ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ 9 страницаИсследуя оценочныесуждения социальных работников (педагоги, инспектора милиции по делам несовершеннолетних) о личности делинквентных подростков, мы предполагали, что представления о локусе контроля в структуре этих характеристик объективно займут центральное или. по крайней мере, значительное место. При этом важным представлялся вопрос об адекватности данных оценочных суждений в отношении локуса контроля. Однако, как оказалось, проблема заключается не в отсутствии адекватных представлений о локусе контроля делинквентов, а в том, что 92 % социальных работников, характеризуя подростков-делинквентов, вообще ничего не говорят о локусе контроля. Нет не только обобщенных оценочных суждений об экстернальности—интернальности личности, но даже отдельных парциальных оценок, на основе которых можно было бы составить хотя бы ориентировочное представление о локусе контроля, Иначе говоря, все. что связано с этим понятием, выпадает из поля зрения социальных работников при характеристике личности делинквентного подростка. А между тем из всего вышесказанного следует, что в характеристике личности делинквента локу-су контроля принадлежит особое, существенное место. Знание индивидуальных особенностей личности, связанных с уровнем и направленностью ответственности, совершенно необходимо для социальных работников. Более того, сама коррек-ционно-воспитательная работа с делинквентом предполагает (и в качестве способа коррекции поведения, и в качестве цели развития личности) его переориентацию с экстернального на интернальный контроль. 4* Социальная зрелость и ее главная составляющая — ответственность — формируются исключительно в условиях, адекватных устремлениям личности. Обретение ответственности прямо связано с предоставлением личности свободы в принятии решений. Вопрос о мере свободы должен решаться с учетом возрастных и иных конкретных особенностей и обстоятельств. Но сам принцип остается незыблемым. Формирование ответственности идет рука об руку с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решений. Когда мы хотим сформировать или, несколько точнее, развить в личности ответственность, блокируя при этом развитие автономности и свободы в принятии решений, — что же мы делаем? Мы хотим «научить человека плавать, но из опасений не пускаем его в воду». К сожалению, такая практика не просто имеет место, но широко распространена. На вопрос, поощряем ли мы самостоятельность и автономность в процессе воспитания и обучения, скорее приходится ответить «нет», чем «да». В семье это выражается в таком типе воспитания, как гиперопека. В школе — то же самое, причем не только в воспитании, но и в обучении. Конечно, встречаются случаи поощрения инициативы, личной автономии в учебном процессе, хотя они скорее исключение, чем правило. Исследования показывают (А. А. Реан, 1992), что такая добродетель, как дисциплинированность учащегося, ценится педагогами несравненно больше самостоятельности. Предпочтительность интернальности -безусловен ли этот постулат Как можно было убедиться из приведенного выше обобщения различных исследований, интернальный контроль лучше, чем экстернальный. Интерналы менее тревожны, менее подвержены депрессии, менее склонны к агрессии, более благожелательны, терпимы и более популярны в группе. Они более уверены в себе и чаще находят смысл и цели в жизни. За всеми этими выводами стоит большое число исследований и эмпирических фактов. Однако мы уже видели, что включение в концепцию локуса контроля дополнительного вектора — стабильность—вариативность — заставляет задуматься о том, насколько справедливо безоговорочное предпочтение интернальности. В плане влияния на поведение и самооценку личности совершенно различный психологический смысл имеют: а) интернальность в области неудач, связанная с вариативным компонентом, и б) интернальность в области неудач, связанная со стабильным компонентом. Атрибуция ответственности по первому варианту, связывая неудачу с недостаточностью собственных усилий, возлагает ответственность на личность и требует повышения активности. При этом вера в свою способность преодолеть трудности не подвергается сомнению. Атрибуция ответственности по второму варианту, также налагая ответственность за неудачу на самого человека, связывает неудачу с «объективным» фактором — недостаточными способностями. Такой вариант интернальности ведет к снижению мотивации, отказу от активности в преодолении неудачи и, в конечном счете, к снижению самооценки. Есть еще одно обстоятельство, препятствующее тому, чтобы полностью принять идиллическую картину безусловной предпочтительности интернального типа, и связано оно с некоторыми представлениями и фактами из классической («внелокусовой») психологии личности. Все обычно называемые достоинства интернала «завязаны» на ядро этого типа, которым является внутренняя ответственность, представление о том, что по преимуществу все в жизни субъекта зависит от него самого. Эта ответственность распространяется, как мы видели, не только на область достижений, но и на область неудач. Однако классическая психология личности, весь ее теоретический и практический опыт способны внести сюда серьезные коррективы. Традиционные представления, возникшие задолго до концепции локуса контроля, утверждают что субъект, который перманентно берет на себя ответственность за все неудачи, провалы и промахи, подвержен серьезному риску дезадаптации. Такая ориентация на всеобъемлющую ответственность в случае серьезных и многочисленных неудач является основательной почвой для возникновения комплекса вины. Такая ориентация на всеобъемлющий контроль за ситуацией является фактором риска, грозя обернуться психоэмоциональной дезадаптацией, ростом дискомфорта, напряжения. Практическим признанием такого положения вещей является, собственно говоря, содержание работы психотерапевта и психолога при оказании психологической помощи дезадаптированной личности. «Вы не можете контролировать все в этой жизни», «Снимите с себя ответственность за поведение других», «Обстоятельства не всегда подвластны нам», «Если нельзя изменить обстоятельства, надо изменить взгляд на них», — говорит психолог своему гиперответственному клиенту, настойчиво стремящемуся к неврозу. Таким образом, в этом вопросе налицо противоречие между традиционной, классической, психологией личности и более молодой концепцией локуса контроля. Эти противоречия снимаются при несколько ином взгляде на проблему, который заключается во введении атрибутивного паттерна, условно называемого нами «хороший интернальный контроль». Мы полагаем, что полезно различать интернальность—экстернальность не только по ситуативным (поведенческим) областям, таким как область достижений, область неудач, область производственных отношений и т. п. Теоретически и практически важно разделять интернальность—экстернальность по каузальным (детерминистским) областям: а) ответственность за причины неудач и б) ответственность за преодоление неудач. Первая область ответственности обращена к прошлому, вторая область ответственности обращена к настоящему и будущему. «Хороший интернальный контроль», таким образом, не есть одномерная характеристика, а может быть представлен как многоуровневое образование (рис. 3). Такой «хороший интернальный контроль» позволяет субъекту сохранить уверенность в себе, активную позицию и чувство владения ситуацией, не приобретая попутного чувства всеобъемлющей вины и эмоциональной дезадаптации. В настоящее время уже имеются экспериментальные данные, подтверждающие эту модель. Нетрудно заметить, что эта модель вовсе не тождественна примитивному представлению, выраженному формулой: «Интернал в области достижений — экстернал в области неудач» или, иначе говоря: «За успехи ответствен я, за неудачи — случай, обстоятельства, другие люди». Конечно, такая модель тоже имеет место в реальной жизни. Но, во-первых, она вовсе не «хорошая», а во-вторых, не интернальная по сути. Модель «хорошего интернального контроля» {рис. 3) является концептуально и структурно более сложной, а также выгодно отличается — и это главное — своим позитивным практическим (поведенческим) потенциалом. Рис. 3. Схема «хорошего интернального контроля» ЛИТЕРАТУРА Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. №4. С. 39-55. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М.. 1993. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. Бодалеа А. А. Психология о личности. М., 1988. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997. Валицкас Г. К., Гиппенрейтер Ю. В. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей// Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 45-55. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского — М., 1973. Головей Л. А., Гри'щенко Н. А. Психологическая служба в школе. — Л., 1987. Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М„ 1981. Дубинин И. П., Карпец И. И., Кудрявцев В. И. Генетика, поведение, ответственность. М„ 1982. Заика Е. В., Крейдун И. П., Ячина А. С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением// Вопросы психологии. 1990. № 4. С. 83-91. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. — Минск,1993. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — Ростов-на-Дону,1997. Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. М., 1995. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М., 1994. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980. Кондратьев М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М., 1997. Королев В. В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей. М., 1992. Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. М., 1995. Лангмейер п., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1984. Леонгард К. Акцентуированные личности. / Пер. с нем., — Киев, 1981. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л. 1983. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — Л., 1960. Петровский А. В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982. Петровский В. А. Личность в психологии. — Ростов-на-Дону. 1996. Психологическая служба школы/Под ред. И. В. Дубровиной М., 1995. Психология развивающейся личности/ Под ред. А. В. Петровского М., 1987. Психология формирования и развития личности/ Под ред. Л. И. Анцыферо-вой — 1981. Развитие личности ребенка. М., 1987/ Массен П., Конджер Дж., Каган Дж„ Хьюстон А. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. № 5. С. 3-18. Реан А. А. Психологическая служба школы. Принципы деятельности и работа с «трудными». СПб., 1993. Реан А. А. Характерологические особенности подростков-делинквентов. // Вопросы психологии. 1991. № 4. С.139-144. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПБ., 1990. Семенов В.Е. Социальная психология искусства. СПб., 1988. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989. Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах. М., 1995. Социальная психология/ Под ред. А. В. Петровского. М., 1987. Социально-психологические проблемы нравственного воспитания личности/ Под ред. В. Е. Семенова СПБ.,1984. Социальные отклонения. М., 1989. Социология молодежи/ Под ред. В.Т. Лисовского СПб., 1996. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. М., 1994. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2-х томах. М., 1986. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.,1997. Шур Эдвин М. Наше преступное общество. Социальные и правовые источники преступности в Америке. М., 1976. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. Юнг К. Конфликты детской души. М., 1995. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|