Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.




Вопросы к экзамену по дисциплине

«Дифференциальная психология»

Вопрос 2.

Индивидуальность личности как предмет исследования

В психологии категория «личность» относится к числу базовых понятий.

Под термином «личность», чаще всего подразумевают организованное и организующее целое (структура) относительно постоянных свойств (черт) темперамента, характера и способностей, имеющее определенную направленность и динамически развивающегося из врожденных задатков индивида во взаимодействии с жизненной средой.

 

Понятие личность отличается от понятий ИНДИВИД – представитель вида (Homo sapiens). Когда мы рассматриваем индивид человека, мы учитываем биологические особенности, которые представляют целостность. Как индивид человек существует с первого дня рождения. Эти биологические особенности являются продуктов филогенеза. Для психологии важно знать в какой мере индивидные свойства и какие именно сказываются на человеке. Индивидные свойства Ч являются частью личностных свойств.

Следует отличать Л и от понятия СУБЪЕКТ. Когда мы говорим о субъекте, мы говорим, что человек является предметом практической деятельности и познания. Человек выступает как субъект, а вокруг него объекты, на которые направлена предметно-практическая деятельность. Понятие субъективности не исчерпывается направленностью человека на других, она может быть направлена на него, когда он тоже субъект, и он является распорядителем своих психических и физических способностей.

 

 

Составляющие понятия личности:

 

1) Каждая личность несет в себе некую совокупность определенных психических качеств, функционально организованных в психические структуры,

2) Личность – это существо биосоциальное,

3) Личность – это система, в которой составляющие интегрированы в единую целостную систему,

4) Каждая личность является строго индивидуальной в комплексном проявлении этих качеств, что отражается в своеобразии поведения и деятельности.

1) Структура личности

 

Как всякая организация, психическая жизнь имеет определенное строение. Отвлекаясь от индивидуальных особенностей психического склада, нужно сказать о типичной структуре личности (Мышляев С.):

1) Первый компонент структуры характеризует направленность личности или избирательное отношение человека к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. При этом один из компонентов направленности доминирует и имеет ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности. Так, например, доминирование здорового образа жизни приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что в свою очередь активизирует интеллектуальную деятельность в этом направлении. Одновременно естественные потребности несколько притормаживаются, повседневные заботы отодвигаются на задний план. Личность начинает обосновывать целесообразность своего поведения (увлечения), придавать ему особую общественную и личную значимость, формируя культ здоровья.

2) Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Так, например, у А.С. Пушкина доминировало поэтическое дарование, хотя он проявил себя и как историк, и как талантливый рисовальщик. Подчиненная способность усиливает основную, ведущую способность.

Очевидно, на характере соотношения способностей сказывается структура направленности. В свою очередь дифференцирование способностей влияет на избирательность отношения личности к действительности.

3) Третьим компонентом в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде. Характер - сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте. В системе характера можно выделить ведущие свойства. К ним относятся моральные, эмоциональные и волевые качества. Вот почему можно сказать, что морально-волевые и эмоционально-волевые качества составляют действенную основу характера.

4) Четвертым компонентом, надстраивающимся над всеми остальными, будет система управления, которая обычно обозначается понятием "Я". "Я" - образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.

 

2) Биосоциальность личности

Имеющиеся в науке данные наблюдений за детьми, которые несколько лет жили в относительной изоляции, показывают, что нормальное физическое и психическое развитие невозможно без систематических контактов с другими людьми. Для такого развития ребенку необходимы тесные взаимоотношения по крайней мере с одним взрослым человеком.

По данным американских исследователей, некоторые дети, росшие в приютах для сирот, обнаруживали серьезные личностные дефекты. В одном из исследований сопоставлялся уровень развития детей в приютах для подкидышей с детьми, находившимися в условиях дома и семьи. Было отмечено, что в течение нескольких первых месяцев развитие детей, живших в приюте, не отличалось существенным образом от развития домашних детей.

Однако при достижении двухлетнего возраста многие дети, воспитывавшиеся в приюте, настолько отставали в своем развитии, что их можно было отнести к категории имбецилов. Так, из 21 ребенка в возрасте от 2 до 4 лет только 5 могли ходить без помощи взрослых, только один мог самостоятельно одеваться и только один использовал предложения в своей речи. Многие исследователи отмечают, что у детей, выросших в приюте, впоследствии появляются расстройства мышления и эмоциональной сферы. Они также имеют невысокие показатели коэффициента интеллектуальности, менее инициативны и более агрессивны по отношению к другим (Coser et al., 1987).

 

Подобная патология детского психического развития, возникающая вследствие отделения ребенка от матери и помещения его в казенные условия детского учреждения для сирот, получила название госпитализма (от франц. hospital — больница). По данным отечественных исследователей, госпитализм характеризуется отсутствием ярких, разнообразных эмоций, любознательности, инициативы, недостаточным умением играть с различными предметами, длительной задержкой в развитии речи (Авдеева и др., 1996).

Поддержка со стороны других людей, их общество важны и для взрослого человека. Известно, что продолжительная изоляция может вызывать депрессию, тревожность, утрату умственных способносте й. Страдания от одиночества настолько известны, что одиночное заключение в тюрьме считается строгой мерой наказания.

Личность имеет разноуровневую организацию.

1) Наследственно детерминированные свойства психики: анатомо-физиологические особенности, свойства нервной системы, динамика нервных процессов, адаптивность (приспособляемость), реактивность – реагирование на внешние обстоятельства.

2) Социально-детерминированные свойства психики: социальные роли, навыки общественного поведения, социальные установки, соц. опыт.

Эти качества появляются в процессе социализации. Социализация – усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в соц. среду, в систему социальных связей, Это процесс самопостроения Л под влиянием социальных связей. Социализация заканчивается формированием Я-концепции – системы представлений о себе, о мире, о свое месте в мире, свойх возможностях и своей значимости.

3) Надсоциальные детерминанты свойств психики: определенные идеалы, убеждения, высшие ценности, морально-этические нормы, духовность (внутренняя приверженность нравственному долгу, подчиненность высшему смыслу бытия), беззаветная преданность высшим идеалам.

Особенности культуры данного общества в целом, конкретного исторического периода, принадлежность личности к тому или иному социальному классу, слою, какой-либо организации или группе накладывают свой отпечаток на черты личности, формируют определенные образцы ее поведения. При этом людям присущи и определенные индивидуально-психологические различия. Их постоянное "переплетение" с социальными характеристиками создает в итоге уникальность каждой личности.

 

 

Факторы психического развития

Факторы психического развития — это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность.

Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) — в социальных свойствах личности, то действие фактора активности — во взаимодействии двух предшествующих.

 

Наследственность — свойство организмов повторять в ряду поколений сходные признаки. Наследственность определяется особенностями генотипа. «Генотип содержит в себе прошлое в свернутом виде: во-первых, информацию об историческом прошлом человека, во-вторых, связанную с этим программу его индивидуального развития» (Егорова М. С., Марютина Т. Н., 1992).

Генотипические факторы типизируют развитие, т. е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы. Именно поэтому вид homo sapiens обладает способностью к прямохождению, речевому общению и универсальностью руки.

Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Исследованиями генетиков выявлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Количество потенциальных вариантов человеческого генотипа составляет 3 х 1047, а количество живших на Земле людей всего 7 х 1010. Каждый человек — это уникальный генетический объект, который никогда не повторится.

 

Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.

Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся. Да, ребенок — это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком. В то же время вклад каждого из этих факторов в процесс психического развития до сих пор не определен. Ясно лишь, что степень детерминированности различных психических образований генотипом и средой оказывается различной.

 

Согласно теории конвергенции В. Штерна, психическое развитие — это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития. Поясняя свою позицию, В. Штерн писал: «Духовное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: "Происходит ли оно извне или изнутри?", а нужно спрашивать: "Что в нем происходит извне? Что изнутри?"» {Штерн В., 1915, с. 20).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных