ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Мысли, писанные двустишиями
Все с себя сбрось, и тогда рассекай житейское море; но не пускайся в плавание как грузный корабль, который готов тотчас потонуть. Помни непрестанно страшную смерть, как будто она у тебя перед глазами; и встретишь ее менее грозною. Непрестанно созидай ум свой в храм Богу, чтобы внутри своего сердца иметь невещественную опору — Царя. Познай себя самого, из чего и каким сотворен ты, доблестный мой, — и чрез сие удобно достигнешь красоты Первообраза. Тебя один день ведет к другому; и тот постоянно влается, кто сам в себе легок; но в сердце человека благоустроенного есть некончаемый день. Кто полагается на преходящее и приходящее, тот вверяется потоку, который не стоит на одном месте. Для меня равно худы — и негодная жизнь и негодное слово. Если имеешь одно, будешь иметь то и другое. Нечистому приступать к жертвоприношению значит оскорблять Бога. Но еще более оскорбляет Его тот, кто чтит всякие останки мертвых. На пути к совершенству никогда не останавливайся. Худо сходить непрестанно в глубину. И ты, который только выходишь из бездны греха, еще стоишь. Тот зрячий слепец, кто не видит, сколько пагубен его грех. Уметь открывать следы зверя — признак острого зрения. Если, имея нужду во враче своих немощей, скрываешь болезнь; то не спасешься от неисцельной гнилости. Твое слово, мое дело. Кто сделал не доброе дело, тому сомнительный помощник — красноречие. Пресыщение делает наглым, а я тебе, доблестный мой, желаю позаботиться о том, что вечно питаемую душу удерживает в должных пределах. Желаю также, чтобы ты богател одним Богом, а целый мир почитал всегда наравне с паутинными тканями. Блага настоящей жизни весьма чужды для человека; человеческая добродетель — вот что одно составляет жизнь. Приступите, всем вопиет слово нелживого Советодавца — Бога, приступите немедленно к познанию пренебесной Троицы! Вы, на кого в сей жизни наложил свои узы честный брак, приложите ума, как бы вам больше плодов внести в небесные точила! А вы, невесты девы, приявшие в объятия свои Слово великого Бога, старайтесь в дар Богу принести все! Одинокая жизнь — всеозаряющий свет; но надобно устранить сердце от мира, и держать себя вдали от плотского. Оскорбительно для веры — не в сердце ее иметь, но поставлять в каком-нибудь цвете. Краску не трудно смыть; а я люблю то, что проникло в глубину. Не надобно иметь ни справедливости неумолимой, ни благоразумия, избирающего кривые пути. Лучше всего — во всем мера. Умеряй свою смелость, иначе будет она дерзостью, а не мужеством. К признакам целомудрия принадлежит и некоторая веселость. Прекрасно иметь ум, отверстый всегда для Божьего слова; чрез сие приобретается ведение небесных законов. Спеши стать совершенным; не угождай тем, кому всего лучше не угождать; тешить грех — самая бесславная слава. Добродетельному стыдно быть защитником порочных; это почти то же, что собственной ногою стать на стезю порока. Золото испытывается в горниле, а добродетельный — в скорбях. Часто скорбь бывает легче состояния невредимости. Легко отречется и великого Бога, кто отрекся отца. И наставника в благочестии уважай, как отца. Моль все поедает; и на гроб не оставляй своего достояния; лучшая погребальная почесть — доброе имя. Щади своих ближних, особенно же мертвых, которые все оставили и не могут ничего тебе сделать. Оставив весь мир и всякое здешнее бремя, направляй парус в небесную жизнь. Непрестанно простирайся на дела более и более совершенные, умудряемый Богом; паче же всего предметом твоих попечений да будет Троица.
Двустишия За хорошим началом следует и прекрасный конец; справедливость сего показывают самые последствия дел. Вот начало, которое приносит людям хороший конец, — свято трудись над очищением жизни! Окрыляемый учением, не летай без действительных крыльев; потому что без крыльев и птица не летает. Человеку в жизни наибольшая слава — ведение; но и оно вредит употребляющему его во зло. Смотри, чтобы не уловила тебя в обман суетная слава, — это западня для людей недалеких умом. Делая хорошее, старайся и стоять в этом; потому что к худому переход скор. Обуздывай смех, и гневу полагай предел, всеми же мерами гони от себя праздное слово. Прежде всего бойся Бога, чти родителей, об иереях говори с похвалою, и имей в уважении старцев. Сыну никогда не входить в спор с отцом — повелевает закон, а прежде закона — природа. Чего вовсе не хочешь терпеть от другого, того и сам не желай делать другому. Для сделавшего тяжкий проступок, гнев не тяжек; потому что суд воздает только равным за равное. Из мудрых уст каплют самые сладкие слова; а горькая гортань изрыгает брани. Потоки сладости источаются с языка доброглаголивого, а в нескромных устах родятся гнилые речи. Друзья любят и любимое друзьями, а враги презирают и срамят друзей. Для бедных друзей затворены двери богатых; богатым же всегда приязненны блистательные чертоги. Вода — прекрасный напиток; она не нарушает ясности мыслей; а выпитая чаша вина мутит ум. Вино, по природе своей, незнакомо с целомудрием; тем и производит оно удовольствие, что раздражает. Ум легок и не терпит обремененного чрева; потому что у противоположного с противоположным всегда борьба. Лучше слегка принять пищи, нежели быть за богатым ужином, но только во сне. Глупец во сне делается богатее и того, кто имеет у себя бездну денег. Лучше быть бездетным, нежели иметь глупых детей; там один бездетен, а здесь многие худы. Для всякого умершего человека целая земля есть гроб; потому что все, что из земли, на земле и в землю обращается. Пастух, когда захочет, доит и козлов, но вместо молока выжимает у них потоки крови. Свинья, когда видит, что готовят ей корм, умеет сдержаться и не хватает прежде времени. И бесчинных людей принуждай не нарушать приличного и установленного законами порядка. Соблюдая закон, изгонишь вон страх; потому что всякий исполнитель законов — вне страха. Сведущий кормчий избежит девятого вала; а ум, обогащенный мудрыми мыслями, спасется от всякой беды. Не замышляй ничего противного добродетельной жизни; потому что заблуждение порока очевидно. Большая наковальня не боится стука; и мудрый ум отражает от себя все вредное. Зайца приводит в страх шум листьев, а человека робкого пугает и одна тень. Ненавижу бедняка, делающего подарки богатому, как человеку, который сладко говорит, но забывает накормить. Злонамеренный оратор извращает законы; а благонравный оратор — самая стройная гармония. Богатые смеются укоризнам сирот; они смеются даже и Божию наказанию. На собственную пагубу хвалится законами, кто незаконно требует соблюдения законов. Обычное дело бедняку не думать о себе высоко, потому что у одних богатых не бывает забот о средствах жизни. Учи глупых, соображаясь, сколько можно, с их природой, тогда, может быть, сверх чаяния, сделаешь их благоразумными. От удара железа воспламеняются и камни; плотно свитый бич образует сердце. Весьма худо и давать клятву, и требовать ее; в обоих случаях оскорбляешь правду. Собирай сокровище для нескончаемого века, а настоящий век оскудевает даже прежде своего конца. Не будь привязан к счастью, которое разрушается временем; а что время строит, время же и разрушает. Неприлично женщинам выказывать в себе мужеский нрав; всякое другое правило кроме стыдливости чуждо благонравной женщине. Удовольствие для наслаждающегося им кратковременно; едва наступит, как и улетает, подобно камню. Для больного никакое богатство не предпочтительнее здоровья; и природа поступает премудро в том, что всегда желает здоровья. Слова неразумного человека — шумный плеск моря, которое бьет в берега, но не напояет береговых растений. Подарок заставляет и мудрецов видя не видеть; золото — такая же ловушка для людей, как сеть для птиц. Скорби преждевременно рождают седины; чего лишил нас образ жизни, того не восстановит время. Богатство — самый проворный приспешник в худом; потому что при могуществе всего сподручнее сделать зло. Никакое приобретение не лучше друга; но никогда не приобретай себе в друзья худого человека. Уважай порядок и предпочитай могуществу; потому что сам он есть могущество и всегдашний охранитель могущества. Ум озабоченный — это моль, которая точит кости; тело цветет, когда избегает забот. Никакое пресыщение не бывает целомудренно; потому что огню свойственно сожигать вещество. Вино — это поджога остывшей страсти; а всякое подложенное в огонь вещество усиливает пламень. Кто боится тяжеб, тот избежит и гнева; потому что тяжбы часто воспламеняют сердце гневом. Ужасно прибавлять трудов изнемогающему в трудах; однако же труд нередко прекращал труды. Иной боится тех трудов, какие несут другие; а посмотри, и сам он завален трудами своего рода. Заботься всегда о вечной славе; потому что настоящая слава ежедневно обманывает. Гнев — небезопасный для всякого советник; что предпринято в гневе, то никогда не бывает благоразумно. Змия зла, аспид хитер; в этих животных видна порознь злоба, соединенная в одной женщине. Смотря на голые кости, убедишься, что все здешнее не принадлежит нам существенно. Если молодой рак ходит не прямо, то берет для сего пример с матерней походки. Делая принуждение природе, и от худых учителей, без сомнения, произведешь хороших учеников. Украшай себя добрыми отличиями жизни и не презирай бедного сироту. Когда даст Бог, ничего не сделает зависть; а когда не даст, не поможет никакой труд. Рождаешь, ехидна? — Не избегай мук рождения; когда ты зачала, то испытаешь, что испытала твоя мать, рождая тебя За явную робость никого не признают храбрым; одни победы приобретают похвалу. Сонливый человек — изобретатель грез; потому что сон знаком только с призраками, а не с действительными вещами. Принуждение убеждает и против воли; оно не редко связывает руки и исполинам. Когда народная толпа в заблуждении, всякий начинает кричать, и все обращается в беспорядок. Бездельного дела никогда не называй делом, ибо все бездельное достойно презрения. И у собак, которые сбежались на падаль, уважается порядок. Когда говорит золото, тогда все другие слова не действительны. Оно умеет убеждать, хотя и не имеет языка. Могут и ныне наслаждаться миром преданные скоропреходящим благам этой жизни.
Песнь Богу
1. О Ты, Который превыше всего! ибо что иное позволено мне изречь о Тебе? как воспеснословить Тебя слово? ибо Ты неизрекаем никаким словом. Как воззрит на Тебя ум? Ибо Ты непостижим никаким умом. Ты един неизглаголан; потому что произвел все изрекаемое словом! Ты един неведом; потому что произвел все объемлемое мыслию. Тебе воздает честь все и одаренное и не одаренное разумом! К Тебе устремлены общие (всех желания; о Тебе болезнуют все сердца; Тебе все воссылает моления; Тебе все, уразумевающее Твои мановения, изрекает безмолвное песнословие. Тобою единым все пребывает. К Тебе все в совокупности стремится. Ты конец всего, Ты един и все; Ты ни един, ни единое, ни все. О Всеименуемый! Как наименую Тебя, единого неименуемого? Да и какой небесный ум проникнет сквозь заоблачные покровы? Будь милосерд, о Ты, Который превыше всего! ибо что иное позволено мне изречь о Тебе? 2. Дай воспеснословить, дай прославить Тебя, нетленного Единодержца, Царя, Владыку! Тобою песнь и хвала, и ангельские лики, и нескончаемые веки; Тобою сияет солнце, Тобою путь луны, и вся красота звезд; Тобою человек, отличенный честью, как животное разумное, получил в удел мысль о Божестве. Ты создал все, каждой вещи указываешь ее чин и все объемлешь Своим промыслом. Ты изрек слово, и совершилось дело. Ибо слово Твое есть Бог Сын, единосущный и равночестный Родившему. Он привел все в устройство, чтобы над всем царствовать. А всеобъемлющий Святой Дух Бог хранит все Своим промышлением. Воспеваю Тебя, живая Троица, единая и единственно единоначальная, Божество неизменяемое, безначальное, Естество неизглаголанной сущности, Ум непостижимый в мудрости, небесная Держава, непогрешимая, неподначальная, беспредельная, Сияние неудобозримое, но все обозревающее, от земли и до бездны ни в чем не знающее для Себя глубины! Будь милостив ко мне, Отец! даруй мне, чтобы всегда служил я сей святыне; а грехи мои отринь, очистив совесть от всякого худого помышления, чтобы я прославил Бога, воздевая преподобные руки; благословил Христа, и коленопреклонно испросил у Него — принять меня, раба Своего, когда придет Он во царствии! Будь милостив ко мне, Отец! да обрету у Тебя милость и благодать; потому что Тебе слава и благодарение в безмерные веки!
Молитва ко Христу
1. О если бы и мне не забыть Тебя, и Ты не забыл меня, Царь, предмет искания мудрых, и Тройственный Свет! О если бы не похитил меня неприязненный и не скрыл в таибницах ада, за ненавистными затворами тмы! Он страшен и злокознен для друзей Твоих. Но знаю, что избегну его, если Ты обо мне памятуешь, и непрестанно ограждаешь меня словом Своим и мыслию о Тебе. 2. Наставник! меня, ученика Твоего, объемлет страшная волна; пробудись, пока я не умер! Повели только, и буря умрет. Осмеливаюсь нечто сказать Тебе, Христос мой: не попусти, чтоб подавила и угасила меня тяжесть скорбей! Ибо многие у Тебя ниже меня, и Ты помиловал их; не суди же и меня по заслуженному мною; но сними с меня большую часть бремени! Кто понесет тяготу даже и одного только дня? К кому прибегну обремененный злостраданиями? 3. Если бы расстроился у меня телесный состав; то поискал бы я врача. А если бы я был какой-нибудь бедняк, то пошел бы к богатому. Во время бури укрылся бы в пристанище. И если бы меня обидели; то прибегнул бы к законам и судилищам. Падающего с стремнины спасал иногда куст. Но если запинает меня растлитель во мне Божия образа; то в ком найду я опору, кроме Тебя, Повелитель? 4. Новое, новое что-то, о Божие Слово! новое что-то происходит со мною! Глубина сердца моего опустела; не стало в ней ни мудрого слова, ни мудрой мысли. Правда, что лукавый дух стремительно бежит от меня; однако же его место не занято во мне ничем лучшим. Наполни меня Ты Своими благами, чтобы опять не пришла ко мне зависть, и не обратила меня в свою рабочую храмину, — что будет хуже прежнего! 5. Опять пришел змий; за Тебя емлюсь, Христе! Да предстанет Давид, и да бряцает в гусли! Отойди, отойди от меня, дух, который давишь зло (1 Цар. 15, 14)! 6. Опять пришел ко мне змий. За тебя емлюсь, Боже; поддержи, поддержи меня, не предавай на поругание Своего образа, да не похитит меня враг, как птицу из гнезда! 7. Увы! и суда боюсь, и желаю разрешения. Здесь я гоним, не имею минуты отдыха в жизни. А туда Ты меня зовешь, но не имею дерзновения. Твой я, Христе! спаси меня, как Сам благоизволишь!
Молитва утренняя Утро! Даю десницу мою Богу — не делать и не одобрять дел темных, но Тебе преимущественно принести в жертву сей день, пребывая непоколебимым и самовластителем страстей. Если же проведу его худо; стыдно мне будет старости и этой Трапезы, которой предстою. Таково мое желание, Христе; успехом же увенчай его Ты!
Молитва вечерняя Солгал я пред Тобою — Истиною, Слово, когда посвящал Тебе настоящий день. Не совершенно светлым застигла меня ночь, не каким обещался и надеялся быть. Но в ином преткнулись мои ноги; потому что наступил мрак, ненавистник спасения. Ты, Христе, воссияй свет Свой, и снова явись мне!
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|