Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Речь, произнесенная в палате депутатов 27 января 1848 года при обсуждении проекта пожеланий в ответ на тронную речь 4 страница




С. 248

Можно предвидеть, что если Мексика спешно не предпримет мер... то вскоре потеряет Техас. — Техас был аннексирован США в 1848 г., то есть как раз во время выхода 12-го французского издания «Демократии в Америке» и всего через 14 лет после первой публикации данного предсказания.

С. 249

Чикасо — североамериканское индейское племя, по языку принадлежащее к алгонкинскому семейству. К концу ХУШ в. было вытеснено на территорию западнее штата Миссисипи. Кеннерли, Мак-Коу, Уош Гуд. — Сведений об этих людях не найдено.

С. 250

Эзоп — древнегреческий баснописец (VI в. до н. э.). По преданию, фригиец Эзоп был вольноотпущенником, служил при дворе лидийского царя Креза и погиб насильственной смертью в Дельфах.

Терентий Публий (ок. 195 — 159 гг. до н.э.) — древнеримский драматург-комедиограф. По происхождению — карфагенянин, взятый в рабство и привезенный в Рим.

С. 255

Белнеп Джереми — см. коммент. к с. 12.

С. 257

К тому же Луизиана входит в федерацию штатов, и поэтому туда разрешается ввозить рабов из всех точек Союза. — Речь идет о североамериканском штате Луизиана, образованном в 1812 г. на части территории бывшей французской Луизианы. Поскольку рабство в нем юридически не было запрещено, а рабочих рук не хватало, он стал к 1830-м гг. типично рабовладельческим штатом.

С. 259

Эмерсон Гувернер (1796 — 1874) — американский врач, регулярно печатавший в течение 1820 — 1840-х гг. в медицинском журнале, издававшемся в Филадельфии, статьи, освещавшие ста-

 

тистику смертности среди различных групп населения Пенсильвании. Член Американского философского общества с 1833 г.

С. 261

Кэри Генри Чарлз (1793 — 1879) — американский экономист, публицист, издатель.

С. 269

Ср. позицию северных штатов во время войны 1812 г. — Речь идет о четырех колониях Новой Англии, выступивших против объявления войны Великобритании и считавших, что эта война отвечает интересам наполеоновской Франции. Даже в период ведения боевых действий Вермонт, Массачусетс и Плимут не прекращали торговых сделок с англичанами в Канаде и, согласившись поставлять провиант британской армии, по сути, встали на путь прямой измены.

С. 275

...Соединенные Штаты... в которых будет жить более ста миллионов человек. — Расчеты Токвиля оказались почти точными: по статистике за 1900 г., население Соединенных Штатов равнялось 75 млн. человек; 150-миллионного рубежа оно достигло к началу второй мировой войны.

С. 277

Монро Джеймс (1758 — 1831) — американский политический и государственный деятель, 5-й президент США (1817 — 1825).

С. 282

Колхун Джон Колдуэлл (1782 —1850) — американский юрист, политический деятель. Вицепрезидент США (1825 — 1829). Сторонник проведения Югом «независимой» политики, идеолог рабовладельческой партии в конгрессе США.

С. 283

Клей Генри (1777 — 1852) — американский политический деятель, выходец из Виргинии, переехавший в Кентукки и занимавший умеренную позицию во время всех конфликтных ситуаций, возникавших в то время между Севером и Югом. Один из инициаторов так называемых компромиссов 1820-х и 1850-х гг.

С. 287

Монтескье говорил, что самую неограниченную власть получает государь,входящий на престол сразу вслед за республикой. — А. де Токвилъ вольно излагает мысль, высказанную Монтескье в «Размышлениях о причинах величия и падения римлян» (1734).

С. 291

Сегодня в этих обширных странах царит деспотизм или идут опустошительные гражданские войны. — «Моя смерть породит много тиранов», — высказал известное предостережение Симон Боливар в 1830 г., почувствовав, что умирает. Мечта Боливара о конфедерации свободных конституционных республик, возникающих на руинах испанской колониальной империи, представлялась ему самому все более несбыточной с момента разгрома и изгнания вооруженных сил Испании из Южной Америки. Новые латиноамериканские нации не испытывали особой склонности к сотрудничеству друг с другом, и, кроме того, почти все они столкнулись с региональными конфликтами, с внутренними этническими и классовыми противоречиями. В 1830 г. от Великой Колумбии откололись Венесуэла и Эквадор. Объявившая в 1823 г. свою независимость от Мексики, Центральная Америка в 1839 г. в свою очередь распалась на пять республик, а в 1828 г. Бразилия потеряла Уругвай. Стараясь преодолеть внутренние противоречия, правящие классы во многих вновь образованных государствах стали наделять верховных правителей и глав государств чрезвычайными полномочиями, и таким образом устанавливались военные или полувоенные диктатуры.

С. 295

Наступит день, когда в Северной Америке будут жить сто пятьдесят миллионов человек. — Этот «день» наступил примерно через сто лет после написания цитируемых строк: к началу второй мировой войны.

 

С. 297

Лонг Стивен Гарримен (1784 — 1864) — американский инженер, военнослужащий, хорошо владел топографией. Токвиль цитирует текст отчетов Лонга (т. 2, с. 361), изданный в 2 томах: Account of an Expedition from Pittsburgh to the Rocky Mountaines... under the command of major Stephen Long, compiled by E. James. In 2 vols. Philadelphia, 1823.

Декуртиз Мишель Этьен (1775 — 1835) — французский медик и ботаник. В данном случае цитируется его книга «Flore pittoresque et medicate des Antilles» (впервые опубликованная в Париже в 1821 — 1829 гг.) по тексту второго парижского издания 1833 г.

С. 298

Гейбергер — опечатка или описка. Правильно: Цейсбергер (1721 — 1808) — американский миссионер чешского происхождения, много лет проработавший с индейскими племенами. Автор перевода Библии на делавэрский язык (1806; опубл. в 1821 г.) и англо-делавэрского словаря-разговорника, а также алгонкинского и ирокезского словарей.

С. 299

Шамплен Самуэль (1567 — 1635) — французский купец-миссионер, географ, исследователь-землепроходец, служивший в конце XVI в. испанскому двору в Центральной Америке. После коронации Генриха ГУ вернулся на родину. Был назначен на должность королевского географа и в 1603 — 1616 гг. обследовал северную часть Северной Америки — от залива Са Лаврентия до Великих озер.

В 1792 году... когда начала свое эфемерное существование Французская республика... — После свержения монархии в ходе народного восстания 10 августа 1792 г. всеобщим голосованием мужчин был избран Национальный конвент, официально установивший во Франции 22 сентября 1792 г. республиканскую форму правления, просуществовавшую вплоть до 10 ноября 1799 г., когда в результате так называемого переворота Восемнадцатого брюмера была установлена диктатура Директории. В 1804 г. Наполеон Бонапарт был провозглашен императором, а Франция — империей.

С. 302

Повествование хронологически охватывает промежуток времени с 1584 по 1626 год. — Токвиль допускает небольшую неточность: изложение заканчивается началом 1620-х гг., а начинается действительно со времени подготовки первой английской экспедиции в 1584 г., которая ставила перед собой задачу колонизации Северной Америки, но оказалась неудачной.

...родившись в Вест-Индии... — так в Европе в XVIII — XIX вв. иногда называли Северную Америку.

Лоусон Джон (погиб в 1711 г.) — английский путешественник, искатель приключений, старший инспектор-землемер колонии Северная Каролина Во время своего пребывания в Америке вел дневниковые записи, которые легли в основу его книги «Новая поездка в Каролину»(A new voyage to Carolina, 1709), получившей более широкую известность под названием ее второго издания: «История Северной Каролины» (The history of North Carolina, 1714).

«История» Лоусона кончается сценой вручения грамоты представителям Каролины во времена правления Карла II. —То есть 1664 годом.

С. 303

...полный текст сочинения Гукина об индейцах. — Речь идет о работе военного деятеля и историка, одно время исполнявшего обязанности командира отряда милиции колонии Массачусетс, Дэниеля Гукина (1612 —1687) «Historical collections of the Indians in New England». Это сочинение было подготовлено автором к печати в 1674 г., но ввиду начала «войны короля Филипа» (1675 — 1676) его публикацию сочли нежелательной. В результате рукопись Гукина пролежала неизданной в архиве 118 лет.

Мэзер Коттон (1663 — 1728) — см. коммент. к с. 12. Его самое крупное и известное сочинение «Magnalia Christi Americana; or, The ecclesiastical history of New England» было опубликовано в Лондоне в 1702 г. и с этого времени много раз переиздавалось в Америке в течение XVIII — XX вв.

Третья посвящена жизни и деятельности евангелических проповедников... — Речь идет о протестантских колониальных священниках, в основном близких к кальвинизму. Понятие «евангелический» в целом употреблялось для характеристики своей деятельности большей частью те-

 

ологов Реформации, так как они были убеждены, что очищают «евангелическую истину слова Божьего» от многовековых «ошибок» и «ухищрений», специально придуманных сатанинским хитроумием «папского Рима» с целью извратить содержание и смысл Святого Писания.

С. 304

...и вдохновил бы многих других людей последовать их начинанию. — Книга К. Мэзера (см. коммент. к с. 303) цитируется по первому лондонскому изданию, с. 17 f.

С. 305

Лучшей историей Коннектикута... — Имеется в виду книга: Tnimbull Benjamin. Complete history of Connecticut, civil and ecclesiastical, 1630 —1764. In 2 vols. New Haven, 1818.

Здесь же приводится любопытная цитата из проповеди, прочитанной в 1663 году... — Цит. по: Belknap. The History of New-Hampshire. 1764, ν. Ι, ρ. 59.

Конфедерация ирокезских племен. — См. коммент. к с. 241.

С. 306

Прауд Роберт (1728 —1813) — американский историк и литератор-лоялист, автор 2-томной «The history of Pennsylvania from the original institution and settlement of that province, under the first proprietor and governor, William Penn, in 1681, till after the year 1742», впервые опубликованной в 1797—1798гг.

...работы самого Пенна, а также Бенджамина Франклина... — Речь идет о книгах Уильяма Пенна (см. коммент. к с. 241), а также об «Автобиографии» Б. Франклина (см. коммент. к с. 82), впервые частично опубликованной в 1789 г. и полностью — в 1818 г. и сразу же получившей широчайшую известность.

Уорден Дэвид Бейли (1772 — 1845) — политический деятель, дипломат, литератор; генеральным консулом США в Париже был в 1810 — 1814 гг.

«Воспоминания» Джефферсона — цитируются по изданию: The writings of Thomas Jefferson. Washington. Vol. 1, p. 36.

..ло вопросу майоратного наследования. — Майорат (позднелатинское majoratus, от major — старший, больший) — наследование недвижимости (прежде всего — земли) по принципу первородства в семье и роде. Законодательно институт майората в Англии был закреплен Вестминстерскими постановлениями XIV — XV вв., придавшими обязательный характер наследованию земли по закону, а не по завещанию усопшего.

С. 308

Филипп IV Красивый (1268 — 1314) — король Франции (1285 — 1314), ликвидировавший орден тамплиеров, конфисковавший его огромные богатства и добившийся упразднения этого ордена папой в 1312 г. В период борьбы с Римом Филипп IV, стремясь найти поддержку в широких слоях населения, прибег к созыву первых Генеральных штатов и одновременно — к созданию законодательных, юридических основ централизованной монархии.

Письмо Мэдисону от 28 августа 1789 года. — См.: The papers of Thomas Jefferson. Ed. by J.PJBoyd. Princeton, 1958, vol. 15, p. 364.

C.309

В 1814 году Людовик XVIII добился признания вечного права на престол для своего семейства. — Людовик XVIII Бурбон (1755 —1824), младший брат Людовика XVI, в 1791 г. бежал из Франции и возглавил всю французскую эмиграцию. После казни старшего брата в 1793 г. провозгласил королем своего малолетнего племянника — Людовика XVII, а себя — регентом. Когда в 1795 г. умер Людовик ХVII, его дядя был коронован в эмиграции Людовиком ХУШ. После падения Наполеона в 1814 г. Людовик ХУШ занял французский престол.

Те, кто определял результаты революции 1830 года, последовали его же примеру... в пользу другой династии. — Во время Июльской революции 1830 г. сторонники Луи Филиппа (1773 — 1850), представителя младшей (Орлеанской) ветви династии Бурбонов, добились провозглашения его королем Франции (1830 — 1848) после того, как был свергнут Карл X, правивший с 1824 по 1830 г.

 

Mоny Рене Никола де (1714 — 1794) — французский государственный деятель. Канцлером Франции стал в 1768 г. по указу Людовика XV. Защищая интересы абсолютизма, Мопу попытался резко ограничить права и полномочия всех парламентов.

Делолм пишет... — Ссылка Токвиля неверна См.: Delolm J.L. The constitution of England. Ed. by W.H. Hughes. L, 1834, p. 117.

Коук Эдвард сэр (1552 —1634) — английский юрист, политический и государственный деятель, влиятельный теоретик, вошедший в историю британского права своим многотомным трудом «Институты» (1627—1633).

...сделано во времена царствования Генриха VUIu Вильгельма Ш. Он способен изменить уже принятую страной религию, как это неоднократно случалось в период правления Генриха VIII и его детей. — Речь идет о различных парламентских актах и постановлениях, отменявших в особых случаях действие основного английского закона о престолонаследии. Так, достигнув 40-летнего возраста и не имея к тому времени сына-наследника, Генрих УШ потребовал, чтобы парламент вынес определение о том, что корона может наследоваться дочерью короля. Также на основании частного решения парламента после бегства из Англии короля Якова Π в конце 1688 г. английский трон был предложен Вильгельму Ш Оранскому — мужу старшей дочери свергнутого монарха

Что касается вопроса о религии, то имеется в виду не противоборство католичества с протестантизмом, в которое были вовлечены практически все царствовавшие дома государств Западной Европы в XVI — XVn вв., а тот факт, что в Англии королевские декреты по религиозным вопросам также ратифицировались парламентом страны. Антикатолическая реформа Генриха УШ, в результате которой он в 1534 г. был провозглашен в парламенте главой англиканской церкви, со вступлением на трон его дочери Марии I Тюдор (1553 —1558) была отменена, и католицизм вновь объявлялся государственной религией страны. Когда после смерти Марии I на английский престол взошла Елизавета I, ее властью католичество вновь было запрещено. Причем в каждом случае монархи добивались от парламента принятия соответствовавших постановлений.

С.310

..принятием акта об объединении Англии с Шотландией... — В связи с утверждением шотландского короля Якова VI Стюарта на английском престоле (коронован как Яков I в 1603 г.) Шотландия впервые за всю свою историю оказалась законодательно объединена с Англией на основании личной унии. После полного разгрома шотландских вооруженных сил специальный ордонанс Кромвеля в апреле 1654 г. официально закрепил объединение Шотландии с Англией. Полное объединение, включавшее упразднение шотландского парламента и предоставление населению права избирать своих представителей в английский парламент, произошло в начале ХУШ в. на основании Акта об объединении, принятого в 1707 г. и закреплявшего за королевством название — Великобритания.

С. 311

Первая американская газета вышла в апреле 1704 года в Бостоне. — Токвиль допускает традиционную для того времени неточность: бостонская газета «Ньюс леттер», впервые изданная 24 апреля 1704 г. и просуществовавшая 72 года, не была первой американской газетой. 25 сентября 1690 г. Джеймс Хэррис, владелец книжного магазина и кофейни в Бостоне, выпустил первую североамериканскую газету, которая представляла собой четырехполосное издание малого формата и называлась «Публичные происшествия, как иностранные, так и местные». Первый ее номер оказался также и последним: указом губернатора Массачусетса от 29 сентября 1690 г. она была запрещена наряду со всеми «нелицензированными публикациями».

Франклин Джеймс (род. ок. 1700) — американский типограф, издатель, старший брат Бенджамина Франклина.

С. 317

Первую из этих тем я рассмотрел в работе об американской демократии, опубликованной мною пять лет тому назад. — Речь идет о первой книге «Демократии в Америке», вышедшей отдельным первым изданием в 1834 г. Следовательно, к работе над второй книгой Токвиль приступил в 1839 г.

С. 319

Американцы не имеют своей собственной философской школы... — Это заявление — «общее место» в позиции так называемых «европоцентристов», которая в целом Токвилю была вовсе

 

не свойственна. Излишне объяснять, что при всей его кажущейся самоочевидности оно совершенно не соответствовало действительности. Новоанглийские трансценденталисты первой половины XIX в. ориентировались не только на философские традиции Англии, Германии, Франции и Индии, но и на наследие местных мыслителей колониальной эпохи, в первую очередь на работы Джонатана Эдвардса (1703 —1758), с которыми были знакомы многие европейские философы, в частности Иммануил Кант.

Декарт Репе (1596 — 1650) — французский философ, автор трудов «Рассуждение о методе...» (1637), «Размышления о первой философии» (1641) и «Начала философии» (1644). В сфере его научных интересов первостепенное значение имел вопрос о методе познания. Исходный пункт гносеологической теории Декарта — сомнение в истинности общепризнанного знания, охватывающее все виды накопленной прежде информации с целью установления ее достоверности.

С. 320

В XVI веке реформаторы подчинили суждению индивидуального разума некоторые из догм старой веры... — Стараясь «очистить» пер изданное христианское учение от средневековых напластований, трактовок и обрядов, не санкционированных текстом Священного Писания, деятели Реформации принялись самым тщательным образом изучать Библию. Аналитическое прочтение древних канонических текстов естественным образом привело к необходимости ориентироваться на здравый смысл, на индивидуальные умственные способности, признав их в качестве основного инструмента познания истины.

Бэкон Фрэнсис (1561 — 1626) — английский государственный деятель, философ. Критиковал схоластику с ее силлогическим дедуктивным методом, которому он противопоставлял обращение к непосредственному опыту и обработку его методом индукции. В связи с этим Бэкон постоянно подчеркивал познавательное значение эксперимента.

...Лютер, Декарт и Вольтер использовали один и тот же метод... — то есть метод критического анализа достоверности всех общеизвестных и общепринятых истин.

С. 326

...самому Иисусу Христу надо было спуститься на землю. — Речь идет об учении, связанном с понятием воплощения Божества в облике человека, то есть о вочеловечении Бога, что естественным образом служило как бы обожествлению человека — сосуда, оказавшегося достойным даже самого Творца. Подчеркивая присутствие Божественного начала—искры Божьей — в людях как таковых, христианство объективно способствовало признанию их равенства перед Всевышним и между собой.

С. 327

Национальное собрание. — Учредительное собрание во Франции, выбиравшееся в 1789 и в 1848гг.

Конвент. — Высший законодательный и исполнительный орган Первой французской республики, действовавший с 21 сентября 1792 г. по 26 ноября 1795 г.

С. 330

Магомет, спустившись с небес... — Имеется в виду исламское предание о происхождении Корана. Согласно этому преданию, Магомету (точнее — Мухаммеду, ок. 570 — 632), часто проводившему аскетические бдения на горе Хира близ Мекки, в 609 или 610 г. в одну из ночей месяца Рамадан явился ангел Гавриил (Джебраил) и начал открывать ему части книги, хранящейся на небе под престолом Аллаха. От имени Аллаха ангел возложил на Магомета обязанность сообщать своим соотечественникам повеления Всевышнего.

С. 334

О том, что заставляет сознание демократических народов тяготеть к пантеизму. — Речь идет о философском учении (названном от греческих слов «pan» — все, «тнеоз» — бог), отрицающем существование надприродного личного Бога и признающем существование безличного духа, внутренне присущего природе. Поэтому пантеизм «сливает» природу и Бога в единое, неразделимое целое. Логическим выводом из пантеизма являются идеи несотворенности мира Богом во времени, бесконечности Вселенной, естественной закономерности процессов, происходящих в природе. Негативное отношение Токвиля к пантеизму (причем он явно рассуждает не о религиозно-мистическом, а именно об атеистическом течении в пантеизме) обусловливалось его

 

убеждением в том, что пантеизм слишком упрощает картину мироздания, лишает жизнь момента тайны, а человека — свободы воли и величия духа.

С. 341

...чтобы иметь возможность открывать самые потаенные секреты Творца. — Говоря о подобной способности Блеза Паскаля, Токвиль имел в виду не только аналитизм, глубокую проницательность ученого, но также то, что он одним из первых в истории человечества, преодолевая механистический рационализм ХУЛ в., поставил вопрос о принципах научности мышления и об абсолютных границах нашего познания.

С. 342

«Архимед,говорит Плутарх..* — Токвиль не столько цитирует, сколько пересказывает текст Плутарха своими словами. Ср.: «Архимед был человеком такого возвышенного образа мыслей, такой глубины души и богатства познаний, что о вещах, доставивших ему славу ума не смертного, а божественного, не пожелал написать ничего, но, считая сооружение машин и вообще всякое искусство, сопричастное повседневным нуждам, низменным и грубым, все свое рвение обратил на такие занятия, в которых красота и совершенство пребывают не смешанными с потребностями жизни, — занятия, не сравнимые ни с какими другими, представляющие собой своего рода состязание между материей и доказательством, и в этом состязании первая являет величие и красоту, а второе — точность и очевидную силу, во всей геометрии не найти более трудных и сложных задач, объясненных посредством более простых и прозрачных основных положений». — Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 3-х тт. М., 1961, т. I, с. 393.

С. 347

На том месте, где американцы пожелали основать свою столицу... — Речь идет о городе Вашингтоне, основанном в 1791 г. на специально отведенном для этого месте, чтобы столица страны не принадлежала какому-либо одному штату, и названном в честь героя Войны за независимость, первого президента США Джорджа Вашингтона.

Кортес Эрнан (1485 — 1547) — испанский конкистадор, завоеватель Мексики, возглавлявший завоевательный поход испанцев в 1519 — 1521 гг.

С. 354

Когда падение Константинополя вызвало резкий наплыв на Запад византийских ученых и литераторов... — Речь идет о захвате турецкими войсками в мае 1453 г. столицы Византийской империи, которая была переименована в Стамбул. Спасаясь от турок, многие греческие ученые бежали в христианские государства Европы.

Мильтон Джон (1608 —1674) — поэт, публицист и общественный деятель периода Английской революции (1640 —1649).

...канатные плясуны превратились в воздушных акробатов и фунамбулеров. — Слово «акробат» образовано от греческого «akrobates» — «тот, кто ходит на цыпочках или лезет вверх». Фунамбулер—французская калька с латинского «funambulus» —«канатоходец, канатный плясун».

С. 355

...речь неприкасаемого отличается от речи брамина едва ли меньше, чем их образы жизни. — Имеются в виду низшая и высшая касты в индийской иерархии сословий.

...в Новом Свете нет местных говоров, и день ото дня они исчезают в Старом. — Речь, разумеется, идет не о полном исчезновении диалектов, а лишь об их сближении, о стирании региональных и диалектных различий в местных говорах США и Европы.

С. 359

Демократия, закрывающая для поэзии прошлое, открывает перед ней будущее. — Поразительно точное предвидение развития только зарождавшейся тогда научной фантастики и различных футурологических жанров в литературе Нового времени.

С. 361

Писатели наших дней, столь великолепно воссоздавшие образы Чайльд Гарольда, Рене и Жоселена... — Речь идет о герое поэмы Байрона (1788 —1824) «Паломничество Чайльд Гароль-

 

да» (1812 —1817); герое повести Франсуа Рене де Шатобриана (1768 —1848) «Рене, или Следствия страстей» (1802); герое эпопеи Альфонса де Ламартина (1790 — 1869) «Жоселен» (1836).

С. 363

Расин Жан (1639 — 1699) — французский драматург-классицист. Речь идет об авторском предисловии к изданию текста его политической трагедии «Британик» (1669), в которой изображается процесс формирования тирании.

Геллий Авл — древнеримский писатель II в. н.э., автор сочинения «Аттические ночи», из 20 книг которого до нас полностью не дошла 8-я книга. Это сочинение представляет интерес прежде всего по причине содержащихся в нем пространных цитат из исторических, грамматических и философских работ древних, греческих и римских, писателей.

С. 364

Пуритане... были не просто противниками земных радостей, но и испытывали особый ужас именно перед театром. — Несмотря на то что многие пуритане действительно выступали против театра как формы общественного времяпрепровождения, подобно тому как столетие спустя против театра стал высказываться Ж.Ж. Руссо, пуританская этика была не столько аскетической и мрачной, сколько по-буржуазному умеренной и разумной, отрицавшей аристократическую тягу к излишествам, к роскоши, к духовным и физическим наслаждениям как подлинной цели существования. Образ пуританина, ханжи и лицемера, столь прочно вошедший в обиход и даже в научное сознание последующих поколений, — это карикатура, созданная противниками пуританизма

С. 366

Господин де Лафайет в своих «Мемуарах» писал... — Соответствующее высказывание Лафайета не обнаружено.

С. 387

Монтень Мишель (1533 — 1592) — французский писатель, философ, общественный деятель. Ссылка на него не вполне точна и представляет собой, скорее, перефраз первого предложения XLJV главы «Опытов» (1580 — 1588): «Разум повелевает нам идти одним и тем же путем...»

С. 389

«Если, мы заблуждаемся, считая христианскую религию истинной...» — Токвиль весьма вольно пересказывает текст «Мыслей» Б.Паскаля (глава 24, фрагмент ХХШ): «Вместо того чтобы опасаться, как бы не обмануться, поверивши в истинность христианской религии, я бы гораздо больше боялся того, как бы не оказалось, что я обманулся и что христианская религия истинна». — Паскаль Б. Мысли (о религии). М., 1905, с. 230.

С. 393

Говорят, что пустоши вокруг Фив были заселены людьми, бежавшими от преследований императоров и от казней на цирковых аренах... я считаю, что причинами, скорее, были роскошь и эпикурейская философия Греции. — Речь идет о создании первых монашеского типа поселений в пустынной, гористой местности неподалеку от древнеегипетского города Уасет (погречески Фивы) в первые века нашей эры. Токвиль считает, что аскетизм ранних христианских отшельников обусловливался не столько страхом перед властью, сколько отвращением к той гедонистической вседозволенности, к вульгарному культу наслаждений, которые в то время проповедовались последователями древнегреческого философа Эпикура (342 — 271 гг. до н.э.).

С. 396

Тир — финикийский город, один из крупнейших торговых центров древнего мира в Средиземноморье. Основан в начале Ш тысячелетия до н.э. Период расцвета пришелся на XII — ЕХ вв до н.э.

Флоренция — город в центральной части Италии, расположенный на стыке торговых путей. С XI в. Флоренция стала крупнейшим европейским центром банковского дела, торговли и ремесел. С конца XV в. постепенно стала приходить в упадок по причине все усиливавшейся конкуренции со стороны Англии, Нидерландов, германских государств, Испании и Франции в связи с открытием

 

и колонизацией Нового Света. К концу XVIII в. Великобритания однозначно захватила лидерство в области мировой промышленности и торговли.

С. 399

Учение о метемпсихозе... — Речь идет о теории переселения душ, которую традиционно принято связывать с религиозными воззрениями древних египтян, с индуизмом и буддизмом. Хронологически, однако, представления о метемпсихозе значительно древнее каждого из названных учений и восходят к самым первобытным культурам в истории человечества.

С. 400

Не вполне ясно, к каким конкретным представлениям относительно того, что должно происходить с человеком в загробной жизни, пришли Сократ и его последователи... — Философия Сократа, как, впрочем, и самого Платона, действительно систематически не изложена в письменных произведениях — диалогах — Платона Поэтому систему его взглядов современным исследователям пришлось реконструировать. Важнейшей ее частью является учение о трех основных онтологических субстанциях (триаде): о «едином», «уме» и «душе».

Третья субстанция — «мировая душа» — объединяет у Платона «ум» и телесный мир. Получая от «ума» законы своего движения, «душа» отличается от него своей вечной подвижностью. С определенной точки зрения «душа» — это принцип самодвижения. «Ум» бестелесен и бессмертен; «душа» объединяет его с телесным миром чем-то прекрасным, пропорциональным и гармоничным, будучи сама бессмертной, а также причастной истине и вечным идеям. Индивидуальная душа есть образ, частное воплощение «мировой души».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных