ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОБЛИК СМЕРТИ В КУЛЬТУРЕНа разных этапах своей истории человечество относится к смерти и понимает еепо-разному. Взгляд людей конца XX века не тождествен взгляду средневекового рыцаря или буржуа XVI столетия. Конечно, есть и много общего в этих взглядах. Смерть близкого, родного человека, того, с кем связаны жизненные надежды, с кем соединяют узы любви идружбы, всегда была иостается горем для понесших утрату, каким бы они нивидели посмертный путь ушедшего. Известно, что даже продвинутые индийские гуру порой искренне горюют и
льют слезы, узнав о смерти своих любимых учителей или друзей, И все же можно установить культурно-исторические различия между восприятием и переживанием смерти в разные эпохи. На материале европейской истории это делает французский исследователь Филипп Арьес. Проследим вслед за ним, какие изменения претерпело в ходе ряда столетий восприятие смерти европейцами. Первый период, особо выделяемый Ф. Арьесом, это средневековое общество. Люди жили тогда общинно" их повседневность зависела от сельскохозяйственных ритмов и церковногокалендаря. Все важные дела в жизни человека так или иначе решались совместно с другими, будь то рождение, свадьба или строительство дома. И в феодальной, и в крестьянской среде строго соблюдались многочисленные ритуалы, обряды. Их влияние было огромно и пронизывало собой все. Как и во все иные времена, смерть косила многих, еще не достигших высокого возраста, бывали войны, случались опустошительные эпидемии. Но взгляд людей на смерть определялся в первую очередь христианскими представлениями о бессмертии души, загробной жизни, Страшном суде. Не было того ужаса перед уходом из жизни, который, испытывает атеист, полагающий свой конец или конец близких — абсолютным исчезновением. В связи со всеми этими чертами средневекового уклада можно выделить несколько существенных моментов, характеризующих смерть в культуре того времени. Прежде всего, это вписанность ее в повседневность, некая «прирученность" Смерть не стоит особняком от других событий круговорота жизни, не является экстраординарной, миропотрясательной. Она – одно из явлений обыденности, ей отведено свое место, серьезное и важное. Человек того времени не живет, слепо надеясь на то, что его земное существование будет вечным, не забывает о, смерти, напротив, он помнит о ней и относится к. ней как к важному и ответственному делу. Каждый отвечает не только за свою жизнь, но и за свою смерть, к которой надо быть подготовленным внутренне и внешне, и которая не должна быть случайной, безвестной, постыдной. Умереть случайно или в одиночестве — совершенно неприлично.Это нарушение всех норм. Именно поэтому к смерти готовятся, перед нею говорят речи. Последнее слово умирающего, его духовное завещание живущим — очень важный момент.
Смерть происходит публично, вокруг умирающего собирается и сутками сидит вся его многочисленная семья и родные. И в крестьянской, и в аристократической среде вплоть до XVIII века было принято приходить прощаться с умирающим. Это правило распространялось и на людей, достаточно далеких. Тот, кто стеснялся явиться к больному, когда тот был здоров, считал своим долгом прийти и проститься с ним перед вратами смерти. Смерть является не только публичной, но и ритуальной. Она сопровождалась религиозными обрядами. Умереть без таинства Соборования считалось совершенно невозможным. Человек думал о том, как, покидая земной мир, обеспечить себе не ад, а рай, наилучшее отношение потусторонних сил, поэтому священник был непременной фигурой возле тяжелобольного, собирающегося в свой последний путь. В эмоциональном отношении к смерти было гораздо меньше темного, негативного, чем в наши дни. Во-первых, люди минувших столетий были душевно привязаны к гораздо большему кругу лиц, чем наши современники, живущие в маленьких (нуклеарных) семьях и имеющие двух-трех близких друзей. Поскольку в прошлом семьи были велики, родни много, община жила общими переживаниями, постольку скорбь по поводу кончины одного человека оказалась гораздо менее интенсивной, чем у нас. «Раскладываясь» на много лиц, эмоции становились слабее. Во-вторых, полагалось, что покойный уходит не навсегда. Собственно говоря, рождение в мир — вот истинная смерть, а смерть — это рождение для высшего бытия. Поэтому смерть — прекрасна, покойный — красив. Его черты одухотворяются той вечностью, к которой он прикоснулся самим фактом своей кончины. Смерть эстетизировалась, возвышалась. Наконец, когда человек умирал, то в последний путь его тоже провожали всей общиной, всем селом. Принято было долго носить траур, постоянно соотносясь со смертью, вспоминая и напоминаяо ней. С некоторого периода стали делаться семейные захоронения, склепы. Семейность продолжалась и после ухода умерших. Живые и ушедшие, объединенные общим родовым именем, фамилией, как бы постоянно общались, поскольку кладбище было местом посещаемым, предполагавшим беседу, воспоминание, обмен новостями. Надо сказать, что этот общинно-ритуально-религиозный подход к смерти, который Ф. Арьес возводит к раннему средневековью, да и к более дальним временам, продержался вплоть до XIX века. Именно в прошлом столетии начинаются бурные изменения в отношении к смерти, хотя коренятся они еще в первых веках Нового времени, когда все более стали пробивать себе дорогу и материалистические и естественнонаучные идеи. Изменение ситуации назревало с ростом городов, общей урбанизацией Европы, с изменением стиля жизни, все большей индивидуализацией быта, атеизацией сознания. XIX век и период до 50-х годов нашего столетия — это время, когда «смерть спряталась». Это не означает, конечно, что люди перестали умирать. Они умирали и в огромном количестве: гибли в войнах, в концентрационных лагерях, погибали от болезней и от старости. Однако, восприятие смерти в общественном сознании сделалось совершенно иным. Если раньше смерть была «прирученной», а жизнь тела продолжалась бессмертием души, которая принимала эстафету, то теперь смерть стала «дикой», чуждой, ужасной, той жестокой катастрофой, которая губит все надежды и ввергает человека в вечное небытие. Смерти стали панически бояться. Еще раньше ее эстетизация сменилась отвращением, акцентированием моментов разложения, уродства мертвого тела, поэтому умирающий и мертвый больше не казались прекрасными и возвышенными, а, напротив, пугающими и отталкивающими. Причастности к смерти и разговора о смерти стали избегать, делать вид, будто ничего не происходит. Упоминать о смерти стало неприлично. Если раньше человек готовился к своему концу, то теперь смертельно больному начали лгать, что он непременно выздоровеет, будет жить. Действительно, слишком жестоко и разрушительно сообщать человеку о том, что он уходит в полном смысле слова навсегда, уничтожается без надежд на возрождение. Однако ложь у постели больного нередко очевидна, многие умирающие понимают, что их обманывают, и испытывают чувство глубокого одиночества, потери доверия к своим близким. Ловко обмануть больного так, чтобы он не понял предстоящей смерти, сделалось своего рода доблестью для родных умирающего. Стало не принято посещать умирающего человека. Если смерть страшна и грязна, ее лучше скрыть от чужих глаз, не ранить чувства других людей. Больной часто умирает в больничной палате, один, без близких и родных. Вокруг него аппаратура, поддерживающая организм, а не сочувствующие и сопереживающие лица. Тезис «Каждый умирает в одиночку» реализовался в XХ веке в прямом смысле слова. Почти никто не соблюдает траура, напоминающего «Пусть мертвые мертвым даруют любовь И плачут у старых могил Мы живы! Кипит наша алая кровь Огнем нерастраченных сил!» Эти жизнеутверждающие строки, столь оптимистичные и наполненные гордостью живущих, если присмотреться к ним поближе, оказываются полны также и внутренней жестокости. Недаром, наверное, они полюбились И. Сталину — человеку, лишенному сантиментов. Ушедшее и уходящее отвергается напрочь, зачеркивается, сбрасывается со счетов, отправляется на свалку памяти, истории, переживания. Нить времени рвется. Живые сверхчеловеки, попирающие ногами землю и до стающие макушкой до небес, громко утверждают свое «я», не заботясь о родных мертвецах, да и о тех живых, которые уже не в силах сражаться в жизненных битвах. Поэтому другим полюсом восприятия смерти в XX ве-ке выступают стихи С. Маршака, полные пронзительной тоски перед пропастью небытия, которая разверзлась впереди: «Любите жизнь, покуда живы, Меж ней и смертью только миг, А там не будет ни крапивы, Ни роз, ни пепельниц, ни книг. И солнце даже не заметит, Что в глубине каких-то глаз На этой маленькой планете Навеки свет его угас». Одиночество умирающих и холодная жизнестойкость живущих — типичный феномен XX столетия. Дело, конечно, не в том, чтобы «мертвый хватал живого», живые должны помышлять жизни, но попытка совсем забыть смерть — не более чем «страусиная политика», когда из страха прячут голову в песок. «Са-
мой лучшей смертью»в XX веке была признана смерть во сне, смерть внезапная, неожиданная, мгновенная, когда ни о чем не успеваешь подумать и ничего сказать, смерть без сознания — то, что считалось в былые времена самым ужасным наказанием. Не малодушие ли это, отказывающее человеку в праве знать, понимать, переживать важнейший из переломов его бытия? Однако в середине XX века, с 50-х годов начинается новый переворот в отношении к теме смерти. На мой взгляд, он выражен в двух противоречивых тенденциях, дополняющих друга друга. С одной стороны, смерть возвращается в обыденную жизнь через поток самой скверной кинопродукции, через «желтую прессу», смакующую тему убийств, через бесконечные телебоевики, показывающие умирание крупным планом. То, где раньше искусство применяло условности, фигуры, умолчания, символические обозначения, где прежде физиология и психология умирания оставались за кадром, теперь буйствует натурализм, с жадным любопытством заглядывающий в лицо смерти: «Ну, как там? Это место, пожалуйста, поподробнее...». И если реальная смерть отдана специалистам: врачам, медперсоналу, полиции — то смерть кинематографическая, игровая и хроникальная, заполняет экраны, как бы активно компенсируя «недостаток умирания в быту». Раньше сидели у одра больного, теперь — у телеэкрана, но приобщение к смерти, «контакт с ней» продолжается. Совсем недавно избегавший разговора о смерти народ, вновь принимает ее в свою повседневность, живет с нею бок о бок, здоровается с ней по утрам и вечерам. Смерть «приручается заново», хотя и в несколько бесчеловечных формах: ее наблюдают за чашкой чая, поглядывают на нее между делом: «Всех убивают — никого не жало!». С другой стороны, в 50-х — 60х годах нашего столетия смерть становится в центр внимания ряда исследователей: врачей психологов, физиологов. В 1959 году выходит в свет коллективная работа под редакцией Г. Фейфеля «Смысл смерти», в 1969 году — книга Элизабет Кюблер-Росс «О смерти и умирании». Смерть начинает широко обсуждаться на страницах печати и в телепередачах. Речь идет о том, как помочь человеку преодолеть этот последний рубеж земной жизни, как облегчить его неизбежную картину, каким образом избавить умирающих от страха и страданий, связанных с завершением жизненного пути. Ши-
роко обсуждается вопрос о праве человека на смерть, прежде всего о праве тяжелобольного, которому предстоят лишь невыносимые мучения. Имеет ли право врач помочь человеку умереть, если тот настаивает на этом? Как избежать корыстных злоупотрелений в вопросе о добровольности смерти тяжелобольных? Вправе ли сам больной принять решение о прерывании своей жизни, дабы сохранить человеческий облик и достоинство? В - некоторых странах уже принято законодательство, предполагающее возможность добровольного ухода из жизни безнадежно больных. Вторая линия гуманизации темы смерти состоит в создании «хосписов» — специальных стационаров санаторного типа, куда люди приходят умирать. Здесь создается обстановка, резко отличная от больничной. Умирающему помогают всеми известными медицинскими средствами избавиться от страданий, но он не заперт в одинокой стерильной палате наедине со своими мыслями и переживаниями, напротив, больные свободно общаются междусобой и со своими родными и знакомыми, они могут гулять в парке, развлекаться и, что особенно важно, их психологически готовят к смерти как к важному и торжественному событию, которое должно вызывать не панический ужас, а прекрасные, возвышенные чувства. Смерть предстает как расставанье со здешними людьми и делами но одновременно как начало нового путешествия, смерть — иное продолжение жизни. Такая традиция с давних времен и по сей день характерна для Тибета, и сегодня Запад заимствует ее, внося элементы восточной психологической подготовки в обычную работу с больным и в христианские таинства. Древняя Тибетская книга мертвых предназначалась для чтения ее над умирающим, находящимся в сознании, чтобы помочь ему спокойно и уверенно пересечь черту, отделяющую грубый мир от тонкого. «Будь осторожен и внимателен! — напутствует Книга мертвых. — Не спеши! Не пугайся! Ты — умер. Пойми это и не цепляйся за ушедшее, не береди чувств, не дай им разыграться и поглотить тебя... Ничто не может тебе повредить, ибо тебя — нет! Поэтому ты можешь стать, чем захочешь... Пусть добросердечие твердости чистого, зеркального стекла будет твоим главным ощущением! Не правда ли, хорошее напутствие? Пускай через много-много лет, когда пробьет и наш час, такое напутствие пребывает с нами. Твердое добросердечие откроет врата бесконечной и полной смысла жизни. ЛИКИ СТРАХА Чувство страха знакомо каждому человеку, и вряд ли найдется на земле взрослый или ребенок, мужчина или женщина, никогда не переживавшие прикосновение его леденящей руки. От страха воют звери и как обезумевшие бьются птицы. Страха не знают лишь самые примитивные твари с простой и неразвитой нервной системой: насекомые, микробы... Все, что сложнее, что выше стоит на лестнице эволюции, хорошо знает это гнетущее состояние. Однако человек, наделенный сознанием.и волей, особенно тяжело и остро переносит чувство страха, приобретающее в культуре новые могучие корни, вырастающие до беспредельности, становящееся целым миром, в котором живут тысячи и миллионы, именующие себя «Homo sapiens». Страх, страхи, боязнь, опасения — это атрибуты повседневного мира, нашей обыденной жизни, это эмоциональная среда, в которой нередко человек вырастает и развивается, которой он пытается противостоять, то побеждая, то терпя поражение. Страх можно определить как разновидность страдания. Это элемент темного мировосприятия, негативное эмоциональное состояние, тягостное, давящее, связанное с ощущением уязвимости и беспомощности перед лицом некоей грядущей опасности. Страх — страдание досрочное, опережающее грозные события, расположенные пока в области будущего. Есть такое выражение «умирать до смерти». Это сказано о страхе. Исторически, очевидно, страх появился у живых существ как приспособительный механизм, помогающий предвидеть и упредить моменты, способные разрушить индивида, как эмоциональное прогнозирование приближающейся опасности, позволяющее заранее собрать-
ся с силами. Впрочем, появившись как сигнал тревоги, страх, особенно в человеческом обществе, вскоре стал самостоятельным явлением, которое способно отражать опасности мнимые, а то и вообще возникать без ярко выраженных причин (невротический страх). Страх может быть различным по форме выражения и интенсивности: опасение, боязнь, испуг, ужас. С достаточной степенью условности можно выде-
лить несколько видов страха, освещенных в философкой и стихологической литературе. В жизни они нередко оказываются связаны и переплетены менаду собой. Первое, о чем необходимо сказать — страх смерти. Он выражает категорический протест личности против перспективы ее разрушения, жажду самосохранения, выживания: быть, длиться, никогда не исчезать! Смерть ассоциируется с полной темнотой, с глубоким и вечным одиночеством, с тоской разлуки. Кроме того, смерть таит в себе неизвестность, так как она выходит за рамки повседневного опыта (именно это дает основание говорить, что смерть не имеет к нам никакого отношения: когда она есть, нас уже нет). Неизвестность, могучая таинственная угроза, усиливает страх перед смертью. Вспомним знаменитый монолог Гамлета: ...Умереть, уснуть. — Уснуть! И видеть сны, быть может? Вот в чем трудность; Какие сны приснятся в смертном сне, Когда мы сбросим этот бренный шум, — Вот что сбивает нас, вот где причина Того, что бедствия так долговечны.., Одни психологи и философы считают, что страх смерти — врожденное свойство человека и рано или поздно проявляется с необходимостью, вырывается на поверхность сознания, как прежде скрытая могучая сила. Другие полагают, что страх смерти неестественен что он — результат определенных условий воспитания, младенческого испуга, подавления жизненных импульсов ребенка со стороны родителей. Однако, как бы то ни было, важнее то, овладевает страх смерти человеком или остается на периферии сознания; мешает повседневной деятельности и мировосприятию, подавляя личность, или активизируется лишь временами, при непосредственной встрече со смертью других людей. Как правило, мы живем повседневной жизнью, не думая о смерти и не испытывая страха. Люди воюют, болеют и выздоравливают, рискуют жизнью, имея опасные профессии, проявляют беспечность и удальство, и при этом совершенно забывают о смерти, так, будто ее вовсе не существует. Всякая активная обращенность к внешней жизни, целеустремленность, занятость мирской суетой, т. е. экстравертность удаляют смерть из нашего внутреннего кругозора, делают собственный конец абстрактным и потому не пугающим. И, вероят- но, в этом есть глубокая мудрость, ибо в противном случае вся жизнь превратилась бы в сплошной тоскливый пролог собственных похорон. Другой вид страха, тесно связанный с первым, это страх боли — физической и душевной. Если страх смерти основан на беспомощности перед неизведанным, незнакомым, загадочным, то страх боли, как правило, есть проекция прошлых переживаний на будущее. Что такое боль, мы узнаем уже в процессе рождения, сталкиваемся с ней на каждом шагу и способны предвидеть аналог испытанного или усилить его в своем воображении. Страх боли выступает в чем-то как ограничитель лишнего риска (говорят, кто каждый «должен обжечься о свою свечку», т. е. усвоить запрет на недолжное поведение из собственного «болевого» опыта). Одно из первых воспитательных средств — предупреждение ребенка: «Нельзя! Больно!» Нередко говоря о страхе смерти, люди на самом деле боятся сопровождающей ее боли, мучений, страданий. Смерть без боли страшит куда меньше, о чем говорит все более растущее в наши дни движение за право человека (прежде всего тяжело больного) на добровольную безболезненную смерть. В то же время в различных культурах во все времена считалось особой доблестью и героизмом преодолевать страх перед болью, выдерживать страдания, подавлять душевным и духовным усилием и ужас смерти, и ужас боли. В христианстве мученичество за Бога делает человека святым. Если страх перед физической болью указывает человеку на сферу физической опасности, страх перед душевной болью становится мощным тормозом его отношений с окружающими и самим собой: не любить, чтобы не страдать от потери; не претендовать на многое, чтобы не разочароваться в себе; не привязываться, не пытаться, не, не, не... В конечном счете, это оборачивается страхом перед жизнью вообще, ибо жизнь — непрерывное приключение, где все время что-то приобретается и теряется. Третий вид страха можно назвать социальным страхом. Большое внимание этому виду страха уделили в своих работах 3. Фрейд и Э. Фромм. Для Фрейда социальный страх — ядро человеческой совести, это страх перед Супер-эго, внутренней моральной инстанцией, диктующей нормы социального поведения и контроли-
рующей индивида. Человек постоянно виновен перед Супер-эго, ибо в его душе теснятся запретные побуждения и желания, он совершает поступки, несовместимые с моральными предписаниями, и даже если совершает их мысленно, все равно боится осуждения со стороны могучего внутреннего контролера. Именно страх заставляет человека вытеснять недопустимые мысли в подсозание, что оборачивается неврозами, расстройством здоровья. Э. Фромм размышляет о другом типе соцального страха — страх перед свободой. Человек боится всякой изоляции, полагает он, избегает одиночества, но рост уровня свободы в современном обществе делает его самостоятельным, одиноким, независимым, а, стало быть, и полностью ответственным за все, что он совершает. Вот этот груз ответственности, тесно связанный со свободой, и пугает, страшит современного человека, заставляет его бежать от свободы в любые формы «симбиозов» от садо-мазохистских пар* до тоталитарного государства, отнимающего свободу, но берущего на себя и ответственность. Социальный страх — это фактически страх наказания, которое не обязательно выносят судебные власти, но которое следует из самого хода событий: потеря работы, потеря жилья, разорение, ухудшение положения дел и т. Д. Гораздо безопаснее жить в условиях, где все решают за тебя. Вообще противоречие между безопасностью и развитием — одна из важных причин страха. Некие ставшие, уравновешенные, многократно проверенные, регулярно повторяющиеся отношения безопасны. Здесь нечего бояться. Все известно наперед. Так обстоит дело и при стабильном функционировании общества, и в межличностных отношениях. Однако любая стабильность неизбежно нарушается под давлением внешней и внутренней необходимости: в обществе возникает застой в отношениях — скука. Острая необходимость развития несет в себе нарушение привычного, безопасного, ставит нас перед лицом неизведанного и потому страшного: а вдруг будет плохо, больно, грустно? Но развития избежать нельзя, и страх перед «новым» так или иначе преодолевается. Бытийный страх, тесно связанный со смертью, но не * Для Э. Фромма «садизм» — это желание полностью владеть другим человеком, как предметом; «мазохизм» — стремление полностью подчиняться воле другого, тождественный обыденной человеческой боязни «старухи с косой», рассматривается у таких авторов, как С. Къеркегор и М. Хайдеггер. Для Къеркегора страх — один из важнейших экзистенциалов, описывающих человеческую жизнь, наряду со «свободой», «виной», «грехом». Страх неустраним, это не конкретные, опасения и даже не ужас, способный появиться в результате реальной угрозы. Къеркегоровский страх пронизывает все человеческое существование (думается, 3. Фрейд признал бы его типично невротическим проявлением, когда конкретная причина просто скрыта от сознания индивида в области бессознательного). В конечном счете, это страх грешного существа перед Богом, перед смертью, которая грозит живущему каждую минуту, причем самым драматичным является то, что минута грядущей смерти не известна. Такой страх неустраним, бытиен. как и одиночество. М. Хайдеггер приписывает бытийному страху, немотивированной тревоге роль той благородной силы, которая одна способна вырвать человека из обезличенного современного мира, привести его через осознание собственной кончины к необходимости поиска своего «я», погребенного под стереотипами машинизированного общества. Бытие — это «бытие к смерти», время «време-нится» из будущего, а в будущем нас поджидает смерть. Прочувствовать ее со всей возможной силой, — значит попытаться обрести собственное лицо и индивидуальную судьбу. Однако остается непонятным, не парализует ли бытийный страх саму волю человека, не получится ли вместо поиска судьбы невротическое прозябание, депрессивное безделье с раздумьями о червях. Может быть, все-таки лучше обретать собственное «я» в рамках смысловых контекстов повседневной жизни, без непременно апелляции к страху, началу более подавляющему, чем вдохновляющему, тем более когда он — устойчивое переживание? Многоликость страха, его проникновение во все поры обыденной жизни всегда делала его мощнейшим способом воздействия на поведение людей и их сознание. ВЛАСТЬ СТРАХА Рассматривая человеческий мир в определенном ракурсе, его можно было бы назвать миром страха. У 3. Фрейда устрашение и ответная боязнь — важней-
ший механизм отношений в обществе, а сама культура — имеет репрессивный характер. «Если развитие культуры, — пишет он, — имеет столь значительное сходство с развитием индивида и работает с помощью тех же орудий, то не вправе ли мы поставить диагноз, согласно которому многие культуры или целые культурные эпохи (а возможно, и все человечество) сделались «невротическими» под влиянием культуры? Невротический страх для Фрейда — массовое явление (религию он именует, например, неврозом навязчивости). Однако людьми в повседневной социальной жизни владеет отнюдь не только невротический страх, но и страх вполне реалистический, имеющий четкие и однозначные причины. Вся история общества связана с выработкой многообразных методов устрашения, которые направляются и против иноплеменников, претендующих на захват территории, и против собственного народа: устрашение физической болью, голодом, реальными лишениями, смертью — страданиями всех форм и видов. Но это и устрашение морально-психологическое, осно-ванное на боязни позора, осуждения со стороны общины, религиозно-духовных инстанций, общественного мнения. В истории человечества изобретены десятки пыток и казней, предназначенных не только для доставления мучений непосредственному виновнику нарушения неких установлений, но и для вызывания ужаса у окружающих, ужаса, способного блокировать любое стремление противостоять власти и господствующему закону. Собственно, такую цель и преследуют публичные казни и жестокие наказания (например, бичевание, весьма распространенное у разных народов). Страх перед болью и позором, перед разорением и уничтожением собственной семьи должен служить тормозом активности, нежелательной для данного строя. Впрочем, как бы запуган и подавлен ни был народ, если условия жизни крайне тяжелы, страх перед репрессивно-пыточной системой ослабевает. В этом смысле любой массовый бунт несет в себе элемент бесстрашия, преодоления страха, действия вопреки ему. Если страх издревле был одним из могущественнейшие механизмов сохранения в обществе наличного положения вещей, то в не меньшей степени он является и орудием сил, стремящихся низвергнуть существую- щие порядки. Мы хорошо знаем и из собственной исто-тории, и из истории других стран, что революции, как правило, бывают кровавыми и несут в себе смятение и страх для большой части населения, а не только для тех социальных групп, которые непосредственно выступают мишенью революционного удара. Кроме того, для любого переходного периода, даже не в форме политической революции, характерны хаос и разложение прежних социальных структур, разгул бандитизма, преступности, возникновение локальных войн — все то, что устрашает людей не меньше, а, может быть и больше, чем мрачная репрессивная машина тоталитарной власти. Страх оказывается особенно силен и подавляет, когда опасность быть убитым или покалеченным проистекает не из твоих собственных ответственных действий, которые ты волен совершать, а волен и не совершать, а выступает случайной. Именно таким методом устрашения населения пользуется современный терроризм, взрывающий бомбы на людных улицах, в театрах и магазинах. В данном случае преследуется цель массового устрашения и внушения мысли, что официальная власть не в сила избавить население от грозящей опасности. Этим же методом пользовались фашисты во время второй мировой войны. Всех жителей города или узников лагеря выстраивали в шеренги и расстреливали каждого десятого или каждого пятого. Смерть была случайной, неизбирательной и оттого особенно страшной. Долгое время страх служил не только средством жестокой социальной регуляции, но и одним из способов принуждения к труду. Рабский труд, да и во многом барщина, процветавшая при крепостном праве, основывались на страхе перед наказанием: избиением, полным ограблением. Однако с начала буржуазной эпохи страх перед физическим принуждением перестает быть в западном мире центральным стимулом производства. Главным становится страх экономический, перспектива безработицы, голод, низкий жизненный уровень в сочетании с надеждой хорошо и благополучно жить при условии успешного выполнения работы, т. е. страх как стимул не исчезнет, а трансформируется. Будучи смягчен, он продолжает действовать в качестве кнута, подстегивающего человека там, где поощрение пряником оказывается явно недостаточным. Даже самое демо-
критичное современное общество, имеющее прекрасные социальные программы, вынуждено время от времени подхлестывать свое население, сокращая вспомоществования и пробуждая трудовую активность при помощи страха перед снижением жизненного уровня. В последние полвека мощное регулятивное воздействие на массовое сознание и практическую политику оказывал страх перед глобальными угрозами человечеству, возникшими в результате интенсивного технического прогресса. Это, в первую очередь, угроза ядерной войны и экологической катастрофы. Целые поколения людей выросли в гнетущей атмосфере страха перед ядерной бомбой, ракетами противника, массовой гибелью, не оставляющей надежд на будущее. Никто не считал, сколько неврозов было замешано на этом страхе, постоянно поддерживаемом средствами массовой информации, раздуваемом и нагнетаемом радио и телевидением. Кстати сказать, средства массовой информации в современном мире это, в некотором роде, гигантская машина для запугивания населения, способная проникнуть в самые отдаленные уголки. А запугивать можно не только ядерной бомбой, но и мрачными экономическими перспективами, и свирепостью политического противника, и реальной преступностью. Преступность, правда, при этом не уменьшается, но страх увеличивается. Недаром говорят: «У страха глаза велики». Страх, раздутый средствами вещания, порождает депрессию или панику у миллионов людей. В этом случае оказывается, что «темное» восприятие авторов передач тучей опускается на множество других сознаний, оплетая их своей темнотой. Это не значит, конечно, что о проблемах не надо говорить. Говорить надо, но не пугать, тем более, что наиболее ответственные политические и экономические решения принимаются все-таки не испуганными миллионами, а достаточно ограниченным кругом причастных к власти лиц, нередко совершенно свободных от невротических комплексов массового сознания. Исторически страх был тесно сплетен с религией. Древнее высказывание «страх породил богов», может быть, и не стоит оценивать как выражение истины в последней инстанции, но нельзя отрицать и того, что многие религии рассматривают страх как свой атрибут, неотъемлемый компонент веры. Человек должен пребывать «в страхе божьем», испытывать «страх и тре-
пет»,— а надежда — лишь оборотная сторона этого страха. Бог может поддержать и спасти, но он же — карающий судья, обрекающий грешника на бесконечные муки расплаты за содеянное зло. «Бог, — пишет христианский философ и проповедник Клайв Льюис, — единственная поддержка, но он же — источник предельного ужаса; Он то, в чем мы больше всего нуждаемся, и то, от чего мы больше всего хотели бы спрятаться, Он — единственный возможный союзник, а мы делаем себя его врагами... Добро — величайшая за-
щита, либо величайшая опасность — в зависимости от того, как вы на него реагируете». Другой религиозный деятель, один из известных мистиков нашего века Даниил Андреев, описывая мучения грешных душ в нижних слоях ада, замечает, обращаясь к современникам: «...тем, которые возмущены суровостью законов (кармы), можно ответить одно: так работайте же над их просветлением! Конечно, с умственными привычками гуманистического века легче бы сочеталось представление не о материальных муках, но о, так сказать, духовных угрызениях совести, тоске о невозможности любить и тому подобное. К сожалению, варварские эти законы, создавались, очевидно, без учета настроения интеллигенция XX столетия». Таким образом, опираясь на собственный духовный опыт, автор утверждает наличие в загробном мире страшных физических страданий, которые должны быть угрозой грешникам, вызывающей у них ужас перед перспективой наказания. В христианстве одной из характеристик праведности прямо называется богобоязненность. В то же время, восточное религиозное философствование, отождествляющее Бога и мир, ликвидирующее резкую грань между ними, выступает против страха перед высшими силами, ибо видит Бога воплощенным во всем. «...Веданта не признает ни греха, ни грешника, ни Бога, которого нужно бояться. Бог — единственное существо, которого вы не можете бояться — это Он. Что же это должно быть за существо, которое боится Бога? — Это должно быть существо, которое боится своей тени...», — пишет индийский мыслитель конца прошлого века Вивекананда. И чуть выше: «Веданта верит только в один грех, только один в мире — и это вот что: момент, когда вы думаете, что вы — грешник, или что кто-либо грешник — это грех». Впрочем, несмотря на прекрасные идеи Веданты, реальные религиозные организации на Востоке, как и на Западе, всегда активно включали страх в свой арсенал средств воздействия на верующих. Среди многочисленных индуистских и буддийских богов есть гневные и карающие, также требующие молитв, покаяний и жертвоприношений, как и боги других вероисповеданий. Религиозная регуляция поведения людей непременно замешана на преклонении и страхе. В современном обществе официальной и постоянной ареной для страха стали определенные пласты массовой культуры. Издавались и издаются триллеры — рассказы и романы, специально предназначенные для возбуждения страха, снимается множество кинокартин, призванных привести благочестивых граждан в состояние ужаса: это и жуткие детективы, и истории-катастрофы, и нескончаемые серии об оживших мертвецах-оборотнях и агрессивных инопланетянах. Почему? Зачем это людям, и без того невротизированным вполне реальными угрозами и страхом перед трудными жизненными проблемами? Или допустимо отозваться о широкой публике в соответствии со старой шуткой из записных книжек И. Ильфа: «Край непуганых идиотов. Самое время припугнуть»? Думается, успех «пугательной продукции» основывается на некоторых особенностях человеческой психологии. Каждый из нас помнит, как привлекательны в детстве страшные сказки, все эти «черные руки», ведьмы, упыри и прочая фантастическая нечисть. Пока слушаешь, зуб на зуб не попадает, коленки трясутся, зато как хорошо потом смеяться над своими страхами при ярком свете дня или пренебрегать этими «детскими баснями», когда зажжена лампа и вся семья в сборе. Сначала страх сплетен с восторгом, с ощущением тайны, выхода за пределы обыденности, а потом страх преодолен, на него можно глядеть свысока. Во всех случаях такого рода угроза, вызывающая страх, является ирреальной, не способной дотянуть до читателя и зрителя свою когтистую лапу. Она где-то здесь и «взаправду» ловит в свои сети кого-то совсем другого, в ином измерении. Тяготение к продукции «индустрии ужасов» обусловлено двумя причинами. Первая — скука. При достаточно благоприятных и спокойных социальных условиях человеку надоедает однообразие размеренной жизни. Именно к такой публике обращаются авторы предисловия книги «Ночь мягкого ужаса. Любимые рассказы Хичкока и прочие истории». Они пишут, что «мягкий» рассказ ужасов прикасается к некой границе в душе читателя. «Эта граница отделяет в его душе надежный, до скуки изученный, полностью осознанный и контролируемый район цивилизованности от безбрежного поля, где живут страхи всех наших животных предков: кошмары приматов, переживания земноводных, ужасы инфузории-туфельки. Мы давно уже
не испытываем таких страхов, положенных нам эволюцией — от них происходят освежающие наш организм выбросы адреналина». Очевидно, что в столь экзотических способах повысить свой адреналин читатель нуждается только тогда, когда он не испытывает в повседневности никаких негативных эмоциональных стрессов. Другая причина обращенности к созерцанию кошмарных видений, — это подспудное желание убедиться, что «в жизни не так жутко, как можно было бы подумать». Фильм страшнее. Возвращение из искусственного страха оказывается праздником, повседневные страхи — ничем в сравнении с жутью чужой фантазии: да мы, оказывается, не так уж плохо живем! И акула нас не съела, и небоскреб не загорелся, и лифты пока не попадали, и упыри в гости приходят редко! Однако «ужасное» в искусстве не должно переходить некоторых границ, после которых оно перестает быть развлечением и оказывает лишь угнетающее, тормозящее воздействие, способное вызвать страх и депрессию в обычной жизни. А это совсем уже другое дело. Настоящего страха, тяжелого, неотвязного никто не просит. Да его и так хватает. Проблема в ином: можно ли жить и умирать без страха? Можно ли с ним бороться и ему противостоять? СТРАХ И БЕССТРАШИЕ О страхе есть самые разноречивые мнения. Даже у одних и тех же авторов. Так, в небольшой работе Ж. - П. Сартра «Очерк теории эмоций» мы находим два противоречащих друг другу представления о страхе. В одном случае он выступает как своеобразная «хитрость сознания», как некий спектакль, который разыгрывает человек с самим собой, дабы любыми средствами избежать столкновения с неприятными для себя обстоятельствами. Страх в этом случае оказывается уловкой, попыткой перехитрить собственную свободу принимать решения, в прямом смысле слова «прикинуться шваброй» (речь идет об обмороке от страха перед лицом опасности). Однако тут же Сартр покидает свою позицию строгого судьи, порицающего труса за его нечестный розыгрыш, и говорит о том, что страх — это проявление «магичности» самого мира, «Потому что ужас- ное невозможно в детерминистическом мире средств. Ужасное может появиться только в таком мире, где все существующее было бы магично по своей природе и где возможные средства против этого существующего тоже были бы магичны». Если вопрос о «магичности мира» лично для меня остается открытым, то с положением о «розыгрыше» страха я никак не могу согласиться. Хорош или плох феномен страха, но он реален, фактичен и весь вопрос в том, какое место занимает он в жизни человека, фундаментален он или произведен, преодолим или непреодолим. Некоторый ответ на эти вопросы дает даже самое простое эмпирическое наблюдение, давно проведенное психологами. На страх люди могут реагировать по-разному. Один вид реакции (тот самый пассивный страх, о котором пишет Сартр) — это оцепенение, ступор, потеря дара речи и способности двигаться, некая парализованность, какая часто бывает с человеком во время кошмарных сновидений (в обморок от страха в наши дни падают редко, это по большей части прерогатива романов прошлого века). Вторая реакция на страшное, пугающе прямо противоположна первой. Это — смелость, проявляющая себя в активном действии, ответном ударе, агрессии, сопровождаемой, вполне вероятно, гневом и яростью. При таком ответном действии страх исчезает, улетучивается, как бы поглощается действием, сжигается в энергетическом котле ответного натиска. Был ли страх первичен, бытиен, а теперь он сметен проснувшейся храбростью? Или это храбрость была на некоторый момент подавлена страхом? «Как бы то ни было, — пишет исследователь психологии стрессовых состояний Л. А. Китаев-Смык, — но страхи естественно поглощаются экстенсивными стремлениями организма. Это выражается в самовосхищении, в удовлетворении при раскрытии своих способностей на фоне окружения. Один из способов самовыражения — активное внедрение в жизнь, навстречу опасности и благополучию». Можно, разумеется, с достаточной степенью приблизительности перечислить некоторые условия преодоления страха и замены этого тягостного переживания «храбрым поведением». Это прежде всего возможность встретиться с опасностью лицом к лицу, т. е. знать ее, понимать, чтобы иметь возможность для адекватной реакции, ответа и маневра. Самой страшной бывает
неуловимая, безликая. Наиболее мрачные детективы строятся на таинственности преступника (вспомним, хотя бы фильм С. Говорухина «Десять негритят» поставленный по знаменитому произведению Агаты Кристи, и создающий в зрительном зале гнетущую атмосферу страха.и безысходности). Пока опасность не раскрыла себя, с ней невозможно бороться, а, значит, страх продолжает господствовать нал человеком, не давая возможности проявиться храбрости и мужеству. Если опасность понятна, необходимо адектавное движение ей навстречу, хотя такое движение не обязательно должно быть лобовыми может включать в себя самые разные ухищрения. Решимость не отступать хорошо выражена в поговорке «Двум смертям не бывать, а одной не миновать». Движение навстречу опасности, вступление в противоборство с нею (даже если это противоборство включает тактику избегания) пробуждает морально-психологические механизмы, связанные с достоинством человека. Нередко ценность собственной жизни оказывается менее значимой, чем ценности, связанные с требованиями общества и коммуникацией: общественное мнение, память людей о тебе, соответствие принятым идеалам, верность идее и т. д. Человек, который занял внутреннюю позицию противоборства, возвышается над собственным страхом, преодолевает его. Наиболее яркие черты бесстрашия могут проявляться тогда, когда преодоление страха и атакование опасности происходит прилюдно. Недаром говорят: «На миру и смерть красна». Активное противодействие угрозе, порождающей страх, сопряжено, кроме всего прочего, с занятостью сознания и эмоций человека. Когда ты действуешь, тебе некогда бояться. Дело в том, что страх — эмоция «самозаводящаяся». Нет ничего страшнее страха. Когда он овладевает душой человека, то выбраться из него оказывается чрезвычайно трудно, труднее, чем из гнева или восторга. Страх делает человека подозрительным, тревожным, не оставляет его ни на минуту. Пропитывает своими ядовитыми парами всякую мысль и чувство. Тогда сознание боящегося сужается, сжимается в точку, концентрируется на опасности, закрываясь от всего остального мира. Чтобы сознание не сузилось, необходимо действие и вся связанная с ним работа сердца и ума. Однако есть ситуации, где наша активность и деятельность блокирована. Это бывает не только при мнимой, но и при реальной угрозе. Например, когда человек лежит под бомбежкой и не может не только ей активно противостоять, но даже шевельнуться. Или когда люди, никак не причастные к политике, попадают «как кур воощип» в водоворот политических конфликтов, да еще разрешаемых при помощи оружия, т. е. по ним «прокатывается каток истории». Как быть тогда? Думается, и здесь можно не дать страху полностью Большое внимание преодолению страха уделяет эзотерическая литература, представленная как восточными, так и западными авторами. Однако для эзотериков страху противостоит не другой эффект — смелость, храбрость, а спокойствие, точнее даже сказать, — покой. Именно глубокий и непоколебимый внутренний покой способен спасти человека от его скованности и раздраженности, постоянных тревог и болезней. Слово «бесстрашие» приобретает здесь свой собственный смысл: бесстрашие, жизнь, незнакомая с трепетом за
свое «я», за судьбы близких, и вообще за что-либо смертное в этом непостоянном изменчивом мире. И если страх — ад, то покой — блаженство. Представители восточной эзотерики прекрасно отдают себе отчет в том, что искоренить страх — весьма не простое дело. Так, Шри Ауробиндо Гхош отмечает, что постоянный страх живет в нас на уровне клетки, что это — страх жизни, внедренный в Материю, что с упрямством мула «примитивный клеточный разум» твердит и твердит однажды выученный урок боли и боязни. Мы привыкаем ловить «вибрацию страха» всеми внутренними «антеннами» своего организма, мы делаем это всю жизнь, постоянно сжимаясь от ужаса, будто в ожидании удара. Для освобождения от страха нужна постоянная работа над собой, успокоение всех видов разума, существующих в нас, — от ментальной сферы до клеточного уровня. Другие авторы (Раджниш, Кришнамурти) предлагают несколько иные пути. Например, чтобы преодолеть некое негативное переживание, надо полностью индентифицироваться с ним, стать как бы его частью, слиться и прочувствовать его полностью и до конца. Тогда вскоре эмоциональная волна отхлынет, страх ослабнет, исчезнет. Однако все авторы сходятся на одном: необходимости медитации, приобщения к Космическому сознанию, к интегральному синтезирующему взгляду на мир, к той сфере, где нет противоборствующих интересов, угрозы и страха, а есть вечная гармония и сопутствующая ей глубокая радость. «Страх, сомнения, тревога и вся земная суета будут просто смыты, так как внутри вас нерушимый покой... Когда мы медитируем, мы обязательно почувствуем Бесконечность, Вечность и Бессмертие внутри себя. Но когда мы созерцаем, мы увидим, что мы сами — Бог, что мы сами — Бесконечность, Вечность и Бессмертие. Созерцание означает наше сознательное единство с бесконечным вечным Абсолютом», — пишет Шри Чинмой в книге, посвященной искусству медитации. Именно с этим великолепным спокойствием, отрешенностью от страха и суеты, эзотерики приходят в обыденную жизнь и полагают, что такого состояния может достичь каждый. Сверхчеловеческое для человеческого? Возможно это так, если счастливый, лишенный страха покой может сочетаться с земной любовью к тому, что смертно и еще не поднялось на ступень вечности, Один из самых тягостных страхов, о которых мы уже упоминали на предыдущих страницах — это страх смерти. Смерть всегда маячит перед каждым из нас. Самый древний и простой из силлогизмов начинается с фразы «Все люди смертны», так что даже логика отталкивается от нашей смертности как от аксиомы, исходного положения. Именно поэтому так важно научиться преодолевать страх смерти, способный серьезно отравить жизнь. Можно прожить девяносто лет и все время непрерывно бояться, так что наконец пришедшая смерть окажется избавлением от мучений затянувшегося ожидания. Религия с древних времен учила людей умирать без страха, совершив соответствующие приготовления и распрощавшись с этой, здешней жизнью, за пределами которой начнется иная. Авторы знаменитой Тибетской книги мертвых (Бардо тедол) трогательно поучают умирающего, подсказывают ему, как себя вести в момент расставания с бренной земной оболочкой: «Будь осторожен и внимателен! Не спеши! Не путайся! Ты — умер. Пойми это и не цепляйся за ушедшее, не береди чувств, не давай им разыграться и поглотить тебя. И далее: «Не пугайся! Ничто не может тебе повредить, ибо тебя — нет! Поэтому ты можешь стать чем захочешь». Примечательно то, что знатоки загробного путешествия все время говорят уходящему в мир иной: «Не бойся!» Страх — худший советчик, его не должно быть. По мнению тибетских проводников, страх способен помешать человеку понять, что все окружающее его в потустороннем мире — результат его собственного сознания, и выбрать правильную позицию и верный путь. В наши дни благородная деятельность таких исследователей смерти, как Раймонд А. Моуди, Элизабет Кюблер-Росс, Станислав и Кристина Гроф, помогает людям в преодолении страха смерти. Больной, последовательно подготавливаемый к встрече с неизбежным, испытывает не депрессию и тоску, не смертный изматывающий страх, а надежду на новые преспективы, собирается с мыслями для переоценки и осознания всей своей прожитой жизни, для встречи с Божественным светом, с теми трансцендентными, но добрыми и прекрасными силами, которые прежде были скрыты от него чувственными видениями эмпирического мира. Конечно, ученые и по сей день ведут споры о том, можно ли считать достоверными материалы, полученные С.
Грофом и Р. Моуди. Говорят о том, что это и не посмертье вовсе, а предсмертье, иллюзии угасающего сознания. Однако как бы то ни было, никто не может однозначно утверждать, что загробная жизнь не существует. А, значит, есть надежда, и возможна вера, и существует основание для того, чтобы не разрушительный страх сопровождал нас в нашем последнем пути, а благодарность за земную жизнь и любопытство путешественника, отправляющегося в новые края (а, может быть, и в прежние, но, к сожалению, забытые в сумятице земных тревог). Мы должны жить без страха, мы должны без страха рождаться в новый мир.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|