Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понедельник 27 Февраля. Первый день Великого поста.




И вот, начинается Великий пост, время сугубого воздержания и сугубой заботы о своей душе. По строгости он превосходит все остальные. Так, в среду и пятницу полагается сухоядения, то есть, употребление в пищу свежих овощей и фруктов, хлеба и воды, с полным исключением како-либо пищи, прошедшей процесс приготовления термическим способом, в прочие будничные дни полагается горячая пища без масла и лишь в субботу и воскресенье разрешается растительное масло (и еще вино, но вино повседневным продуктом не наховешь, а потому о нем можно не писать). Кроме того, на первой седмице полагается полное воздержание от пищи в первые три дня. «Кто в силах – пусть постится (то есть, не ест вовсе) до пятницы, а если кто болен или немощен – пусть есть хлеб с водой (кое-где написано – «с квасом») во вторник после отпуста вечерни. Но от нас с вами никто такой строготи не требует – это соблюдается даже не во всех монастырях. Нам традиционно советуется поститься по силам, не впадая в законничество, являясь не телоубийцами, а страстоубийцами…

Теперь о дне. 27 февраля совершается полиелейный праздник святого равноапостольного Кирилаа, одного из двух братьтев – учителей славянских. Однако, ввиду выпадения этого дня на первый день поста, полиелей не совершается, ведь первая седмица в этом отношении – самая строгая. Если на второй и поледующих седмицах полиелей может быть совершен при определенном сочетании с великопостным чином, то на первой это несовместимо со службой этих дней. Однако молиться святым дня не мешает ничего. Также, помимо святого Кирилла, в этот день чтится память 12 греков – строителей Свято-Успенского собора Киево-Печерской Лавры, которые, по повелению Божией Матери, отправились на Русь для возведения этого храма. Золото для оплаты строительства святому Феодосию Киево-Печерскому также дала Божия Матерь.. Двенадцать греческих мастеров — православные святые, почитаемые в лике преподобных, чьи мощи находятся в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской лавры. Их считают греческими мастерами, которые, согласно Киево-Печерского патерику, по чудесному зову Богородицы пришли из Константинополя для постройки и украшения Успенской церкви монастыря. Память этих святых совершается 14 / 27 февраля и 28 сентября / 11 октября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер).

Патерик сообщает о двух приходах мастеров в Киев. Первые четыре мастера пришли до начала закладки Успенской церкви (то есть до 1073 года). Придя к преподобным Антонию и Феодосию, они спросили, где те хотят строить церковь, и услышав ответ, что место ещё не определено, возмутились, сказав «дали Вы нам столько злата, а места не знаете, где строить церковь». Преподобные, собрав всю монастырскую братию, начали расспрашивать греков и услышали от них следующее:

Однажды, когда мы еще спали в домах своих, рано, на восходе солнца, пришли к каждому из нас благообразные скопцы, говоря: «Зовёт вас Царица во Влахерну». Когда мы пошли, взяв с собою друзей и ближних своих, то пришли все в одно время и рассудили, что одно и то же повеление Царицы слышал каждый из нас и одни и те же посланцы были у нас. И вот увидели мы Царицу и множество воинов при ней, мы поклонились Ей, и Она сказала нам: «Хочу церковь построить себе на Руси, в Киеве, повелеваю же это вам, возьмите золота себе на три года». Мы же, поклонившись, сказали: «О Госпожа Царица! В чужую страну посылаешь ты нас, — к кому мы там придём?» Она же сказала: «К ним посылаю, к Антонию и Феодосию». Мы же сказали: «Зачем же, Госпожа, на три года золота даёшь нам? Им и прикажи о нас, чтобы на пропитание от них нам было потребное, а одаришь нас, чем Сама захочешь». Царица же сказала: «Сей Антоний, только благословив, отойдёт из этого мира на вечный покой, а сей Феодосий через два года после него отойдёт ко Господу. Вы же возьмите золота с избытком, а что до того, чтобы почтить вас, то не может так никто, как я: дам вам, чего и ухо не слыхало и что на сердце человеку не всходило. Я и Сама приду посмотреть церковь и в ней буду жить».

Затем Царица дала им мощи мучеников Артемия и Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова, Феодора, чтобы положить в основание церкви, показала на небе образ будущей церкви, а на вопрос, как назвать её, сказала — «Богородицына будет церковь». Также Она дала им икону, указав поставить её в церкви наместной.

Вторая группа мастеров-иконописцев пришли к игумену Никону спустя десять лет после смерти Антония и Феодосия, однако заявили, что получили от них плату за роспись небольшой церкви, а Успенская слишком велика, и они хотят отдать золото и уйти. Никон сказал им, что преподобные уже скончались, показал грекам их изображения, и те признали в них заказчиков росписи, с которыми они вели торг. Мастера рассказали, что образ церкви неоднократно являлся им по дороге из Константинополя. Видя её размеры, они хотели повернуть обратно, но буря останавливала их, а потом ими был услышан голос, исходивший от явившейся им наместной иконы:

Люди, зачем напрасно мечетесь, не покоряясь воле Сына Моего и Моей; если не послушаетесь Меня и захотите бежать,— я возьму всех вас и прямо в ладье поставлю в церкви Моей. И то знайте, что вы оттуда не выйдете, но, в монастыре Моём постригшись, там и скончаетесь, и я вам дарую милость в будущем веке ради строителей этой церкви, Антония и Феодосия.

Патерик сообщает, что все мастера приняли постриг, остались в монастыре, а после смерти были «положены в своём притворе; свиты их и ныне лежат на полатях, и книги их греческие хранятся в память такого чуда».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных