ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Память 15 / 28 февраля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился в 1865 году в селе Куликовском Тюкалинского округа Тобольской губернии (ныне с. Куликово Омской области) в семье крестьянина. В 1877 году семья переехала в Омск. Здесь окончил учительскую семинарию и, пройдя испытание при Омской классической гимназии, был назначен инспектором народных училищ Тарского округа. В этой должности он прослужил до 1922 года. В 1922 году рукоположен во священника. Служил в храмах Омской епархии. В 1928 году направлен в Богоявленский храм села Малокрасноярка, где служил вторым священником. Настоятелем храма был о. Михаил Пятаев. В 1930 году, по окончании Рождественской литургии о. Иоанн произнес проповедь, в которой, в частности, сказал прихожанам: « Посылайте своих детей в церковь, и пусть они там молятся Богу. Не слушайте, кто вам что говорит, вас и так задавили непосильными налогами и теперь агитируют и хотят ввести в заблуждение ». После этого одна из прихожанок - Дарья Баркова, выйдя из храма, стала всем говорить, будто отец Иоанн произнес антисоветскую проповедь, сказал, что « вас советская власть задавила непосильными налогами, вас одурманивают, ваших детей не пускают в церковь и в школах не учат божественному, не верьте, что вам говорят советские работники, они вам затуманивают головы » [89]. Впоследствии, вызванная на допрос, она же лжесвидетельствовала о священнике, сказав, что « Куминов систематически занимается антисоветской агитацией » [90]. 8 января 1930 года был арестован вместе с настоятелем храма и заключен в тюрьму г. Каинска. Вместе со священниками арестовали члена церковного совета Романа Никитича Дроздовского (он был приговорен к пяти годам заключения в концлагерь) и Наталью Кирилловну Севастьянову, жену купца Василия Севастьянова, казненного большевиками в начале революции. Ее арестовали как хозяйку квартиры, где с декабря 1928 по ноябрь 1929 года жил о.Иоанн. Кроме того, она носила ему в тюрьму передачи, и письма от родных. На допросе о.Иоанн сказал: « В Рождественский праздник мной была сказана в церкви проповедь верующим, которая была посвящена исключительно Рождеству Христа, но к этому было добавлено о трезвой жизни верующих, о том, чтобы они чаще ходили в церковь. Как мы смотрим по-христиански – шесть дней работай, а седьмой посвящается Богу. В конце проповеди я призывал повиноваться законам; каких-либо антисоветских высказываний я не допускал... Против коллективизации нигде никому ничего не говорил » [91]. 7 февраля 1930 года заключенных священников ознакомили с постановлением о предъявлении обвинения. В нем было написано:
« Означенные граждане изобличаются в том, что на почве органической ненависти к советской власти, ее мероприятиям, проводимым на селе, и используя свое положение священнослужителей Пятаев и Куминов использовали религиозные предрассудки несознательного крестьянства и при поддержке зажиточной части деревни проводили контрреволюционную деятельность на срыв мероприятий, запугивая крестьян провокационными слухами о близком падении советской власти, якобы на основании “Писания Божия”. В конце декабря 1929 года на общем собрании граждан единогласно было принято – записаться в коллектив. Член группы, священник Пятаев, на второй день обходом индивидуально каждого хозяйства проводит якобы запись в общество верующих, между тем как следствием установлено – последний проводил агитацию против сплошной коллективизации села » [92]. Священник Иоанн Куминов, прочитав обвинение, написал: « Виновным по предъявленному мне обвинению себя не признаю. Дополняю, что накануне ареста слышал разговор про Баркову, которая говорила в отношении проповеди, что я говорил в ней законам не подчиняться и власть не признавать, а я говорил наоборот. Не знаю, из чего исходила Дарья Баркова, искажая мою проповедь, так как церковь она посещала...»[93]. 21 февраля 1930 года Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ в Сибирском крае[94] приговорен к расстрелу, а семья - к ссылке на север. Был расстрелян 28 февраля 1930 года вместе со священником Михаилом Пятаевым. Погребен в общей могиле в городе Каинске недалеко от тюрьмы. Впоследствии на месте захоронения был построен завод и могилы были уничтожены. Реабилитирован в 1993 году. В 1999 году канонизирован к местному почитанию в Омской епархии. На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года был причислен к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания. Литература и архивные материалы Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|