Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Интегративно-мотивационный подход в управлении качеством образовательного процесса

Udotova@masu.ru

Возникновение проблемы интегративно-мотивационного подхода к управлению качеством образовательного процесса в вузе и актуальность её исследования детерминированы обострением в теории и методике высшего профессионального образования ряда противоречий. Во-первых, между требованиями совершенствования внутривузовского управления и недостаточной теоретико-методологической разработанностью концептуальных основ управления качеством образовательного процесса, учитывающих индивидуально-психологические и статусные особенности участников образовательного процесса. Во-вторых, потребностью в новых подходах к проектированию внутривузовской системы управления качеством образования и сложившейся практикой. И, наконец, что особенно важно, возрастающими требованиями общества к интеллекту, компетентности, общей культуре и нравственности человека и фактическим уровнем образования выпускников вузов.

Поскольку управление качеством образования – процесс, которому присущи непрерывность и мгновенная реакция на изменения, происходящие в экономике и системе социальных отношений, а на эффективность учебно-профессиональной деятельности ещё влияют и внутренние побуждения личности (потребности, мотивы), возникает необходимость разработки и теоретического обоснования концепции и модели интегративно-мотивационного управления качеством образовательного процесса.

В целях конкретизации понятий «качество высшего профессионального образования» и «управление качеством высшего профессионального образования» нами были проанализированы подходы к их определению в ряде научных публикаций и диссертационных исследований, посвященных проблемам управления качеством высшего образования (В. А. Болотов [1], Е. И. Сахарчук [2], С. Ю. Трапицын [3], Л. А. Шипилина [4] и др.); аналитических докладов «Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы» (В. М. Филиппов, Т. Л. Клячко, Е. Н. Соболева и др.) [5] и «Оценка качества профессионального образования» (М. Ант, В. В. Бажутин, Т. А. Бархатова, Б. Оскарссон, Н. А. Селезнева, Х.-Г. Хофманн и др.) [6]; материалов Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов [7] и сети Internet.

Исследование различных взглядов к определению дефиниций «качество высшего профессионального образования» и «управление качеством высшего профессионального образования», в том числе «качество образовательного процесса вуза» и «управление качеством образовательного процесса вуза» позволило нам сделать следующие выводы.

  • Во-первых, не существует универсального определения этих комплексных понятий. Сложность в оценке качества образования заключается, прежде всего, в наличии субъективного фактора, разнообразии педагогических процессов и явлений, описываемых большим числом переменных, отражающих внутренние и внешние условия осуществления образовательного процесса.
  • Во-вторых, качество высшего образования выступает в двух его основных формах: внутреннее качество (образовательная среда) и внешнее (образование как стратегический фактор общественного развития).
  • В-третьих, из всего многообразия определений понятия «качество высшего профессионального образования» наиболее методологически обосновано представление его структуры как комплексного интегрального понятия (единства качества ценностных и потребностных составляющих личности в совокупности с качеством образовательных процессов и качеством результатов образования):

· «качество высшего профессионального образования как ценность» – соответствие совокупности сформированных характеристик личности специалиста, определяющих цели, убеждения, идеалы, интересы, и характеризующих направленность и содержание активности личности требованиям общества к специалисту–профессионалу;

· «качество высшего профессионального образования как потребность» – степень сформированности положительного отношения к специальности и уровень внутренних побуждений личности, выраженные в целенаправленном активном её состоянии к получению научных, профессиональных и социальных знаний для самоактуализации и самореализации в избранной профессиональной сфере;

· «качество высшего профессионального образования как процесс» – совокупность компонентов организации образовательной деятельности в вузе, направленных на подготовку конкурентоспособного специалиста и гармоничное развитие человека как гражданина и профессионала;

· «качество высшего профессионального образования как результат» – соответствие уровня профессиональной подготовки выпускника (профессиональных компетенций) и уровня его социализации (социальных компетенций) квалификационной характеристике специалиста по конкретной специальности, социальным нормам, предъявляемым к современному человеку, а также установленным требованиям государства, общества, профессиональных сообществ и потребностям личности.

При этом под «качеством образовательного процесса вуза» мы понимаем соответствие совокупности компонентов образовательного процесса и его мотивационного обеспечения требованиям государственных образовательных стандартов ВПО, нормативных документов Министерства образования и науки РФ и Устава вуза. В свою очередь мотивационное обеспечение образовательного процесса – это система принципов, условий и методов, на основе которых профессорско-преподавательский состав вуза формирует положительное отношение к специальности и уровень внутренних побуждений студента к активизации образовательной деятельности для получения научных, профессиональных и социальных знаний.

Безусловно, для современного управления образованием характерна ориентация на человека и развитие его личности, требующая создания в образовательном учреждении условий, обеспечивающих разностороннее развитие личности каждого члена коллектива, мотивацию на эффективную, творческую самоорганизующую индивидуальную и коллективную деятельность. Исследование показало, что для создания указанных условий наиболее предпочтительно введение элементов мотивационного управления. В этой связи, например, Л. А. Шипилина отмечает, что «мотивационное управление – это тип управления, в котором отдается приоритет мотивации поведения, деятельности, отношения над администрированием и жестким контролем, это управление, нацеленное на создание условий заинтересованности в результате и стремлении к его достижению» [4, Internet-источник]. Автор теории мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ), органически сочетающей в себе достоинства рационалистического и поведенческого направлений управленческой науки, И. К. Шалаев также делает акцент на мотивационное управление, при котором мотивационная сфера членов коллектива (студентов, преподавателей) перестраивается адекватно поставленной управленческой цели и члены коллектива начинают действовать в направлении опосредованно заданном руководителем [8]. При этом В. И. Беспалько отмечает, что «мотивация» и «стимулирование» являются первыми по значимости и трудности реализации в любой управляющей деятельности: «Без желания участников процесса никакие технические мероприятия не будут успешными (диагностичная цель и объективный контроль – технические мероприятия)» [9].

Поскольку любое управление системой высшего образования (оперативное, стратегическое, тактическое) призвано упорядочить взаимодействие ее компонентов, сохранить целостность системы ВПО и ее взаимообмен с обществом информационными, материальными, интеллектуальными, человеческими ресурсами [6, Internet-источник], «управление качеством высшего профессионального образования» мы определяем как целенаправленное взаимодействие компонентов системы высшего образования для обеспечения качества по отношению ко всем объектам и процессам управления в соответствии со сформулированными целями, нормами, стандартами.

Несмотря на то, что на сегодняшний день в области управления качеством образования наблюдается значительный прогресс, вузы только приступают к созданию системы обеспечения качества образования на основе разработки новых подходов к повышению эффективности организации и управления образовательным процессом. При этом под «управлением качеством образовательного процесса вуза» мы понимаем целенаправленное и скоординированное воздействие на компоненты образовательного процесса и мотивационную сферу участников образовательного процесса (профессорско-преподавательский состав, студенты, административно-хозяйственный аппарат и т.д.) для достижения запланированных результатов в соответствии со сформулированными целями, нормами и стандартами.

Безусловно, эффективная организация управления качеством образовательного процесса и образования в целом зависит от общего подхода к нему.

Анализ современной педагогической теории и практики профессионального образования по проблеме исследования свидетельствует о необходимости уточнения концепции внутривузовского управления качеством образования будущих специалистов на методологическом и методическом уровнях в пользу подходов, позволяющих реализовать идеи интеграции, развития и мотивации в системе управления образовательным процессом, в том числе при разработке педагогических технологий управления. В свою очередь, анализ работ в области управления образованием привёл к выводу о необходимости комплексного использования положений следующих современных научных подходов к решению обозначенных нами проблем – системного (Г. Н. Сериков [10], С. Ю. Трапицын [3], и др.), гуманитарного (Е. И. Сахарчук [2] и др.), личностно-деятельностного (Г. В. Белая [11] Ф. Франселла, Д. Баннистер [12] и др.), мотивационного (мотивационное программно-целевое управление – И. К. Шалаев [8]), интегративно-развивающего (Л. А. Шипилина [4] и др.). На основе интеграции названных подходов в качестве основополагающего мы приняли интегративно-мотивационный подход формирования концепции управления качеством образовательного процесса в вузе. Интегративно-мотивационный подход к управлению образовательным процессом позволяет:

  • во-первых, выделить приоритетные направления в организации системы управления качеством образовательного процесса с учетом особенностей проводимой вузом образовательной политики;
  • во-вторых, проанализировать процесс обучения с точки зрения общей теории управления как целостной системы, а в субъектной управленческой деятельности с соотнесением собственной деятельности с нормами педагогической и управленческой культуры, а также с точки зрения мотивационного управления, основанного на целенаправленном воздействие преподавателя (руководителя) на мотивационную сферу студентов (членов коллектива) посредством создания организационно-педагогических условий, при которых мотивационная сфера перестраивается адекватно поставленной управленческой цели и студенты (члены коллектива) начинают действовать в направлении заданном преподавателем (руководителем);
  • и, наконец, рассматривая обучение в вузе как управление процессом сообщения учебной информации (знаний), её усвоения и формирования навыков и умений, оптимизировать дидактические средства образовательного процесса.

Перевод вузов в режим самостоятельного определения траектории развития, гуманизация и личностно-ориентированная парадигма современного образования повысили роль субъективного фактора в управлении образовательным процессом. При этом наше исследование показало, что основные функции менеджмента образовательного процесса: планирование, организация и контроль необходимо дополнить такой значимой функцией, как мотивация. Учёт системы мотивов, потребностей, целей и установок личности в управлении образовательным процессом позволяет более целенаправленно и с большей эффективностью оказывать корректирующее воздействие на студентов с целью стимулирования у них интереса к обучению.

В основе интегративно-мотивационного управления качеством образовательного процесса в вузе заложена следующая система принципов:

  • – по осуществлению образовательного процесса: системность, целостность, интегративность, информативность, вариативность, технологичность, результативность;
  • – по обеспечению социально-педагогической функции образовательного процесса: целенаправленность, развитие, осознанная перспектива, формирование положительной мотивационной направленности к образовательной деятельности, стимулирование трудовой активности, паритетность, социальная справедливость;
  • – по организации мониторинга эффективности управления образовательным процессом: системность, оптимальность, объективность, компетентность.

Опытно-экспериментальная работа по выявлению комплекса организационно-педагогических условий интегративно-мотивационного управления качеством образовательного процесса осуществлялась при проведении процедуры самообследования Магнитогорским государственным университетом и Магнитогорской государственной консерваторией им. М. И. Глинки. На основании выполненного изыскания был определён следующий комплекс организационно-педагогических условий, учитывающий три составляющие: нормативную, организационную (процессуально-технологическую) ипедагогическую. При этом, поскольку качество образовательного процесса обусловлено, во-первых, качеством студента как субъекта обучения и, во-вторых, качеством образовательной технологии, включая степень ее соответствия субъекту, в реализации комплекса организационно-педагогических условий эффективности управления образовательным процессом мы исходили из реального повышения значимости субъективного фактора.

Реализация нормативной составляющей комплекса организационно-педагогических условий регламентирует деятельность вуза и определяет критерии оценки его деятельности процедурами лицензирования, аттестации и аккредитации, которым предшествует внутренний аудит (самообследование) работы подразделений вуза. Исследование показало, что качество образовательного процесса будет обеспечено, если реализация образовательного процесса осуществляется в соответствии с требованиями ГОС ВПО, нормативных документов Министерства образования и науки РФ и Устава вуза. Это первое (нормативное) организационно-педагогическое условие.

Следующие два условия мы относим к организационным:

  • ресурсное и мотивационное обеспечение образовательного процесса должно формироваться в соответствии со сформулированными вузом целями, нормами, стандартами;
  • проектирование образовательных и оценочных технологий должно осуществляться на основе инновационных форм и методов организации образовательного процесса с учётом индивидуально-личностных характеристик студентов.

Внедрение в образовательный процесс организационных(процессуально-технологических) условий позволило повысить качество реализуемых вузом основных образовательных программ, которое определяется сбалансированностью всех составляющих учебного процесса (учебный план, ресурсное обеспечение, профессорско-преподавательский состав, образовательные и оценочные технологии и т.д.).

Анализ исследуемой проблемы показал, что успешность функционирования высшей школы во многом определяется уровнем её гуманизации. Поэтому при реализации педагогических условий нами стимулировались: переход от массово-репродуктивных форм и методов преподавания к индивидуально-творческим; персонификация образования; включение личности во взаимодействие с субъектами образовательного процесса; овладение преподавателями и студентами эмпатической культуры и воспитание у них толерантности; активность обучающихся как субъектов деятельности. Кроме того, повышение качества обучения невозможно без сознательного отношения студентов к получению знаний. И, наконец, изыскание показало, что одним из основных способов повышения качества образовательного процесса служит мотивация деятельности всех участников образовательного процесса. Поэтому, в соответствии с педагогическими условиями, во-первых, у участников образовательного процесса (сотрудников всех подразделений и студентов) должна быть сформирована позитивная мотивация на нововведения, направленные на повышение качества профессионального образования будущих специалистов. Во-вторых, в управленческо-образовательной системе вуза у субъектов образовательного процесса (студентов и преподавателей) на основе мотивирования и стимулирования учебно-профессиональной деятельности должно быть сформировано ответственное отношение к содержанию и результатам своего труда.

Таким образом, внедрение комплекса организационно-педагогических условий интегративно-мотивационного управления качеством образовательного процесса в вузе позволило, во-первых, выделить основные составляющие образовательного процесса, на которые должны быть направлены усилия при создании внутривузовской системы управления качеством образования, тем самым, повысить действенность управленческих решений. При этом введение стимулирующе-мотивационного компонента в образовательный процесс позволило сформировать у студента вуза не только положительную мотивацию к обучению, но и обеспечить процессы самообразования и самореализации личности. Во-вторых, спроектировать модель интегративно-мотивационного управления качеством образовательного процесса.

Главной целью авторской модели было определено совершенствование управления качеством образовательного процесса в вузе на основе его мотивационного обеспечения административного, организационного менеджмента и менеджмента знаний с ориентацией на удовлетворение потребностей и интересов общества и участников образования. При этом основными задачами модели стали: создание оптимальных условий для образовательной деятельности; созидательное взаимодействие внутривузовских организационных структур, ППС и контингента студентов; формирование мотивационного обеспечения образовательного процесса; мотивирование и стимулирование образовательной деятельности.

Спроектированная нами модель интегративно-мотивационного управления качеством образовательного процесса вуза имеет в своей структуре следующие компоненты: ценностно-целевой (проектировочный), субъектный, содержательно-методологический, управленческо-процессуальный и результативно-диагностический. Ценностно-целевой (проектировочный) компонент включает определение цели и задач управленческой деятельности с учётом сформированных в процессе социализации личности ценностных ориентаций. Субъектным компонентом модели выступают сообщества студентов, профессорско-преподавательский состав и административно-хозяйственный аппарат. Сущностно-содержательные характеристики модели, подходы, принципы, методы и функции интегративно-мотивационного управления отражены в содержательно-методологическом компоненте. Управленческо-процессуальный компонент состоит из следующих основных процессов [13]: определение стратегии развития вуза; проектирование организационной системы управления; проектирование внутривузовской системы управления образовательным процессом; оптимизация процесса обучения; обеспечение образовательного процесса необходимыми ресурсами; мониторинг качества профессиональной подготовки выпускников и деятельности подразделений вуза на основе объективных показателей состояния качества и оценки тенденций его изменения; маркетинговые исследования взаимодействия вуза и потребителя.

Анализ процессов авторской модели позволил разработать типовую методику по управлению качеством образовательного процесса, в которой для каждого процесса (подпроцесса) определены:

· содержание деятельности (последовательное выполнение операций с их конкретизацией);

· распределение ответственности за выполнение процесса (подпроцесса) (организационная структура вуза: ректор, проректоры, руководство факультета, кафедры, начальник маркетинговой службы и т.д.);

· документы, регламентирующие деятельность в рамках процесса (подпроцесса) (требования ГОС ВПО; Устав; Учебный план; Положения: о порядке проведения практики студентов; о ГАК и т.д.);

· результат, который должен быть получен на выходе из процесса (подпроцесса) (решение; приказ; педагогическая технология; реализация образовательной программы; план корректирующих мероприятий; требуемый уровень качества образовательных услуг и т.д.).

Так как одним из важнейших педагогических условий образовательной деятельности является учёт индивидуально-личностных характеристик студентов, в процессе проведённой опытно-экспериментальной работы были выделены основные характеристики, по которым можно оценить уровень индивидуализации образовательных технологий, применяемых в вузе. К ним мы отнесли:

· учёт преподавателем типов мышления и интеллектуальной деятельности студентов;

· мотивация индивидуальной активности студентов при выполнении ими самостоятельных работ;

· разнообразие форм организации самостоятельной индивидуальной работы с предоставлением пакета учебно-методических материалов, ориентированных на индивидуально-психологические особенности личности;

· помощь и поддержка студентов в построении собственной индивидуальной стратегии образования на основе оценки их индивидуально-личностных особенностей и интересов.

В результате выполненных изысканий разработан инновационный комплекс методического обеспечения основных образовательных программ, включающий информационную модель создания учебно-методического комплекса (УМК) в печатном и электронном виде [14] и программно-методическое сопровождение разработки УМК, представленное авторскими работами: «Положение об учебно-методическом комплексе» [15], «Шаблон для создания электронного учебно-методического комплекса» [16]. Проведенное исследование убедительно доказало, что современные информационно-коммуникационные технологии (интерактивные УМК) являются одним из факторов самообразовательной деятельности студентов, способствующих эффективному освоению учебного материала и повышающих качество профессионального образования.

Итоги опытно-экспериментальной работы подтвердили основные положения выдвинутой гипотезы и доказали эффективность разработанной концепции интегративно-мотивационного управления качеством образовательного процесса в вузе.

Литература.

1. Болотов, В. А. Теория и практика реформирования педагогического образования в России в условиях социальных перемен: дис. … д-ра пед. наук / В. А. Болотов; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – СПб., 2001. – 315 с.

2. Cахарчук, Е. И. Коллективный субъект образовательного процесса как фактор управления качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе: дис. … д-ра пед. наук / Е. И. Сахарчук; Волгоград. гос. пед. ун-т. – Волгоград, 2004. – 300 с.

3. Трапицын, С. Ю. Теоретические основы управления качеством образовательного процесса в военном вузе: дис. … д-ра пед. наук / С. Ю. Трапицын; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – СПб., 2000. – 377 с.

4. Шипилина, Л. А. Внутривузовское управление качеством профессионального образования менеджеров: гуманитарно-культурологический аспект концепции / Л. А. Шипилина // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». – Выпуск 2006. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.omsk.edu.ru [дата обращения 20.12.2006]

5. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы: аналит. докл. / [рук. авт. коллектива В.М. Филиппов]. – М.: Логос, 2005. – 540 с.

6. Оценка качества профессионального образования: материалы докладов российских и зарубежных ученых в рамках реализации международного проекта ДЕЛФИ [Электронный ресурс]// Образование в России и странах СНГ. – М.: Образовательный портал по поддержке процессов обучения в странах СНГ, 2006 г. – URL: http://www.sng.edu.ru. [дата обращения 20.12.2006]

7. Субетто, А. И. Система управления качеством в вузе (модель) / А. И. Субетто // Квалиметрия в образовании: методология и практика: десятый симп./ под науч. ред. Н. А. Селезневой, А. И. Субетто. г. Москва, 4-5 апр. 2002 г. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. – 24 с.

8. Шалаев, И. К. Мотивационное программно-целевое управление: основы теории и экспертиза эффективности: учеб. пособие / И. К. Шалаев. – Барнаул: БГПУ, 2004. – 300 с.

9. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогических технологий / В. П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

10. Сериков, Г. Н. Управление образованием: системная интерпретация: монография / Г. Н. Сериков. – Челябинск: ЧГПУ «Факел», 1998. – 664 с.

11. Белая, Г. В. Управление образовательным процессом в педагогическом университете: теория и практика: дис.... д-ра пед. наук / Г. В. Белая; Оренбург. гос. пед. ун-т. – Оренбург, 2002. – 382 с.

12. Франселла, Ф. Новый метод исследования личности: руководство по репертуарным личностным методикам / Ф. Франселла, Д. Баннистер. – М.: Прогресс, 1987. – 187 с.

13. Удотова, О. А. Модель управления качеством образовательного процесса в вузе / О. А. Удотова // Сибирский педагогический журнал. – № 6. – 2009. – Новосибирск: НГПУ. – С. 266 – 275.

14. Удотова, О. А. Предпосылки модернизации управления качеством профессионального образования: монография / О. А. Удотова. – Магнитогорск: МаГУ. – 2007. – 173 с.

15. Удотова, О. А. Положение об учебно-методическом комплексе / сост.: О. А. Удотова. – Магнитогорск: МаГУ, 2006. – 29 с.

16. Удотова, О. А. Шаблон для создания электронного учебно-методического комплекса / О. А. Удотова и др. – [Электронный ресурс] – Магнитогорск: МаГУ. – 1 электрон. опт. диск (CD-R): а.с. о регистрации электронного ресурса № 6280 от 30.05.06 г. – М.: Федер. Агенство по образованию; ОФАП «Госкоорцентр ИТ» – 2006. – 13,3 Мб.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
На избушке стоит ветхая опушка. | Форма подготовки (очная)


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных