Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






История развития науки




Содержание

Лекция № 1 Введение. Содержание и задачи дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»……………………………………............................  
Лекция № 2 Здоровье населения как экономическая категория…………………….....    
Лекция № 3 Заболеваемость населения………………………………………………….    
Лекция № 4 Организация лечебно-профилактической помощи городскому населению…………………………………………………………………….    
Лекция № 5 Организация лечебно-профилактической помощи женщинам и детям……………………………………………………………………….    
Лекция № 6 Организация лечебно-профилактической помощи сельскому населению…………………………………………………………………….    
Лекция № 7 Основы экономики здравоохранения………………………………………    
Лекция № 8 Рыночные отношения в здравоохранении…………………………………    
Лекция № 9 Медицинское страхование…………………………………………………..    
  Вопросы для подготовки к экзамену……………………………………….    

ЛЕКЦИЯ № 1

Введение

Содержание и задачи дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»

План лекции:

1. Структура и содержание дисциплины.

2. История развития науки.

3. Цели и задачи дисциплины.

4. Методы изучения общественного здоровья.

5. Значение дисциплины в формирования компетенций у медицинских сестер.

 

Вы, конечно, слышали, что за последние десятилетия ухудшилось состояние здоровья населения, повысился уровень смертности, снизилась рождаемость.

Чтобы улучшить сложившуюся ситуацию со здоровьем граждан страны, потребовалось изменение политики государства к здравоохранению.

В системе здравоохранения были проведены важные изменения:

1. возникли новые экономические механизмы хозяйствования;

2. расширены источники финансирования здравоохранения;

3. внедрено медицинское страхование;

4. проведена модернизация здравоохранения;

5. обновлены правовые взаимоотношения в системе здравоохранения;

6. разработана «Концепция развития здравоохранения до 2020 года».

 

В условиях реформирования в системе здравоохранения повышаются требования и к медицинским сестрам в части их готовности работать в условиях конкуренции между лечебно-профилактическими учреждениями.

Чтобы эффективно работать в системе здравоохранения, Вам необходимо понимать и знать структуру системы здравоохранения, и уровни управления здравоохранением, иметь представление об основах экономики, маркетинга и системе медицинского страхования, разбираться в системе организации медицинской помощи населению. Без знания и понимания этих вопросов невозможно освоить целый ряд компетенций и стать конкурентоспособным специалистом.

Для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения необходимо иметь представление о состоянии здоровья населения в регионе и по Российской Федерации, уметь вычислять показатели здоровья и анализировать их, знать факторы, влияющие на состояние здоровья и методы гигиенического воспитания и обучения для устранения или уменьшения влияния этих негативных факторов.

Дисциплина, «Общественное здоровье и здравоохранение» к изучению которой приступаем и призвана дать ВАМ знания и умения необходимые медицинскому работнику для работы в сфере общественного здоровья по всем перечисленным вопросам.

Курс дисциплины состоит из 9 лекций и 5 практических занятий.

Курс дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» заканчивается экзаменом.

Общественное здоровье и здравоохранение как наука изучает закономерности общественного здоровья и здравоохранения.

История развития науки

Первым этапом в современном развитии общественного здоровья (тогда эта наука называлась «социальная гигиена») считается период от эпохи Возрождения до 1850 г. В этот период накапливались серьезные исследования по взаимозависимости состояния здоровья трудящегося населения, условий его жизни и труда.

Первым систематическим руководством по социальной гигиене был многотомный труд Франка, написанный в период с 1779 по 1819 гг.

Врачи 1848 и 1871 годов во Франции, пытались научно обосновать меры общественного здравоохранения, считая социальную медицину ключом к оздоровлению общества.

Рудольф Вирхов гигиенист из Германии в этот же период подчеркивал тесную связь между медициной и политикой.

Современник Вирхова Нойман ввел в немецкую литературу понятие «социальная медицина». В опубликованной в 1847 г. работе он убедительно доказал роль социальных факторов в развитии здравоохранения населения.

В конце XIX века определилось развитие основного направления общественного здоровья до наших дней. Это направление связывает развитие общественного здоровья с общим прогрессом научной гигиены или, с биолого-физической гигиеной.

В Англии в XIX веке также были крупные деятели общественного здравоохранения. Э. Чедвик видел главную причину плохого состояния здоровья народа в их нищете.

Развитию социальной гигиены в России более всего способствовали Ф.Ф. Эрисман, П.И. Куркин, З.Г. Френкель, Н.А. Семашко и З.П. Соловьев.

Из крупных российских социал-гигиенистов необходимо отметить Г.А. Баткиса, который разработал оригинальные статистические методики изучения санитарного состояния населения и ряд методов работы медицинских учреждений такие как новая система активного патронажа новорожденных, метод анамнестических демографических исследований и др.

 

Главной целью науки общественное здоровье и здравоохранения является создание рациональной общественной службы здравоохранения с высоким коэффициентом полезного действия.

Задачи науки:

1. изучение и оценка здоровья населения, динамики его развития;

2. изучение и оценка факторов, влияющих на здоровье;

3. разработка методов и способов укрепления здоровья, предупреждения заболеваний и инвалидности, а также их реабилитации;

4. оценка качества и эффективности здравоохранения;

5. решение проблем управления, финансирования и экономики здравоохранения;

6. правовое регулирование здравоохранения;

7. формирование социально-гигиенического менталитета и мышления медицинских работников.

Предметом изучения являются:

1. Здоровье населения.

2. Здравоохранение.

3. Факторы, влияющие на здоровье населения.

4. Медико-социально-значимая патология.

 

· Здоровье населения – медико-демографическая и социальная категория, отражающее физическое, психологическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определения социальных общностей.

· Здравоохранение – это система социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющих целью сохранить и повысить уровень здоровья каждого человека и населения в целом.

· Факторы риска – потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход.

· Социально-значимые заболевания – заболевания, обусловленные преимущественно социально-экономическими условиями, приносящие ущерб обществу и требующие социальной защиты человека.

Разделы науки:

1. Санитарная статистика (общественное здоровье).

2. Экспертиза нетрудоспособности.

3. Организация медицинской помощи (здравоохранение).

4. Управление, планирование, финансирование, экономика здравоохранения.

 

Для планомерного развития экономики любой страны огромное значение имеет информация о численности, возрастно-половой структуре населения, определение его прогнозов на будущее.

Общественное здоровье выявляет закономерности развития народонаселения, исследует демографические процессы, прогнозирует перспективу, разрабатывает рекомендации по государственному регулированию численности населения.

Ведущее значение при изучении данной дисциплины имеет вопрос об эффективности влияния на здоровье населения всех мероприятий, которые проводит государство, и роли в этом здравоохранения, отдельных медицинских учреждений.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных