Тема 1. Понятие о воле.
1. Основные признаки воли как психологического явления.
2. Значение воли в организации деятельности и общения человека.
3. Первичные волевые качества личности.
4. Вторичные и третичные волевые качества личности.
Тема 2. Теории воли.
1. Общее состояние дел в современных теоретических исследованиях воли.
2. Волевая регуляция поведения как его переосмысление.
3. Волевое действие, его способности и необходимость возникновения.
4. Участие воли в разных этапах осуществления деятельности.
5. Воля и мотивация.
6. Воля и рефлексия.
Тема 3. Волевая регуляция поведения.
1. Усиление мотивации как главная функция волевой регуляции поведения.
2. Связь волевой регуляции поведения с борьбой мотивов, потребностями и целями человека.
Тема 4. Развитие воли у человека.
1. Основные направления развития воли.
2. Игры детей и их значение в развитии воли.
3. Становление волевых качеств личности.
Темы для рефератов
1. Понятие, признаки и проявление воли у человека.
2. Основные направления и пути развития воли.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Становление волевой регуляции поведения у детей.
2. Теоретический анализ волевого действия.
ЛИТЕРАТУРА
I
Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т.— Т. 3.— М., 1983. (Проблема воли и
ее развития в детском возрасте: 454—465.)
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.— Т. II.— М., 1989. (Воля: 182—211.)
Страхов И. В. Психология характера.— Саратов, 1970. (Волевые и эмоциональные черты характера: 15—36.)
II
Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников.— Киев, 1971. (Проблема воли в психологии: 11—31. Основные понятия психологической теории воли: 32—51.)
Левитов Н. Д. Психология характера.— М., 1969. (Воля как компонент характера: 42—54).
Общая психология.—М., 1986. (Воля: 385—400.)
III
Высоцкий А. И. Волевая активность школьников и методы ее изучения: Учебное пособие.— Челябинск, 1979. (Общая характеристика волевой активности школьников: 4—26. Методы изучения волевой активности школьников: 26—67.)
Ладанов И. Д. Управление стрессом.—М., 1989. (Тренировка воли: 43—69. Саморегуляция. Владение собой: 83—119.)
Хрестоматия по вниманию.—М., 1976. (Теория волевого внимания (Н. Н. Ланге): 107—144.)
Экспериментальные исследования волевой активности.— Рязань, 1986. (Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности: 3—23.)
Глава 18.
ЭМОЦИИ
Краткое содержание
Виды и роль эмоций в жизни человека. Понятие об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека. Основные функции эмоций: коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная. Отличие эмоций от ощущений и чувств. Классификация и виды эмоций: эмоции в узком смысле слова, настроение, аффект, страсть и стресс. Параметры, по которым оцениваются эмоциональные процессы и состояния: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, происхождение, условия возникновения и исчезновения, действие на организм, динамика развития, направленность, способ выражения и нейрофизиологическая основа.
Психологические теории эмоций. Приспособительное значение эмоций. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Психоорганическая концепция сущности и происхождения эмоций Джемса — Ланге. Теория эмоций Кеннона — Барда. Активационная теория эмоций Линдслея — Хебба. Когнитивные теории эмоций. Объяснение эмоций в русле теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Когнитивно-физиологическая теория эмоций С. Шехтера. Информационная теория эмоций П. В. Симонова.
Эмоции и личность. Связь эмоций и потребностей человека. Индивидуальное своеобразие эмоций и чувств. Совесть как одно из высших эмоционально-моральных личностных качеств человека. Проявление чувств и эмоций в художественном творчестве. Жизненные наблюдения Б. Спинозы относительно роли эмоций в регуляции личных взаимоотношений людей. Любовь как эмоциональное чувство. Развитие эмоционально-личностной сферы у человека.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|