Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






вОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ О СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ.

КИНЕТИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ.

Аннотация. В статье раскрываются специфические особенности проективной методики «Кинетический рисунок семьи». Кратко освещается история появления рисуночных тестов в диагностической практике, особенности применения кинетического рисунка семьи в практике работы психолога.

Ключевые слова: диагностика, проективная методика, кинетический рисунок семьи, психодиагностическая монография.

 

История использования рисунков в качестве диагностического материала насчитывает уже не одно десятилетие. В этом году исполнилось 90 лет с того времени, как в 1926 году Флоренс Лаура Гудинаф опубликовала работу «Измерение интеллекта с помощью рисунка», в которой подробно описала методику использования разработанного ею теста «Нарисуй человека».

В своей работе Ф.Л. Гудинаф впервые в истории психодиагностики на практическом материале обосновала гипотезу о том, что выполнение ребенком рисунка отражает степень овладения им ключевыми понятиями о строении тела, в особенностях интерпретации которых проявляется способность ребенка к освоению знаний об окружающем мире. По теории Гудинаф, именно таким образом этот тест свидетельствовал об уровне развития интеллекта. Созданный ею тест позволял довольно точно оценить уровень умственного развития конкретного человека независимо от уровня его умений и навыков в рисовании.

Спустя два десятилетия - в 1948 году американский психолог Дж. Бак разработал стандартизированную методику интерпретации результатов тестов «Дерево» и «Дом». По его теории, использование проективных рисуночных тестов в исследовании личностных особенностей пациентов позволяло получить достоверные данные о развитии человека («Дерево») и восприятия им окружающей среды («Дом»). Затем, используя как основу систему анализа рисунков Ф.Л. Гудинаф, Бак усовершенствовал тесты до триады рисунков. «Дом-Дерево-Человек» - с точки зрения клиницистов того времени - позволяла выявить степень выраженности таких невротизирующих факторов, как чувство незащищенности, тревожности, недоверия к себе, ощущения своей неполноценности, враждебности окружающего мира, конфликтности ближайшего социума, трудностей в общении, депрессивности. Сейчас это – классика проективной психодиагностики

В 1949 году вышла психодиагностическая монография Карен Маховер «Проекция личности в изображении человеческих фигур», в которой впервые обсуждались некоторые качественные аспекты в изображении человеческих фигур, связанные с психопатологией. В 1968 г., после многочисленных исследований и активного использования методики в клинической диагностической практике, изначальная монография была дополнена системой оценок для выявления эмоциональных затруднений обследуемого человека. Психологическому сообществу было представлено новое самостоятельное издание по психодиагностике - «Проективный рисунок человека». Методика хорошо известна и российским специалистам, не смотря на то, что книга дожидалась перевода и «увидела свет» в России спустя почти полвека - лишь в конце 90-х. Одним из несомненных достоинств данного издания следует признать удачную систематизацию и существенное расширение интерпретационного списка.

Вот на такой основательной теоретической и практической базе стала формироваться идея новой, принципиально отличной по подходу методики обследования семейной ситуации. Кинетический рисунок семьи исследует не статичное «изображение анфас» членов семьи, а – семью в действиях, движениях. Когда в рисунке присутствует направление и окружающая среда.

Её авторы – Р.Бернс и С.Кауфман - более 11-ти лет собирали в Детской Ортопедической больнице и Медицинском Центре в Сиэтле (Вашингтон) фактический материал – детские рисунки и записи семейных историй. Их наблюдения за процессом терапии маленьких пациентов однозначно показали, что дети ярче, полнее и с большей охотой рисуют подвижные, двигающиеся сюжеты. С большим интересом и откровеннее рассказывают о действиях и событиях, чем описывают отношения или дают им оценку.

В этом отразилась особенность детского восприятия мира – дети изучают, познают окружающее через манипуляции с предметами, действия с объектами и взаимодействие с другими людьми.

Тест "Кинетический рисунок семьи" (КРС) Р.Бернса и С.Кауфмана дает информацию о субъективном восприятии ребенком своей семейной ситуации. Этот тест позволяет не только выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, но и показывает, как исследуемый воспринимает семейный микросоциум и свое место в семье.

Дополнительным преимуществом КРС является и терапевтическая составляющая самой идеи. Так как каждый рисунок является произвольной творческой деятельностью, не только отражающей впечатления ребенка о семье, но и процессом, стимулирующим ребенка. Сначала к называнию, а затем – к осмыслению и анализу. Как отдельных ситуаций, так и семейных отношений, семейной ситуации в целом. Поэтому любой КРС отражает настоящее и прошлое в восприятии ребенка, и – самое главное - направлен на будущее. Ребенок, так или иначе, задается вопросами и решает их по мере своих возможностей. В любом случае, при рисовании ребенок учится интерпретировать семейные отношения и ситуации, по-своему решать проблему «нравится – не нравится, подходит – не подходит».

Многочисленные собственные наблюдения автора данных тезисов подтверждают принцип развивающихся, трансформирующихся отношений ребенка к семейной ситуации в процессе КРС. Повторные просьбы нарисовать рисунок «Моя семья» дают почти фотографически точное изображение «Портрета семьи», нарисованного первый раз. В случае использования КРС – это каждый раз (!) новая ситуация, новый интерьер (дом, дача, лес, море), и, временами, совсем новые персонажи.

Сама процедура проведения теста проста и доступна даже начинающему специалисту

Для выполнения теста – не важно, взрослому или ребенку - дается стандартный лист бумаги для рисования формата А-4, простой карандаш (оптимальная твердость - 2М) и ластик для стирания. Лист располагается горизонтально (альбомная ориентация). Испытуемому дается инструкция: "Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом". На все уточняющие вопросы нужно избежать каких-либо уточнений: "Можешь рисовать, как хочешь". Во время рисования фиксируются все спонтанные высказывания, мимика, жесты, и последовательность рисования.

После того, как рисунок закончен, с ребенком обязательно проводится беседа, которая строится по простой и понятной схеме, с логичной последовательностью: кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи, где работает или учится каждый персонаж? Если ребенок достаточно доверяет специалисту, можно получить много дополнительной информации о семейных отношениях, задавая вопросы о домашних обязанностях и привычных занятиях, отношениях каждого персонажа рисунка с ребенком-автором рисунка.

В большинстве источников указывается, что Тест КРС состоит из двух частей: собственно рисования и беседы после него. Вероятно, упускается наиболее сложный и интересный – третий этап - процесс интерпретации полученных данных.

В системе интерпретации КРС есть количественные и качественные показатели, формальные и содержательные составляющие.

К формальным составляющим рисунка относятся: качество линий, расположение объектов на рисунке, стирание или затушевывание. Содержательные характеристики: действия участников рисунка, их взаимодействие и взаиморасположение, вещей и предметы вокруг них. Качественные показатели – это сравнение состава реальной и нарисованной семьи, особенностей рисунка отдельных членов семьи (детали одежды, схема тел), процесс последовательности рисования, а также комментарии, паузы, вопросы во время рисования.

Ниже приводится очень незначительный список характерных особенностей КРС. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с кем находится в конфликтных отношениях. Расстояние между отдельными представителями – показатель близости в восприятии ребенка. Предметы между отдельными членами семьи – показатель напряженности отношений. Пища и её поглощение – символ любви и тепла. Совместные занятия в семье – показатель эмоционального благополучия. Очень маленькие фигуры, расположенные на нижней части листа - свидетельствуют о негативности отношения к ним ребенка. Наличие черты, обозначающей пол, землю, поверхность под ногами – показатель депрессивности ребенка. Ребенок наиболее полно рисует, детализирует фигуру его самого важного для него члена семьи. И наоборот, «отрицательного» человека рисуют неполно, без деталей, иногда без основных частей тела. Штриховка и перерисовка деталей – показатель невротизации, напряженности в отношениях.

Наиболее интересна стандартизация теста – она отражена в системе количественной оценки. Количественные показатели – определенные признаки в отношениях - переводятся в баллы и группируются в пять симптомокомплексов: 1) благоприятная семейная ситуация; 2) тревожность; 3) конфликтность в семье; 4) чувство неполноценности; 5) враждебность в семейной ситуации.

Именно они дают хорошую основу для ориентации в построении дальнейшей работы с ребенком: очень важные темы, о которых нужно говорить как с самим ребенком, так и с его ближайшим окружением. Кроме того, многие детали рисунка – не просто повод для вопросов, но хороший ориентир для построения различных гипотез, требующих тщательной проработки. Потому что КРС, в отличие от большинства проективных диагностических тестов, не столько утверждает о наличии страхов, напряжения, трудностей у ребенка, сколько открывает пытливому исследователю последовательность деталей, приводящих к пониманию возможных причин семейного неблагополучия.

 

Библиографический список

1. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки / Пер. с англ. М.: Смысл, 2000. — 146 с.

2. Опевалова Е.В., Методы изучения познавательного развития детей по их рисункам. Комсомольск-на-Амуре, 2003. – 148 с.

3. Маховер, К. Проективный рисунок человека / пер. с англ. – 4-е изд., стереотипное. – М.: Смысл, 2006. – 158 с.

 

© Нечаева Ю.Б., 2016

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пусть во всем торжествует гармония Разума и Природы! | Китайский способ помощи при инсульте!!!


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных