения школьники должны уметь:

1.Проводить наблюдения и мини- исследования в природе

2.Оказывать помощь птицам в зимнее время

3.Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе

4. Творчески оформлять результаты своего труда

 

Формы учёта знаний, умений

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

 


Календарно-тематическое планирование.

 

Сроки Название занятия, основное содержание, форма проведения Место проведения Ресурсы Что должны знать учащиеся Что должны уметь учащиеся
  Цикл «Осень – рыжая подружка!» Мой любимый посёлок. Мы – земляки. Вводное занятие в виде беседы с презентацией. Кабинет географии м/м презентация «Улицы родного посёлка», слайд-шоу видов на наш посёлок Полный адрес проживания, точку нашего посёлка на карте района, области Показывать местонахождение посёлка на картах
  Мы гордимся земляками! Выход в парк Победы, чтение имён участников ВОВ на стелах, возложение цветов, сбор мусора в парке Парк Победы Живые цветы, уборочный инвентарь Имена родственников-участников войны Адекватно вести себя на памятных местах
  Осень в моём посёлке. Экскурсия. Окрестности школы Папка для сбора листьев Признаки осени, названия осенних месяцев по порядку Правильно вести себя в природе, собирать природный материал
  Оформление папки-гербария «Осенние листья» Кабинет географии Образцы оформления гербария, природный материал, справочная литература о растениях нашего края Правила работы с природным материалом, инструментами, названия деревьев Узнавать деревья по листу, аккуратно оформлять результаты своего труда
  «Хлеб – наше богатство!» Экскурсия на сжатое поле, беседа о значении хлеба, стадиях получения, сбор колосков Окрестности посёлка Рассказ о хлебе Значение, ценность зерновых культур в жизни человека Определять зерновые культуры по колоску, по зерну
  Оформление папки-гербария «Хлеб из колоска» Кабинет географии Образец оформления гербария, справочная литература Названия зерновых культур, стадии получения хлеба Определять зерновые культуры по колоску, по зерну
  «Урожай с грядки» Беседа с элементами игры Кабинет географии Слайд-шоу овощей Ценность овощей в питании людей, названия овощей, выращиваемых в наших условиях Определять овощи по внешнему виду
  Реклама «Чудо-овощ» Рассказы детей о принесённом овоще со своего огорода Кабинет географии Выставка овощей, фото, рисунки Полезные свойства овощей Рассказывать, рекламировать продукт
  «Грибной хоровод» Беседа с элементами игры Кабинет географии Слайд-шоу грибов, муляжи Ценность грибов в природе, правила сбора грибов, названия грибов, съедобные и несъедобные грибы Определять грибы по внешнему виду
  «Ягодное ассорти» Чаепитие с играми Кабинет географии Чайные принадлежности, ассорти варенья из ягод, иллюстративный материал о ягодах Названия ягодных растений, ценность ягод в питании людей, правила заготовки Определять ягоды по внешнему виду, культурно принимать участие в чаепитии
  «Очарование осени в творениях наших земляков» Итоговое в цикле «Осень – рыжая подружка» Кабинет музыки Музыкальные фрагменты из произведений об осени, репродукции картин земляков, стихи, рисунки детей Имена земляков художников, поэтов, композиторов Адекватно воспринимать, слушать, созерцать произведения искусства
  Цикл «Здравствуй, гостья-зима!»   Экскурсия в природу. Наблюдения за признаками зимы, заготовка шишек, ягод для птичьих столовых Окрестности школы Тара для сбора Признаки зимы, названия зимних месяцев по порядку, названия зимующих птиц, способы полготовки к зиме животных Заготавливать корм для птиц, вести наблюдения в природе
  Акция «Птичья столовая» Изготовление кормушек для птиц Кабинет географии Образцы изготовления кормушек из б/у предметов быта Названия зимующих птиц Находить полезное применение б/у предметам быта
  Акция «Птичья столовая» Экскурсия в школьный парк и развешивание кормушек для птиц Школьный парк Поделки-кормушки Правила развешивания кормушек, рацион питания зимующих птиц  
  «Голоса и красота зимней природы» Экскурсия, любование природой зимой, наблюдение, фотографирование Школьный лес Фотоаппарат, диктофон Правила поведения в природе, фотографирования Быть внимательным, наблюдательным, уметь видеть красивые картины природы для фотографирования
  Фотогалерея «Зимние пейзажи» Рассказывание и показ фотографий, сделанных уч-ся Кабинет географии Слайд-шоу с видами зимней природы окрестностей нашего посёлка    
  Где раки зимуют? Кабинет географии Презентация с заданиями Условия зимовки водных жителей, названия рыб наших водоёмов Уметь оказать помощь рыбам зимой
  Устный журнал «Домашние питомцы» Кабинет географии Слайд-шоу о домашних животных, справочная литература Названия домашних животных, правила ухода за ними, значение в жизни человека  
  «Наши любимцы» Рассказ детей о своём любимом домашнем животном с фотографией или рисунком Кабинет географии Фото, рисунки, рассказ Правила ухода за домашними животными Составлять рассказ и рассказывать, ухаживать за животными
  «Следы на снегу» Экскурсия в лес, разглядывание, зарисовки, фотографирование следов птиц, животных на снегу Школьный лес Фотоаппарат, планшет для зарисовки, фломастеры Названия зимующих птиц, зверей Определять следы в природе
  Значение воды в природе и для человека Кабинет географии Презентация с заданиями Три состояния воды в природе Охранять водные ресурсы
  Витамины – друзья здоровью человека. Беседа о пользе витаминов, их разновидностях, продуктах, их содержащих. Посадка лука на зелень для столовой Кабинет географии Презентация с заданиями, рассадочный материал Овощи и фрукты с содержанием витаминов, помогающих сохранить здоровье человека Сажать лук на зелень в комнатных условиях, ухаживать
  Цикл «Весна пришла! Весне – дорогу!» «Пробуждается природа» Правила поведения весной. Экологические игры, конкурсы знатоков природы Сельская библиотека Игровые материалы Правила безопасного поведения весной на улице  
  Экскурсия в природу. Наблюдение за признаками весны. Окрестности школы Фотоаппарат Названия весенних месяцев, признаки весны, названия прилетающих птиц родного края  
  Космическое путешествие. Игра ко Дню Космонавтики Кабинет географии Презентация с элементами викторины, игры История праздника, имена космонавтов, краткие сведения о космическом пространстве Дружное участие в игре
  «Скворцы прилетели, на крыльях весну принесли!» Беседа с элементами игры Кабинет географии Слайд-шоу перелётных птиц нашего края, голоса птиц Названия перелётных птиц, их образ жизни  
  Традиции народных праздников. Пасха. Рассказ-иллюстрация с конкурсом рисунка. Кабинет географии, рекреация 2 этажа Видеосюжет, подборка народных игр, материал для рисования Названия народных игр, традиции праздника Дружное участие в игре
  «Эти удивительные растения» Устный журнал о растениях-синоптиках, растениях-докторах, первоцветах Кабинет биологии Гербарии, справочная литература, иллюстративный материал Названия растений нашего края, ценность некоторых растений Определять в природе растения, предсказывающие погоду, лекарственные растения
  Экскурсия в лес. «О чём рассказывает лишайник?» Рассказ о значении лишайников в природе, рассматривание лишайников. Школьный лес Фотоаппарат, фото лишайников Названия лишайников, подсказки лишайников для человека Определять по внешнему виду лишайники в природе
  Что у нас под ногами? Рассказ о горных породах и минералах нашей местности. Кабинет географии Коллекция горных пород и минералов Названия горных пород, полезных ископаемых, примеры применения Определять по внешнему виду горные породы: песчаник, гранит, известняк, гравий
  Трудовой час по уборке территории около школы Окрестности школы Уборочный инвентарь    
  Акция «Живи, родник!» Экскурсия к местному роднику, благоустройство родника Окрестности посёлка Фотоаппарат, инвентарь Значение родников в природе, способы благоустройства Производить очистку и благоустройство родника
  Итоговое занятие по циклу. Презентация - отчёт «Мы – друзья природы!», викторина. Кабинет географии м/м презентация с фото проведённых дел, выставки гербариев, рисунков    

 

 


Список литературы

Список литературы для учителя

Основная литература

 

Автор Название Издательство Год издания
Болотникова Н.Е. *География. Уроки-игры в средней школе. Волгоград: Учитель  
Головизнина Н.Л. *Как написать исследовательское сочинение. Киров  
Касаткина Н.А. *Природоведение. Материалы к урокам. Волгоград: Учитель  
Козачек Н.В. *Природоведение. Поурочное планирование по учебнику А. Плешакова Волгоград: Учитель  
Никишина И.В. *Инновационные педагогические технологии. Волгоград: Учитель  
Осипова Г.И. *Опыт организации исследовательской деятельности школьников. Волгоград: Учитель  
Хохлов А. *Изучение материальных памятников истории и культуры Кировской области. Киров  
Шурыгина А.Г. Программы по изучению родного края. Региональный компонент. Киров: КИУУ    
Атлас Кировской области  
Историко-этнографический атлас Кировской области  

 

· Литература для внеклассного чтения

 

Бердинских В. Вятский сундук. Занимательное краеведение. Киров  
Колодный Л. Москва у нас одна. М.: Издательство политической литературы  
Огарков А. Путь длиною в 100 лет. Киров  
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. М.: Просвещение  
Прокашев А.Г. *Почвы Вятского края. Киров  
Шернин А. Природа Кировской области. Волго-Вятское книжное издательство  

 

· Справочная литература

 

Ворончихин Е.И. По Вятскому краю. Путеводитель по примечательным объектам природы. Часть 1 и 2. Киров: КОЦДЮТиЭ 1996, 2000
Козлов М.А. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. М.: Просвещение  
  *Атлас животных. М.: АСТ  
  Краткий геологический словарь. М.: Недра  
  Наглядный словарь.Земля. М.: Просвещение  
  *Удивительный мир живой природы. Иллюстративная энциклопедия. М.: Эксмо  
  *Энциклопедия живой природы. Большой справочник. М.: Махаон  

 

 

Приложение

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных