Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления в 1 классе
«Нам птицы просигналили подъём!»
на 2012-2013 учебный год
Автор-составитель:
Квакина О.В., учитель географии
I квалификационной категории
Октябрьский
Природа – лучший учитель!
1. Пояснительная записка.
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей. В воспитании важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению.
Особое значение имеет коллективная общественно-полезная деятельность. Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.
В процессе воспитания необходимо обогащать школьников новыми знаниями, развивать у них познавательные интересы, мышление и творческие способности. Причем используемые во внеурочное время форма и методы (экскурсии, встречи, общественно полезная работа, кружковые занятия, наблюдения, викторины и конкурсы) позволяют решать эти задачи эффективно, с учетом возможностей местного края, интересов детей. Реальное дело, практические занятия дают простор для проявления детской инициативы, выдумки, творчества, сообразительности.
Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.
Программа является продолжением и составной частью программы духовно-нравственного развития первого класса по направлению общественно-полезная деятельность, разработана с учётом возрастных особенностей учащихся первого класса.
Цели программы:
- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);
- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
Развивающие:
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.
Программа способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:
- патриотизм;
- ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
- трудолюбие;
- настойчивость;
- дисциплинированность;
- любовь к малой родине;
- неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.
Принципы программы:
- непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом.
- развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе общественно-полезной деятельности
- единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования
- системная организация управления учебно-воспитательным процессом
- последовательности
Ценности, на освоение которых нацелен маршрут
1) гражданственность
2) здоровье
3) природа
4) человечество
База проведения:
1) кабинет географии
2) кабинет биологии
3) кабинет музыки
4) окрестности школы
5) парк Победы
6) Дом культуры
7) сельская библиотека
Фомы организации работы:
- Беседа с элементами игры
- Экскурсия
- Трудовая акция
- Презентация
- Конкурс
- Устный журнал
- Праздник
Ожидаемые результаты.
Первый уровень результатов освоения программы будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.
К концу первого года обучения школьники должны знать:
1.Секреты живой и неживой природы
2.Условия, необходимые для жизни растений и животных
3. Нравственные правила обращения с объектами природы
К концу первого года обучения школьники должны уметь:
1.Проводить наблюдения и мини- исследования в природе
2.Оказывать помощь птицам в зимнее время
3.Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе
4. Творчески оформлять результаты своего труда
Формы учёта знаний, умений
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Календарно-тематическое планирование.
Сроки
| Название занятия, основное содержание, форма проведения
| Место проведения
| Ресурсы
| Что должны знать учащиеся
| Что должны уметь учащиеся
|
| Цикл «Осень – рыжая подружка!»
Мой любимый посёлок. Мы – земляки.
Вводное занятие в виде беседы с презентацией.
| Кабинет географии
| м/м презентация «Улицы родного посёлка», слайд-шоу видов на наш посёлок
| Полный адрес проживания, точку нашего посёлка на карте района, области
| Показывать местонахождение посёлка на картах
|
| Мы гордимся земляками!
Выход в парк Победы, чтение имён участников ВОВ на стелах, возложение цветов, сбор мусора в парке
| Парк Победы
| Живые цветы, уборочный инвентарь
| Имена родственников-участников войны
| Адекватно вести себя на памятных местах
|
| Осень в моём посёлке.
Экскурсия.
| Окрестности школы
| Папка для сбора листьев
| Признаки осени, названия осенних месяцев по порядку
| Правильно вести себя в природе, собирать природный материал
|
| Оформление папки-гербария «Осенние листья»
| Кабинет географии
| Образцы оформления гербария, природный материал, справочная литература о растениях нашего края
| Правила работы с природным материалом, инструментами, названия деревьев
| Узнавать деревья по листу, аккуратно оформлять результаты своего труда
|
| «Хлеб – наше богатство!»
Экскурсия на сжатое поле, беседа о значении хлеба, стадиях получения, сбор колосков
| Окрестности посёлка
| Рассказ о хлебе
| Значение, ценность зерновых культур в жизни человека
| Определять зерновые культуры по колоску, по зерну
|
| Оформление папки-гербария «Хлеб из колоска»
| Кабинет географии
| Образец оформления гербария, справочная литература
| Названия зерновых культур, стадии получения хлеба
| Определять зерновые культуры по колоску, по зерну
|
| «Урожай с грядки»
Беседа с элементами игры
| Кабинет географии
| Слайд-шоу овощей
| Ценность овощей в питании людей, названия овощей, выращиваемых в наших условиях
| Определять овощи по внешнему виду
|
| Реклама «Чудо-овощ»
Рассказы детей о принесённом овоще со своего огорода
| Кабинет географии
| Выставка овощей, фото, рисунки
| Полезные свойства овощей
| Рассказывать, рекламировать продукт
|
| «Грибной хоровод»
Беседа с элементами игры
| Кабинет географии
| Слайд-шоу грибов, муляжи
| Ценность грибов в природе, правила сбора грибов, названия грибов, съедобные и несъедобные грибы
| Определять грибы по внешнему виду
|
| «Ягодное ассорти»
Чаепитие с играми
| Кабинет географии
| Чайные принадлежности, ассорти варенья из ягод, иллюстративный материал о ягодах
| Названия ягодных растений, ценность ягод в питании людей, правила заготовки
| Определять ягоды по внешнему виду, культурно принимать участие в чаепитии
|
| «Очарование осени в творениях наших земляков»
Итоговое в цикле «Осень – рыжая подружка»
| Кабинет музыки
| Музыкальные фрагменты из произведений об осени, репродукции картин земляков, стихи, рисунки детей
| Имена земляков художников, поэтов, композиторов
| Адекватно воспринимать, слушать, созерцать произведения искусства
|
| Цикл «Здравствуй, гостья-зима!»
Экскурсия в природу. Наблюдения за признаками зимы, заготовка шишек, ягод для птичьих столовых
| Окрестности школы
| Тара для сбора
| Признаки зимы, названия зимних месяцев по порядку, названия зимующих птиц, способы полготовки к зиме животных
| Заготавливать корм для птиц, вести наблюдения в природе
|
| Акция «Птичья столовая»
Изготовление кормушек для птиц
| Кабинет географии
| Образцы изготовления кормушек из б/у предметов быта
| Названия зимующих птиц
| Находить полезное применение б/у предметам быта
|
| Акция «Птичья столовая»
Экскурсия в школьный парк и развешивание кормушек для птиц
| Школьный парк
| Поделки-кормушки
| Правила развешивания кормушек, рацион питания зимующих птиц
|
|
| «Голоса и красота зимней природы»
Экскурсия, любование природой зимой, наблюдение, фотографирование
| Школьный лес
| Фотоаппарат, диктофон
| Правила поведения в природе, фотографирования
| Быть внимательным, наблюдательным, уметь видеть красивые картины природы для фотографирования
|
| Фотогалерея «Зимние пейзажи»
Рассказывание и показ фотографий, сделанных уч-ся
| Кабинет географии
| Слайд-шоу с видами зимней природы окрестностей нашего посёлка
|
|
|
| Где раки зимуют?
| Кабинет географии
| Презентация с заданиями
| Условия зимовки водных жителей, названия рыб наших водоёмов
| Уметь оказать помощь рыбам зимой
|
| Устный журнал «Домашние питомцы»
| Кабинет географии
| Слайд-шоу о домашних животных, справочная литература
| Названия домашних животных, правила ухода за ними, значение в жизни человека
|
|
| «Наши любимцы»
Рассказ детей о своём любимом домашнем животном с фотографией или рисунком
| Кабинет географии
| Фото, рисунки, рассказ
| Правила ухода за домашними животными
| Составлять рассказ и рассказывать, ухаживать за животными
|
| «Следы на снегу»
Экскурсия в лес, разглядывание, зарисовки, фотографирование следов птиц, животных на снегу
| Школьный лес
| Фотоаппарат, планшет для зарисовки, фломастеры
| Названия зимующих птиц, зверей
| Определять следы в природе
|
| Значение воды в природе и для человека
| Кабинет географии
| Презентация с заданиями
| Три состояния воды в природе
| Охранять водные ресурсы
|
| Витамины – друзья здоровью человека.
Беседа о пользе витаминов, их разновидностях, продуктах, их содержащих.
Посадка лука на зелень для столовой
| Кабинет географии
| Презентация с заданиями, рассадочный материал
| Овощи и фрукты с содержанием витаминов, помогающих сохранить здоровье человека
| Сажать лук на зелень в комнатных условиях, ухаживать
|
| Цикл «Весна пришла! Весне – дорогу!»
«Пробуждается природа»
Правила поведения весной.
Экологические игры, конкурсы знатоков природы
| Сельская библиотека
| Игровые материалы
| Правила безопасного поведения весной на улице
|
|
| Экскурсия в природу.
Наблюдение за признаками весны.
| Окрестности школы
| Фотоаппарат
| Названия весенних месяцев, признаки весны, названия прилетающих птиц родного края
|
|
| Космическое путешествие.
Игра ко Дню Космонавтики
| Кабинет географии
| Презентация с элементами викторины, игры
| История праздника, имена космонавтов, краткие сведения о космическом пространстве
| Дружное участие в игре
|
| «Скворцы прилетели, на крыльях весну принесли!»
Беседа с элементами игры
| Кабинет географии
| Слайд-шоу перелётных птиц нашего края, голоса птиц
| Названия перелётных птиц, их образ жизни
|
|
| Традиции народных праздников. Пасха.
Рассказ-иллюстрация с конкурсом рисунка.
| Кабинет географии, рекреация 2 этажа
| Видеосюжет, подборка народных игр, материал для рисования
| Названия народных игр, традиции праздника
| Дружное участие в игре
|
| «Эти удивительные растения»
Устный журнал о растениях-синоптиках, растениях-докторах, первоцветах
| Кабинет биологии
| Гербарии, справочная литература, иллюстративный материал
| Названия растений нашего края, ценность некоторых растений
| Определять в природе растения, предсказывающие погоду, лекарственные растения
|
| Экскурсия в лес.
«О чём рассказывает лишайник?»
Рассказ о значении лишайников в природе, рассматривание лишайников.
| Школьный лес
| Фотоаппарат, фото лишайников
| Названия лишайников, подсказки лишайников для человека
| Определять по внешнему виду лишайники в природе
|
| Что у нас под ногами?
Рассказ о горных породах и минералах нашей местности.
| Кабинет географии
| Коллекция горных пород и минералов
| Названия горных пород, полезных ископаемых, примеры применения
| Определять по внешнему виду горные породы: песчаник, гранит, известняк, гравий
|
| Трудовой час по уборке территории около школы
| Окрестности школы
| Уборочный инвентарь
|
|
|
| Акция «Живи, родник!»
Экскурсия к местному роднику, благоустройство родника
| Окрестности посёлка
| Фотоаппарат, инвентарь
| Значение родников в природе, способы благоустройства
| Производить очистку и благоустройство родника
|
| Итоговое занятие по циклу.
Презентация - отчёт «Мы – друзья природы!», викторина.
| Кабинет географии
| м/м презентация с фото проведённых дел, выставки гербариев, рисунков
|
|
|
Список литературы
Список литературы для учителя
Основная литература
Автор
| Название
| Издательство
| Год издания
| Болотникова Н.Е.
| *География. Уроки-игры в средней школе.
| Волгоград: Учитель
|
| Головизнина Н.Л.
| *Как написать исследовательское сочинение.
| Киров
|
| Касаткина Н.А.
| *Природоведение. Материалы к урокам.
| Волгоград: Учитель
|
| Козачек Н.В.
| *Природоведение. Поурочное планирование по учебнику А. Плешакова
| Волгоград: Учитель
|
| Никишина И.В.
| *Инновационные педагогические технологии.
| Волгоград: Учитель
|
| Осипова Г.И.
| *Опыт организации исследовательской деятельности школьников.
| Волгоград: Учитель
|
| Хохлов А.
| *Изучение материальных памятников истории и культуры Кировской области.
| Киров
|
| Шурыгина А.Г.
| Программы по изучению родного края. Региональный компонент.
| Киров: КИУУ
|
| Атлас Кировской области
|
| Историко-этнографический атлас Кировской области
|
|
· Литература для внеклассного чтения
Бердинских В.
| Вятский сундук. Занимательное краеведение.
| Киров
|
| Колодный Л.
| Москва у нас одна.
| М.: Издательство политической литературы
|
| Огарков А.
| Путь длиною в 100 лет.
| Киров
|
| Петров В.В.
| Растительный мир нашей Родины.
| М.: Просвещение
|
| Прокашев А.Г.
| *Почвы Вятского края.
| Киров
|
| Шернин А.
| Природа Кировской области.
| Волго-Вятское книжное издательство
|
|
· Справочная литература
Ворончихин Е.И.
| По Вятскому краю. Путеводитель по примечательным объектам природы. Часть 1 и 2.
| Киров: КОЦДЮТиЭ
| 1996, 2000
| Козлов М.А.
| Школьный атлас-определитель беспозвоночных.
| М.: Просвещение
|
|
| *Атлас животных.
| М.: АСТ
|
|
| Краткий геологический словарь.
| М.: Недра
|
|
| Наглядный словарь.Земля.
| М.: Просвещение
|
|
| *Удивительный мир живой природы. Иллюстративная энциклопедия.
| М.: Эксмо
|
|
| *Энциклопедия живой природы. Большой справочник.
| М.: Махаон
|
|
Приложение
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|