Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Учение об идеальном государстве




Платон уделяет большое внимание развитию взглядов на общество и государство. Он создает теорию идеального государства, принципы которого подтверждены историей, но остаются неосуществимыми до конца как любой идеал.

Платон считает, что государство возникает тогда, когда человек не может удовлетворить самостоятельно свои потребности, и нуждается в помощи других. Философ пишет: «Государство возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом». Человеку, прежде всего, необходимы пища, одежда, жилье и услуги тех, кто это производит и поставляет; затем люди нуждаются в защите и охране и, наконец, в тех, кто умеет практически управлять.

В таком принципе разделения труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного устройства. Являясь основным принципом построения государства, разделение труда также лежит в основе разделения общества на различные сословия:

1. крестьяне, ремесленники, купцы;

2. стражи;

3. правители.

Но для Платона важным является не только разделение, основанное на профессиональных особенностях, но и нравственные качества, присущие соответствующим разрядам граждан государства. В этой связи он выделяет добродетели, или доблести совершенного государства:

1. Первый класс образован из людей, у которых преобладает вожделеющая часть души, то есть наиболее элементарная, поэтому они должны поддерживать дисциплину желаний и наслаждений, обладать добродетелью умеренности.

2. У людей второго сословия преобладает волевая часть души, их профессия требует особого воспитания и специальных знаний, поэтому главная доблесть воинов-стражей – мужество.

3. Правителями могут быть те, у кого преобладает рациональная часть души, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием, кто умеет познавать и созерцать Благо, и наделен высшей добродетелью – мудростью.

Платон выделяет также четвертую доблесть – справедливость это гармония, которая воцаряется между тремя другими добродетелями, и реализует её каждый гражданин любого сословия, понимая свое место в обществе и исполняя свое дело наилучшим образом.

Итак, совершенное государство – это когда три разряда граждан составляют гармоничное целое, а управляют государством немногие люди, наделенные мудростью, то есть философы. «Пока в государствах, – говорит Платон, – не будут либо царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино, государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – а их много, – которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор государствам не избавиться от зол…».

 

Итак, Платон:

- является основателем объективного идеализма;

-впервые подчеркивает самоценность идеального;

- создает учение о единстве и целесообразности мира, в основе которого лежит сверхчувственная, умопостигаемая реальность;

- вносит рациональный взгляд на объяснение и познание мира;

- рассматривает философскую проблему формирования понятий;

- превращает диалектику в универсальный философский метод;

-создает учение об идеальном государстве, уделяя большое внимание нравственным качествам граждан и правителей.

 

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Наряду с Сократом и Платоном, Аристотель – величайший мыслитель Древней Греции. Родился в г. Стагире во Фракии, в семье придворного врача царя Македонии. С юных лет проявлял незаурядные интеллектуальные способности, благодаря которым в 367 г. до н.э. был принят в платоновскую Академию, в которой затем находился около двадцати лет, до самой смерти Платона. Однако Аристотель вскоре разошелся во взглядах со своим учителем, о чем свидетельствует широко известная фраза: «Платон мне друг, но истина дороже». Более трех лет (343-340) Аристотель был наставником будущего царя Александра Македонского. В 335г. основывает в Афинах собственную научную школу – Ликей (названную так потому, что она находилась рядом с храмом Аполлона Ликейского, то есть Волчьего). В состав территории школы входил тенистый сад с галереями для прогулок, поэтому школа Аристотеля называлась также перипатетической (от греческого «перипатетио» – прогуливаться), а члены школы – перипатетиками. Аристотель преподавал в Лике двенадцать лет и имел несколько сотен учеников и последователей. В 323г., после внезапной смерти в походе Александра Македонского, в Афинах произошло антимакедонское восстание, Аристотель был обвинен в богохульстве и был вынужден покинуть Афины, а вскоре умер в изгнании на одном из островов Эгейского моря.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных