Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Устное народное творчество. Музыкальная культура

Этнонимы

Якут (от эвенкийского яка-сака), саха, сахалар, ураанхай (в эпосе).

 

Расселение и численность

Нынешняя численность – 480 000 человек.

Касательно XIX в. Серошевский отмечал следующее.

Самые богатые и густонаселённые улусы – восточные (междуречье Лены и Алдана, вкл. реку Амгу), частично правобережье нижней Лены: Западный и Восточный Хангаласский, Баягантайский (до Оймякона), Батурусский, Дюпсюнский, Борогонский, Мегинский, Намский. Там проживала почти половина якутов. Беднее были западные Вилюйские (Верхнее-вилюйский, Сантарский, Мархинский, Средне-вилюйский) и Олёкминские улусы, и особенно якуты туруханские. На север шли ненаселённые места, затем начинался тянущийся вдоль Лены почти до дельты Жиганский улус. Проживали так же к XIX в. на Яне (Усть-Янский и Верхоянский улусы), Индигирке, Колыме и в др. местах.

Отношения с тунгусами не очень хорошие. Якутам нужны пастбища на аласах, а не мох в лесах. Однако столкновения из-за охотничьих угодий, да ещё и хитрость якутов, обманывавших наивных тунгусов.

 

Антропология

Ярко выраженный центральноазиатский тип континентальной монголоидной расы. Местами с примесью североазиатского типа (депигментация).

 

Язык

Рано отделился от других ветвей тюркской группы (около рубежа эр, чуть позже булгарской ветви, и раньше тобасской).

Характерные особенности фонетики:

1) Т-язык (атах – нога)

2) Изначальное джоканье, перешедшее почти повсеместно в секанье (суох – «нет»)

3) Восходящие дифтонги на месте древних долгих гласных.

4) Отсутствие «ш»

5) Переход интервокального с в h

6) Отпадение в ряде случаев начального с (эн – «ты»)

Сильно отличается от общетюркской морфология.

1) Утрата генетива

2) Слияние местного падежа (-да) с направительно-дательным (-га).

3) Специфическая падежная система (основной, винительный ы/ны, частный –та, дательный –га/-гар, исходный –тан, творительный –нан, совместный –лыын/-наан, сравнительный таагар).

4) Специфические аффиксы принадлежности

-м -бит

-нг -гит

-та/тэ -лэрэ

5) Порядковые числительные образуются аффиксом –с.

6) Весьма своеобразная глагольная система

 

История (см. др.)

 

Этногенез (см. др.)

 

Хозяйство

Основная отрасль хозяйства – скотоводство. Как считал Серошевский, до прихода русских главную роль играло коневодство (что отразилось в фольклоре и других пластах культуры). Из южных степей якуты завезли на север лошадь. Возможно, что там она скрестилась с реликтовыми представителями местной дикой породы. Якутские лошади крайне выносливы и неприхотливы в еде. Якуты различают 12 степеней тучности и истощённости лошадей.

К XIX в. на первое место вышло разведение коров (в пропорции 1 к 1,5). Значительно возросла важность заготовки сена. Около 50 солнечных дней, подходящих для сенокошения вынуждали работать самым интенсивным образом – за это время якуты выполняли половину своего годичного труда, как писал Серошевский.

Увеличению поголовья стад КРС способствовали следующие обстоятельства: быстро размножающиеся овцы не выжили в условиях Восточной Сибири, охота давала всё меньше пропитания по мере истощения зверья в центре якутских земель, рыболовством якуты брезговали и не умели заниматься, часто забивать лошадей могли позволить себе лишь богачи.

В холодное время года крупный рогатый скот больше держали в хлеву (хотон) – из досок, с ямой для мочи под дощатым полом. Телят содержали в домах. Скот кормили сеном в хлеву или в специальном загоне, но на водопой гнали к водоёму (с прорубью). Для скота на зиму заготавливали сено (до прихода русских и при меньших стадах КРС сенокошение занимало меньшее место в хозяйственной жизни; под влиянием русских оно стало более развитым – многие понятия и термины с ним связанные, имеют русское происхождение). Для голодающего с конца марта скота добывали и тальник.

В XIX в. быстро стали развиваться также земледелие и рыболовство. До этого рыболовства у якутов было распространено среди бедноты, и лишь иногда им промышляли сколько-нибудь состоятельные якуты. Своих терминов для рыболовства также не было, все заимствованы. В большей степени рыболовство развивалось в северных улусах. К XIX в. также резко упало значение охоты; в ленско-алданском междуречье она почти исчезла. Мех большей частью выменивался у эвенков и других соседей.

 

 

Ремёсла

Материалы, используемые якутами (по убывающей):

Дерево (лиственница, на юге сосна, реже – берёза, тальник, остальные – эпизодически)

Кожа

Волос, береста, древесная кора,

Глина

Железо, медь

Кость, рог, ткани, навоз, сухая трава

Камень

Серебро

Олово, свинец

Краски, масла, клей

Стекло, смола

Соль, нашатырь, горючая сера, бура, медный купорос, бумага, золото

К XVII в. в отдельное ремесло выделилось кузнечное дело. Находили руду, выплавляли железо. Нередко встречались просто плавильщики, продававшие железо настоящим кузнецам. Кузнецы – кочевые мастера.

Чугуна не знали. Высокого развития получила техника изготовления небольших изделий их меди, серебра, золота. Ценилось больше серебро, а золото – «та же медь». Медь ценилась красноватого оттенка.

 

Социальный строй

Якуты жили отдельными «родами», или племенами, носившими наименование дьон (джён), ср. хакас. чон. Русские именовали их сперва волостями, но вскоре стали использовать термин улус, закрепившийся на следующие века, и сейчас обозначающий в Якутии район.

Более мелкой социально-административной единицей был аймах.

Улусы насчитывали от нескольких сот до нескольких тысяч человек.

Во главе этих объединений стояли князьцы – тойоны. При них имелись дружины в несколько десятков или сотен воинов.

 

Поселения и жилища

Ранее кочевали часто. К XIX в. из-за роста поголовья КРС стали более осёдлыми, кочевали раза 2-3 в год. Зимники (кысынгы дже) организуют на лугах, ближе к запасам сена; летники (сайлык/сайнгы дже) – в горных падях, над речками или в аласах (в 10-15 верстах от зимника). На летники перекочёвывают в половине апреля; живут там до окончания сенокоса.

Ураса – конусообразный шалаш их жердей и бересты. В сказаниях – древнейшее жилище. Имелись также урасы (калыман), крытые дёрном – неудобные, грязные, вонючие, в которых с потолка всегда что-то сыпалось.

Охотничий шалаш – итянь.

Куда более распространённое жилище – юрта, или балаган (оба названия принесены русскими) – керген. Наземное жилище, при постройке которого используют четыре врытые в землю столба, квадратную раму сверху, жерди (или брёвна), и для покрытия постройки – дёрн, глину, навоз. Внутри – чувал, нары вдоль стен, полки, есть окно. Нередко тут же вход в хлев-хотон.

В старину всегда дверь направляли на восток (благодаря этому ориентировались в пространстве – по нахождению на левой или правой стороне от двери).

Обстановка в юрте.

Если встать перед камином, лицом к двери, то справа – мужская сторона, а слева – женская (начиная с кетегерина).

«Правая задняя нара», придверная (унга атак орон, анна суол орон) – налево от входа; для рабочих, простых гостей, и жениха. Далее – «правая средняя нарта», подоконная (ортоку анга орон, тюнюхтях), с тем же назначением (нет в маленьких домах). Далее – билирик – глухая, удобная и тёплая кровать. Одно из самых почётных мест в доме. На ней сидят самые почётные гости, шаманы, кумовья и др. Напротив билирика, под окном «правая передняя нара» (бастынга анга орон). Менее почётное место (сидят не уместившиеся почётные гости и хозяева в день свадьбы). Там дует из окна и из двери. Билирик и правая передняя нара – «красный угол». Там же стоит стол, и над ним на полке иконы.

Против камина – кровать хозяев (кетегерин). Если дом большой, за кетегерином ещё югях, или левый билирик (нара для молодых женщин, взрослых дочерей). Далее – левая нара (женщины-работницы, подростки, невеста во время свадебного пира).

 

Одежда

К XIX в. значительно изменилась в сравнении с XVII в.

Верхняя одежда (помимо заимствованных у русских зипунов и др.): сон (короткая куртка с рукавами, расширяющимися в районе плеч, основная одежда), сангыях (древняя распашная длинная одежда), шаровары. Сапоги (как мехов наружу, так и наоборот), чулки, рукавицы, меховые ошейники. Несколько видов шапок. Всё большей частью из кожи и меха; с приходом русских распространяется одежда (нательная и штаны) из тканей.

 

Причёска

 

Военное дело

Войско – сери (до несколько сот человек). Имелись доспехи-куяки.

Древний якутский меч (палаш) без перекрестия – болат.

Боевое копьё батас, пальма батыя.

Лук (монгольского типа) и стрелы

 

Пища

Молочная пища

Употребляют коровье и кобылье молоко, кумыс, кислое коровье молоко (сорат). Сыр и творог неизвестны.

Сорат (ср. монгольский тарак) – коровье молоко в течение 2-3 часов кипятят в котле, потом остужают до определённой температуры, наливают в сосуд, кладут в него закваску, и оборачивают шубой часа на четыре.

Тар – старый, выстоявшийся сорат. Летний тар с мелкой рыбой (ахаран), или с крупой из сосновой заболони (бесьтях). Ещё есть род студня из тара, куда бросают ягоды, коренья, корки хлеба, кости и прочее, что растворяется в молочной кислоте.

Бутугас – жидкая похлёбка из тара с добавлением воды, муки, ягод или кореньев; главное якутское блюдо. Если много муки – это каhы («каша»), если много сосновой, лиственничной заболони, варёный щавель или лук – это юре («растение»). Смесь холодной воды, взболтанной с таром – умнан (бедным заменяет кумыс).

Простокваша – бёлёнёх. Сливки – сюогей – снимают один раз и держат в тёплом месте, пока они не скисают в сметану – асы сюогей. Сладкие сливки (кюёрчех или догда) смешивают с сараной или ягодами, и получают «барское блюдо». Из сливок же готовят масло (сперва «белое масло» – хаях, потом обычное). Оно очень ценится. Топлёное масло употребляют часто, оно согревает.

Молоко до 4 дней могут хранить в яме-«погребе».

Растительная пища

Древесная заболонь, мука и её суррогаты, съедобные корни, травы (щавель, дикий лук и чеснок, сарана и др.), ягоды. Грибы совершенно не употреблялись.

Мясная пища

Рыба (мелкие виды, в основном жарят, варят или сушат). Говядина (особо ценились жир, жирное мясо), конина (значительно реже), птица. Нечистые (несъедобные) животные: собаки, гады, свиньи. Священные, вещие (несъедобные): хищные птицы, ворон. Головной мозг скота считался дрянью.

Приготовление мяса: чаще всего варят без соли и приправ, притом не долго. Жарили на рожне, но редко (но в олонхо очень часто). Делалась кровяная колбаса из кишок.

Делали суп из крови скота с молоком и мукой.

 

После проникновения чая стали пить его в больших количествах (богатые – по 3-4 раза в день, по 8-10 чашек).

Годовой режим питания

Самое сытое время – лето и осень. Июнь, июль – почти исключительно молочная. В августе меньше молока, поспевает хлеб. В сентябре начинается охота и рыболовство. В октябре бьют скот. Самые голодные – февраль и март. В марте же возобновляется охотничий промысел. В апреле подлёдный лов рыбы и заготовка заболони.

Дневной режим питания

Встают до рассвета, пьют чай. Иногда с хаяхом или маслом. В рыболовным местностях зимой строганину, летом юколу. Через час скотоводы едят бутугас, рыболовы – варёную рыбу. Богатые едят также мясо.

Через 3-4 часа полдничают (кроме бедных): едят сорат или пьют чай. Вообще, в обычае перед едой пить чай (но не после).

Вечером – чай, и перед сном – ужин: бутугас, кахы, мясо.

 

Устное народное творчество. Музыкальная культура

Очень певучий народ. Певцы в почёте. Из музыкальных инструментов – хомус (и бубен). Широко распространены своеобразные загадки табрын, отгадать которые неякуты крайне сложно (например «два белых жеребца дерутся, а рыжий их разнимает» - язык).

Исторья – объякученые русские сказки. Якутская сказки – кепсень.

Былина – олонхо. Поэмы, длина которых в среднем составляет 10 000 — 15 000 стихотворных строк, исполняются народными сказителями (олонхосут). Путём контаминации различных сюжетов якутские олонхосуты в прошлом создавали еще более крупные олонхо, но они остались не записанными. Талант сказителя должен отличаться многогранностью. Помимо актерского и певческого мастерства сказители должны обладать даром импровизации и ораторским искусством. Олонхо исполняется без музыкального сопровождения. Речи персонажей поются для каждого в особой тональности, остальной текст сказывается говорком. По словам олонхосутов, самые крупные олонхо пелись в течение семи суток (дней и ночей). «Нюргун Боотур Стремительный» — наиболее известный из якутских олонхо, состоит из 36 тысяч стихотворных строк.

 

Рождение

 

Свадьба

У якутов было распространено многожёнство, и не только среди богатых. Жёны более-менее состоятельных мужей жили в отдельных домах, пользовались тем, что получила в приданое, и вела свою часть общего хозяйства.

Чаще всего вопрос решал отец жениха. Жених сам мог наведаться в чей-нибудь дом в поисках невесты, или уже с предложениями. Мог и заслать несколько человек на поиски. Когда невеста намечена, к семье невесты посылали сватов (родичей жениха), которые также садились на край билирика, и заводили разговор на левую тему. И только перед тем, как сесть на лошадей и поехать, обращались по поводу свадьбы.

Обязательным был калым, делящийся на несколько частей.

Сперва проводили трёхдневный пир в доме невесты. Её родичи в первый день ожидали у дома поезд с женихом и ближайшими родичами его. Встречали (выезжал всадник), затем заводили в дом. Все рассаживались по степени важности, только жених сидел спиной ко всем на правой задней наре, а невеста – на левой. Забивалась скотина, готовили мясо. Обряды угощения кумысом и мясом. Через некоторое время начинали просто поедать угощения.

В старину были распространены игрища, соревнования, слушали сказителей.

После трёх дней пира жених с родичами уезжал. Затем следовало выплачивать калым (иногда 2-3 года). В это время невеста могла сожительствовать как с женихом, так и иметь отношения на стороне. Вообще, у якутов не было жёстких запретов на внебрачные отношения.

После уплаты калыма невеста с родственниками приезжали в дом жениха, и там устраивали аналогичное пиршество на три дня. На обоих пирах гости всегда оставались в дорожной одежде («мало ли чего на свадьбах бывало»).

 

Похороны

К приходу русских основной способ захоронения – на арангасе (четыре высоких столба на который ставили колодку), что связано с эвенкийским влиянием. Другой способ захоронения – сооружение над телом или над могилой небольшого сруба. В старину могли также оставить умершего с вещами в доме, перейдя жить в другое место. Иногда практиковалось закапывание или сожжение.

Шаманов хоронили как и «мирян».

 

Народные знания

 

Картина мира

Верхний мир делится на 9 слоёв. Населёны они большей частью божествами айыы, чаще всего добрыми по отношению к человеку. Глава их, создатель мира – верховное божество Юрюнг айыы тойон (Великий светлый господин) обитает на самом верхнем слое небес. Ему подчиняются менее влиятельные айыы. Среди них можно назвать покровителя коней Джесегея, громовержца Сюгэ-тойона (иди Аан Джяахына), бога войны Илбис-хаана и мн. др., в т.ч. весьма слабых божков и духов.

На нижних уровнях Верхнего мира обитают также духи абаасы (чаще всего вредные людям). Их глава – Улуу тойон (Великий господин). Судя по всему, он айыы (или был айыы). Улуу тойон даровал людям огонь, шаманов, посылает душу-сюр. Чёрные шаманы камлают ему, т.к. он часто выступает в негативной роли в жизни людей, посылает болезни.

К числу небесных абаас причисляются и злые духи умерших – юёр. Абаасы вели жизнь, схожу с жизнью богатых якутов. Они также могли спускаться в Средний мир, жить в деревьях, расщелинах, гулять вихрем, заходить в дома и причинять болезни. От связи женщины с абаасом рождались дети-идиоты. Скот абаасов спускался в Средний мир, и поедал сюр травы, отчего она выводилась. От связи скота абаасов с человечьим скотом рождались уродливые детёныши.

Средний мир помимо людей и животных населяют мелкие абаасы, злые духи юёр (в них превращаются кут и сюр умерших, если в них вселяется абаас), хозяева (иччи) рек, озёр (кюл иччитэ), гор (таг иччитэ), огня (Уот-иччитэ) и др. Бывает, заходят и настоящие, древние абаасы сверху и снизу. Юёр становятся души самоубийц, идиотов, убиенных, колдунов.

Под землёй находится Нижний мир Кэтит ютюгэн (широкая преисподняя). Это сумрачная страна, где растут железные деревья и железная трава, где темно (или светят ущербные луна и солнце), где во всех отношениях хуже, чем в Среднем мире. Тут живут несколько племён абаасов, верховным главой которых является Арсан Дуолай (с одной ногой, одной рукой и одним глазом, живущий в железном урасе, вся посуда и вещи в котором побиты и с дырами). Вокруг его дома всюду была непролазная грязь, в которой вязнут даже пауки. Живут тут и некоторые юёр.

Абаасы насылали на людей разные болезни, когда появлялись в Среднем мире. Если же человек попадал в Нижний мир, то его тамошние жители также не видели, и начинали болеть при контакте с невидимым человеком. Приходилось звать шамана из Среднего мира, чтобы забрал человека.

В Нижнем мире живёт и покровитель кузнецов Кыдай Бахсы, не подчиняющийся никому, и в своём горниле закаляющий огненных шаманов. Он – глава одного из племён абаасы.

Также в нижнем мире в воде болезней плавает Луо-рыба, причиняющая несчастья.

У элементов одушевлённой и неодушевлённой природы всегда имелся астральный двойник («душа»-кут или «хозяин» иччи), а иногда и несколько. Человек имел три основные души: буор-кут (земляная душа), салгын-кут (воздушная душа) и ийэ-кут (мать-душа). Имелась также «душа» сюр (жизненная и психическая сила)

Астральные сущности могли видеть шаманы и ясновидящие.

 

Шаманизм

Шаман оюун, шаманка – унаган. Якутский шаманизм под влиянием эвенкийского. Бывают айыы-оюун (светлые) и чёрные шаманы. Светлые не имеют бубна и костюма, и проводят моления айыы. Самые массовые совершаются во время «кумысных праздников» - ысыахов. Т.е. айыы оюун это не шаман, а жрец. Чёрные шаманы к айыы не обращаются.

Шаманы делятся на три категории: «последние» (слабые), средние и великие улуу (от Улуу тойона). Великих бывает не более 4-х одновременно во всей якутской земле.

Инициировать шамана мог дух родича-шамана, или одно из второстепенных божеств всех трёх миров. Инициация сопровождалась шаманской болезнью, перипетии которой, рассказанные шаманами, отличаются определённой живописностью и брутальностью.

Отличие оюуна от простого человека – возможность управлять своими кут и вступать в контакт с потусторонними силами. У шамана непременно должна быть какая-то особенность строения тела (например, лишний палец или кость). Она выясняется во время обряда эттэнии («рассекания»), которое проводится духами в самый трудный период шаманской болезни. Тело шамана рассекают, разрывают, пересчитывают кости и т.д., дают попробовать его куски всяким духам.

При рождении у оюуна похищались все три души, но он отделывался только лёгкой болезнью. Буор-кут (земляная душа) попадала в виде рыбы в особую запруду в воде болезней, сложенную из загубленных для этого 14 родственников разного пола и 7 скотин (также из стад родичей). Кут всегда пытается выпрыгнуть из запруды. Если удастся, то шаман умрёт. Ийэ-кут (мать-душа) превращается в какого-либо зверя (ийэ-кыыл – мать-зверь) и бродит по берегу воды болезней. Только салгын-кут проходит особую подготовку и возвращается будущему шаману.

Подготовка зависит от того, какими божествами и духами он инициирован. Если его инициируют:

Духи Верхнего мира

Кут уносится дочерьми божества-шаманки Ары Дархан. Возле её жилища растёт большая лиственница с девятью дуплами, куда в виде птенца кулика или кукушки помещаются кут (чем выше – тем сильнее будет шаман). Светлых кормят орлиными яйцами те же дочери (в образе орла), а злых – душами родственников (дочери Дархан в виде ворон). От года до 9 лет их кормят и учат шаманским премудростям. Затем какое-то время кут в виде лебедя обучаются у Дочери чёрных облаков, и возвращаются шаманам.

Духи Среднего мира

Похищает кут дух-инициатор, и уносит к жилищу северных демонических старух. Там растёт высокая берёза с тремя дуплами, в которые помещаются кут в зависимости от будущей силы. Через несколько месяцев или трёх лет кут перекладывают в люльку одной из старух, и те выкармливают их грудью или всякими гадами (злых). Сильных шаманов кормит старшая из трёх старух.

Духи Нижнего мира

Если призвал Кыдай Бахсы, то кут несколько лет воспитывается и закаляется в его горне (огненные шаманы). Если же это любые другие духи, то кут в виде птенца гагары или кукушки бросают в самую непролазную грязь у дома Арсан Дуолая. У птенца сгнивают перья, его кормят душами родичей и гадами, время от времени стегают прутьями, от чего он превращается в большую лягушку. Кут самых сильных шаманов бросают на год и более в сулему или воду болезней. Не все это выдерживают.

Шаманские духи

Главный шаманский дух – эмэгэть – дух-покровитель, дух-инициатор, чаще всего – дух умершего шамана-родича.

Ийэ-кыла (кыыл) – звериная ипостась шамана, с помощью которой он совершает свои путешествия. У слабых имеет вид собаки, росомахи и др. у самых сильных это бык-порос. Шаман бережёт ийэ-кыыл, т.к. если её убьёт другой шаман (поединок ийэ-кыыл), то и шаман умрёт.

Келен – духи-помощники.

Известны случаи, когда покровителями или помощниками якутских оюнов становились эвенкийские духи.

 

Атрибуты

Бубен (дюнгюр) большой яйцевидный и без рисунков.

При создании бубна и костюма, их освящения приносились жертвы скотом. Дерево для обечайки подбирал опытный шаман. Причём после отпила нужного куска дерево должно было жить. Металлические части поручали ковать кузнецу, инициированному Кыдай Бахсы, имеющему в роду много поколений кузнецов.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Уважаемый Владимир Николаевич! | Сватанье и свадебные обряды у якутов


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных